Шины для коммерческого транспорта и спецтехники: тренды 2016 года

Рост курса доллара и заградительные пошлины создали идеальные условия для импортозамещения в сфере грузовых покрышек. В сегменте индустриальных шин главным драйвером остается снижение платежеспособности клиентов. Сокращается цепочка «производитель – импортер/дилер – потребитель», поставщики без сервиса становятся не интересны. С чем мы окончили ушедший год и как видится 2016, рассуждаем вместе с экспертами.

 

Грузовые шины

 

Событием  года,  отбросившим  густую  тень  на  будущий 2016 год, стали пошлины на покрышки из КНР. Напомним,  с  18  декабря  в  отношении  грузовых  шин, происходящих   из   КНР,   вводятся   антидемпинговые пошлины  сроком  действия  5  лет.  Согласно  решению Коллегии   Евразийской   экономической   комиссии   от 17.11.2015  г.  №  154,  данная  антидемпинговая  мера будет применяться в отношении грузовых шин, представляющих собой предназначенные для эксплуатации на  различных  осях  грузовых  автомобилей,  автобусов, троллейбусов,  самосвалов,  прицепов  и  полуприцепов шины  и  покрышки  пневматические  резиновые  но-вые  с  посадочным  диаметром  от  17,5  до  24,5  дюйма включительно  с  нанесенными  на  них  обозначениями категорий  скорости  в  соответствии  с  обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения №8 к техническому регламенту Таможенного союза «О без-опасности колесных транспортных средств» (за исключением  обозначений  V,  W  и  Y),  с  индексом  нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических  резиновых  новых,  указанных  в  приложении №2 данного решения), происходящих из Китайской На-родной Республики и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

 

В  приложениях  к  документу  приводятся  размеры   ставок   антидемпинговой   пошлины   (они колеблются  от  14,79  до  35,35%)  в  зависимости  от производителя, а также перечень разновидностей шин  и  покрышек  пневматических  резиновых  новых, в отношении которых антидемпинговая пошлина взиматься не будет.

 

Предварительно     департамент     защиты     внутреннего  рынка  ЕЭК  провел  антидемпинговое  расследование.  Оно  началось  в  сентябре  2014  года и  охватывало  период  с  1  июля  2013  по  30  июня 2014.   Расследование   инициировали   «Омскшина», Ярославский   шинный   завод,   «Нижнекамскшина», Нижнекамский завод грузовых шин, Нижнекамский завод шин ЦМК и белорусская «Белшина». Их недовольство вызвал рост поставок грузовых шин из КНР. Как посчитали в ЕЭК, за три года объем импорта шин из КНР в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вырос на 27,1%. Отношение цены шин из КНР к ценам шин других компаний составляло около 50%. В итоге производители из стран ТС были вынуждены снижать цены при росте себестоимости производства. На этом фоне предприятия ЕАЭС потеряли 4,1% доли рынка, а китайские шинники – напротив, захватили 7,5% рынка. Таковы факты.

 

Учитывая,  что  Москва  по-прежнему  активно приглашает   китайские   компании   инвестировать в  России,  введение  заградительных  пошлин  для грузовых  покрышек  выглядит  не  очень  дружественным. Ведь Россия является крупнейшим потребителем китайских шинных концернов. Хотя в этом году  ситуация  выглядит  не  очень  оптимистичной для  китайских  производителей.  Дальневосточная таможня  сообщает,  что  за  11  месяцев  2015  года  в регионе   деятельности   Хабаровской   таможни   на импорт   оформлено   177,1   тонны   грузовых   шин из  Китая,  что  на  88,5%  меньше,  чем  в  аналогичном  периоде  2014  года.  Стоимость  грузовых  шин составила  3  361,7  тыс.  долл.  США  –  это  почти  на 92%    меньше,  чем  в  аналогичном  периоде  прошлого   года.   Эти   цифры   значительно   превышают прогнозируемые  показатели  рынка  в  целом:  по данным  Росстата,  ожидается  сокращение  рынка на  20-30%.    За  январь-сентябрь  2015  года  выпуск грузовых шин в России сократился на 2%, объемы импортных  поставок  сократились  на  41%,  а  объемы экспорта увеличились на 11%. При этом продажи грузовых шин в России составили 3,1 млн штук, что  на  25%  меньше  по  сравнению  с  аналогичным периодом прошлого года.

 

Таким  образом,  процесс  активного  импортозамещения  начался  и  без  заградительных  пошлин. Из-за  сложной  экономической  обстановки  как  в стране,  так  и  в  мире,  потребительский  спрос  на автомобильные  покрышки  смещается  в  сторону бюджетных  марок  и  моделей,  однако  желание  не сильно  потерять  в  качестве  приводит  к  увеличению спроса на отечественную продукцию. По данным компании «Татнефть», доля рынка российских шин увеличилась за год с 47 до 58%.

 

Однако   такая   благоприятная   обстановка   на фоне   экономической   нестабильности   обнажила некоторые  проблемы  в  отрасли  остались.  Снижение  спроса  на  шинную  продукцию  в  результате «проседания»   рынка   коммерческого   транспорта и  рост  стоимости  сырья  никуда  не  делись.  Кроме того, в 2016 году заметно обострится конкуренция российских предприятий между собой, произойдет своеобразный передел рынка, возможны слияния и поглощения компаний. Этот процесс может быть довольно болезненным.

 

Безусловно, рост доли отечественного производителя  в  общем  объеме  производства  покрышек не  может  не  радовать,  тем  более  что  происходит это  в  условиях  падения  рынка.  Но  политическая  и экономическая  ситуация  когда-нибудь  изменится. Вопрос,  сумеют  ли  тогда  удержать  наши  производители завоеванные позиции? Российским шинным заводам  предстоит  выработать  четкую  стратегию работы в новых условиях: определить и, возможно, сузить  целевую  аудиторию,  захватить  свою  нишу, оценить перспективы работы на экспорт, искать новые источники сырья или бороться за них – одним словом, затянуть пояса и работать, не покладая рук.

 

Индустриальные шины

 

В сегменте шин для различных видов спецтехники   таких   масштабных   политических   событий нет,   а   главным   драйвером   остается   снижение платежеспособности   клиентов.   Анализ   импорта индустриальных  шин  в  РФ  показал  снижение  на 38% к 2014 году, внутренние продажи упали на 20-15%. Однако, по мнению, большинства участников рынка,  это  не  трагедия.  К  концу  2015  года  многие предприятия  адаптировались  к  ситуации:  снизили маржинальность,   сократили   складские   остатки, разработали системы лояльности и мотивации для клиентов и отправились на поиски более выгодных поставщиков.

 

В   каждом   сегменте   крупногабаритных   шин ситуация в 2015 году развивалась по похожим сценариям. На фоне общего снижения спроса и сокращения  объема  новой  спецтехники  клиенты  либо пересматривали отношения с поставщиком покрышек (просили более гибкие условия оплаты, скидки, дополнительный сервис), либо искали нового, придирчиво сравнивая цены, перед началом сезона.

 

Региональные   поставщики   в   свою   очередь стремились  предлагать  вместо  скидок  дополнительные  услуги  и  активно  вели  переговоры  с  дистрибьюторами и производителями о льготах.

 

А  производители?  Они  ощутили  значительное снижение  объемов  продаж  и  рост  цен  на  сырье  – до 22%. Повышать стоимость готовой продукции в 2015 решились не все, до последнего тянули, однако иностранные шины существенно подорожали только за счет изменения курса валют. Это моментально отразилось  на  объеме  продаж:  спрос  сместился  в сторону более бюджетных производителей.

 

Российские  предприятия,  получив  фору  в  виде роста курса доллара (часть из которой, правда, нивелировал взлет цен на каучук), вывели на рынок новые  модели  и  типоразмеры,  пытаясь  захватить новые  ниши.  Так,  например,  «Алтайский  шинный комбинат» (АШК) приступил к запуску новой линии по  раскрою  корда,  которая  позволит  разгрузить действующие   агрегаты   по   производству   полуфабрикатов   покрышки,   сообщает   пресс-служба предприятия. Новая линия по раскрою корда будет задействована на производстве крупногабаритных шин и новой модели шин для тракторов и комбайнов  по  заказам  Петербургского  тракторного  завода, компаний New Holland и John Deere.

 

Не  дремлют  и  производители  КГШ  из  Китая. Реструктурировав   свою   производственную   базу, Maxam  Tire,  входящая  в  Sailun  Jinyu,  намерена начать   реализацию   новой   стратегии   развития, направленной  на  увеличение  продаж  и  рыночной доли  глобального  рынка.  Maxam  намерена  предпринять несколько шагов. Во-первых, будут в два раза увеличены мощности по выпуску OTR-шин, а в ассортименте появятся новые модели шин для индустриальной,  строительной  и  сельскохозяйственной  техники.  Во-вторых,  будут  вложены  дополни-тельные средства в усиление присутствия на рынке пневматических  агрошин.  Не  так  давно  компания уже представила тракторные шины Maxam Agrixtra 85 серии, а в 2016 году к ним присоединятся шины 70  и  65  серий,  а  также  новые  покрышки  для  прицепов и т.д. Наконец, в-третьих, будут разработаны шины для портовой техники.

 

Таким  образом,  на  рынке  шин  для  различных видов  спецтехники  наблюдается  умеренная  стагнация.  В  условиях  снижения  платежеспособного спроса обостряется конкуренция между российскими производителями и их коллегами из ближнего зарубежья и Китая. Отложенное повышение цен в рублях  станет    главной  тенденцией  первой  половины 2016 года, однако существенного изменения долей рынка не ожидается. Большинство клиентов останутся со своими постоянными поставщиками, лишь  сократят  объемы  закупок  в  виду  отсутствия крупных объектов.

 

Оксана Холоденко, директор       Обособленного подразделения         «Старко Екатеринбург»:

 

–  Качество  обслуживания,  безусловно,  является одним   из   самых   важных критериев  для  покупателей  при  выборе  долгосрочных партнеров. Именно поэтому «СТАРКО», начиная  с  момента  обращения  клиента  в  компанию и  заканчивая  обменом  бухгалтерскими  документами,  делает  всё,  чтобы  клиенту  было  комфортно и удобно работать с нами.

 

При выборе индустриальных шин клиенту важно  быть  уверенным  в  том,  что  в  компании  есть люди,  готовые  понять  его  потребности  и  предложить лучшее решение.

 

Оперативный и квалифицированный ответ на запрос клиента, четкое понимание потребностей клиента  и  рекомендации  по  выбору  продукции, способность  предложить  несколько  вариантов решения той или иной задачи, индивидуальный подход,   ответственность   за   качество   поставляемой  продукции,  доставка  в  точные  сроки, умение честно признавать и оперативно исправлять свои ошибки – вот, что компания «СТАРКО» вкладывает  в  понятие  качественного  обслуживания и что способствует формированию долгосрочных доверительных отношений с клиентами.

 

В своей работе компания «СТАРКО» использует как  традиционные  способы  повышения  лояльности клиентов – бонусы, скидки, акции, подарочные сертификаты, поздравления с днем рождения, бесплатные сервисные услуги (монтаж, напрессовка и пр.)  при  покупке  шин  так  и  программы  собственной разработки. В 2015 году были введены важные дополнения   к   программе   работы   с   клиентами, включающие:

 

  –  индивидуальный  подход:  каждый  клиент получает  индивидуальную  цену  с  возможностью перехода на более низкий тип цены, в зависимости от объемов закупок;

 

– бесплатную доставку приобретенного товара до  ближайшего  к  клиенту  терминала.  При  постоянной работе возможна доставка до дверей склада;

 

– гарантию поставки точно в указанные сроки. В  случае  задержки  поставки  мы  платим  0,5%  от суммы заказа за каждый просроченный день;

 

–  предоставление  дополнительной  гарантии  в дополнение  к  стандартной  политике  гарантии  качества  компания  «СТАРКО»:  если  что-то  случилось с шиной, то мы сначала меняем ее, а потом разбираемся в причинах. Благодаря этому техника клиента не будет простаивать во время рассмотрения рекламации;

 

– накопительную систему скидок.

 

Сейчас  происходит  перераспределение  рынка. С  одной  стороны,  рынок  заметно  сузился.  Анализ импорта,  проведенный  специалистами  компании «СТАРКО»,  показал  снижение  поставок  индустриальных шин в Россию на 38% по отношению к 2014 году.  В  2015  году  с  рынка  шин  для  специальной техники ушли многие непрофильные игроки – это сервисники,   дистрибьюторы   техники.   Ситуация, сложившаяся  на  рынке,  заставила  их  сосредоточить  финансовые  ресурсы  на  основных  направлениях своего бизнеса.

 

Однако,  с  другой  стороны,  серьезные  компании  увеличивают  свою  долю  рынка.  Это  профессиональные  компании,  основным  направлением деятельности  которых  является  именно  поставка специальных шин в различных ценовых сегментах, а также оказание сервисных услуг, связанных с шинами для спецтехники.

 

С  большой  долей  вероятности  можно  предположить,   что   ценовая   конкуренция   на   рынке шин  для  спецтехники  станет  еще  более  жесткой. Увеличится  объем  продаж  шин  отечественного производства.   Еще   более   сократится   цепочка производитель – импортер/дилер – потребитель. Места  для  «купил-продал»  остается  все  меньше –   компании,   не   оказывающие   сопутствующего сервиса  становятся  все  менее  интересными  для потребителя.   Определяющими   факторами   при выборе  предпочтительного  поставщика  шин  для клиентов  будут  наличие  необходимого  товара  на складе,  а  также  возможность  получить  за  свои деньги  высокое  качество  –  как  продукции,  так  и обслуживания.

 

Евгений Зубик, управляющий торговой сетью «ШИНИНВЕСТ»:

 

–    Безусловно,    сейчас рынок  коммерческих  шин меняется,     и     мы     гибко подстраиваемся    под    его изменения.  Каких-то  глобальных  коррективов  в ассортимент  и  ценовую  политику  мы  не  вносили, клиент  сам  покажет,  что  ему  нужно.  Но,  думаю,  у отечественных  предприятий  сейчас  есть  хороший шанс для рывка. Несмотря на то, что «ШИНИНВЕСТ» является полностью торговой компанией, благодаря репутации и опыту мы уверенно чувствуем себя на рынке.

 

В  условиях  финансовой  нестабильности  мы, как  и  всегда,  делаем  ставку  на  качество  обслуживания.  В  первую  очередь,  вкладываемся  в обучение  сотрудников.  Специалисты  компании должны безукоризненно знать товар, понимать особенности    эксплуатации,    уметь    подобрать аналоги,   решить   нестандартные   задачи.   Мы стремимся   сделать   удобной   работу   с   нашей компанией: это и всегда качественный документооборот,  комфортные  помещения  для  ожидания,  и  оперативность.  Сейчас  также  разрабатываем  обновленную  программу  лояльности  для корпоративных  клиентов  (для  частных  она  уже действует).

 

Что  касается  прогнозов  и  дальнейшего  вектора  развития  компании,  мы  предполагаем,  что многие  клиенты  сделают  ставку  на  отечественные шины, поэтому основные лидеры среди российских производителей представлены в полном объёме  и  во  всех  типоразмерах.  Вполне  ожидаемо,  что  значительно  сократят  свое  присутствие на рынке РФ китайские марки, тем не менее, этот сегмент  востребован,  и  компания  «ШИНИНВЕСТ» продолжит  работать  с  китайскими  брендами.  И, наконец,  европейские  премиальные  покрышки, несмотря ни на что, имеют своих приверженцев. Это направление остается важным для нас: «ШИНИНВЕСТ»  является  официальным  представителем премиальных европейских брендов и имеет приоритет  в  поставках.  Ввиду  политики,  проводимой  государством,  происходит  актуализация процесса  импорт  замещения.  Который  ведет  за собой   увеличение   грузоперевозок   и   развитие аграрного  комплекса,  что  так  же  дает  нам  дополнительные преимущества в развитии данных сегментов.

 

Таким  образом,  мы  стремимся  максимально охватить весь спектр грузовых шин, чтобы каждый клиент смог найти оптимальное решение под свои задачи и возможности.

 

Дмитрий Маренин, генеральный директор компании ООО «ГК Уралремшина»:

 

–  В  современных  экономических условиях предприятия,  эксплуатирующие спецтехнику,  ищут  способы  оптимизации  затрат, включая  затраты  на  эксплуатацию  покрышек.  Одним  из  них  –  пожалуй,  наиболее  эффективным, может стать ремонт шин. Однако ремонт ремонту рознь. В карьерах, на стройках, транспортных компаниях случаются не только истирание протектора и  легкие  проколы  или  порезы,  но  и  более  серьезные  повреждения,  за  ремонт  которых  не  берутся даже опытные мастера по шиноремонту и в таком случае шины приходится выбрасывать.

 

Уникальная  собственная  технология  позволяет нам  не  просто  браться  за  сложный  ремонт  грузовых  шин  и  КГШ,  но  и  давать  100%  гарантию  на место  ремонта  до  полного  истирания  протектора, то  есть  до  конца  срока  использования  покрышек, разумеется,  при  соблюдении  условий  эксплуатации. Экономический эффект ремонта очевиден: он составляет 10-20% от стоимости новой шины, или, другими словами, в 10 раз дешевле.

 

Наша   технология   шиноремонта   основана   на фундаментальном научном опыте производителей шин Советского Союза, включая военную промышленность. Мы доработали слабые стороны ремонтов шин опытным путем и достигли такого уровня, что  нам  не  надо  мерить  линейкой  размер  пореза или  пробоя,  мы  можем  отремонтировать  практически любые шины  R22.5; R25; R33; R35 размеров, но и более серьезных – вплоть до R49; R51.

 

В  сложные  или  затруднительные  времена  нашим постоянным клиентам мы помогаем в индивидуальном  порядке:  иногда  работаем  бартером, иногда это может быть отсрочка платежа или сдача подменного колеса в аренду на время ремонта сданного в шиноремонт.

 

Мы  инновационная  динамично-развивающая компания, с нами всегда можно договориться. Мы поможем вам сэкономить на эксплуатации шин.

 

Андрей Пантюхов, генеральный директор Nokian Tyres Россия:

 

На   сегодняшний   день мы наблюдаем наличие дефицита  отечественных  грузовых  шин  на  российском рынке  по  причине  ухода  основной  массы  товаров данного  сегмента  на  экспорт,  что  в  свою  очередь обусловлено ростом курса доллара и евро по отношению к рублю. Цены на отечественные шины продолжают  расти,  подтягиваясь  к  среднерыночному показателю.

 

Ситуация  с  китайскими  шинами  остается  неясной,  так  как  большая  часть  китайской  продукции была  закуплена  до  вступления  в  силу  антидемпинговых  мер  Таможенного  Союза.  Следует  также отметить,   что   сегодня   крупные   производители ведут  переговоры  по  снижению  стоимости,  дабы по  возможности  вернуться  к  прежнему  ценовому значению.  Официально  никем  не  было  высказано намерений уйти с российского рынка.

 

Несмотря  на  рост  курса  доллара,  производители  премиальных  брендов  не  спешат  поднимать цены  на  свои  шины.  Сегодня  повышение  ценовой планки озвучили лишь единицы из них, но в целом это  значение  не  превышает  5%.  Помимо  этого, продолжает   нарастать   общепринятый   тренд   по улучшению сервисного пакета услуг.

 

По  нашим  прогнозам,  падение  рынка  в  2016 году составит от 10% до 30% по отношению к прошлому году. При этом растет рынок восстановленных шин, что является жестко устоявшейся тенденцией последних  лет.  Компания  Nokian Tyres  производит материалы  для  восстановления  грузовых  и  индустриальных  шин  под  брендом  Noktop,  имеет  на сегодня  широкую  дилерскую  сеть  (заводы  по  восстановлению)  –  более  20  предприятий.  Прирост  в данном  сегменте  рынка  за  прошедший  год  составил более 90%.

 

В   сегменте   индустриальных   шин   главным драйвером  остается  снижение  платежеспособности   клиентов.   Объемы   дебиторской   задолженности  у  дистрибьюторов  продолжают  расти с  ноября  прошлого  года.  Компании,  экспортирующие  сырье  за  рубеж,  становятся  более  платежеспособными клиентами. Тем не менее, в силу некоторых   экономических   предпосылок   спрос на  сырье  в  ряде  экономик  падает,  что  является обратной стороной медали. Все чаще в качестве крайней  меры  экономии  крупные  клиенты  переставляют  шины  с  простаивающей  техники  на задействованную.  Однако  компании  все  же  стараются  приобретать  продукцию  более  высокого качества,  добиваясь  получения  максимальной отсрочки платежа.

 

В  индустриальном  сегменте  каждое  крупное предприятие  имеет  свой  сервисный  пул.  Мы,  как производитель   премиальных   индустриальных   и грузовых  шин,  продолжаем  развивать  сеть  индустриальных  шинных  центров  Vianor.  В  России  в формате Vianor  Industrial  и Vianor Truck  их  существует  уже  28.  Именно  сервис  становится  главным мотивирующим  фактором.  Сюда  можно  отнести 4   ключевых   показателя:   наличие,   доступность, скорость  доставки  и  пост-продажное  техническое обслуживание.

 

В  целом,  на  наш  взгляд,  в  2016  году  сыграют роль  позитивные  тенденции  в  лесозаготавливающей  промышленности,  падение  объемов  рынка  в направлении портовой техники и прирост по индустриальным шинам подземной (горной) тематики.

 

Антон Копылов, Аналитик рынка компании АО «Кордиант»:

 

В  первую  очередь,  стоит отметить, что на российском  рынке  грузовых  шин образовался значительный дефицит  продукции.  Совокупных  мощностей  отечественных    производителей    недостаточно    для удовлетворения спроса на территории всей страны. В этой связи, конкуренция здесь ожидается скорее не  между  производителями,  а  между  потребителями.  В  свою  очередь  для  отечественных  производителей  грузовых  шин  открылась  уникальная возможность  доказать  своим  потребителям,  что наша  продукция  является  достойной  альтернативой премиальным маркам.

 

Для  этого  есть  все  предпосылки:  запуск  новых современных линий производства грузовых ЦМК  шин,  разработка  и  внедрение  специальных  технологий,  адаптированных  для  сложных российских  условий.  Все  это  помогает  повысить уровень  качества  производимой  в  России  продукции.

 

Импорт шин из Китая претерпел большие изменения.  На  фоне  экономического  кризиса  в  России, по итогам 2015 года импорт китайских шин в Россию снизился на 52%.

 

Помимо   ситуации   на   российском   рынке,   у снижения  китайского  импорта  есть  и  внутренние причины:  ослабевание  экономики  Китая  и  сокращение государственной поддержки китайских производителей приводит к неизбежному росту цен на китайскую  продукцию,  поставляемую  на  экспорт. Так, в течение 2015 года цены на китайские шины в России выросли до 35%.

 

По нашим оценкам наибольшие потери в объемах  поставок  по  итогам  2015  года  наблюдаются у  крупных  китайских  игроков,  таких  как  Aeolus  и Triangle. Суммарное сокращение их объемов составило около 80%.

 

Более того, с  18 декабря 2015 года введены дополнительные таможенные пошлины на китайские грузовые  шины  (от  14%  до  35%  в  зависимости  от производителя),  благодаря  чему  на  российском рынке  смогут  работать  только  высококачественные  бренды,  которые  еще  до  начала  кризиса  и введения таможенных пошлин работали в среднеценовом и премиальном сегментах и имели лояльных потребителей.

 

Основным  трендом  2016  года  станет  усиление процесса импортозамещения: экономический кризис, девальвация рубля и введение антидемпинговых  таможенных  пошлин  в  отношении  китайских производителей  усилят  давление  на  поставщиков импортной  продукции  и,  одноврем

Похожие записи

Оставить комментарий