Основные направления развития Санкт-Петербургского транспортного узла

Программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года (далее – Программа) была разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 26 марта 2014 года  № Пр-646.

 

АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» выступило заказчиком разработки данной Программы, которая была утверждена Координационным советом по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга  и Ленинградской области 9 сентября 2014 года. Основные направления развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области включены в состав Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

 

ГК «Транспортная интеграция» разработала проект Программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области в соответствии с требованиями к формированию программных документов, предусматривающих привлечение государственного финансирования и частных инвестиций.

 

Необходимость разработки Программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области возникла в связи с произошедшими изменениями, к основным из которых относятся следующие:

 

  • создан Евразийский  экономический  союз международное интеграционное экономическое объединение, в состав которого вошли Россия, Казахстан и Белоруссия, а в будущем к ним присоединится еще несколько стран (Армения, Киргизия, Вьетнам и др.);
  • Россия стала членом Всемирной  торговой организации;
  • увеличиваются объемы международной торговли  Российской Федерации с развивающимися странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока;
  • снижаются темпы социально-экономического развития Российской  Федерации, в том числе из-за введения взаимных санкций России,  ЕС, США и других государств.

 

Под влиянием перечисленных факторов   происходит  изменение  спроса  на транспортно-логистические услуги.

 

За последние годы  в работе транспортного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области накопился ряд  системных проблем, к  основным из которых относятся следующие:

 

  • исчерпание пропускной способности ключевых объектов транспортной инфраструктуры;
  • отставание в развитии скоростного пассажирского транспорта от потребностей населения в перевозках;
  • низкий технический уровень  ряда транспортных объектов, устаревание основных фондов, высокий удельный вес амортизированного парка транспортных средств;
  • недостаток финансовых ресурсов для строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;
  • рост аварийности и ухудшение экологической ситуации.

 

Необходимость  скорейшего решения перечисленных проблем связана с тем, что:

 

  • транспортная система Санкт-Петербурга и Ленинградской области обеспечивает  около 50% внешнеторгового товарооборота  Российской Федерации;
  • к доставке грузов через портовые комплексы Санкт-Петербурга и Ленинградской области тяготеет почти вся Европейская часть России, в которой проживает около 80% населения страны, сконцентрированы крупнейшие города и расположены основные предприятия базовых отраслей экономики;
  • транспорт относится к числу базовых  отраслей Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

–  в структуре валового регионального продукта Санкт-Петербурга доля транспортной отрасли составляет 11%, в Ленинградской области – около 14%;

–  в городе и области зарегистрировано свыше 25 тыс. транспортных предприятий, на которых работает более 260 тыс. человек (8% от общего числа занятых по Санкт-Петербургу и Ленинградской  области);

–   на  инвестиции в развитие транспортного комплекса приходится одна треть  от общего  объема  инвестиций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

–   объем экспорта и импорта транспортных услуг составляет более 50% от общего объема экспорта и импорта услуг всех отраслей экономики Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 

Основной целью Программы является удовлетворение спроса населения и отраслей экономики на транспортные услуги с требуемыми показателями доступности,  надежности, экономичности и безопасности, эффективное развитие транспортной инфраструктуры для повышения конкурентоспособности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, улучшения качества жизни населения и устойчивого экономического роста.

 

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

  • улучшение транспортной доступности Санкт-Петербурга и  Ленинградской области за счет развития системы воздушных сообщений, строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей, скоростных железных и автомобильных дорог;

 

  • формирование в Санкт-Петербурге и Ленинградской области национального транспортно-логистического и дистрибутивного центра Европейской части России за счет развития морских портов и подходов к ним, создания сети терминально-логистических центров и портово-промышленных зон, развития кластеров высокотехнологичных отраслей, предоставляющих  услуги добавленной стоимости;

 

  • ликвидация ограничений провозной и пропускной способности транспортной инфраструктуры;

 

  • стимулирование роста перевозок населения на пассажирском транспорте общего пользования за счет развития скоростных внеуличных видов транспорта, оптимизации маршрутной сети и закупки современного подвижного состава, организации транспортно-пересадочных узлов, обеспечения приоритета движения наземных видов общественного транспорта, повышения качества, надежности и безопасности поездок, в том числе для маломобильных групп населения;

 

  • развитие интеллектуальных  транспортных систем, комплексная информатизация работы всех видов транспорта на основе использования современных телекоммуникационных и навигационных технологий;

 

  • снижение аварийности, улучшение условий движения,  уменьшение негативного влияния транспорта на состояние окружающей среды.

 

К числу приоритетных мероприятий  развития  транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года относятся следующие:

 

В сфере развития автомобильных дорог общего пользования федерального значения:

 

  • строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург;
  • реконструкция кольцевой автомобильной дороги вокруг г.Санкт-Петербурга на участке от ст. Горская до Приозерского шоссе;
  • реконструкция участков автомобильных дорог федерального значения М-10 «Россия», А-181 «Скандинавия», Р-23 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель до границы с Республикой Белоруссия, А-180 «Нарва» Санкт-Петербург – граница с Эстонской Республикой, А-120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо» Кировск – Мга – Гатчина – Большая Ижора, А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург – Сортавала – автомобильная дорога Р-21 «Кола», завершение реконструкции автодорожного подъезда к морскому торговому порту Усть-Луга.

 

В сфере развития автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ленинградской области:

 

  • строительство подъезда к г. Всеволожску;
  • реконструкция автомобильной дороги Петродворец – Кейкино, км 5-км 26;
  • строительство и реконструкция ряда искусственных сооружений, в том числе 8 путепроводов в местах пересечений наиболее загруженных  железнодорожных линий и автомобильных дорог регионального значения (путепровода в месте пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги общего пользования «Подъезд к г. Гатчина – 2», путепровода на ж.д. станции Любань на а/д Павлово – Мга – Шапки – Любань – Оредеж – Луга и др.).

 

В сфере повышения безопасности дорожного движения, совершенствования организации дорожного движения и развития ИТС:

 

  • внедрение ИТС на сети дорог общего пользования в Санкт-Петербурге и  Ленинградской области;
  • мероприятия по ликвидации участков концентрации ДТП;
  • мероприятия по устройству или реконструкции светофорных объектов, строительству  линий искусственного освещения и т.д.

 

Программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области разработана для двух вариантов: консервативного и целевого. При определении объемов финансирования мероприятий Программы учтен объем финансирования, предусмотренный для реализации данных мероприятий в государственных программах Российской Федерации, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 

Всего в Программу развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020_года включено:

 

  • 156 мероприятий в консервативный вариант;
  • 263 мероприятия в целевой вариант.

 

Наибольшее количество мероприятий предусмотрено по подпрограммам «Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть», «Железнодорожный транспорт»,  «Метрополитен и другие виды внеуличного скоростного пассажирского  транспорта».

 

 

Для реализации целевого варианта Программы за период 2015-2020 годов потребуется общий объем финансирования в ценах соответствующих лет в размере 1 590 354,3 млн руб., в том числе за счет:  федерального бюджета – 878,4 млрд руб., бюджета Санкт-Петербурга – 345,7 млрд руб.,  бюджета Ленинградской области – 15,9 млрд руб., средств ОАО «РЖД» – 64,9 млрд руб., средств  ГК «Автодор» – 58,0 млрд руб.,  внебюджетных источников  финансирования – 227,5 млрд руб.

 

Реализация Программы будет способствовать решению  социально-экономических задач развития региона за счет:

 

  • повышения производительности и конкурентоспособности предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области вследствие улучшения доступа к поставщикам и потребителям на внутреннем и внешнем рынках, сокращения транспортных расходов и затрат времени;

 

  • формирования кластера отраслей, связанных с развитием транспортно-логистической деятельности и созданием добавленной стоимости;

 

  • повышения привлекательности региона для размещения крупных транснациональных компаний и фирм, работающих в сфере высокотехнологичных и инновационных отраслей;

 

  • роста инвестиций в регион, направляемых как в транспортно-логистическую деятельность, так и в сопряженные сектора экономики;

 

  • стимулирования развития туризма, привлечения деловых кругов в Санкт-Петербург для проведения саммитов, выставок, конференций и фестивалей;

 

  • повышения доходов и занятости, благосостояния и качества жизни населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области за счет развития системы перевозок и повышения доступности других городов, регионов и стран;

 

  • увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет развития сектора транспортных и логистических  услуг;

 

  • стимулирования развития «экономики знаний», инноваций и научных исследований, приносящих прямые экономические выгоды.

 

Все перечисленные эффекты и выгоды от развития транспортного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области будут способствовать экономическому росту, интеграции региона в международную систему разделения труда и повышению благосостояния населения.

 

 

 

Светлана Воронцова,

первый вице-президент

ГК «Транспортная интеграция»

Похожие записи

Оставить комментарий