Будет ли в России зима? Подготовка к коммунальному сезону

СНИЖЕНИЕ АКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖБ

 

С наступлением зимних снегопадов очень актуальным становится вопрос выполнения сроков ликвидации «зимней скользкости». Ведь с одной стороны, имеется конкретный норматив, в который  дорожные  службы  должны  укладываться, а  с  другой  –  появление  «снежно-ледяных отложений»  на  трассе  сразу  же  снижает  производительность коммерческого транспорта на 30-40%, а  аварийность  на  25-30%  увеличивается.  Опасность  попадания  в  ДТП  в  городе  при  движении по  гололеду  возрастает,  по  данным  ГИБДД,  в 8-10 раз, а при езде по снежному накату – в 3-4 раза.

 

Однако  в  этом  году  подготовку  коммунальных и дорожных служб к зиме значительно затормозило недостаточное финансирование. Эту тенденцию отмечают  многие  производители  коммунальной техники и навесного оборудования.

 

Оксана Камальдинова, директор компании «ЗиМ» («Азимут»):

 

–  В  этом  сезоне  коммунальные службы и ДРСУ готовятся   к   наступлению зимы   менее   активно   по сравнению  с  предыдущими.  Закупки  идут  вяло,  в меньших  объемах  и  несвоевременно,  то  есть  не заранее, как это бывало обычно, а в самый последний  момент.  На  сегодняшний  день  мы  отгрузили ножи  для  отвалов  коммунальных  машин  в  те  регионы, где зима уже вступила в свои права: Хабаровский край, северные области. Коммунальщики Урала,  видимо,  еще  надеются,  что  зима  к  нам  не придет.  Хотя  по  прогнозам,  она  будет  холодной, снежной и суровой.

 

Многие  муниципальные  и  частные  компании сегодня  отправились  на  поиски  более  дешевых поставщиков.  Но  экономя  на  продукции,  можно «проиграть»  на  логистике,  сроках  и  качестве.  Скажу  без  преувеличения,  едва  ли  какая-то  другая компания  в  России  сможет  полностью  удовлетворить  потребности  любого  крупного  предприятия  с большим парком различной техники.

 

Мы  со  своей  стороны  подготовились  к  сезону на  100%,  заранее  закупили  нужные  объемы  металла необходимых марок, завезли все импортные компоненты, разработали новинку на основе опыта  прошлой  зимы.  Это  зимний  нож  с  резцовыми вставками. Он на порядок эффективней справляется с обледенениями на дорогах и имеет увеличенный ресурс работы.

 

Финансовые        трудности клиентов  заметил  и  Сергей     Мартьянов,     генеральный    директор    НПО «Старт  Пролетарский труд»:

 

– Подготовку к зимнему   уборочному   сезону   в этом  году  я  бы  назвал  катастрофической:  нет  не  только  продаж  новых  машин, но и сервисных работ. Муниципальные предприятия  настолько  ограничены  в  средствах,  что  в большинстве случаев своими силами подкрасили, «подлатали»  имеющиеся  машины  и  теперь  молят природу,  чтобы  зима  не  наступила.  Я  с большой тревогой жду снегопадов.

 

Одним из наших направлений является продажа техники марки Dulevo. Этот бренд успел зарекомендовать себя на рынке. В частности, хорошие отзывы петербуржских коммунальщиков заслужили всесезонные  машины  Dulevo  200  Quattro  и  Dulevo 5000. Они незаменимы в период межсезонья, когда необходимо бороться и с пылевыми бурями, и с жидкой  грязью  на  дорогах.  Однако  сегодня  новой техники, необходимой городу, практически нет.

 

С  другой  стороны,  финансовая  нестабильность подняла интерес к другому направлению деятельности  нашего  предприятия  –  навесному  оборудованию   собственной   разработки   и   производства для машин типа УАЗ и «Газель». Это бюджетное, но надежное оборудование востребовано у компаний, осуществляющих уборку поквартально или уборку территорий дворов и жилых комплексов.

 

 Именно  в  условиях  ограниченного  финансирования и снижения прибыли оборудование, созданное российскими специалистами с огромным опытом, позволяет частным предприятиям обновлять парки техники с минимальными вложениями.

 

Так,  этой  зимой  на  уборку  дорог  Твери  выйдет новая спецтехника. Помимо этого, будет оптимизирована схема организации работ.

 

При     подготовке     к     предстоящему     зимнему   сезону   были   учтены   и   устранены   прошлые недоработки.  Так,  в  2014  году  было  немало  нареканий по поводу качества и оперативности уборки тротуаров. Исправить ситуацию позволит приобретение  специализированной  техники  –  пяти  малых многофункциональных  коммунальных  машин  на базе автомобиля УАЗ.

Новые  машины  имеют  небольшие  габариты и  смогут  убирать  снег  в  местах,  куда  не  проходит крупная  техника  –  это,  в  первую  очередь,  тротуары.  Сочетание  ручной  (силами  дворников)  и механизированной расчистки пешеходных зон городских  улиц  является  оптимальным  для  обеспечения  качества  уборки.  Приобретенные  машины комплектуются навесным плужно-щеточным оборудованием и пескоразбрасывателем, а благодаря своей высокой проходимости могут использоваться  практически  везде.  В  этом  году  в  городе  впервые  будут  использовать  технику  для  расчистки  и обработки пескосоляной смесью тротуаров.

 

Новая техника не будет простаивать и в летний период – дополнительное оборудование позволяет использовать их круглый год.

 

Кроме того, предстоящей зимой будет изменена схема уборки: размещать запасы пескосоляной смеси  планируется  не  на  единой  базе,  а  в  разных районах  города,  чтобы  оптимизировать  процесс посыпки улично-дорожной сети.

 

Кроме того, в настоящее время большой проблемой в ряде регионов остается высокий износ машинного парка ЖКХ. Он колеблется по различным видам от 50 до 65%, при этом средний коэффициент использования машин не превышает 0,3. По действующим нормативам  потребности  в  дорожной  технике  для ремонта и содержания автомобильных магистралей, на 100 км дороги первой категории требуется иметь от 35 до 43 различных видов машин. Некоторые узкоспециализированные  типы  техники  используются от 10 дней до двух месяцев в году.

 

Финансовые    трудности    заставляют    многие предприятия обратить внимание на бывшие в употреблении  машины.  Несколько  лет  назад  рынок подержанной  коммунальной  техники  был  представлен в основном техникой из Германии, сегодня российские предприятия также занимаются восстановлением и перепродажей.

 

СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАХ ОТЛИЧАЕТСЯ

 

Коммунальная  техника приобретается  не  на  один год,  и  в  тех  городах,  где в  прошлом  году  провели большие  закупки,  сегодня интерес падает, в других – парк  машин  сильно  изношен, и они выделяют средства. Поэтому от региона к  региону  ситуация  значительно  отличается,  подчеркивает  Александр  Поцелуев,  руководитель производственного  департамента  компании  НПО «Плавский»:

 

–  К зимнему сезону мы подошли основательно, взяв  на  вооружение  известную  пословицу,  подготовили сани летом и сформировали большой склад готовых  машин  для  погрузки,  перегрузки,  отбрасывания и чистки снега. Спрос на эти машины возникает сезонно, и мы надеемся, что наличие техники станет нашим преимуществом в осенне-зимних тендерах и закупках.

 

Кроме  того,  мы  разработали  новинку  –  многофункциональную  машину  ММД-1.  Она  легко  превращается  из  шнекороторного  снегоочистителя  в машину  для  мойки  дорожных  ограждений  и  обкашивания  кустов  и  травы.  Всесезонная  техника позволит   коммунальным   предприятиям   увеличить  коэффициент  использования.  Интерес  в  этой машине  уже  есть,  ведь  она  полностью  отвечает требованиям  импортозамещения,  которые  сегодня так важны для муниципальных предприятий.

 

Именно городские службы составляют 99% наших  клиентов  и  сегодня  они  считают  деньги.  Мы отмечаем  некоторый  спад  закупок  и  сокращение бюджетов.  Однако  от  региона  к  региону  ситуации значительно   отличается.   Коммунальная   техника приобретается не на один год, и в тех городах, где в прошлом году провели большие закупки, сегодня интерес падает, в других – парк машин сильно изношен, и они выделяют средства. Помимо продаж, мы,  разумеется,  осуществляем  сервис  и  обслуживание. По этому направлению спада нет.

 

Действительно  весомый  повод  для  активной закупки техники – острая ее нехватка. Так, столица Мордовии  готовится  к  функционированию  жизни в  зимних  условиях  –  с  15  ноября  Саранск  официально  переходит  на  зимнее  содержание.  На  оперативном совещании в администрации городского округа  рассматривался  вопрос,  касающейся  предстоящей  уборки  городских  улиц  во  время  зимы. Как сообщает пресс-служба саранской мэрии, первый  заместитель  главы  администрации  Саранска Евгений  Дергунов  доложил  ситуацию  на  сегодняшний день. С его слов, в городе пока ощущается острая нехватка специальной техники для борьбы со снегом. Из 21 единиц на ходу – 4, еще 2 машины можно отремонтировать, а 17 – списаны.

 

Мэр  Владимир  Сушков  поручил  руководству ЖКХ  города  в  ближайшее  время  проанализировать  ситуацию  и  принять  срочные  меры  по  ее урегулированию.  Глава  города  предложил  срочно приобрести запчасти для простаивающей техники, а  также  организовать  работу  по  уборке  городских улиц таким образом, чтобы за это по договору нес-ли  ответственность  определенные  предприятия  и организации,  располагающие  своей  собственной технической базой.

 

В этой связи глава поручил руководителям районных администраций подготовить карты районов города,  на  которых  точно  указать  площади,  предназначенные  для  уборки  теми  или  иными  предприятиями  и  организациями,  а  также  начать  работу по ускорению подписания договоров с ними.

 

Однако большинство муниципалитетов демонстрирует    стремление    обойтись    существующим парком   машин,   закупленным   в   более   богатые годы.

 

Так,   глава   администрации   города   Екатеринбурга  Александр  Якоб  еще  5  октября  2015  года на  утреннем  рабочем  совещании  дал  поручение главам  районов  организовать  и  проконтролировать  процесс  перевода  коммунальной  техники  на зимний режим работы.

 

«В  Ленинском  ДЭУ  мы  посмотрели  50  единиц техники.  Все,  кроме  двух,  готовы  к  зимнему  сезону.  Две  комбинированные  дорожные  машины еще  не  переоборудованы,  потому  что  погода  неустойчивая   и,   возможно,   если   будут   плюсовые температуры, нам понадобится техника, способная работать по летнему регламенту. Эта техника будет переоборудована  во  вторую  очередь.  Того  количества  техники,  которая  уже  готова,  достаточно для  выполнения  работ  в  зимнем  режиме.  Также в нужном количестве запасен противогололедный материал  и  мелкофракционный  щебень  для  посыпки  тротуаров.  Штат  полностью  укомплектован водителями  и  механизаторами.  Никаких  вопросов по итогам проверки не возникло», – сообщил Владимир  Капустин,  заместитель  председателя Комитета  благоустройства  Администрации  города Екатеринбурга.

 

Всего   на   зимний   режим   работы   городские службы  переведут  более  300  единиц  техники,  в том  числе  около  60  комбинированных  дорожных машин. Кроме того, на вывозку снега будет направлено  около  двухсот  самосвалов  и  фронтальные погрузчики.  Параллельно  специалисты  вывели  из режима консервации снегопогрузчики и грейдеры, которые  в  летний  период  не  использовались.  Помимо этого, они устанавливают на данные машины модули спутниковой навигации.

 

По  словам  Владимира  Капустина,  общее  количество  единиц  уборочной  техники  сохранилось  на прошлогоднем   уровне.   «По   регламентирующим документам, зимний период наступает 15 октября. Естественно,  в  него  могут  вноситься  коррективы, исходя из реальных погодных условий. В этом году мы стартовали 12 октября, – рассказал Владимир Капустин.  –  Тротуары  обработаны  мелкофракционным щебнем. Соль на пешеходные зоны сыпаться не будет».

В первую снежную ночь на тротуары и пешеходные  зоны  уральской  столицы  дорожные  службы высыпали 40 тонн мелкофракционного щебня и песка для борьбы с гололедом. На дорогах для борьбы с обледенением дорожники применили 81 тонну противогололедного материала. Всего с улиц города службы вывезли более 480 тонн снега. Ночью на улицы Екатеринбурга вышло 165 единиц уборочной техники и 130 дорожных рабочих. Город убирали с помощью  51  комбинированной  дорожной  машины,  40  тракторов,  27  самосвалов,  10  фронтальных погрузчиков, 13 подметальных комплексов «Бродвей» и «Скандия» и других спецмашин.

 

О   подготовке   к   зиме   на Южном    Урале    рассказал Сергей  Николаев,  заместитель    главы    администрации  города  Оренбурга по городскому хозяйству:

 

–  Запланированные мероприятия по подготовке  к  зимнему  коммунальному  сезону  исполнены  администрацией  города Оренбурга в полном объеме.

 

Важный  вопрос  –  создание  условий  для  нормальной  эксплуатации  улично-дорожной  сети  го-рода  зимой,  обеспечение  бесперебойной  работы городского  хозяйства  и  транспорта,  оперативное решение   вопросов   по   ликвидации   последствий обильных   снегопадов.   Механизированную   уборку  и  содержание  городских  улиц  в  надлежащем санитарном  состоянии  осуществляют  подрядные организации,   имеющие   производственную   базу, специализированную  технику  и  квалифицированных специалистов. В снежные дни работа подрядных организаций планируется в две смены.

 

В соответствии с постановлением администрации города Оренбурга № 1740-п от 03.07.2015 г. «Об утверждении Правил содержания и ремонта авто-мобильных  дорог  общего  пользования  местного значения  города  Оренбурга»  и  в  соответствии  с регламентом  содержания  улично-дорожной  сети подрядные   организации   выполняют   следующие работы: механизированная снегоочистка, расчистка  от  снежных  заносов  дорог;  уборка  снежных валов с обочин; борьба с зимней скользкостью на дорогах;  распределение  противогололедных  материалов; погрузка и вывоз снега с магистральных улиц;  регулярная  очистка  от  снега  и  льда  остановочных  пунктов,  подземных  пешеходных  переходов,  ограждений,  тротуаров  и  других  элементов обустройства города; очистка водопропускных труб от снега и льда, мусора и посторонних предметов; круглосуточное     дежурство     механизированных бригад для оперативной уборки от снега.

Обслуживающими  предприятиями  полностью реализован   ряд   мероприятий   по   подготовке   к работе  в  зимний  период,  а  именно:  заготовка  песко-соляной  смеси;  приобретение  запчастей  для спецтехники; обеспечение ГСМ; переоборудование спецтехники на зимний период с выполнением ремонтных работ; обеспечение сотрудников спецодеждой и специнвентарем.

 

В  пресс-службе  администрации  Тюмени  комментируют:  количество  техники,  конечно,  имеет значение,  но  главное  –  правильно  распределить имеющиеся  силы.  Протяженность  объектов  улично-дорожной сети (УДС) города Тюмени, находящихся на текущем содержании согласно заключенным муниципальным контрактам, составляет 1160 км.

 

Согласно  документам,  по  основным  подрядным организациям Тюмени в наличии имеется 624 единицы  спецтехники:  КДМ  (95),  лаповые  снегопогрузчики  (34),  фронтальные  погрузчики  (146), автогрейдеры  (37),  трактора  подметальные  (79), бульдозеры  (20),  автосамосвалы  (183),  экскаваторы  (12),  шнекороторы  (9),  прочая  техника  (9).  В процессе  зимнего  содержания  улично-дорожной сети  задействованы  большие  технические  и  людские  ресурсы.  Перед  дорожниками  стоит  четыре задачи: предотвращение снежных заносов, уборка снега, предотвращение зимней скользкости, а при возникновении таковой – ее ликвидация.

 

Количество техники, привлекаемой на текущее содержание   улично-дорожной   сети,   подведомственной   департаменту   городского   хозяйства   и управам, по договорам на случай сверхнормативного выпадения осадков составляет 503 единицы, в  том  числе:  КДМ  (6),  фронтальные  погрузчики (111),  автогрейдеры  (16),  трактора  подметальные (14), автосамосвалы (350), прочая техника (6).

 

Количество  техники,  оборудованной  системами навигационного слежения, – 532 единицы, что составляет  85,5%  от  общего  количества  техники основных  подрядных  организаций  города.  Электронное оборудование обеспечивает оперативный контроль   за   местонахождением   дорожной   техники,  позволяет  отследить,  есть  ли  отклонения  от выполнения графика.

 

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

В  регионах,  где  больше  всего  реализуется  инфраструктурных  проектов,  где  высокая  деловая активность, рынок новой спецтехники также наиболее  представительный,  что  и  понятно.  К  ним относятся  Московский  регион,  Ханты-Мансийский автономный  округ,  Республика  Татарстан.  Здесь делают  ставку  на  эффективные  инновационные решения.  Когда  мы  говорим  о  внедрении  новых технических  решений,  то,  прежде  всего,  следует ясно  понимать,  что  мы  собираемся  сделать  и  какого  результата  ожидаем.  С  появлением  новых технологий появляется новое высокоэффективное оборудование,  без  которого  применение  данных технологий  просто  невозможно.  И  только  в  совокупности  применения  новых  передовых  технологий и высокоэффективного технологического оборудования   достигается   значительная   экономия денежных ресурсов.

 

Об  одном  из  таких  решений,   подходящем   и   для городских   коммунальных служб,    и    для    крупных предприятий,      рассказал Сергей   Журавский,   заместитель  директора  ООО «КБЭМ «Металлист-ОСА»:

 

–        Снегоплавильные установки «ОСА» работают в самых разных климатических  условиях:  в  Центральном  федеральном округе, в Поволжье, на Урале, в Сибири и даже на Чукотке. Чтобы повысить эффективность и надежность эксплуатации в районах Крайнего Севера требуется только небольшая модернизация установок – утепление корпуса, обогрев технологических отсеков. И они готовы решать самые сложные задачи по плавлению снега.

Обычно мобильные и стационарные снегоплавильные  установки  применяются  для  плавления снега  с  любых  открытых  площадок,  требующих оперативной очистки от снежного покрова, в том числе,  объектов  городской  или  промышленной инфраструктуры,  парковочных  зон  крупных  торговых  комплексов  и  т.п.  Они  способны  перерабатывать от 1,5 до 600 куб.м снега в час. Плавление осуществляется  за  счет  подведения  к  снежной массе  тепла  от  различных  источников,  наиболее простым  и  надежным  из  которых  является  сетевая  вода.  Именно  такие  агрегаты  сейчас  монтируются  для  обслуживания  специальной  зоны  аэропорта «Внуково» и территории инновационного центра «Сколково».

 

Стационарные    снегоплавильные    пункты    с большой  производительностью  успешно  применяются   в   городском   коммунальном   хозяйстве. Они способны обслуживать объекты с очищаемой площадью до 100 га. При этом размер самого сооружения  довольно  компактный:  7  х  12  метров. Однако  важно  запланировать  площадку  для  маневрирования  техники  и  для  временного  складирования  снега  в  период  обильных  снегопадов. Таким  образом,  общая  площадь  стационарного снегоплавильного  комплекса  составляет  порядка 2500 кв. м.

 

Применение       снегоплавильных       установок позволяет    существенно    снизить    непроизводительные   расходы,   используя   передовые   технологии   утилизации   снега   вместо   устаревшего   и дорогостоящего его вывоза. При правильном под-боре  снегоплавилки  по  отношению  к  очищаемой площади   даже   дизельные   установки   окупаются максимум за два сезона, а газовые и водяные – не более чем за один.

 

В   эффективности   использования   снегоплавильных  установок  на  собственном  опыте  убедили   коммунальщики   Санкт-Петербурга.   Этой зимой  в  северной  столице  собранный  снег  будут принимать   10   стационарных   снегоплавильных пунктов  и  6  стационарных  снегоприемных  пунктов,   к   которым   добавилось   еще   два   новых адреса в Курортном районе. Кроме того, сформирован  реестр  площадок  временного  перегруза снега.  Этот  перечень  составлен  по  согласованию с  администрациями  районов  и  включает  в  себя 49 адресов. Необходимо отметить, что они будут использоваться  исключительно  для  временного хранения  в  период  сверхнормативных  осадков с  последующим  вывозом  в  места  утилизации  в течение 10 суток.

 

В  целях  улучшения  качества  работы  создана Комплексная    технологическая    программа.    Она определяет  приоритеты  и  очередность  работ  по уборке.  Для  ее  реализации  созданы  маршрутные карты,  которые  есть  у  каждого  работника,  задействованного в процессе уборки города.

 

Для  оперативного  реагирования,  в  случае  наступления   неблагоприятных   погодных   условий, на  базе  ОАО  «Автодор  Санкт-Петербурга»  каждая единица дорожной техники оборудована системой транкинговой   связи,   центр   управления   которой находится  в  диспетчерской  службе  автоколонны. Диспетчер  посредством  этой  системы  дает  указания  о  проведении  определенного  вида  работ  для обеспечения  безопасности  дорожного  движения. Учитывая положительный опыт данного мероприятия,  нами  принято  решение  о  внедрении  такой системы в остальные дорожные предприятия.

 

С  16  октября  все  службы  Комитета  по  благоустройству  переведены  на  зимний  режим  работы. С 5 октября ведется ежедневное ночное дежурство более  100  единиц  спецтехники  на  наиболее  опасных  участках  улично-дорожной  сети  для  предупреждения гололеда.

 

По  словам  начальника  управления  по  комплексной  уборке  и  содержанию  дорог  Вадима Мизюкина,   подготовлено   свыше   1500   единиц техники,  заготовлен  двухмесячный  запас  песка, соли  и  гранитной  крошки.  Уборку  города  будут осуществлять 44 автоколонны 8 дорожных специализированных  предприятий  и  организаций.  Для вывоза  снега  планируется  использовать  333  единиц  собственных  самосвалов  и  машин  со  съем-ными  кузовами,  а  в  случаях  сверхнормативных осадков  привлекать  еще  1  035  единиц,  для  чего предприятиями  уже  заключены  42  договора.  К зимней работе готовы 220 водителей и 1230 механизаторов. В ручной уборке будут задействованы 753 штатных специалиста и 400 человек из «Нового поколения».

 

Примером   полного   –   в   количественном   и качественном   отношении   –   оснащения   является  и  филиал  №6  ГП  «Северавтодор»  в  Урае.  Парк дорожно-строительной  и  коммунальной  техники предприятия  составляет  101  единицу.  В  2014  году объем  коммунальных  работ,  выполненных  собственными  силами,  составил  137,536  млн  руб.  В этом году первый снег в регионе выпал в сентябре. Обилие  снегопадов,  череда  заморозков  и  оттепелей – в общем, нагрузки как для персонала, так и для спецтехники были нешуточные.

 

Например,  на  сегодняшний  день  на  сложном участке  трассы  «Урай-Междуреченск»  в  работе  два легких автогрейдера ДЗ-122 Б7 и два тяжелых – ДЗ-98  В9.2.  И  те,  и  другие  грейдеры  используются  для уборки  накатов,  валов  снега  с  обочин.  Также  сейчас работают  восемь  комбинированных  дорожных  машин,  три  универсальных  погрузчика  модели  «Амкодор  342С4».  Их  грузоподъемность  четыре  тонны, объем ковша 2,3 кубометра. Навесное оборудование «Амкодоров»: ковш, отвал, щетка, от

Похожие записи

Оставить комментарий