Республика Татарстан: вектор развития российского машиностроения

 

 

Промышленное производство составляет основу экономики Татарстана. Машиностроительный комплекс – это более 20% промышленности республики. Он включает в себя около 150 крупных и средних предприятий и организаций, относящихся к  различным отраслям: автомобилестроению, авиастроению, судостроению, двигателестроению, компрессоростроению, производству энергетического и газового оборудования, инструментальному производству.

 

 

 

Ситуация в отрасли

 

Машиностроительный комплекс РТ в его сегодняшнем виде, в основном, формировался в 1940-80-х годах. Реформирование общественно-политической системы и переход к рыночным отношениям нанесли болезненный удар по предприятиям отрасли. Критическое снижение выпуска продукции пришлось на 1997-1998 годы. За счет принятия ряда протекционистских мер по защите республиканских товаропроизводителей, поддержки наиболее значимых для экономики республики отраслей и отдельных предприятий правительству Татарстана удалось стабилизировать объемы производства.

 

На сегодняшний день главной задачей остается создание нового конкурентоспособного облика машиностроения на основе оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения в целях удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной машиностроительной продукции, сохранение способности отрасли к обеспечению процессов воспроизводства технического и технологического потенциала отечественной экономики.

 

 

Наиболее крупные машиностроительные предприятия Татарстана: 

ОАО  «КамАЗ»,    ОАО  «КВЗ»,  ОАО  «ПО  ЕлАЗ»,  ОАО «Риат», ОАО  «Казанькомпрессормаш»,  ОАО  «Алнас», ОАО «Завод им. Горького», ФГУП «ПО «Завод им. Серго», ОАО НПО «Татэлектромаш» и ряд других. Некоторые из них включены в перечень предприятий, имеющих существенное значение для экономики субъектов Российской Федерации.

 

 

В популярных сегодня терминах структура автомобилестроения Республики Татарстан выглядит следующим образом. Автомобильный кластер в Республике Татарстан включает производство грузовой, легковой автомобильной техники, производство автокомпонентов для республиканских, российских и в перспективе – зарубежных автомобильных заводов.

 

Ядром автомобильного кластера являются ОАО  «КамАЗ», особая экономическая зона «Алабуга» и автосборочные производства ОАО «Соллерс». Следующий уровень кластера включает поставщиков сложных  автокомпонентов, технологической оснастки для их производства, а также сеть профильных технопарков, в том числе ОАО «Камский индустриальный парк «Мастер». Третий уровень кластера составляют предприятия-поставщики смежных отраслей, научно-технические и сервисные центры, финансово-кредитные учреждения, взаимодействующие с производителями автокомпонентов,  высшие, средние специальные и средние технические учебные заведения.

 

Характерной особенностью отрасли является технологическая многоукладность. Ряд предприятий располагает современными производственно-технологическими линиями, заготовительными, гальваническими, инструментальными и другими участками, оснащенными передовым оборудованием. Наряду с ними, на многих заводах отрасли станочный парк не обновлялся с 60-70-х годов, большая часть их основных фондов устарела морально и физически.

 

Пути модернизации

 

На крупных предприятиях процесс модернизации идет не быстро, но непрерывно. Так, в конце апреля на прессово-рамном заводе «КамАЗа» в рамках модернизации запущена линия ROSLER по доводке металла. Новая линия по доводке металла задействована в сварочных процессах каркасов кабин. Второй этап развития сварочного производства предполагает изготовление комплектующих для новой кабины, что позволит сократить затраты на производство примерно на 40%.

 

Важным элементом работы является создание нового структурного ядра инвестиционного машиностроения, интегрированного со сферой НИОКР. Речь идет о формировании новых мобильных машиностроительных производств, производящих конкурентоспособные товары и услуги промышленного характера. Инновационные разработки – необходимое условие успешной работы на современном рынке. ОАО «ПО ЕлАЗ» разрабатывает и представляет новинки регулярно. В феврале три опытных образца трактора на газодизельном топливе собраны в цехе автотракторной спецтехники. Трактора, собранные в ЦАТСТ на базе МТЗ-82.1 с усиленным передним мостом и передними шинами большей грузоподъемности, используют в качестве основного компонента сжатый природный газ, могут работать как на смеси КПГ и ДТ, так и на дизтопливе. Сборка опытных образцов осуществлялась работниками ЦАТСТ при технической поддержке группы специалистов Минского моторного завода. Сейчас специалистами инженерного центра объединения проводится работа по получению сертификата на изделие в соответствующих органах РФ, что позволит провести испытания трактора и организовать в дальнейшем работу по его реализации на территории Российской Федерации. Уже в марте «ЕлАЗ» представил еще одну разработку – установку подъемную передвижную для ремонта и бурения скважин грузоподъемностью 125/140 тонн (УПРБ-125/140). Возможности нового агрегата, предназначенного для бурения ротором и забойными двигателями скважин глубиной до 2700 метров, а также для капитальных ремонтов, освоения и восстановления нефтяных и газовых скважин глубиной до 5400 метров, представителям нефтяных и нефтесервисных компаний России презентовали на площадке комплексной сборки агрегатов.

 

Вместе с тем, грузовое автомобилестроение является крайне капиталоемкой отраслью производства: для разработки новой модели грузового автомобиля в категории 14-40 тонн сегодня требуется до 1 млрд евро. В таких условиях обеспечить разработку и коммерциализацию инновационных образцов грузового автомобилестроения крайне сложно.

 

Опыт интеграции

 

Отчасти решением проблемы являются процессы интеграции  автомобильных заводов, а также производителей  автомобильных  компонентов в укрупненные бизнес-группы. С участием ведущих мировых автомобильных фирм создаются новые мощности по производству автомобилей и совместные предприятия  по  изготовлению  современных  агрегатов, узлов и компонентов автомобилей.

 

Важным элементом развития ОАО «КамАЗ» является укрепление сотрудничества со стратегическим партнером – компанией «Даймлер», дальнейшее взаимодействие с рядом мировых производителей автокомпонентов. Инвестиционная программа группы «КамАЗ» до 2020 года включает 8 основных проектов на общую сумму 120  млрд рублей.

 

Созданы совместные предприятия с рядом других зарубежных компаний: «Кнор Бремзе» – тормозные системы, ZF-КАМА – автоматические коробки передач, «Федерал Могул» – детали поршневой группы, «Камминз Кама» – производство двигателей, «Мерседес Бенц Тракс Восток». В 2010 году ОАО «КамАЗ» и компанией Case New Holland создано совместное предприятие ООО «СиЭнЭйч – КамАЗ Индустрия», начавшее сборку сельскохозяйственной, а в перспективе – строительной техники.

 

 

Важное место в развитии республиканского автомобилестроения занимает и компания «СОЛЛЕРС». В настоящее время на территории республики осуществляется полномасштабное производство грузовых, легковых автомобилей и автобусов. Общий объем инвестиций в совместное предприятие в течение 2011-2020 годов составит 2,4 млрд долларов США. В рамках проекта будет освоено производство 6 новых моделей автомобилей общим объемом выпуска до 350 тыс. в год, создан инженерно-технический центр. Планируется, что уровень локализации составит не менее 60%.

 

Важным для экономики Республики Татарстан направлением является развитие сельскохозяйственного машиностроения. Руководством для действий является стратегия сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года, которая была разработана ассоциацией «Росагромаш» при активном взаимодействии с министерством промышленности и торговли Российской Федерации, с привлечением экспертов  ведущих промышленных  предприятий, Российской академии сельскохозяйственных наук и Минсельхоза России. Более 50% от общего объема выпущенных в России сельскохозяйственных тракторов произведено в Республике Татарстан. В данном регионе «Елабужский автомобильный завод» собирает белорусские трактора (МТЗ).

 

Стремление к импортозамещению

 

Производство грузовых автомобилей в российском машиностроении является одним из ключевых секторов машиностроительного производства и обладает значительным потенциалом импортозамещения, который может быть реализован за счет комплексных усилий по созданию и администрированию конкурентной среды в отрасли, программы роста конкурентоспособности отечественных производителей на внутреннем рынке.

 

Эта проблема стала основной темой состоявшегося в начале года в Набережных Челнах «Камского промышленного форума-2015», на котором министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов вывел для себя два самых актуальных вопроса к республиканскому правительству. Обойдя перед пленумом выставку продукции малых и средних компаний, Зарипов обозначил проблемы, с которыми к нему обратились предприниматели: «Во-первых, это устойчивая работа банковских структур, доступные кредиты. Во-вторых, наличие промышленных контрактов. В рамках этих вопросов сегодня в России и Татарстане приняты антикризисные программы, в том числе «Стратегия-2030».

 

По первому пункту министр порекомендовал надеяться на государственный механизм компенсации процентных ставок. К слову, предприятия Татарстана дали свои заявки более чем на 10 млрд рублей. Зарипов также рассказал о  соглашении между правительством РТ и фондом развития промышленности для поддержки промпредприятий, в первую очередь, машиностроительных, о выделении кредитных ресурсов в размере 50-700 млн рублей. Кроме того, Зарипов пообещал 100% компенсации компаниям за НИОКР.

 

Что касается производства и сбыта. Приведем сначала объективные данные. «Форд Соллерс» в 2014 году сократил производство автомобилей на 19%, выпустив 27 700 автомобилей, «КамАЗ» сократил производство на 9%, до 39 000 грузовиков. В целом предприятия машиностроительного комплекса Татарстана в 2014 году отгрузили продукцию на сумму 362 млрд рублей, индекс промышленного производства составил 97,2%. Производительность отрасли снизилась в прошлом году на 6% и составила 680 тыс. рублей на одного сотрудника. В апреле ООО «Фузо Камаз Тракс Рус» (совместное предприятие ОАО «КамАЗ» и Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation) в Набережных Челнах приостановила сборку грузовых автомобилей Мitsubishi Fuso.

 

 

Представители автопредприятий на форуме единогласно отмечали, что для роста производства и возможности предлагать конкурентоспособную продукцию необходимо импортозамещение посредством сотрудничества с малыми предприятиями. Руководитель департамента развития поставщиков ООО «Форд Соллерс Холдинг» Татьяна Ананьева пригласила предпринимателей к поставкам на заводы компании в Челнах, «Алабуге» и Всеволжске. К концу года локализация «Форд Соллерс» должна вырасти с 40 до 45%, так что участие малых компаний в этом процессе придется кстати.

 

 

Сегодня доля «КамАЗа» составляет 45% на российском рынке грузовиков. Тем не менее, на автогиганте уверены, что у него есть все шансы к дальнейшему захвату рынка не только в России, но и за рубежом, так как иномарки становятся все дороже. В общем объеме закупок «КамАЗа», который в 2014 году составил почти 62,5 млрд рублей, на долю импорта приходится 11% , 45% – на Россию, 44% – на Татарстан. Общее же количество поставщиков у «КамАЗа» – 832, среди них из Татарстана – 28%, российские – 66%, остальные – зарубежье.

 

 

Основные позиции возможного сотрудничества с малыми предприятиями изложил в своем докладе заместитель гендиректора «КамАЗ» по закупкам Рустам Шамсутдинов. Он сообщил, что «КамАЗ» переходит к более широкому использованию пластика и различного рода жидкостей. В этом ему видится обоюдная выгода и для бизнесменов, и для «КамАЗа»: «Если нефтехимия будет у нас передовой, мы получим российские компоненты взамен импортных». Руководитель департамента закупок дал некоторые итоговые цифры как надежду потенциальным поставщикам стать стратегическими партнерами «КамАЗа» в рамках программы импортозамещения.

 

Как отметил Шамсутдинов, «КамАЗ», как и многие предприятия города, столкнулся с «хаотичным повышением цен поставщиками», из-за чего произошел существенный рост цены на машкомплект — в среднем на 35 000 рублей. Это существенное повышение. Сегодня машкомплект состоит из отечественных компонентов на 57%, из импортных – на 23%. У «КамАЗа» появились проблемы и в связи с санкциями. «На протяжении полугода, в зависимости от того, как к нам относились зарубежные правительства, мы теряли своих партнеров. При этом партнеры были всегда надежные, технически передовые. Просто от них приходили письма со словами: «Мы не можем вам поставлять». И эти письма продолжают поступать», – констатировал Шамсутдинов.

 

Каковы пути выхода из создавшегося положения? Первый – приглашать иностранных партнеров локализовать здесь свое производство. В качестве примера Шамсутдинов привел одну из заграничных фирм, которая могла бы локализовать производство тормозных камер. По крайней мере, такое желание есть у «КамАЗа». Второй путь Шамсутдинов не озвучил, но прямо обратился уже к отечественным поставщикам с целым списком автокомпонентов, которые попадают под импортозамещение: «Можно изготавливать насосы, сцепления, рулевые колонки, манжеты. Всего у нас 412 очень важных позиций. По логистике нам очень важно, чтобы производство находилось здесь. Поэтому мы сейчас поворачиваемся к вам и отворачиваемся от тех, кто включает санкции. Это жизненная необходимость. К примеру, ГСМ мы закупаем на 77 млн рублей. У нас 64 поставщика. Понятно, что с «Татнефтью», которая поставляет топливо, вы не сможете конкурировать, но вы можете заменить некоторых импортных поставщиков по смазочно-охлаждающим жидкостям, которые мы закупаем на 320 млн, антифризам — почти на 80 млн, химическим материалам — на 66 млн. А герметиков российских почти нигде нет».

 

Таким образом, Республика Татарстан, являясь крупным центром грузового автопроизводства и научно-технической мысли в этой отрасли, демонстрирует общие тенденции и открывает новые возможности для сотрудничества и внутрироссийской кооперации.

Похожие записи

Оставить комментарий