Ковши под управлением моторов

  Рынок экскаваторов в России болезненно реагирует на все изменения экономической ситуации.

Экскаваторы незаменимы на выемке грунта, подготовке стройплощадки, прокладке инженерных коммуникаций, демонтажных, мелиоративных работах, при дорожном строительстве. В нашей стране производство экскаваторов началось в тридцатых годах прошлого века – толчком для этого стала индустриализация. Сегодня отечественные машиностроители предлагают самый разнообразный ассортимент – от маленьких машин до шагающих карьерных гигантов, которые управляются экипажами. В свою очередь зарубежные производители, несмотря на сложности в политике и экономике, также стараются «завоевать» на российском рынке своего покупателя.

КОВШОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Колесные  экскаваторы  широко  используются при   прокладке   коммуникаций   и   благоустройстве  территории  в  условиях  плотной  городской застройки.  Гусеничные  предназначены  для  выполнения больших объемов работ, в том числе на слабых и топких грунтах. Экскаваторы на автомобильном шасси  незаменимы для работы на удаленных  строительных  объектах.  В  качестве  базы для них используется шасси «КамАЗ» или «Урал».

Карьерные   гусеничные   экскаваторы   предназначены   для   разработки   и   погрузки   полезных  ископаемых  и  пород  вскрыши  на  открытых горных   работах,   а   также   для   отвалообразования  и  погрузочных  работ  на  складах  и  в  схемах циклично-поточной  технологии.  В  зависимости от  категории  пород  работы  производятся  либо с  предварительным  рыхлением  взрывом,  либо без.   Экскаваторы   выпускаются   для   различных климатических условий.

В  свою  очередь  гусеничные  драглайны  предназначены  не  только  для  разработки  полезных ископаемых  и  пород  вскрыши,  но  и  для  погрузки в  транспортные  средства.  Машина  может  быть укомплектована ковшами разных типов и адаптирована   под   конкретные   условия   эксплуатации. Эти  машины  могут  быть  использованы  на  любых небольших  карьерах  с  мягкими  породами  (глина, песок,  мергель),  на  территории  шахт,  где  есть  необходимость в небольших вскрышных работах, на угольных  разрезах,  карьерах  строительных  материалов,  на  россыпных  месторождениях  золота,  а также при проходке траншей, строительстве каналов  и  дамб,  работе  на  шламовых  полях  техногенного происхождения.

Есть   еще   гибридный   тип   землеройных   машин – это экскаваторы-погрузчики. Такая техника совмещает   функции   классического   экскаватора и  фронтального  погрузчика.  Машины  позволяют вести выполнение различных строительных задач: рытье котлованов и траншей, погрузка и перевозка  горных  пород,  угля,  грунта,  щебня,  сельскохозяйственной продукции, древесной щепы и др. Как правило,  они  имеют  рулевую  колонку  и  джойстик для  управления  различными  узлами  и  гидравлическими опорами.

Давайте  окинем  взглядом  основных  производителей  экскаваторов  в  России  и  посмотрим,  что они предлагают сегодня потребителям.

ОСТАЛИСЬ СИЛЬНЕЙШИЕ

Первые  советские  экскаваторы  были  выпущены в Коврове Владимирской области в апреле 1931 года.  С  конвейера  завода  вышло  в  общей  сложности  около  90  тыс.  единиц  техники,  создано  64 различные марки и модификации. Экскаваторный завод  «Ковровец»  состоит  в  настоящее  время  в группе компаний ГАЗ и включен также в дилерскую сеть предприятий, входящих в дивизион «Спецтехника».

История  завода  «Тверской  Экскаватор»  (ТВЭКС) началась в 1943 году с выпуска товаров народного потребления, запчастей и узлов для экскаваторов. После  окончания  войны  завод  собрал  первый  в стране  экскаватор  на  пневмоколесном  ходу  с  канатной  подвеской  (модель  Э-255).  В  70-х  годах предприятие начало производить гидравлические колесные и гусеничные экскаваторы.

В 2011 году в рамках партнерства с компанией Terex  завод  начал  сборку  экскаваторов-погрузчиков  серии  TLB.  Сегодня  завод  специализируется на  выпуске  колесных  и  гусеничных  экскаваторов, экскаваторов-погрузчиков,    вилочных    погрузчиков.   Машины   могут   выпускаться   в   различных вариантах  комплектации  с  использованием  как отечественных, так и импортных комплектующих. В  настоящее  время  завод  «Тверской  экскаватор» входит в компанию «РМ-Терекс» корпорации «Русские Машины».

АО     «Научно-производственная     корпорация «Уралвагонзавод»  выпускает  не  только  железнодорожные  вагоны  и  танки,  но  и  экскаваторы.  Их производство  началось  в  начале  90-х  годов  прошлого  века.  Первые  модели  были  изготовлены по   документации   Воронежского   экскаваторного завода – гусеничные ЭО-5126 (32 т) и колесные ЭО-33211 (18 т).  В 2004 году  на УВЗ стали выпускать 28,5-тонные гусеничные ЭО-4126.

Сегодня    на    предприятии    создание    первого    опытного    образца    23-тонного    экскаватора ЭО-41211А    перешло  в  завершающую  стадию.  В феврале   специалисты   завода   начали   создавать опытный  образец,  и  он  практически  готов.  Также началось создание первой версии второй модели – 19-тонного экскаватора ЭО-33222А. На следующих этапах  техника  будет  подвергнута  типовым  испытаниям,  а  цеха  подготовят  к  выпуску  новой  продукции.  Как  сообщили  в  пресс-службе  компании,  производственный  план  на  2016  год  –  50  единиц техники каждой модели.

Еще  одним  крупным  производителем  экскаваторов  является  компания  «Четра».  Предприятие  из Чебоксар производит три типа гусеничных экскаваторов  –  ЭГП-200,  ЭГП-230  и  ЭГП-270.  Все  машины могут выполнять работы при температурах от -40°С.

История Саранского экскаваторного завода начинается c 1943 года с образования мотороремонтного завода,  где  восстанавливали  двигатели  грузовых автомобилей, пострадавших на фронте. В 1959 году решением  правительства  СССР  мотороремонтный завод  был  преобразован  в  Саранский  экскаваторный  завод.  В  1960  году  изготовлены  первые  610 экскаваторов,  а  всего  до  начала  2005  года  завод выпустил более 192 тысяч машин. Сегодня «САРЭКС» производит  экскаваторы  на  базе  колесных  тракторов МТЗ-80/82, ЮМЗ-6АК.

Стоит  отметить,  что  на  момент  распада  Советского Союза на его территории находилось около 30 предприятий, изготавливающих экскаваторы.

ШАГ ЗА ШАГОМ

Карьерные   шагающие   экскаваторы   используются   в   горнодобывающей   промышленности   при добыче полезных ископаемых (уголь, сланцы, руды черных  и  цветных  металлов,  золото,  сырье  для химической  промышленности,  огнеупоров  и  др.) открытым  способом.  Их  назначение  –  это  вскрышные  работы  с  укладкой  породы  в  выработанное пространство  или  на  борт  карьера.  При  разработке пород повышенной прочности требуется частичное или  сплошное  рыхление  взрыванием.  Отечественные модели надежно работают при температуре от -50 до +40°С.

Отметим,    что    единственным    производителем  в  России  шагающих  карьерных  экскаваторов является  Уралмашзавод  (в  Советском  Союзе  их сборка  была  также  организована  на  Новокраматорском машиностроительном заводе на Украине). Крупнейший  экскаватор,  когда-либо  созданный  в СССР, – ЭШ-100/100 – с 1976 года находился в эксплуатации на Назаровском разрезе в Красноярском крае.  Машина  получилась  удачной,  ЭШ-100/100 эксплуатировался  около  15  лет.  В  начале  90-х  в связи с частыми сменами собственников  экскаватор  был  законсервирован  из-за  падения  объемов добычи  угля,  хотя  разрез  на  тот  момент  себя  не исчерпал. После консервации электрика потихоньку  растаскивалась  на  медь,  а  машина  все  больше приходила  в  негодность,  поэтому  было  принято решение сдать ее на металлолом уже полностью.

ИНОМАРКИ С КОВШАМИ

На российском рынке также широко представлены  модели  экскаваторов  зарубежного  производства  –  как  новые,  так  и  бывшие  в  употреблении.  Если  посмотреть  данные  интернет-площадки по  покупке  и  продаже  спецтехники  и  транспорта Mascus  (свыше  240  тыс.  посетителей  в  России  и около 4 млн 250 тыс. со всего мира), покупателям предлагается  купить  модели  209  (!!!)  марок.  Неспециалисту  многие  названия  не  скажут  ровным счетом  ничего,  а  другие  будут  ассоциироваться скорее  с  автомобильными  брендами,  а  не  производителями спецтехники.

По       количеству       предложений       лидирует Caterpillar.  И  это  несмотря  на  то,  что  модели  Cat  в среднем дороже аналогов на 20-30% за счет того, что  производитель  не  «стесняется»  устанавливать на   свои   машины   самые   современные   системы управления и оборудование премиум-класса.

Если  составить  «хит-парад  –  ТОП-10»  предложений, то он выглядит следующим образом:

– Caterpillar – 6755

– Komatsu – 2420

– Hitachi – 2248

– Volvo – 1738

– JCB – 1126

– Liebherr – 976

– Kubota – 679

– Yanmar – 617

– New Holland – 582

– Kobelco – 574

До начала экономического кризиса ежегодный рост объемов рынка гидравлических экскаваторов в  России  составлял  4-5%.  При  этом  продажи  импортной  техники  росли  на    50-60%  за  счет  сокращения  закупок  машин  российского  производства. Стабильная   экономика   позволяла   покупателям выбирать  более  качественные  и  производительные  модели,  тогда  как  российские  производители могли  привлечь  ценовой  политикой.  Например, цена  импортного  экскаватора  с  ковшом  вместимостью  0,8  куб.м  составляла  около  $110  тыс.,  а аналогичная  машина  российского  происхождения с ковшом вместимостью 1,25 куб.м стоила $85 тыс.

Сегодня  картина  совершенно  иная:  в  России стали   покупать   меньше   иностранных   экскаваторов.  По  данным  маркетинговой  компания  ID-Marketing,  в  конце  2015  было  отмечено  снижение импорта этого вида техники. В четвертом квартале прошлого года была осуществлена поставка в Россию 30 единиц колесных экскаваторов. Общая стоимость техники составила $2 993 090, что на 91,3% меньше, чем в 2014 году. Тем не менее, было импортировано  на  один  экскаватор  больше,  чем  в  3 квартале.  Больше  всего  машин  было  завезено  из Германии  (33,3%  от  общего  числа  поставок).  Второе и третье места принадлежат Японии и Корее (у обеих – 16,7%).

Гусеничная  техника  массой  10-20  тонн  была ввезена  в  количестве  37  единиц  на  сумму  $2  147 453,  что  означает  падение  в  сравнении  с  2014  годом  на  42,3%.  Абсолютное  лидерство  здесь  принадлежит  экскаваторам  из  Японии,  на  долю  которых пришелся 81% от всего объема техники. Китаю принадлежит 10,8%, Великобритании – 2,7%.

Экскаваторы  массой  20-33  тонны:  ввезено  107 единиц  техники  общей  стоимостью  $9  233  651. Снижение поставок в денежном выражении составило  76,3%.  Лидерство  среди  стран-поставщиков принадлежит  Японии  (39,3%),  за  ней  следуют  Китай (27,1%) и Корея (26,2%).

Похожие записи

Оставить комментарий