Шадовы – это династия!

Хусена Гидовича Шадова, генерального директора ООО «СМиТ», в Кабардино-Балкарии с гордостью и теплотой именуют аксакалом дорожной отрасли республики. Его рабочий стаж вплотную приблизился к золотому порогу, четверть века отдана дорогам и мостам республики. Нам захотелось узнать как можно больше  об этом  замечательном  человеке, и  разговор  «за жизнь»  состоялся, чему мы очень рады.  Итак,  обо всём  по порядку.

 

– Хусен Гидович, порой люди годами ищут свое призвание и не всегда находят. Вы, по сути, себя, свое дело нашли сразу. Поделитесь, каким образом?

 

–  Со  школьной  скамьи  мечтал  стать  инженером-строителем.   И   стал   им,   окончив   Кабардино-Балкарский    государственный    университет по  избранной  специальности.  Будучи  студентом Московского  архитектурного  института,  был  назначен  главным  архитектором  Чегемского  района КБР. Путь в дорожной  отрасли начал четверть века назад, возглавив Чегемское СМУ Каббалкгражданстроя. Вскоре открыл собственное дело.

 

– Получается, что «СМиТ» – это и есть ваше детище?

 

–  Именно  так.  На  этом  месте,  где  сейчас  расположено  предприятие,  был  пустырь.  Начинать и  осваивать  новое  дело  пришлось  с  нуля.  Но  за прошедшие  25  лет  предприятие  заняло  соответствующую нишу среди лидеров дорожной   отрасли региона.  Основной  костяк  коллектива  составляет проверенная   временем   и   делами   «железная» гвардия,  а  в  строительный  сезон  добираем  рабочих  и  специалистов по мере надобности.

 

– Я так понимаю, вы выстроили для коллектива добротную социальную политику. Без этого трудно людей удержать.

 

–  Без  ложной  скромности  скажу,  что  желающих работать    у  нас  больше,  чем  мы  можем  взять.  И именно  социальная  политика  поставлена  во  главу угла.  Если  человеку  гарантируют  трудовую  защиту (а у нас предоставляется полный социальный пакет), нормальную  заработную  плату,  выплачиваемую  вовремя, то и работать он будет с полной отдачей. У нас есть  собственное  подсобное  хозяйство,  продукцией которого пользуются все сотрудники, есть свое кафе, где наши работники  отмечают  семейные торжества.

 

– В связи с тем, что ваши объекты расположены в разных уголках республики, то работа, скорее всего, ведется вахтовым методом? Как здесь с обустройством?

 

–  Люди  живут  в  вагончиках,  оборудованных отоплением  и  кондиционерами.  Трехразовым  горячим питанием они обеспечены постоянно.

 

– Один из крупнейших ваших объектов сегодняшнего дня – капитальный ремонт моста через реку Баксан на федеральной трассе М-29 «Кавказ». Сюда, к многовековым ледникам, снежным горам, нагромождениям причудливых скал едут тысячи туристов. Представляю, какая здесь интенсивность движения…

 

– А я отвечу. По трассе проходит более 25 тысяч автомобилей в сутки. Сами понимаете, техническое состояние мостов через горные реки при этом имеет огромное значение.

 

Река  Баксан  –  одна  из  крупнейших  в  регионе  – вовсе не безобидна, как кажется на первый взгляд. Иначе  не  стали  бы  через  нее  воздвигать  такой  солидный железобетонный мост. В период дождей или таяния ледников за считанные минуты вода может подняться на метры и несется с такой бешеной скоростью, что разбивает даже огромные валуны.

 

Этот мост давно требовал капитального ремонта,  и  в  мае  прошлого  года  производитель  работ, мой  племянник  Анзор  Вячеславович,  вместе  с  17 рабочими к нему приступил.

 

Работы  проводились  не  только  по  усилению и  очищению  балок  –  здесь  мы  применили  пескоструйный метод – но и по уширению почти на метр проезжей части. Кроме того, было полностью заменено перильное и барьерное ограждение.

 

Питание было организовано по всем правилам, ведь  работа  тяжелая,  физические  затраты  ощутимые,  поэтому  и  кормить  надо  соответственно.  В среднем, питание обходится в 500 рублей на человека в день, причем затраты несет предприятие.

 

К  середине  осени  Анзор  доложил  о  сдаче  объекта  в  эксплуатацию.  Другой  племянник,  Роман Владимирович,  возглавил  работу  по  замене  барьерного  ограждения  на  трассе  А-167  Кочубей  – Нефтекумск  –  Зеленокумск  –  Минеральные  Воды в Ставропольском крае.

 

– У вас, как я понимаю, образовалась семейная преемственность. Еще один ваш племянник, Анзор Азгериевич, возглавлял на данном объекте участок по безопасности дорожного движения?

 

–  Надо  же,  пресса  знает  все  (смеется).  Кавказ суров, он не прощает ошибок, поэтому каждое утро Анзор проводил на объекте  инструктаж по технике  безопасности.  Хорошо  то,  что  мост  расположен вне лавиноопасной зоны, поэтому здесь не потребовались работы по предотвращению схода снега. Скалы настолько отвесны, что снег на них просто не  задерживается.

 

– Для собственных нужд вы построили цех по выпуску железобетонных конструкций, продукцию которого используете при ремонте искусственных сооружений и при берегоукреплении. Слышал, и о бетонном заводе думу думаете?

 

– Проект о его строительстве мы действительно  рассматривали.  Но,  к  сожалению,  стоимость его  более  20  миллионов.  Несмотря  на  то,  что  уже поставлен  каркас  и  есть  банк,  готовый  выделить кредит, мы  решили   отложить   реализацию  проекта  до  лучших  времен.  То  же  самое  с  карьером. Оформлять  его в собственность слишком сложно, да  пока  и  нецелесообразно.  Ежегодно  предприятие  осваивает  от  60  до  120  миллионов  рублей. Производственная база и квалификация коллектива позволяют удвоить эту сумму.

 

– Вы регулярно участвуете в конкурсах и аукционах. Но, на мой взгляд,  овчинка выделки не стоит, если начальную цену того или иного объекта участники торгов опускают на 20-30%.

 

– Согласен. Скажу больше. Халтурить я не умею. Наше  предприятие  коммерческое,  мы  работаем, чтобы  заработать,  а  если  цена  на  контракты  опускается  ниже  5-7%  от  начальной,  то  качественно выполнить работу и остаться самому не в накладе практически невозможно. Я не очень понимаю тех, кто,  демпингуя,  берется  затем  за  работу,  ведь  за нее надо нести гарантийную ответственность.

 

–  Хусен Гидович, визитная карточка ООО «СМиТ» – это качественно отремонтированные участки автодорог и искусственных сооружений на них. В активе предприятия их за четверть века набралось немало.

 

– Многие из объектов, что введены в эксплуатацию  в  последние  годы,  находятся  на  федеральных трассах.  Это и мосты, и участки дорог, а также обустройство трасс, куда входит установка дорожных  знаков,  направляющих  устройств,  пешеходного  ограждения.  Занимались  мы  и  содержанием дорог  и  искусственных  сооружений  –  в  основном, на  трассе  М-29  «Кавказ».  Но  сегодня  выполняем только ремонтные и строительные работы. В 2015 году, например, отремонтировали два искусственных сооружения через ручей и родник на автодороге А-158 Прохладный – Баксан – Эльбрус.

 

– Для качественного выполнения работ у предприятия есть все необходимое. Но главное – это люди, высококлассные специалисты, которые вывели предприятие в лидеры.

 

– Правильно. Без них техника мертва. Поэтому забота  о  коллективе  всегда  будет  у  нас  в  приоритете.  А  еще  я  рад  тому,  что  наша  фамилия  –  это династия дорожников. Помимо двух моих племянников,  еще  и  сын  имеет  отношение  к  отрасли.  Он возглавляет автотранспортное предприятие, занимающееся пассажирскими перевозками.

 

Для нашего региона тенденция семейного бизнеса не нова. Я считаю, что это – правильное решение,  ведь,  как  известно,  совместный  труд  сплачивает. Но, как и в любой другой работе, должны быть четкие границы ответственности, кто за что отвечает,  потому  что  совместный  труд  объединяет  лишь тогда, когда есть взаимопонимание и доверие. Без  них трудно добиться успеха.

 

Записал Виктор Арапочкин, руководитель проекта «Дороги

Похожие записи

Оставить комментарий