Главные дороги Югры: проблемы и перспективы

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМ

 

Транспортный   комплекс   автономного   округа сформирован   автомобильным,   воздушным,   железнодорожным,  водным  транспортом  и  включает  в  себя  сеть  автомобильных  дорог  различного значения,  железные  дороги  и  водные  пути,  железнодорожные  станции  и  вокзалы,  автовокзалы, аэропорты  и  вертолетные  площадки,  речпорты  и пристани;   различные   организации,   осуществляющие   деятельность   по   транспорту   пассажиров, грузов  и  функционированию  транспортного  комплекса.

 

В  Ханты-Мансийском  автономном  округе  основная перевозка грузов приходится на водный и железнодорожный транспорт, 29% перевозится автомобильным транспортом и 2% – авиационным. Общая   протяженность   железнодорожных   путей 1073   км.   Протяженность   автомобильных   дорог автономного округа – более 15 тыс.км. Протяженность судоходных водных путей округа составляет около 5 тыс.км.

 

По состоянию на 1 января 2015 года протяженность  автомобильных  дорог  общего  пользования регионального   и   межмуниципального   значения составляла   2733,2   км.   В   общей   протяженности автомобильных  дорог  регионального  и  межмуниципального  значения  по  параметрам  и  капитальности в автономном округе преобладают дороги III категории (68%).

 

Как сообщил директор департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры Алексей Вторушин, общее  состояние  автомобильных  дорог  оценивается  как  удовлетворительное.  На  1  января  2015 года протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям,   составляет   509,1   км   (соответственно 18,6% от общей сети региональных и межмуниципальных дорог). Состояние югорских дорог остается одной из обсуждаемых тем в регионе. Качество автомагистралей    вызывало    немало    нареканий как  у  представителей  различных  организаций  и предприятий автономного округа, так и у простых автолюбителей.

 

Главные   проблемы   в   транспортном   секторе –  недостаточная  плотность  сети  автомобильных дорог    регионального    или    межмуниципального значения и региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры – ограничивают развитие   единого   экономического   пространства автономного округа и не позволяют в полной мере осваивать ресурсы Югры. На территории автономного округа 59% населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием. А между тем округ стремится на международную арену.

 

Но   расширение   международных   связей   в контексте  процессов  глобализации  в  значительной   степени   определяет   подходы   к   развитию транспортной  системы  и  особенности  транспортировки  грузов  и  пассажиров.  Одним  из  таких направлений  является  выделение  транспортных коридоров  (ТК)  –  приоритетных  магистральных путей  и  коммуникаций  с  соответствующим  обустройством   различных   видов   транспорта,   согласованно  функционирующих  в  определенном направлении  и  отвечающих  стандартам  международного уровня.

 

Реализация    транзитного    потенциала    Югры возможна   при   комплексном   развитии   крупныхтранспортных  коридоров  в  направлениях  Запад  – Восток и Север – Юг. Увеличение транзита требует качественно  нового  развития  транспортных  узлов и терминально-логистических комплексов.

 

Еще  одна  особенность  ХМАО  –  несоответствие уровня   развития   автомобильных   дорог   уровню автомобилизации  и  спросу  на  автомобильные  перевозки – приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня   аварийности.   Очень   слабо   используется транзитный потенциал территории.

 

Экономический рост автономного округа сдерживается также отсутствием транспортной доступности  для  хозяйственного  освоения  новых  территорий  и  возможности  обеспечения  необходимой подвижности  населения  и  мобильности  трудовых ресурсов,  формирующих  развитый  региональный рынок.

 

Ну   и   наконец,   имеется   большой   износ   основных   производственных   фондов   транспорта. Действующие   финансово-экономические   механизмы  воспроизводства  основных  фондов  и  инновационного развития не в полной мере адаптированы  к  особенностям  транспортной  отрасли. Продолжают  оставаться  невысокими  и  показатели  безопасности  на  транспорте,  что  оказывает негативное  влияние  на  экономическое  развитие автономного округа.

 

ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

 

Алексей  Вторушин  рассказал,  что  в  2015  году строительно-монтажные  работы  велись  на  пяти объектах,  причем  два  из  них  планируется  завершить в уходящем году. Это строительство автомобильной  дороги  Подъезд  к  п.  Дальний  от  автодороги  ст.  Устье-Аха  –  Урай»  протяженностью  2,73 км и строительство участка автомобильной дороги Югорск – Советский – п. Верхний Казым – г. Надым (до границы ХМАО-Югры). На этом объекте строители  возведут  два  моста:  через  реки  Ай-Хотьехан и   Вон-Хольненгьехан,   протяженность   мостов   – 122,24 м.

 

В 2016 году планируется завершить реконструкцию автомобильной дороги Советский – Ловинское месторождение  протяженностью  30  км.  На  2017 год  намечены  окончание  строительства  и  ввод автомобильной дороги Ефремовское месторождение  –  причал  на  реке  Большой  Юган  (II  пусковой комплекс).  Протяженность  автодороги  составляет 36,286 км.

 

Окончание  строительства  еще  одной  автомобильной  дороги  Тюмень  –  п.  Нижняя  Тавда  –  п. Междуреченский – Урай – Нягань – п. Приобье на участке Тюмень – п. Нижняя Тавда – п. Междуреченский (VIII пусковой комплекс п. Куминский – п. Тынкуль) протяженностью 41,55 км запланировано в 2018 году.

 

До  конца  2015  года  планируется  начать  работы еще по трем объектам. Два из них предусматривают реконструкцию: участка автодороги Советский – Ловинское  месторождение  протяженностью  16  км  и участка автодороги Сургут – Лянтор протяженностью 2,294 км. Ввод обоих участков в эксплуатацию планируется в 2017 году. Объездную автодорогу в г. Сургуте (VI  пусковой  комплекс,  съезд  на  ул.  Дзержинского) протяженностью 1,093 км планируется ввести в эксплуатацию в 2016 году, отметил А.М. Вторушин.

 

Он также рассказал, что в текущем году выполняются  ремонтные  работы  на  двух  автодорогах: Советский  –  пгт.  Зеленоборск  протяженностью  12 км и пгт. Игрим – д. Нижние Нарыкары протяженностью 4,73 км.

 

В  2016  году  продолжатся  работы  на  участке  реконструкции    автодороги    Советский    –    Ловинское месторождение  протяженностью  29,49  км.  Ввод  в эксплуатацию  намечен  на  2018  год.  На  будущий  год также  запланирован  ремонт  участков  автодорог  Нягань – пгт. Талинка, Нижневартовск – граница Томской области, Радужный – пгт. Новоаганск и капитальный ремонт автодороги пгт. Игрим – д. Нижние Нарыкары.

 

Инновационная    модель    в    дорожно-строительном  производстве  предполагает  использование в проектах современной высокопроизводительной техники, более качественных технологий и материалов. Их применение соответствует уровню транспортных   нагрузок   на   дорожную   одежду   и обеспечивает   наибольшую   долговечность   автомобильных дорог в рамках выделяемых на строительство, ремонт и содержание финансовых ресурсов, – отметил А.М. Вторушин.

 

В автономном округе наряду с традиционными технологиями и материалами применяются новейшие  инновационные  материалы  и  технологии,  в частности,  новые  типы  асфальтобетонных  смесей. По  мнению  специалистов  окружного  департамента, в отличие от асфальтобетонных смесей по ГОСТу новые   смеси   учитывают   региональные   особенности  Югры,  обладают  повышенной  жесткостью, плотностью,  меньшим  водонасыщением.  Данные свойства новых асфальтобетонных смесей достигаются за счет увеличения содержания щебеночного материала  в  составе  асфальтобетонных  смесей  и рационального подбора зернового состава.

 

«В  Югре  применяются  несколько  типов  асфальтобетона:  тип  А  –  плотный  асфальтобетон  с  повышенным содержанием щебня в количестве 70-80%, пористый    асфальтобетон    с    содержанием    щебня 55-80%  и  тип  Н  –  это  плотный  многощебенистый асфальтобетон для нижних слоев покрытий с содержанием щебня 55-80%. В зимний период он остается под движением автомобильного транспорта без перекрытия  верхним  слоем»,  –  сообщил  консультант отдела мониторинга строительства, реконструкции и сохранности автомобильных дорог Сергей Тараненко.

 

В  составах  щебеночно-мастичного  асфальтобетона  (ЩМА)  также  применяются  комплексные добавки СД-2 (стабилизирующая добавка) и ОАПП (окисленный    атактический    полипропилен).    По словам  специалистов  департамента,  применение данной   добавки   позволяет   увеличить   адгезию (сцепление) пленки битума с каменными материалами  кислых  горных  пород.  При  строительстве малых   мостов   и   водопропускных   сооружений югорские    автодорожники    широко    используют гофрированные конструкции, а на мостах с металлической  ортотропной  плитой  –  устройство  двухслойных  покрытий  из  ЩМА.  При  строительстве автодорог  в  слоях  асфальтобетонных  покрытий  и основании  дорожных  одежд  используются  двуосно-ориентированные  и  объемные  пластиковые георешетки, а также матрацы Рено и габионы.

 

Специалисты   департамента   совместно   с   казенным  учреждением  (КУ)  «Управление  автомобильных дорог» проводят непрерывную работу по поиску, внедрению и апробированию инновационных  композитных  материалов  при  строительстве, реконструкции,  ремонте  и  содержании  автодорог. В 2014 году КУ «Управление автомобильных дорог» реализовало работы по применению ряда инновационных  композитных  материалов.  Один  из  них представляет  собой  добавку  для  приготовления асфальтобетонных смесей типов А, Б.

 

Добавка позволяет существенно повысить теплостойкость  асфальтобетонов  и  других  параметров  и увеличить  интервал  работоспособности  асфальтобетонных покрытий. Кроме того, значительно улучшается  сцепление  битумов  с  минеральными  материалами,  что  дает  возможность  расширить  географию применяемых   инертных   материалов   и   увеличить реологические свойства битумов. Данная добавка состоит из 50% извести и 50% ОАПП. Широкое применение  получили  водоотводные  лотки  из  композитных материалов  с  маркировкой  «Пласт-Премиум  плюс», которые состоят из стекломатов, смолы и бутанокса.

 

За  работой  опытно-экспериментальных  участков    установлено    наблюдение.    По    результатам наблюдений,   при   экономическом   обосновании, специалисты  делают  вывод  об  эффективности  использования  данных  материалов  либо  отказываются от их использования.

 

Алексей   Вторушин   рассказал,   что   в   настоящее  время  в  регионе  действуют  26  региональных стандартов, которые применяются при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования.

 

Работы   по   строительству,   реконструкции, капитальному  ремонту  и  ремонту  находятся  в стадии  реализации  согласно  графикам  выполнения  работ.  Работы  по  капитальному  ремонту автомобильной  дороги  пгт.  Игрим  –  д.  Нижние Нарыкары   выполняются   с   отставанием   из-за срыва   сроков   завоза   строительных   материалов   и   оборудования,   –   объяснил   директор окружного  департамента  дорожного  хозяйства и  транспорта.  Что  касается  финансирования  объектов, то оно осуществляется из бюджетов Тюменской  области  по  программе  «Сотрудничество»  и автономного округа (дорожный фонд).

 

Кроме   того,   для   реализации   программы привлекаются  средства  из  федерального  бюджета  в  форме  иных  межбюджетных  трансфертов  на  финансовое  обеспечение  дорожной  деятельности.

 

ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

 

По данным Департамента дорожного хозяйства и    транспорта    Ханты-Мансийского    автономного округа – Югры, по состоянию на 1 января 2015 перевозку пассажиров автомобильным транспортом выполняют 18 организаций автомобильного пассажирского транспорта и более 100 индивидуальных предпринимателей.  Организации  автомобильного пассажирского    транспорта    обеспечивают    перевозки  по  253  социально  значимым  маршрутам. Годовой  пассажирооборот  автомобильным  транспортом  составляет  более  342  млн  пассажиро-километров,  годовой  объем  перевозок  пассажиров – более 41,3 млн пассажиров.

 

Важной  проблемой  выполнения  пассажирских перевозок  автомобильным  транспортом  является высокий  износ  автобусного  парка.  К  концу  2014года  средний  износ  автобусов  составит  более  78%, из  них  313  автобусов  большого  класса  с  износом 100%.  Дальнейшее  отставание  темпов  обновления автобусного  парка  от  темпов  их  старения  ведет  к снижению  качества  и  уровня  безопасности  перевозки пассажиров, массовому выходу транспорта из эксплуатации, при котором возможности автотранспортных организаций не обеспечат потребности населения в перевозках по социальным маршрутам.

 

По  мнению  главы  Департамента,  Алексея  Вторушина,  еще  одна  проблема  –  неэффективный контроль   со   стороны   организаторов   перевозок за   выполнением   пассажирских   перевозок:   «Отсутствие  постоянного  контроля  за  работой  автобусов   на   маршрутах   со   стороны   организаторов перевозок    не    гарантирует    выполнение    транспортными   организациями   и   индивидуальными предпринимателями  условий  государственных  и муниципальных  контрактов  в  части  безопасности перевозок,  графиков  движения,  скоростного  режима, загрузки автобусов, расхода топлива и сбора выручки».

 

Вместе   с   тем,   в   руководстве   региона   отмечают   убыточность   пассажирских   перевозок   на маршрутах  с  малым  пассажиропотоком.  Финансово-хозяйственная    деятельность    предприятий, обеспечивающих     пассажирские     перевозки     на социальных   маршрутах   в   автономном   округе, характеризуется   убыточностью.   Субсидирование пассажирских  перевозок  позволяет  компенсировать  убытки  и,  соответственно,  обеспечивать  надежность  и  безопасность  по  основным  социально значимым маршрутам.

 

Тем   не   менее,   объем   выделяемых   бюджетных  средств  недостаточен.  Полученная  прибыль от  прочих  видов  деятельности  автотранспортных предприятий  не  позволяет  обеспечить  развитие материальной  базы.  В  результате  автотранспортные предприятия не имеют возможности обновить основные  фонды  собственными  силами  без  государственной поддержки.

 

Железнодорожный  транспорт  не  способен  выступить  альтернативой  автомобильным  перевозкам.  В  автономном  округе  функционирует  всего десять железнодорожных вокзалов в городах Сургут,  Нижневартовск,  Когалым,  Лангепас,  Мегион, Нягань, Пыть-Ях, Югорск, Советский и пгт. Приобье. Основными  пассажирообразующими  железнодорожными  вокзалами  являются  Сургут,  Нижневартовск-1  и  Пыть-Ях,  на  которые  приходится  61,5% от  общего  количества  отправленных  пассажиров. Основные проблемы развития пассажирских перевозок на территории автономного округа связаны с недостаточно развитой инфраструктурой железнодорожного транспорта.

 

ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

 

К  приоритетам  в  развитии  хозяйства  северных регионов следует отнести реализацию транспортных потребностей и возможностей модернизации имеющихся и создание новых транспортных путей. С учетом  этого  в  Федеральной  целевой  программе  «Развитие транспортной системы России», подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг» и «Стратегии развития железнодорожного транспорта», принятым правительством  России,  в  качестве  одного  из  направлений  деятельности  предусмотрено  строительство  железных  и  автомобильных  дорог  в  районах освоения месторождений полезных ископаемых.

 

К таким регионам в большой степени относится и  Ханты-Мансийский  автономный  округ  –  Югра.  В настоящее время сеть транспортных коммуникаций региона  по  размещению  и  структуре  в  основном соответствует  сложившимся  транспортно-экономическим связям и пассажиропотокам. В трубопроводных  системах,  а  также  на  воздушном  транспорте имеются    определенные    резервы    в    провозной способности.  Но  в  целях  упреждающего  социально-экономического   развития   региона   существует необходимость  создания  резерва  пропускных  возможностей  не  только  на  коммуникациях,  где  прогнозируется  рост  грузо-  и  пассажиропотоков,  но  и путем строительства новых транспортных путей.

 

В  частности,  для  решения  проблемы  межрегиональных  и  межгосударственных  перевозок,  связанных с поставкой энергоносителей на Урал, в Центральную  Россию,  а  также  в  порты  Балтийского  и  Черного морей, необходимо увеличить провозную способность железных дорог в западном направлении.

 

С   позиций   реализации   экспорта   услуг   актуальность    приобретают    проекты    строительства транспортных  путей  и  в  восточном  направлении. Экономически создание таких объектов транспорта     обосновывается     комплексным     развитием перспективных   сырьевых   баз,   выравниванием социально-экономического развития добывающих регионов,  в  том  числе  и  ростом  показателя  подвижности населения.

 

ХМАО  –  Югра  в  целом  демонстрирует  сравнительно  высокие  темпы  экономического  роста  и развития, но проблемы в обеспеченности территории транспортной сетью усиливают инфраструктурные ограничения и могут создать угрозу замедления социального развития региона. Причиной этого может  стать  отсутствие  «транспортной  решетки», т.е.  нормального  типа  транспортной  сети,  свойственной экономически развитым территориям.

 

Существующий    рисунок    транспортной    сети региона   представляет   собой   своеобразные   «отростки»,  свойственные  периоду  первоначального хозяйственного  освоения  территории,  когда  первостепенное  значение  придавалось  строительству «дорог к ресурсам».

 

Такая  транспортная  сеть  усложняет  осуществление  прямых  хозяйственных  связей,  ограничивает  перемещение  грузов  и  пассажиров,  делает зависимыми    территории    округа    от    состояния определенного    транспортного    пути    (например, на  автодорогах  при  резком  понижении  зимних температур либо размыве насыпей перевозочный процесс усложняется или прекращается). Интеграция  взаимодополняющих  структур  экономик  как соседних,  так  и  отдаленных  регионов  становится практически невозможной.

 

Занимая  лидирующие  позиции  по  ряду  важных макроэкономических показателей (объем добычи нефти, производство электроэнергии, объем промышленной продукции и др.), Югра во многом стала    опорой    экономической    стабильности    и энергетической безопасности России. Дальнейшее социально-экономическое  развитие  автономного округа  требует  опережающего  и  инновационного развития сети автомобильных дорог.

 

Предусматриваемое  транспортной  стратегией Российской   Федерации   развитие   автодорожного маршрута  Северо-Запад  –  Сибирь  (Санкт-Петербург – Котлас – Сыктывкар – Пермь – Ханты-Мансийск  –  Сургут  –  Томск),  наряду  с  объединением Северо-Сибирской  железнодорожной  магистрали с  Белкомуром,  позволит  не  только  реализовать транзитный  потенциал  территории,  но,  пересекая важнейшие  сырьевые  базы  страны,  аналогично Транссибу,  будет  формировать  и  второй  промышленный пояс Сибири.

 

Продление   автодорожного   коридора   Тюмень –  Сургут  –  Новый  Уренгой  –  Надым  –  Салехард до  Петропавловска  (Казахстан)  и  вхождение  его  в сеть  международных  автомобильных  дорог  Азии является  важной  и  актуальной  задачей  в  формировании транспортного коридора Арктика – Азия. Наряду  с  продлением  железной  дороги  от  Салехарда  и  далее  к  портам  Северного  морского  пути (Харасавэй,  Сабетта  и  Новый  Порт)  транспортный коридор  в  перспективе  свяжет  все  транспортные коридоры,  проходящие  по  территории  России  в направлениях  Запад  –  Восток,  включая  Северный морской путь, а при продлении его в транспортную сеть Казахстана и в Азии.

 

Формирование   коридора   Арктика   –   Азия направлено  на  развитие  единого  евразийского пространства,  включая  освоение  Севера  и  Арктики.

 

Но  это  перспективы.  А  что  мы  имеем  сегодня? Сеть  автомобильных  дорог  в  автономном  округе имеет  характерное  отличие  от  общероссийской. Доля   частных   (ведомственных)   автомобильных дорог  в  общей  протяженности  дорог  автономного округа  достигает  86%,  в  том  числе  в  общей  протяженности  автомобильных  дорог  с  твердым  покрытием, их протяженность составляет 77% (в Российской  Федерации  около  17%).  Автомобильные дороги   регионального   или   межмуниципального и   федерального   значения   общего   пользования, составляя  20%  от  общей  протяженности  автомобильных  дорог  с  твердым  покрытием,  являются структурообразующими в общей сети автомобильных  дорог  и  воспринимают  основную  нагрузку  от автомобильного транспорта.

 

Отдельные   участки   существующих   автомобильных  дорог  общего  пользования  регионального или межмуниципального значения, особенно  вблизи  городских  округов,  характеризуются высокой   интенсивностью   движения,   превышающей   технико-эксплуатационные   возможности автомобильных  дорог,  что  не  позволяет  обеспечить  выполнение  требований  к  пропускной  способности,  комфорту  и  безопасности  участников дорожного   движения.   Требуется   строительство объездных дорог в обход городов, транспортных развязок  и  пересечений  автомобильных  дорог  в разных  уровнях,  а  также  координация  развития региональных  или  межмуниципальных  автомобильных  дорог  совместно  с  дорогами  местного значения.

 

Промышленная     направленность     развития экономики автономного округа определяет постоянное  увеличение  в  составе  транспортного  парка автомобилей  большой  грузоподъемностью,  рост интенсивности  движения  транспорта  и  возрастающие  нагрузки  на  автомобильные  дороги.  Доля автомобилей  большой  грузоподъемности  в  составе транспортных средств в автономном округе в  1,4  раза  превышает  аналогичный  показатель по  Российской  Федерации.  В  автономном  округе в  2012  году  было  выдано  59899  разрешений  на перевозку    крупногабаритных    и    тяжеловесных грузов  по  региональным  или  межмуниципальным автомобильным дорогам. Из них 46% от всех разрешений  было  выдано  в  Сургутском  районе автономного округа.

 

ГАЗОМОТОРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

 

На   сегодняшний   день   в   Ханты-Мансийском автономном   округе   –   Югре   основное   развитие использования транспортных средств, работающих на  природном  газе,  осуществляется  за  с

Похожие записи

Оставить комментарий