Экономия рождает спрос

Преимущество компримированного природного газа перед дизельным топливом заключается, прежде всего, в стоимости. При переходе на природный газ затраты на топливо могут сократиться на 40-60%. При этом выбросы в атмосферный воздух автомобиля будут соответствовать экологическому классу Euro VI.

 

КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ

 

В   числе   прочих   преимуществ   перевода   на компримированный  природный  газ  стоит  отметить  также  улучшение  эргономичности  в  связи  с меньшим  уровнем  шума  рабочего  процесса,  обусловленного  более  низкой  скоростью  сгорания природного газа увеличение   ресурса   двигателя   автобусов   на газомоторном топливе в 1,5-2,0 раза в связи с отсутствием эффекта смывания масляной пленки со стенок  цилиндров  двигателя,  что  характерно  для применения жидкого топлива.

 

Сегодня  большинство  газовых  автомобилей  в России  являются  переоборудованными,  но  постепенно  растет  и  доля  заводских  машин  на  газомоторном топливе.

 

Стоит    отметить,    что    концепция    развития производства    и    использования    газомоторного топлива  в  России  до  2030  года  предусматривает,  что  количество  АГНКС  к  этому  сроку  вырастет на   1,2   тыс.,   их   мощности   достигнут   25   млрд куб.м,  появятся  1,1  млн новых     газобаллонных     автомобилей.  К  2030  году  в  России  на газ  планируется  перевести  50% общественного    транспорта    и коммунальной   техники,   30% грузового     транспорта,     10% личного      транспорта,      20% сельхозтехники и 2% тягового железнодорожного   подвижного   состава.   Производство компримированного          природного газа к 2030 году может вырасти в 11-12 раз.

 

СХОДСТВО ИНТЕРЕСОВ

 

Как  показывает  практика,  в  продвижении  и популяризации  машин  на  газомоторном  топливе заинтересованы как производители автомобилей, так    и добывающие компании.   Так,   в   прошлом         году     ОАО     «НК «Роснефть» и ООО «Русские машины» (входит в состав  промышленной  группы  «Базовый  Элемент») в   рамках   Петербургского   международного   экономического   форума   подписали   меморандум   о взаимопонимании в области реализации проектов по  переводу  транспортных  средств  на  компримированный природный газ (КПГ) и созданию инфраструктуры  заправок  для  транспорта  на  газовом топливе в Российской Федерации.

 

Подписи под документом поставили председатель  правления  ОАО  «НК  «Роснефть»  Игорь  Сечин и  председатель  совета  директоров  ООО  «Русские машины» Зигфрид Вольф.

 

Документ   предусматривает   проведение   совместных   технико-экономических   исследований по  созданию  инфраструктуры  и  маркетингу  компримированного  природного  газа  в  качестве  автомобильного  топлива.  Кроме  того,  меморандум предполагает  организацию  объединенных  разработок и испытаний оборудования для автомобильных  газонаполнительных  компрессорных  станций (АГНКС) «Роснефти».

 

Сама компания планирует к 2023 году ввести в эксплуатацию до 1000 АГНКС.

 

«Реализация    данного    соглашения    позволит внести существенный вклад в развитие рынка этого экологичного вида топлива и, в том числе, будет способствовать  созданию  передового  отечественного  технологического  оборудования»,  –  отметил Игорь Сечин.

 

В  свою  очередь  председатель  совета  директоров ООО «Русские машины» Зигфрид Вольф заявил, что  развитие  рынка  газомоторного  транспорта  в России – одно из приоритетных направлений стратегии компании.

 

«Мы  являемся  ведущим  российским  производителем  коммерческой  техники,  работающей  на КПГ,  включая  легкие  коммерческие  автомобили, автобусы  различных  классов,  грузовики,  –  подчеркнул  топ-менеджер.  –  В  2015  году  в  Нижнем Новгороде   мы   впервые   ввели   в   эксплуатацию газозаправочный  модуль  собственного  производства.  Уверен,  что  расширение  сотрудничества  с «Роснефтью»  будет  способствовать  дальнейшему внедрению  и  локализации  современных  технологий в сфере газозаправочного оборудования».

 

И ГОРОЖАНАМ, И КРЕСТЬЯНАМ

 

Сегодня  широко  осуждается  перевод  на  газомоторное  топливо  не  только  коммерческого транспорта,  но  и  машин  для  села.  В  частности, на  выставке  GasSuf,  которая  пройдет  в  Москве  в октябре и где будут представлены техники на газомоторном топливе от зарубежных и российских производителей и поставщиков, одной из ключевых  тем  станет  «Сельскохозяйственная  техника на газомоторном топливе».

 

А  между  тем  в  столице  республики  Татарстан прошла  рабочая  встреча  представителей  филиала  «Газпром  газомоторное  топливо»  в  г.  Казань, ОАО  «Холдинговая  компания  «Ак  Барс  Холдинг» и    компании    «Агромашхолдинг».    Специалисты рассмотрели   вопросы   расширения   автопарка, работающего  на  компримированном  природном газе,  переоборудования  эксплуатируемых  транспортных  средств  предприятий  «Ак  Барс  Холдинга»   с   использованием   региональных   субсидий и  маркетинговых  программ  ООО  «Газпром  газо-моторное  топливо»,  развития  заправочной  инфраструктуры  КПГ  и  СПГ  в  Республике  Татарстан, а  также  обсудили  перспективы  использования газомоторной техники АГРОМАШ в агропромышленном комплексе региона.

 

Как  отметил  заместитель  руководителя  дирекции   региональных   продаж   ООО   «Агромашхолдинг»  Сергей  Смирнов,  сегодня  компания  совместно с «Газпром газомоторное топливо» ведет активную работу по популяризации экологичного и  экономичного  природного  топлива  в  регионах Приволжского  федерального  округа.  «Агромаш-холдинг»   предлагает   целую   линейку   колесных газомоторных  тракторов  АГРОМАШ  мощностью от  30  до  85  л.с.  Представленную  технику  можно приобрести  с  использованием  государственных субсидий,   причем   ими   могут   воспользоваться как  сельхозтоваропроизводители  (в  рамках  постановления  правительства  РФ  №  1432),  так  и предприятия  сферы  ЖКХ  (в  рамках  Постановления Правительства №1027).

 

«На тракторах серии АГРОМАШ МЕТАН используются  двигатели  собственной  разработки,  работающие  исключительно  на  компримированном природном  газе,  –  подчеркнул  Сергей  Смирнов. –    Использование    однотопливных    двигателей позволяет   существенно   сократить   расходы   на топливо. В том числе снизить риск «слива» топлива».

 

Он также отметил, на газомоторные тракторы серии  АГРОМАШ  устанавливается  универсальное погрузочное   оборудование   с   быстросъемными рабочими  органами,  позволяющее  за  несколько минут  сменить  вилы,  устройство  грузоподъемное, рулонный захват, отвалы и т.д. Имеется также  гарантийное  и  послегарантийное  сервисное обслуживание тракторов, работающих на метане.

 

ГАЗОМОТОРИСТЫ ОРГАНИЗОВАЛИСЬ

 

Стоит  отметить,  что  в  России  уже  17  лет  назад  была  создана  Национальная  газомоторная ассоциация.   Главная   задача   НГА   –   содействие развитию  рынка  экологически  более  чистых  и экономически  более  привлекательных  видов  топлива на транспорте. В первую очередь речь идет о продвижении на рынок газовых видов топлива: сжиженного   нефтяного,   компримированного   и сжиженного  природного  газов.  Ассоциация  также  отслеживает  развитие  технологий  получения и  использования  биогаза,  диметилового  эфира. В  сферу  интересов  членов  НГА  входят  не  только транспортные  средства,  работающие  на  газе,  но и  газовые  двигатели  внутреннего  сгорания,  используемые в качестве приводов для стационарного оборудования: насосов, электрогенераторов и т.д.

 

Большой   интерес   для   членов   Ассоциации также  представляют  технологии  производства  и использования топливных элементов, гибридных двигательных установок, водородных и биометановых силовых систем для транспортных средств, автономных источников питания на газовых технологиях.

 

Национальная газомоторная ассоциация имеет  обширные  профессиональные  связи  в  России и  за  рубежом.  В  частности,  с  2008  года  Ассоциация   является   аффилированной   организацией Международного  газового  союза  (МГС)  и  членом Европейского  делового  конгресса  (ЕДК),  в  2010 году  НГА  вступила  в  Глобальную  газомоторную ассоциацию, представители регулярно участвуют в  работе  комитетов  и  групп  Европейской  экономической  комиссии  ООН  (ЕЭК  ООН).  В  2011  году НГА подписала меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с ТОО «АвтоГаз Алматы» (Казахстан)  и  Ассоциацией  предприятий  альтернативных видов топлива и энергии Узбекистана.

 

ОТЗЫВЫ СПЕЦИАЛИСТОВ, НАКАЗ ПРЕЗИДЕНТА

 

Отметим, что специалисты достаточно высоко оценивают как саму идею перевода на газомоторное топливо, так и отечественные разработки.

 

«На мой взгляд, проблематика интересна и актуальна, – считает Владимир Марков, доктор технических наук, профессор кафедры «Теплофизика» Московского  государственного  технического  университета  им.  Н.Э.  Баумана.  –  По-моему,  техника на газомоторном топливе, выпускаемая на отечественных  заводах,  ничем  не  уступает  западным аналогам.  А  основная  проблема,  сдерживающая широкое применение этой техники в России, – это отсутствие инфраструктуры (или ее неразвитость) для  заправки  этой  техники  газомоторным  топливом».

 

Напомним,  что  ранее  было  озвучено  поручение  президента  РФ  Владимира  Путина  о  реализации   комплекса   мероприятий,   направленных на    повышение    энергетической    эффективности посредством расширения использования газа как моторного топлива. В 2015 году российское правительство  приняло  решение  продолжить  субсидирование закупки газовых автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства.

 

МАЗ, КАМАЗ, БЕЛАЗ

 

ПАО  «КамАЗ»  стало  победителем  национального  конкурса  «Хрустальный  компас»  в  номинации  «Лучший  экологический  проект  промышленных предприятий, бизнеса».

 

В  этом  году  в  оргкомитет  национальной  премии  «Хрустальный  компас»,  учрежденной  в  2012 году,  поступило  свыше  300  проектов  из  городов России   и   разных   стран   мира.   Высокую   оценку экспертного   совета   получила   организация   промышленного производства автомобилей КАМАЗ и автобусных шасси с газовыми двигателями. Старт серийного   производства   газомоторной   техники приходится на 2011 год. В апреле 2015 года в компании  была  запущена  новая  производственная линия газобаллонного транспорта, способная ежегодно  выпускать  до  восьми  тысяч  единиц  свыше 50 различных моделей техники.

 

Недавно  газомоторный  седельный  тягач  КАМАЗ  был  передан  для  прохождения  испытаний  в Боливии.

 

Стоит отметить, что более года назад на предприятии был открыт корпус по производству газомоторных  автомобилей.  К  2020  году  планируется выйти  на  проектную  мощность  производства  газовой техники – это восемь тысяч автомобилей в год нескольких десятков модификаций.

 

В   свою   очередь,   МАЗ   203965   стал   первым шагом к разработке и созданию линейки техники «МАЗ»,  работающей  на  компримированном  природном  газе.  Сегодня  это  динамично  развивающееся   направление.   Все   больше   транспортных компаний   при   обновлении   своего   подвижного состава  отдают  предпочтение  технике,  работающей  на  газовом  топливе.  Такой  выбор  позволяет сократить  расходы  на  топливо  и  не  оказывает негативного  влияния  на  окружающую  среду.  Газовые  автомобили  практически  не  выбрасывают в  атмосферу  угарный  газ  (СО),  характеризуются низким  уровнем  выбросов  несгоревших  углеводородов  (СН),  в  отработавших  газах  полностью отсутствует  сажа,  неизбежно  присутствующая  в выхлопе дизелей, что в совокупности существенно   снижает   общую   токсичность   отработавших газов.

 

Одним  из  приоритетных  направлений  развития и совершенствования продукции ОАО «БЕЛАЗ» – управляющей компании холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»  –  являются  разработки  техники,  работающей   на   альтернативных   источниках   энергии. Так, уже в первой половине 2016 года по просьбе руководства Ковдорского ГОКА (Российская Федерация) специалистами предприятия произведено переоборудование   двух   карьерных   самосвалов БЕЛАЗ-75139   грузоподъемностью   130   тонн   на двигатели, работающие по газодизельному циклу, на  базе  дизеля  Cummins  KTA-50,  что  позволило обеспечить  высокую  топливную  экономичность машин в процессе их эксплуатации, а также определило    дальнейшую    эффективность    перевода техники ОАО «БЕЛАЗ» на данный вид топлива.

 

Важным      фактором    успешной    реализации  проекта    является    наличие    в  структуре  Ковдорского    ГОКа    соответствующей    инфраструктуры, обеспечивающей  эксплуатацию  машин  с  газодизельными двигателями. 

Похожие записи

Оставить комментарий