«Бурлак» осуществит мечту

Уральские энтузиасты собираются покорить на вездеходе Северный полюс.

 

Вездеход «Бурлак», разработанный специально для арктических путешествий уральскими энтузиастами, успешно прошел испытания. Редакция журнала «Спецтехника и нефтегазовое оборудование» приняла решение выступить информационным партнером проекта. О том, как создавалась чудо-машина, когда участники экспедиции намерены отправиться к цели, рассказывает участник и спонсор экспедиции Максим Белоногов. В планах путешественников ни много ни мало – покорить Северный полюс.

 

– Максим Александрович, как возникла идея создания вездехода «Бурлак»?

 

– Все началось со знакомства с екатеринбургским конструктором Алексеем Макаровым. Я увлекаюсь дайвингом и путешествиями, а у Алексея были замечательные проекты автомобильного туризма. Например, на самодельном вездеходе «Макар» он объехал весь северный Урал и добрался до самой крайней материковой точки Евразии, мыса Челюскин.

 

Русский Север, Полярный Урал – это удивительные по красоте, туристической привлекательности и научной ценности территории. А за ними – океан и  Северный  полюс.  Туда  можно  попасть  на  вертолете  или  ледоколе.  А  вот  автомобильному  транспорту  он  впервые  покорился  совсем  недавно.  В 2009  году  Василий  Елагин  организовал  Морскую ледовую  автомобильную  экспедицию  и  первым  в мире  добрался  до  Северного  полюса  на  колесных автомобилях  «Емеля».  Тогда  машины  были  оставлены  во  льдах  навсегда,  экипаж  вернулся  назад на вертолетах. В 2011-2015 годах Елагин совершил кругосветное  путешествие  на  аналогичных  машинах, пересек Северный полюс и доехал до Канады. По его словам, это было проще, чем развернуться и поехать назад на Северную Землю.

 

Поход  Елагина  вдохновил  Алексея  Макарова спроектировать такую машину, на которой можно достичь  полюса  автономно,  без  заброски  авиацией  топлива  и  продуктов  питания,  и  вернуться  на материк Евразия своим ходом. Этого не делал еще никто  в  мире!  В  2015  году  мы  собрали  команду единомышленников,  готовых  отправиться  с  нами на  Северный  полюс,  и  начали  строить  настоящий арктический вездеход-амфибию.

 

– Как создавался опытный образец: в какой мастерской, с использованием каких узлов и агрегатов?

 

–  «Бурлак»  полностью  собран  в  гаражной  мастерской Алексеем Макаровым и его механиками. Аналогов у этой машины нет, она проектировалась с нуля под конкретную задачу – достичь Северного полюса. А для этого машине придется долго передвигаться при минусовых температурах по бездорожью, глубокому снегу, торосам, соленым льдам и  воде.  Чтобы  машину  было  легко  обслуживать и  не  мерзнуть,  доступ  ко  всем  узлам  и  агрегатам сделан изнутри салона.

 

Из  готовых  решений  в  машине  использованы турбодизельный  двигатель  Toyota  1KZ-TE  мощностью  145  л/с,  надежные  бортовые  редукторы  от БТР-60.  Большинство  узлов  разрабатывали  сами. Например,   раздаточные   коробки,   которые   распределяют  крутящий  момент  от  АКПП  на  3  моста. Шины сделаны по спецзаказу в Китае. В конструкции   предусмотрена   централизованная   система подкачки колес. Есть гребной винт, он приводится в  движение  через  кардан  от  коробки  переключения  передач  и  позволяет  машине  маневрировать на  воде.  Плавучесть  обеспечивают  герметичная конструкция  лодки  и  поплавки,  расположенные внутри дисков колес.

 

Салон  «Бурлака»  просторный,  прочный  и  теплый.  Он  рассчитан  на  10  человек  и  способен  перевозить  до  2  тонн  груза  без  потери  плавучести. Кузов обшит алюминием. Внутри установлены два автономных отопителя по 2 кВт. В случае критической  поломки  экипаж  может  находиться  внутри «Бурлака»  около  20  дней,  пока  не  прибудет  помощь.

 

Для  экипажа  оборудованы  8  спальных  мест, кухня  с  газовыми  горелками  для  приготовления еды, умывальник, душ. В машине ежедневно можно  получать  до  30  литров  питьевой  воды  за  счет таяния  снега  теплом,  выделяемым  от  выхлопной системы.  В  условиях  продолжительного  автономного  путешествия  комфортные  бытовые  условия особенно важны.

 

– Как машина показала себя на испытаниях в этом году? Насколько серьезны будут доработки?

 

– «Бурлак» успешно прошел испытания на Приполярном  Урале  и  в  Карском  море.  С  нами  ездил Василий Елагин как опытный полярник. Нам были важны его советы, а он хотел посмотреть, как такую большую  и  тяжелую  машину  будет  держать  соленый лед.

 

Испытания  включали  пробег  длиной  2800  км по труднопроходимой местности, льдам и воде. По пути достигли наивысшей точки Урала – горы Народной.  Несмотря  на  рекордное  количество  снега в горах, около 4-5 метров, машина показала отличную  проходимость.  «Бурлак»  поднимался  в  гору под  углом  наклона  около  30  градусов,  спускался траверсом.  На  высоте  более  1800  метров  воздух разряженный,  однако  двигатель  работал  без  сбоев. На зимниках удавалось развивать скорость до 40 км/час, а по тундре – около 15 км/час.

 

Водные  испытания  проходили  на  Байдарацкой  губе.  Проехали  по  соленому  льду  разной толщины,  чтобы  определить,  какая  выдерживает  машину  в  это  время  года.  Минимальная толщина  составила  40  сантиметров  –  это  позволяет  экспедиции  двигаться  к  цели.  Толщина кажется  большой,  но  соленый  лед  не  похож  на пресный,  это  совсем  другая  субстанция,  сверху рыхлая, снизу – каша. И поскольку там постоянный дрейф, то лед неоднородный по толщине и плотности.

 

В  месте  торошения  льда  протестировали  способность   машины   держаться   на   плаву,   маневрировать  и  выбираться  на  берег,  проверили,  как крестовины  в  карданах,  сальники  и  прочие  части реагируют  на  соленую  воду.  По  льдам  и  воде  вездеход преодолел около 120 км и выехал на берег в устье реки  Хохорейтосё.

 

Весь  маршрут  преодолели  за  16  дней,  хотя рассчитывали потратить на это 3 недели. Ни одной серьезной  поломки  не  было,  только  на  обратном пути  уже  отвалилось  колесо  у  прицепа.  Эксплуатационные  характеристики  вездехода  оправдали ожидания на каждом этапе испытаний.

 

Сейчас  составляется  список  возможных  доработок.  Например,  нужно  продумать  защиту  для гребного винта и улучшить эргономику: изменить высоту  дверных  ручек,  переставить  разъемы  для зарядки переносных радиостанций. Бытовые условия устроили всех.

 

– Как будет проходить покорение Северного полюса: сколько человек примет участие, какой маршрут, за какое время?

 

–  Отправимся  командой  из  8  человек.  Экспедиция  будет  проходить  в  два  этапа.  Планируем  в 2017  году  на  двух  вездеходах  «Бурлак»  дойти  до полярной станции на острове Голомянном архипелага Северная Земля, оставим машины и вернемся домой.  А  в  2018  году  состоится  штурм  Северного полюса.  Дорогу  рассчитываем  преодолеть  за  1,5-2  месяца.  Топливо  и  продукты  питания  повезем  с собой на прицепах.

 

– Планируется ли в дальнейшем серийное производство машины?

 

–   Вопрос   закономерный,   ведь   освоение Арктики  –  это  государственная  задача.  Есть много  различных  вездеходов  с  грузоподъемностью  до  1  тонны,  но  вездеходов  в  формате «Бурлак» нет, а необходимость в такой технике есть.  Машина  имеет  громадные  перспективы использования    в    различных    сферах.    Интерес  к  ней  уже  проявляют  в  Камчатке  и  других районах   Крайнего   Севера.   Сделать   одну-две машины   и   наладить   серийное   производство – большая разница, другой уровень вложений как  финансовых,  так  и  организационных.  При наличии спроса все возможно. А пока «Бурлак» поможет нам осуществить детскую мечту о Северном полюсе.

Похожие записи

Оставить комментарий