Наши коммунальные службы должны работать на наших машинах!

Наши коммунальные службы должны работать на наших машинах!

Базовое шасси – тракторное

Пожалуй, в большей части коммунальных многофункциональных машин в качестве базового используется колесное шасси либо тракторное, либо грузового автомобиля. Несколько реже можно встретить использование оригинального самоходного шасси, и еще более редки случаи использования мотоблоков.

В сфере производства коммунальной техники наибольшую популярность завоевали колесные трактора класса 0,61,4 т. Их короткая база придает машине маневренность. Кроме того, для шасси данного класса характерна небольшая рабочая скорость, возможность реверсивного движения. Эти качества очень важны при работе в пешеходных зонах, во дворах «спальных» микрорайонов современных мегаполисов. Дополнительным аргументов в пользу данных шасси является и то, что для установки большинства видов навесного оборудования каких-либо изменений в конструкции шасси не требуется, а монтаж/демонтаж занимает минимум времени.

Трактора Владимирского моторо-тракторного завода, входящего в «Концерн «Тракторные заводы», являясь, безусловно, в первую очередь сельхозтехникой, отлично подходят для создания на их базе коммунальных машин. Завод сегодня выпускает трактора различных модификаций, которые комплектуются дизельными двигателями мощностью 18,4-55,2 кВт. Повышенным интересом покупателей пользуются шасси трактора Агромаш-30ТК. Это модернизированная модель Т30-69. В Агромаш-30ТК улучшены технико-экономические и эксплуатационные показатели. Данное шасси достаточно просто комплектуется плужно-щеточным, бульдозерным, снегоуборочным, распределительным и другим оборудованием.

В прежние годы на ВМТЗ собирали различную коммунальную технику, сегодня же упор делается на производство качественных шасси. Из прежнего «коммунального» ассортимента ВМТЗ сегодня выпускает две модели самозагрузчиков. Это машины Агромаш-30СШ (ВТЗ-30СШ) с 2-цилиндровым двигателем Д120 мощностью 22,1 кВт и более мощная модель – Агромаш-50СШ (ВТЗ-50СШ) с двигателем Д130 мощностью 33,1 кВт. Самозагружающиеся шасси, г/п 1,0 и 1,5 т соответственно, предназначены для автономной погрузки, перевозки и разгрузки мусора или снега. Универсальные серийно выпускаемые машины рамной конструкции нашли широкое применение в качестве транспортных средств на строительных объектах, складах и базах. Конструкция удобна тем, что дизельный двигатель и силовая передача размещены сзади, а передняя часть самоходного шасси является открытой рамой, на которую, собственно, и монтируется грузовая платформа либо необходимые навесные агрегаты. Данная компоновка позволяет водителю видеть рабочую площадку и полностью контролировать ход работ.

Интересной разработкой конструкторов ВМТЗ в области коммунального машиностроения стала вакуумная тротуароуборочная машина ВТЗ-30СШ-КО, собранная на базе самоходного шасси ВТЗ-30СШ. Модель предназначена для тщательной очистки городских территорий от скошенной травы, опавших листьев, мелкого мусора с газонов и дорог путем всасывания в бункер машины вакуумными соплами. Рабочая скорость машины – 1,48 км/ч, транспортная же может достигать 23,86 км/ч. Машина с установленной цилиндрической щеткой может очищать полосу шириной 1,2 м, а при дополнительной комплектации двумя боковыми щетками – до 2,1 м. В ВТЗ-30СШ-КО установлена система пылеподавления, имеются трубчатые приемники, позволяющие собирать мусор в самых недоступных местах. Емкость саморазгружающегося бункера – 650 л.

ПО им. Бушуева из Златоуста, объединяющее в себе несколько предприятий машиностроительного комплекса, производит на базе тракторов ЮМЗ-6, ЛТЗ, МТЗ, Foton машины коммунальные серии МК (МК.01, МК.02, МК.03, МК.04), с помощью которой можно решить практически весь круг возможных задач, возникающих в городских хозяйствах. Машины комплектуются поворотными или прямыми отвалами различного типа, как для работы с грунтом, так и для сдвигания снега. При комплектации оборудованием фронтального погрузчика, особенно при установке на машину челюстного ковша вместо обычного, появляется возможность выполнять планировочные работы, а также осуществлять погрузку валунов, бревен, труб.

На ПО им. Бушуева также разработали для очистки от уплотненного снега городских улиц и площадей, для расчистки снежных завалов путем отбрасывания в сторону снежных масс большого объема роторно-фрезерную установку, монтируемую на базовое шасси МТЗ-82, хотя возможен монтаж и на трактора ЮМЗ, МТЗ, ЛТЗ, Foton.

Но использование шасси МТЗ в уборочной городской спецтехнике не всегда приемлемо. Габариты белорусских машин могут не «вписываться» в узкие, заставленные машинами, дворы. А кроме того, надо учитывать, что при массе шасси около 4 т на него устанавливается достаточно массивное навесное оборудование. Причем, если устанавливается задняя цилиндрическая щетка, то, чтобы машина не теряла устойчивости, желательно загружать и фронтальную часть, например, устанавливать снегоуборочный отвал. При такой массе машина может просто разрушить тротуарное покрытие.

В сфере производства коммунальной техники наибольшую популярность завоевали колесные трактора класса 0,6-1.4 т. Их короткая база придает машине маневренность. Кроме того, для шасси данного класса характерна небольшая рабочая скорость движения, возможность реверсивного движения. Эти качества очень важны при работе в пешеходных зонах, во дворах «спальных» микрорайонов современных мегаполисов. Дополнительным аргументов в пользу данных шасси является и то, что для установки большинства видов навесного оборудования каких-либо изменений в конструкции шасси не требуется, а монтаж/демонтаж занимает минимум времени.

 

Колесные грузовые шасси

Примером использования в коммунальных машинах грузовых шасси малой г/п, от 0,75 до 2,0 т, может служить опыт Липецкого завода малых коммунальных машин. Завод сегодня располагает самым широким ассортиментом модификаций коммунальных машин на базе шасси УАЗ. В связи с всесезонной эксплуатацией коммунальных машин используются шасси повышенной проходимости. На базе полноприводной модели УАЗ-3303 и модификаций производства Ульяновского автозавода ЛЗМКМ разработал модели пожарных машин, многоцелевые комбинированные 3-осные машины-вездеходы для сельского хозяйства, а также машины, укомплектованные буровыми установками, моечными комплексами, установками для мойки разделительных полос и удаления грунтовых наносов. Предприятие производит самосвалы на базе УАЗ с объемом кузова 2–4 м3 и г/п 2,0 т и даже льдозаливочные машины для обслуживания катков и хоккейных площадок.

Для уборки городских внутриквартальных территорий, проезжей части и парковых зон летом от мусора и пыли, а зимой от снега завод выпускает хорошо знакомые многим работникам коммунальной сферы модели МКМ-1903, МКМ-1904 под торговым названием «Чистик». К выпускаемым коммунальным машинам завод производит почти два десятка видов навесного оборудования. При зимней эксплуатации машины могут оснащаться снегоочистительным полноповоротным отвалом, подметально-щеточным узлом, пескоразбрасывающей установкой.

В мод. МКМ-1904 предприятие использует гидрообъемную трансмиссию (ГОТ), производства Danfoss. ГОТ скомплектована из регулируемого насоса и нерегулируемого гидромотора Sauer-Danfoss. Управление насосом осуществляется с помощью джойстика, через электрогидравлический привод. Использование ГОТ облегчает управление и повышает уровень комфорта в работе оператора.

Для повышения эффективности торможения в конструкции сохранена традиционная для УАЗа система колесных рабочих тормозов. Если она включается, то отключается аксиально-поршневой насос ГОТ. Такая тормозная система дает возможность задавать максимальное фиксированное значение рабочей скорости. Если, например, расчищая снег, необходимо установить низкую скорость движения, требуемая скорость задается водителем с помощью рукоятки аксиально-поршневого насоса. При необходимости машину можно остановить нажатием педали тормоза, при этом двигатель не заглохнет, а после отпускания тормоза МКМ-1904 снова наберет заданную скорость.

Действие ГОТ проявляется в плавном, устойчивом и равномерном движении машины, поскольку скорость регулируется бесступенчато. Кроме того, описанный вид привода обеспечивает максимальное тяговое усилие машины, исключая возможность остановки двигателя при повышенной нагрузке. Машина приобретает жесткую скоростную характеристику под нагрузкой с возможностью некоторого демпфирования, способность неограниченное время работать на минимальной рабочей скорости 0,77 км/ч с использованием быстрого реверса, в то время как минимальная скорость обычной МКМ-1904 – 5 км/ч.

Арзамасский завод «Коммаш» в следующем году отмечает свое 80-летие. Ранее завод использовал для выпуска коммунальных машин шасси ВМТЗ. Сегодня ассортимент продукции завода значительно изменился. Для круглогодичного обслуживания городских дорог с асфальтовым и бетонным покрытием разработана серия машин КО-829, состоящая из 9 моделей. В качестве базового используются шасси КамАЗ различных модификаций с дизельным двигателем мощностью 137–283 кВт и шасси ЗиЛ, с двигателем мощностью 96,9–100 кВт. На шасси могут устанавливаться различные отвалы: скоростные, городские, боковые. Также на некоторые модели устанавливается межбазовая щетка с усиленным гидроприводом. В кузов машины устанавливается распределитель ПГМ. Универсальная монтажная плита позволяет очень быстро и легко производить замену отвалов. Положение разбрасывающего диска по высоте регулируется в зависимости от обрабатываемой площади и погодных условий.

«ТверьКомМаш», молодое предприятие, которому нет и 5 лет, основной целью своей видит наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей коммунальной и дорожной техники путем внедрения инновационных технологий в области коммунального и дорожного машиностроения. О том, что заявленные цели – не пустой звук, свидетельствует то, что за короткий срок продукция завода заслужила уважение потребителей.

Для круглогодичного использования предприятие разработало дорожные машины ТКМ-250/251. Машины рассчитаны на выполнение погрузочно-разгрузочных операций, уборку автодорог с различным покрытием, а также очистку от мусора и снега тротуаров, дворов, городских скверов и парков. Для выполнения этих задач мощный дизель 59 кВт приводит в действие машину, которая работает в диапазоне скоростей 0-26,5 км/ч вперед и 0-25 км/ч назад. 12 видов навесного оборудования позволяют удовлетворить практически все нужды сезонного обслуживания дорог. Кроме уборки снега с помощью шнекороторного навесного оборудования, роторного снегоочистителя, а также сгребания снега в сторону с помощью снегоуборочного отвала, машины выполняют буровые операции, фрезеруют асфальтобетонные покрытия и др.

Что касается такой необходимой для коммунальных служб техники, как ассенизационная, то, например, «86 механический завод» в г. Энгельсе Саратовской области (филиал ОАО «ПЭУ») выпускает подобные машины, обладающие повышенной эксплуатационной прочностью и производительностью.

Так, машина ассенизационная АНМ-53 предназначена для вакуумной очистки выгребных ям глубиной до 3,5 м от нечистот и доставки их к месту утилизации. Заполнение цистерн осуществляется под действием вакуума, создаваемого вакуумным насосом типа КО-503, в течение 5–7 мин. Рабочее разряжение вакуум-насоса при наполнении составляет 80–85%. Опорожнение цистерн происходит самотеком или под давлением вакуумного насоса. Рабочее давление в цистерне при опорожнении составляет 0,5-0,6 атм.

АНМ-53 выпускается на шасси ГАЗ-3307, ГАЗ-3309, ГАЗ-33081 «Садко», ЗиЛ-433362, ЗиЛ-433442, ЗиЛ-131, Амур-531344, Амур-531350, Амур-531340 с цистерной емкостью 3,75 м3, с толщиной стенки 4–5 мм.

Вакуумная машина проста в эксплуатации, а оборудование, которое устанавливается на нее, – надежно и долговечно. В связи с этим машина пользуется большой популярностью среди заказчиков: как юридических, так и физических лиц.

 

Многофункциональные машины на оригинальных шасси

Для уборки ограниченных территорий (тротуары, лотковая часть дорог общего пользования, дворы, проезды, остановочные комплексы, прилегающие территории и т.п.) применяются малогабаритные машины, концепция построения которых принципиально другая: специальное шасси, агрегатированное с вакуумной установкой, «заточенной» под конкретное шасси. Рынок таких машин, как и список их производителей, не так широк: это, в основном, техника из-за рубежа. В России разработка и производство малогабаритных вакуумных уборочных машин оказались под силу только ОАО «Машиностроительный завод им. М. И. Калинина» (г. Екатеринбург). Выпускаемая предприятием в настоящее время коммунальная  машина МК-1500М2 – это современная добротная техника, в которой применены комплектующие лучших мировых брендов: двигатель KUBOTA, весьма лояльный к эксплуатации в российских условиях, гидравлика DANFOS, вакуумная установка KOBIT, кстати, обладающая уникальной производительностью. Разумеется, в машине применены и проверенные временем отечественные комплектующие. Конструкция машины максимально приспособлена к российским условиям: запуск двигателя до -25º С, ГСМ и расходные материалы широкого применения, возможность обслуживания своими силами, ремонтопригодность.

Основное предназначение машины МК-1500М2 – вакуумная уборка. Что здесь выделяет машину МК-1500М2? Это, как уже упоминалось, уникально высокая производительность вакуумной установки – 13600м3/час (у лучших зарубежных машин – до 9000 м3/час). Значение этого параметра сложно переоценить, он напрямую влияет на качество уборки. В «летнем» исполнении возможна комплектация машины:

– третьей щеткой-манипулятором, которая позволяет сметать мусор с поверхностей, находящихся выше уровня колес (бордюрный камень и прилегающие к нему участки тротуара, ступени и т.п.), а также увеличивает ширину уборки;

– поливомоечной установкой и специальной щеткой для мытья бордюров.

Машина способна бороться с пылью и мусором не только летом, но и в межсезонье, когда температуры отрицательные, а снежный покров отсутствует: для увлажнения используются специальные незамерзающие жидкости.

Разумеется, рачительный хозяин заинтересован в круглогодичном использовании, прямо скажем, недешевой вакуумной уборочной техники. Машина МК-1500М2 и в этом случае выделяется в лучшую сторону: ее конструкция предусматривает установку полноценного бункера-пескоразбрасывателя (объемом 1,5м3) взамен основного, вакуумного.

Такой вариант несравненно эффективнее, чем закрепление «рюкзака» объемом до 300 л на задней стенке основного бункера.

Замена бункеров (а также баков поливомоечной установки) на машине МК-1500М2 производится с помощью винтовых домкратов, входящих в комплект поставки, без применения дополнительных грузоподъемных механизмов.

Вместе с пескоразбрасывателем, взамен бесполезного зимой щеточного узла используются на выбор: снежный отвал, валковая щетка, шнекороторный снегометатель.

Ширина полосы, убираемой этими устройствами, – до 1,8 м. Установка их на машину (как и поливальной рейки поливомоечной установки) производится на монтажную плиту с подключением к гидросистеме через быстроразъемные соединения (БРС).

Машина МК-1500М2 выпускается серийно с 2007 года и успешно эксплуатируется в различных регионах РФ: от Салехарда на севере до Новороссийска на юге, от Санкт-Петербурга на западе до Петропавловска-Камчатского на востоке.

Машина ЧЕТРА МКСМ-800, которую сегодня выпускает Курганмашзавод (входит в «Концерн «Тракторные заводы»), аналогов в России не имеет. Ее используют и строительные организации, и дорожные службы, и, конечно, отечественные коммунальщики. Удобно организованное управление, состоящее всего из двух рукоятей-джойстиков, бесступенчатое регулирование скорости и плавное изменение направления движения, маневренность и компактность  (машина входит в проемы 2,1 х 1,8 м), высокая степень остекления, комфортные условия на рабочем месте оператора и удобство обслуживания машины – все это и многое другое сделали ее одной из самых востребованных машин своего класса. Универсальность машины обеспечивают 19 видов сменного оборудования, которое оператор меняет без посторонней помощи за считанные минуты. Быстроразъемные гидромуфты предотвращают потери рабочей жидкости, а также ее загрязнение при замене навесных агрегатов.

Машина рассчитана для выполнения операций по снегоочистке. Колесный ход может быстро преобразоваться в гусеничный: гусеницы, надеваемые прямо на колеса, существенно повышают проходимость машины. Разворот на месте, благодаря бесступенчатому изменению скоростей вращения правой и левой коробок передач, позволяет машине убирать снег из самых узких проходов. Для зимней эксплуатации ЧЕТРА МКСМ-800 разработан и устанавливается поворотный отвал и снегоочиститель, а также дорожная щетка и разбрасыватель ПГМ с бункером для посыпочного материала.

ОАО «Сарэкс»,  входящий в «Концерн «Тракторные заводы», в 2013 году начал выпуск новых мини-погрузчиков ЧЕТРА МКСМ серии А грузоподъемностью от 800 до 1200 кг. Техника пришла на смену ЧЕТРА МКСМ предыдущего поколения, которые 20 лет поставляются на крупнейшие инфраструктурные и строительные площадки страны. Они отличаются от курганских погрузчиков новым эргономичным дизайном, увеличенным обзором кабины, улучшенными скоростными характеристиками, удобством обслуживания и снижением уровня шумности. По количеству видов навесного оборудования они не отличаются от предшественника.

Около двух десятков лет Уралвагонзавод производил машины ПУМ-500У. Благодаря универсальности и надежности данная модель до сих пор пользуется спросом коммунальных служб. Машина очень технологична. Для снятия и установки сменных навесных агрегатов оператору нужно не более 10 минут, и выходить из кабины при этом ему не надо. Заводом разработано 15 видов навесного инструмента, из них 12 наименований – различные специальные виды ковшей. Машина ПУМ-500У очень эффективна в «уборочном» качестве. Различные типы ковшей и щеток, предоставляемые заводом, позволяют очищать от снега и грязи дороги и тротуары. Возможная установка гусеничных лент поверх колес значительно повышает проходимость по льду и глубокому снегу, этому также способствует большой клиренс.

Для борьбы со снежной стихией ПУМ-500У может оснащаться шнекороторным специальным ковшом. Но, кроме этого, машину используют для погрузки кусковых и штучных грузов, рытья траншей и даже приготовления бетона в бетономешалке.

Одна из последних разработок конструкторского бюро предприятия в области универсальной техники – погрузчик с бортовым поворотом ПмК-6,02. Эта более мощная машина, по сравнению с ПУМ-500У, комплектуется двигателем Deutz. Машина рассчитана на работу в температурном диапазоне от -30°С до +40°С. Отлично справляясь с функциями уборки снега, машина дополнительно может выполнить массу операций, вплоть до бурения.

В рамках полномасштабной реконструкции производства, происходящей в корпорации «Уралвагонзавод им. Ф.Э.Дзержинского», объединяющей 20 промышленных предприятий, НИИ и КБ в России и Европе, в настоящее время решается вопрос о производстве ПУМ-500У и ПмК-6.02 на одном из четырех выбранных предприятий. Возможно, это будет ЧТЗ-Уралтрак в Челябинске.

Многофункциональные и комбинированные коммунальные машины начали производиться российскими предприятиями относительно недавно. Нам еще сложно конкурировать с японскими, американскими, европейским компаниями, которые активно проникают на наш рынок, предлагая свою высококачественную коммунальную технику.

Пока российский рынок подобной техники далек от насыщения, и конкуренция между импортной и отечественной техникой не проявляется остро. Но наши производители понимают – если не повышать качество машин, не делать их надежными и удобными в обслуживании, то даже главный козырь – невысокая цена – не спасет нашу продукцию от вытеснения с рынка. Сегодня российский производитель прочно занимает свою нишу. Увеличат ли наши коммунальные многофункциональные машины свою долю на рынке в ближайшее время – сказать сложно, но работа на предприятиях идет интенсивная.

Похожие записи

Оставить комментарий