Русские не сдаются: рынок автокранов

Российский рынок автокранов – один из немногих сегментов российского рынка дорожно-строительной техники, где импорт – скорее исключение, чем правило. Так, по итогам 9 месяцев 2014 года доля импортных машин в сегменте бульдозеров составила 76%, в сегменте автогрейдеров – 42%, в сегменте фронтальных погрузчиков – 86%, экскаваторов – 87%. Особняком стоят автокраны: доля импорта по итогам января-сентября составила 16%. Почему же российская техника занимает лидирующие позиции? Собственно, причин несколько. Но обо всем по порядку.

 

По итогам 2013 года объем предложения на российском рынке автокранов остался на уровне 2012 года, но на докризисные показатели (7 223 ед. в 2008 году) рынок так и не вышел. За 9 месяцев 2014 года рынок «просел» на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, при этом снижение произошло за счет отечественной продукции (-33%), а вот объем импорта вырос на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

 

Лидирующие позиции занимают отечественные автокраны: по итогам 2013 года их доля составила 89%, а по итогам 9 месяцев 2014 года доля несколько снизилась до отметки в 84%. В стоимостном выражении российские автокраны также лидируют: 89% по итогам 2013 года и 80% по итогам января-сентября 2014 года.

 

Структура российского рынка автокранов по происхождению в 2010-9 мес. 2014 гг., в количественном выражении. Источник: Росстат, данные ФТС, аналитика I-Marketing

 

Ключевыми игроками на российском рынке автокранов являются отечественные производители ОАО «Автокран» (38%), ОАО «Клинцовский автокрановый завод» (22%) и ОАО «Галичский автокрановый завод» (10%). Из иностранных компаний можно выделить китайского производителя XCMG (12%). Таким образом, на трех российских производителей приходится 70% от общего объема российского рынка автокранов.

 

Доли ключевых игроков на российском рынке автокранов по итогам 9 месяцев 2014 года, в количественном выражении. Источник: данные компаний, данные ФТС, аналитика I-Marketing

 

Причин прочных рыночных позиций российских автокрановых заводов – ОАО «Автокран», ОАО «Клинцовский автокрановый завод» и ОАО «Галичский автокрановый завод» (ГАКЗ) – несколько.

 

Во-первых, это особенность шасси. В отечественном краностроении производители используют серийные автомобильные шасси, в отличие от их западных коллег, которые монтируют крановую установку на специализированное самоходное шасси. Использование серийного автомобильного шасси дает ограничения в технологии производства крана (в первую очередь по грузоподъемности), но огромным плюсом является преимущество в сервисе, что актуально в условиях русской зимы. У иностранных машин (особенно в сегменте подержанной техники) возникают проблемы с запчастями и сервисом, что неблагоприятно сказывается на объемах продаж.

 

Вторым конкурентным преимуществом российских автокрановых заводов является развитие сервиса и постпродажной поддержки. Так, Ивановская марка (ОАО «Автокран» и ЗАО «Газпром-кран») разработала новый комплекс сервисных услуг, куда входят регионально-технические центры, мобильные бригады для оперативного ремонта техники в удаленных регионах, а также новый сервисный портал, с помощью которого можно получить профессиональную помощь, заказать запчасти, сделать заявку на ремонт и пр.

 

Третье преимущество заключается в постоянном обновлении и расширении модельного ряда российскими производителями.

 

Например, с 2014 года Клинцовский автокрановый завод начал серийное производство кранов с овоидной стрелой серии КС-55713-К-4. Отличительные особенности данной серии заключаются в увеличении опорного контура и длины стрелы, а также наличии овоидного сечения в стреле полукороба.

 

ОАО «Автокран» предлагает рынку новый класс автомобильных кранов – «Городской кран». В марте 2014 года на заводе в серийное производство запущены две модели автомобильных кранов «Ивановец» этого класса КС-55744 и КС-55744-1 грузоподъемностью 25 тонн, а летом ивановцы представили 35- и 40-тонники (КС-55735-6, КС-55735-7 и КС-65740-6, КС-65740-7). Ключевыми особенностями новых кранов являются их малый вес, отсутствие перегрузов по осям шасси, а также компактность и высокая маневренность. Автокраны (кстати, эту серию назвали «Бульдог») смонтированы на двухосных шасси КАМАЗ и МАЗ. Их масса не превышает 17 тонн, а нагрузка на переднюю и заднюю оси – менее семи и десяти тонн, что полностью соответствует «Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом» и дает им возможность перемещаться по дорогам общего пользования без дополнительной платы за перегруз.

 

Галичский автокрановый завод запустил в производство линейку автокранов грузоподъемностью 70 тонн на различных видах шасси. Автокраны данной серии имеют улучшенные характеристики: привод крановой установки осуществляется при помощи одного регулируемого аксиально поршневого насоса объемом и одного шестеренного насоса HYDAC (Германия), а принцип управления гидросистемой LS позволяет регулировать рабочие параметры по нагрузке, обеспечивая подачу рабочей жидкости только к тем исполнительным механизмам, которые задействованы.

 

На Газпром-кране идет модернизация, направленная на выпуск тяжелых кранов нового поколения, а Челябинский механический завод за последние годы провел модернизацию производства и существенно обновил линейку автокранов. В 2013 году челябинцы модернизировали серийные модели и запустили в серийное производство новые автокраны.

 

Примеров можно приводить достаточно много, однако главное очевидно – за прошедшие 10-12 лет отечественные производители провели полную модернизацию как выпускаемой продукции, так и оборудования, и технологий. Пожалуй, именно модернизация производства и создание конкурентоспособной продукции стали залогом успеха для российских автокрановых заводов – ОАО «Автокран», ОАО «Клинцовский автокрановый завод» и ОАО «Галичский автокрановый завод».

 

Теперь добавим чуть-чуть дегтя. Основной минус российского производства – слабая линейка грузоподъемности. Так, автокраны грузоподъемностью 60 тонн выпускают только Ивановская марка и ГАКЗ, автокраны грузоподъемностью 70 тонн – только ГАКЗ, грузоподъемностью 80 тонн – Ивановская марка и ГАКЗ. Безусловно, указанные сегменты не являются массовыми, но все же…

 

Справедливости ради отметим, что в 2013 году в результате сотрудничества Tadano и ГАКЗ был собран кран КС-99713 «Галичанин» грузоподъемностью 110 тонн на пневмоколесном шасси (10х6х8), который представляет собой кран ATF 110G-5 Tadano, собранный методом крупноузловой сборки. Будем надеяться, что этот шаг станет не последним в освоении российскими производителями новой линейки автокранов.

 

В 2013 году объем импорта автокранов снизился на 22% относительно 2012 года, а по итогам 9 месяцев 2013 года падение составило 10% по сравнению с 9 месяцами 2013 года.

 

Отметим, что в количественном выражении выросли поставки из Китая (+37%) и Республики Беларусь (+41%), а импорт из Германии снизился на 38%. Таким образом, доля китайской продукции (в количественном выражении) составила 68%, на долю Беларуси пришлось 15%, на долю Германии – 14%.

 

Структура импорта автокранов по странам-происхождения, по итогам 9 месяцев 2014 года, в количественном выражении. Источник: данные ФТС, аналитика I-Marketing

 

С точки зрения производителей (без учета поставок из Республики Беларусь), наибольшая доля в количественном выражении пришлась на китайского производителя XCMG (64%). Далее следует немецкий LIEBHERR (13%) и китайские ZOOMLION (9%) и SANY (6%). Отметим, что с 2013 года в Россию стали ввозиться автокраны Terex, произведенные в Китае на заводе Sichuan Changjiiang Engineering Crane. Кроме того, с 2013 года на российском рынке начались активные продажи кранов Sany. Усиление продаж связано с созданием совместного предприятия между компаниями Palfinger и Sany («Палфингер Сани Крэйнз»). В планах «Палфингер Сани Крэйнз» вывести в ближайшем будущем на российский рынок модели внедорожных короткобазовых кранов грузоподъемностью 35, 55 и 75 тонн, а также автокранов разного тоннажа с измененными характеристиками стрел и другими техническими новшествами.

 

Структура импорта автокранов по компаниям-производителям, по итогам 9 месяцев 2014 года, в количественном выражении. Источник: данные ФТС, аналитика I-Marketing

 

В целом, импорт автокранов в Россию можно поделить на три категории: автокраны на специальных шасси автомобильного типа (наибольшая доля), автокраны на автомобильных шасси (наименьшая доля), а также коротокобазовые самоходные краны.

 

С точки зрения грузоподъемности, наибольшая доля (в количественном выражении) приходится на автокраны грузоподъемностью 25-36 тонн (71%).

 

Структура импорта автокранов по грузоподъемности, по итогам 9 месяцев 2014 года, в количественном выражении. Источник: данные ФТС, аналитика I-Marketing

 

В заключение хотелось бы выделить несколько актуальных, на наш взгляд, тенденций на российском рынке автокранов.

 

Во-первых, по итогам 2014 года снижение объема рынка составит 25-30% относительно 2013 года. Прогноз на 2015 год затруднителен из-за большой неопределенности, но мы склонны к пессимистической оценке (будем надеяться, что наши ожидания не оправдаются).

 

Во-вторых, хорошие перспективы открываются для автокранов малого веса («Ивановец» КС-55744 и КС-55744-1), так как благодаря отсутствию перегрузов по осям шасси и компактности эти машины могут использоваться в стесненных городских условиях и передвигаться по дорогам общего пользования без дополнительной платы за перегруз.

 

В-третьих, интересными сегментами являются короткобазовые краны, которые импортируются к нам из-за рубежа (Palfinger Sany SRC350C грузоподъемностью 35 тонн).

 

И, наконец, летом 2014 года компания Palfinger Sany Mobile Cranes продемонстрировала автокран Palfinger Sany SPC250 грузоподъемностью 25 тонн на шасси КАМАЗ. Машина была собрана на Туймазинском заводе автобетоновозов, дочернем предприятии КАМАЗа. В ближайшем будущем компания планирует вывести на рынок автокраны большей грузоподъемности.

 

Начало положено, посмотрим, смогут ли «российские иномарки» составить конкуренцию флагманам отечественного краностроения.

 

 

Аналитика I-Marketing

Похожие записи

Оставить комментарий