Компания «ВТС-Инвест» презентовала прототип нового плавающего вездехода «Полярник».
На полигоне Челябинской области специалистам был представлен прототип транспортного средства амфибийного типа на гусеничных экологически безопасных движителях «КГФ-ВТС» «Полярник». Созданный в рамках международной научно-производственной кооперации совместно с немецкими инженерами вездеход благодаря русской технической мысли «научился» плавать и прошел сертификацию под отечественные требования. Предполагается, что и собирать его будут в столице Южного Урала, на Челябинском механическом заводе. Новинкой уже заинтересовались нефтяники – им, работающим в условиях вечной мерзлоты и болот, такой «гаджет» придется как нельзя кстати.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Компания «Вездеходные транспортные системы» («ВТС-Инвест») традиционно занимается грузовыми как колесными, так и гусеничными моделями. Только машин на шинах низкого давления предприятием было произведено и испытано более 120 единиц.
Потребность рынка в гусеничных амфибиях, способных нести большую полезную массу, а также проводить погрузочно-разгрузочные работы, заставила специалистов обратить внимание на технологии германской компании Kässbohrer Geländefahrzeug AG (мировой лидер по производству машин для обслуживания лыжных и горнолыжных трасс, специальных вездеходов). Правда, немецкие инженеры не обладают опытом создания амфибийных машин такого класса.
На помощь пришли давние партнеры – инженеры и ученые из Московского государственного технического университета имени Баумана. Благодаря их разработкам у машины появились корпус-лодка, съемные понтоны по бортам и гребные винты. Новинка уже получила все необходимые сертификаты.
«К сожалению, отечественное машиностроение в некоторых областях осталось далеко позади, – пояснил необходимость привлечения немецких технологий генеральный директор компании «ВТС-Инвест» Роман Жирный. – В России не производят современного рулевого управления, гусеничных движителей, автоматических коробок передач, гидрообъемных приводов с рабочим давлением свыше 400 атмосфер для спецтехники».
Оставалось пройти испытания и найти площадку для серийного производства.
Челябинский механический завод был выбран в качестве места сборки не случайно – ЧМЗ имеет большой опыт установки специализированного оборудования на разных типах шасси. «Нам всегда интересно браться за необычные, не поставленные еще на поток проекты, спецзаказы, где внедряются нестандартные решения», – отмечает директор завода Петр Вагин.
По сути, по инициативе «ВТС-Инвест» была создана достаточно редкая для России научно-производственная кооперация, в рамках которой и появился данный прототип.
«ПОЛЯРНИК» ВО ВСЕЙ КРАСЕ
Модель представляет собой гусеничную машину с дизельным двигателем Mercedes мощностью 455 л.с., с полнопоточной гидростатической трансмиссией, автоматической коробкой передач, бортовой схемой раздачи мощности, металло-резинопластиковым гусеничным движителем и бортовой информационно-управляющей системой. Платформа позволяет монтировать на вездеходе различное оборудование. Эргономичная кабина имеет спальное место для водителя, камеру хранения вещей и лампу для чтения, оснащена системами управления высокой степени автоматизации и навигационными приборами.
Низкое давление на грунт, а также бесступенчатое плавное регулирование радиуса разворота делает «Полярник» наиболее экологически безопасным, так как благодаря этим свойствам поверхность, на которой работает машина, подвержена наименьшим повреждениям.
ОНИ ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ
Демонстрационные заезды и тест-драйв проводились в полевых условиях – на специальном полигоне около села Саргазы недалеко от Челябинска – да еще во время весенней распутицы. Гостей презентации, прибывших на автобусах, к месту испытаний пришлось довозить на «Урале»-вахтовке, поставленном на огромные «бигфуты» низкого давления. Организаторы заранее попросили участников мероприятия запастись приспособленной для данных условий обувью, кроме того, выдавались бахилы и дождевые плащи. На пригорке был организован пункт обогрева и питания, где подавали чай, кофе, пирожки, канапе и бутерброды.
Первыми за штурвал «Полярника» сели профессиональные операторы, чтобы максимально продемонстрировать гостям возможности машины. Вездеход спокойно и без напряга утюжил полигон, взбирался на крутые горки и нырял в «бассейны» грязи, а также на радость представительницам слабого пола дрифтовал.
Однако гостям этого было мало, им самим хотелось испытать «Полярник» в действии. Делов том, что на презентацию вездехода приехали, в основном, представители нефтегазодобывающих предприятий, старатели, строители инфраструктуры северных районов России – потенциальные заказчики машины, для которых, собственно, она и создавалась. Поэтому вскоре после показательных заездов начался тест-драйв с участием гостей.
ПОЕХАЛИ!
Первое, что бросается в глаза в кабине «Полярника» – это фантастический обзор. Этому способствует не только высота посадки оператора, но и панорамное остекление, и полусферические зеркала заднего обзора.
Стойка штурвала и сиденье водителя регулируются, в кабине тепло и уютно. Скорости включаются на штурвале, вездеход приводится в движение одной педалью, для остановки ее достаточно отпустить – все просто. Поэтому неудивительно, что достоинства вездехода оценили не только привыкшие к управлению спецтехники мужчины, но и женщины.
Когда машина трогается с места, сразу удивляет хорошая шумоизоляция – мощный дизель ласково урчит где-то внизу, не заставляя находящихся в кабине людей при разговоре повышать голос или напрягать слух. Сиденье плавно реагирует на кочки и ухабы. В общем, управлять «Полярником» не только просто, но даже приятно. Немного непривычен слишком чувствительный при поворотах штурвал (например, по сравнению с боевой машиной пехоты, имеющей такую же штурвальную систему управления), которым можно совершенно спокойно оперировать одной рукой. Но приноровиться под «нежное» управление вездехода – это вопрос времени.
ПЛАВ ПОКАЖЕТ ОКОНЧАТЕЛЬНО
Не будем лукавить, не все участники тестовых заездов остались полностью удовлетворены. Некоторые гости откровенно заявили, что окончательное мнение о новинке они смогут составить только после того, как увидят машину в действии на воде. Поэтому компания «ВТС-Инвест» запланировала проведение очередных испытаний в июле 2016 года. Демонстрация пройдет на болотах III категории на территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.
Однако, несмотря на незавершение всего цикла доводки прототипа до окончательного варианта, к модели уже проявили коммерческий интерес. В частности, по словам Романа Жирного, «Полярник» уже хочет закупить одна крупная российская нефтегазовая компания.
«По их мнению, наша машина способна решить одну очень необычную проблему, я даже, если честно, не задумывался о таком использовании вездехода, – рассказал глава «ВТС-Инвест». – Несколько объектов этого предприятия находятся на берегу реки, их обеспечение осуществляется водным транспортом. Однако из-за большой зоны мелководья сложно установить дебаркадеры для разгрузки кораблей и барж, малая вода также мешает работе по доставке груза с помощью маломерных судов. А наш «Полярник» работает и на суше, и на водной поверхности, может взять достаточную массу, а при оборудовании краном-манипулятором – упростить процесс перегрузки. В ближайшее время нам будет предоставлено техническое задание, а также озвучено количество вездеходов, которые нужно будет изготовить».