Дали газу

В России стремительно развивается рынок спецтехники на газомоторном топливе.

 

В последние годы количество спецтехники, работающей на газомоторном топливе, стремительно увеличивается. Этому способствует несколько факторов: экономичность машин, уменьшение вредных выбросов в атмосферу, решение проблемы низкого КПД двигателей, развитие инфраструктуры. При этом газовые моторы присутствуют в самых различных сегментах.

 

ПЕРВЫМИ БЫЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ

 

Изначально  двигатели  на  газу  получили  свое развитие  на  железнодорожном  транспорте.  Первый  в  мире  газотурбовоз  мощностью  1600  кВт был построен в 1941 году швейцарской компанией Brown, Boveri & Cie. «Первый блин вышел комом»: на  испытаниях  выяснилось,  что  КПД  его  силовой установки не превышал 10%. Зато вторая модель, построенная швейцарцами в 1949 году, оказалась более удачной: спустя 10 лет пробег газотурбовоза составил около 600 тыс. км, а турбина наработала более 9 тыс. часов.

 

В  1948  году  в  США  первый  односекционный газотурбовоз  построили  фирмы  General  Electric  и ALCO.  К  концу  1954  года  на  Union  Pacific  было  поставлено  25  газотурбовозов,  а  спустя  несколько лет  построено  30  более  мощных  газотурбовозов. Скорость движения грузовых поездов с ними увеличилась с 29 до 45 км/ч. Среднемесячный пробег составил 19-20 тыс. км – в два раза больше, чем у тепловозов.

 

В 1955 году в СССР на Коломенском заводе начались  работы  по  созданию  первого  отечественного двухсекционного грузового газотурбовоза. Первый локомотив  Г1  был  построен  в  декабре  1959  года, его мощность составила 2574 кВт (3500 л.с.), КПД – 18,5%. Его испытания проходили в депо Кочетовка Юго-Восточной дороги с грузовыми поездами массой 2200-2800 тонн. К концу года его пробег превысил 20 тыс. км, а общий с учетом испытаний достиг 30 тыс. км. Испытатели отмечали хорошие эксплуатационные качества газотурбовоза, его надежную работу в летних и зимних условиях.

 

Затем было принято решение о постройке еще двух газотурбовозов ГП1 на базе серийного тепловоза ТЭП60. Построенные в 1964 году пассажирские газотурбовозы  ГП1-001  и  ГП1-002  вместе  с  грузовым Г1 были направлены в депо Льгов Московской дороги для опытной эксплуатации.

 

КПД  газотурбовозов  составил  15%,  расход  топлива  на  измеритель  перевозочной  работы  при полновесных  поездах  –  90  кг  условного  топлива, что в 2,3-2,4 раза больше, чем у тепловоза. Но так как   используемое   ими   тяжелое   (дистиллятное) топливо  было  в  два  раза  дешевле  дизельного, а расход масла на смазку в 7-10 раз меньше, чем у тепловоза, то суммарные затраты были практически одинаковыми. Однако из-за использования дешевых сортов нефтяного топлива турбины быстро загрязнялись и требовали частого ремонта. Низкий КПД (более чем в два раза по сравнению с тепловозами), особенно при малой нагрузке, не позволил им конкурировать с тепловозными дизелями. И в 1973 году Коломенский завод прекратил все работы по газотурбовозам.

 

ТАЧКИ НА ДРОВАХ

 

С натяжкой к двигателям на газу можно отнести и автомобильные газогенераторные двигатели, которые  получили  широкое  распространение  в  30-х годах прошлого века. Но эти моторы использовали не  сжиженный  газ,  а,  по  сути,  дрова,  преображая продукты горения в топливо для машины. Модели оказались  хоть  и  экономичными,  а  для  России  с ее  запасами  леса  вообще  очень  актуальными,  но автомобили были крайне не мощными, плохо преодолевали  подъемы  и  пересеченную  местность. Поэтому газогенераторные двигатели на автотранспорте  дальнейшего  развития  не  получили.  Хотя, как  сообщали  СМИ,  газогенераторы  год  назад  получили «вторую жизнь» на Украине.

 

«ДОЧКА» НА ГАЗИФИКАЦИЮ

 

В  декабре  2012  года  решением  руководства ПАО   «Газпром»   было   создано   дочернее   пред-приятие   ООО   «Газпром   газомоторное   топливо». Компания  получила  статус  единого  оператора  по развитию  рынка  газомоторного  топлива.  Ее  деятельность  направлена  на  создание  комфортных условий по переводу транспорта на природный газ при помощи расширения газозаправочной инфраструктуры   путем   строительства   автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций, новой  производственно-сбытовой  инфраструктуры  (АГНКС)  для  реализации  компримированного и  сжиженного  природного  газа  в  качестве  моторного топлива.

 

Головной    офис    компании    располагается    в Санкт-Петербурге, филиалы в Москве, Казани, Екатеринбурге, Томске, Самаре, Ставрополе, Краснодаре и Калининграде.

 

Сегодня загрязнение атмосферы приходится на долю транспортных средств. Так, например, ученые посчитали,  что  в  таком  крупном  мегаполисе,  как Екатеринбург, она составляет 90%! В этих условиях экологический  эффект  от  использования  газомоторного топлива огромен. Перевод автотранспорта на природный газ позволяет в разы сократить выбросы в атмосферу сажи, высокотоксичных ароматических  углеводородов,  окиси  углерода,  непредельных углеводородов и окислов азота.

 

При    использовании    газомоторного    топлива выброс токсичных газов в атмосферу сокращается более чем на 25%, вредность отработавших газов при  работе  метановых  двигателей  для  здоровья человека ниже на 60%, чем при работе двигателей на нефтяном топливе.

 

В  2016  году  компания  планирует  завершить сооружение  35  АГНКС  и  реконструировать  четыре станции в 21 регионе России. К концу 2020 года российская сеть АГНКС «Газпрома» будет насчитывать порядка 650 объектов.

 

«ФУТБОЛЬНЫЙ» ГАЗ – В РЕГИОНЫ

 

В рамках подготовки к проведению Чемпионата по  футболу  в  городах,  где  пройдут  матчи  мундиаля,  действуют  программы  по  замене  городского транспорта.   Местные   власти,   воспользовавшись поддержкой федерального центра, активно обновляют парки, в том числе – автобусные. И, как правило, они отдают предпочтения именно машинам на газу – сегодня проблема экологии и загрязнения атмосферного воздуха для российских городов очень актуальна.

 

Так,  власти  Санкт-Петербурга  предложили  создать  инновационный  газомоторный  автобусный парк  в  промзоне  «Каменка»  стоимостью  5,1  млрд рублей  на  условиях  концессионного  соглашения. Данная  инициатива  была  одобрена  на  заседании Совета по инвестициям города.

 

Сумма в 5,1 млрд включает закупку 488 единиц автотранспорта на общую сумму 4,3 млрд рублей и создание автобазы.

 

Губернатор  Санкт-Петербурга  Георгий  Полтавченко  также  поддержал  это  предложение.  «Если есть возможность ускорить реализацию проекта, то данное предложение надо принять», – отметил он.

 

В   свою   очередь   по   поручению   губернатора    Свердловской    области    Евгения    Куйвашева региональное  правительство  совместно  с  администрацией  Екатеринбурга  прорабатывает  вопрос приобретения еще 60 современных низкопольных автобусов для столицы Среднего Урала. Напомним, что ранее для Екатеринбурга за счет бюджетов всех уровней – федерального, регионального и местного – было закуплено 109 низкопольных автобусов, работающих на газомоторном топливе. Так, 58 автобусов было приобретено в 2015 году, 51 – в 2016 году.  Автобусы  уже  эксплуатируются  на  городских маршрутах.

 

Ожидается, что конкурс на приобретение транспортных средств будет объявлен в ближайшие месяцы, а заключить контракт с поставщиком городская администрация сможет до конца 2016 года.

 

К    Чемпионату    мира    280    новых    автобусов планирует    закупить    МП    «Нижегородпассажирэлектротранс»  Об  этом  сообщил  и.о.  директора предприятия Дмитрий Цыганков на выездном заседании постоянной комиссии городской Думы по транспорту и связи.

 

ОДНИМ ИЗ ТОРМОЗЯЩИХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ СПЕЦТЕХНИКИ НА ГАЗОМОТОРНОМ ТОПЛИВЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОТСУТСТВИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.

 

По   его   словам,   для   того,   чтобы   обеспечить потребности  граждан,  необходимо  от  450  до  500 автобусов.  В  настоящее  время  уже  закуплено  180 единиц новой техники.

 

«Мы  планируем  закупить  автобусы,  работающие на метане. Это будут либо ЛИАЗы, либо модели Павловского автомобильного завода. Я рассчитываю, что с теми финансовыми результатами, на которые мы нацелены, мы сможем себе позволить приобрести  именно  эту  технику,  которая  не  будет убыточной,  и  мы  будем  иметь  нормальный  баланс», – сказал Цыганков.

 

Он  также  уточнил,  что  среди  новых  автобусов будут  и  низкопольные.  Напомним,  «Нижегородпассажиравтотранс»  также  планирует  приобрести около  ста  единиц  машин  «Вектор  NEXT»  средней вместимости   для   обслуживания   непопулярных маршрутов.

 

Аналогичные    закупки    планируются    практически  во  всех  городах  страны,  где  пройдут  матчи Чемпионата мира по футболу-2018.

 

НЕ ФУТБОЛОМ ЕДИНЫМ

 

Не  только  города-участники  мундиаля  готовятся закупать автобусы на газомоторном топливе и стимулировать замену автопарка на экологически чистые машины.

 

Как заявил по итогам совещания с вр. и. о. главы  Коми  Сергеем  Гапликовым  глава  Минтранса РФ Максим Соколов, количество новых автобусов на газомоторном топливе для обеспечения пассажирских перевозок республике будет увеличено с нынешних сорока единиц аж до четырехсот.

 

«Общественный  транспорт  на  экологичном  и экономичном газомоторном топливе – это верное решение,  –  отметил  чиновник.  –  Государственная   лизинговая   компания   готова   поддержать дальнейшие  планы  властей  Коми  по  развитию этого проекта».

 

В  сентябре  правительство  Курганской  области собирается внести на рассмотрение депутатов законопроект о снижении транспортного налога для автобусов  с  газовыми  двигателями  на  50%.  Это коснется  только  нового  транспорта,  произведенного после 1 января 2016 года.

 

Также дополнительной мерой стимулирования этого  вида  транспорта  является  приоритет  при конкурсах  на  маршруты  как  в  Кургане,  так  и  на межмуниципальных  перевозках.  В  этом  году  на курганские  дороги  выйдет  не  менее  семи  новых низкопольных    газомоторных    машин    местного производства.

 

В администрации Липецкой области также заявили о заинтересованности использовать природный газ в качестве моторного топлива.

 

Предусмотрены  меры  поддержки  перевозчиков,   осуществляющих   регулярные   перевозки по  социально  значимым  маршрутам  в  межмуниципальном   сообщении.   Им   предоставляются субсидии  из  областного  и  федерального  бюджетов  на  компенсацию  части  затрат  по  приобретению   автобусов   с   двигателями,   работающими на  таком  топливе.  Из  областного  бюджета  на  эти цели  в  2015  году  было  выделено  16  млн  рублей, из  федерального  –  26,3  млн  рублей.  Бюджетная поддержка помогла перевозчикам приобрести 11 пассажирских  автобусов,  работающих  на  газомоторном топливе.

 

 В текущем году в областном бюджете на субсидии   по   приобретению   газомоторной   техники предусмотрено 12,2 млн рублей.

 

ГАЗ – «АЛМАЗ»

 

Транспортные    средства    на    газомоторном топливе   востребованы   и   в   промышленности России.  Все  больше  такой  техники  появляется  в добывающей отрасли.

 

Так,   АК   «АЛРОСА»   в   рамках   государственной программы  «Развитие  транспортной  системы»  реализует инвестиционный проект по переводу своих автотранспорта  и  техники  на  Крайнем  Севере  на природный газ.

 

На  первом  этапе  ведется  строительство  объектов    производственно-сбытовой    инфраструктуры и  перевод  транспорта  на  газ.  На  сегодняшний  день более  300  единиц  автомобильной  техники  «АЛРОСА»  уже  работает  на  газовом  топливе.  В  Мирном  и в  поселке  Айхал  запущены  в  эксплуатацию  АГНКС. Добычей  газа  и  подготовкой  его  к  использованию занимается  дочернее  предприятие  компании  ОАО «АЛРОСА-Газ».

 

«Экологичность,  экономичность  и  безопасность – три основных характеристики проекта, – отметил первый вице-президент, исполнительный директор АК «АЛРОСА» Игорь Соболев. – Объем вредных выбросов  в  атмосферу  значительно  меньше  по  сравнению с бензином и дизельным топливом. До 65% снижаются выбросы угарного газа, тяжелых углеводородов и оксидов азота. Для нас это особенно актуально в условиях высокой загазованности карьеров при открытой отработке. Использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет увеличить  срок  службы  двигателя  в  1,5  раза.  По  сравнению с традиционными видами топлива значительно снижаются и расходы на топливо – в 2-3 раза. Природный газ – наиболее безопасное моторное топливо.  Он  отнесен  к  самому  безопасному  четвертому классу. Метан значительно легче воздуха и в случае утечки быстро улетучивается. Бензин имеет третий класс, пропан-бутан – 2 класс безопасности».

 

Инвестиционные  вложения  компании  в  этот проект  составят  около  полумиллиарда  рублей, окупить затраты планируется за 4 года.

 

Отметим, что технику на газомоторном топливе  сегодня  выпускают  два  крупнейших  российских  производителя  «КамАЗ»  и  «Урал»,  на  шасси которых     монтируется     спецтехника:     буровые вышки,  вахтовки,  подъемные  краны  и  другое. Эти машины уже успели себя зарекомендовать с хорошей стороны в условиях северных широт, на нефтяных и газовых месторождениях.

 

4 ОКТЯБРЯ ТЕКУЩЕГО ГОДА

 

в Санкт-Петербурге начнет работу VI Петербургский международный газовый форум. В его рамках состоится Международная конференция по перспективам развития рынка газомоторного топлива, а также будет представлен проект «Газомоторный город». Работа форума завершится 7 октября.

 

И ТРАКТОРЫ ТОЖЕ

 

В  августе  текущего  года  в  компанию  «Агромашхолдинг»    поступили    первые    заявки    на приобретение    газомоторных    тракторов    с    использованием    механизмов,    предусмотренных постановлением правительством Российской Федерации «О предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета производителям автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе».

 

 В рамках постановления также предусмотрены  субсидии  и  на  колесные  тракторы,  работающие на природном газе:  мощностью от 30 до 45 л.с.  –  350  тыс.  рублей  на  единицу  газомоторной техники, от 45 до 70 л.с. – 400 тыс. рублей, от 70 до 90 л.с. – 450 тыс. рублей.

 

Правительственное  постановление  призвано стать   важным   инструментом   стимулирования спроса  на    газомоторную  технику  в  сфере  ЖКХ, что   выгодно   и   экономически,   и   экологически. Использование   компримированного   газа   дает 2-3-кратную  экономию  в  сравнении  с  потреблением бензина или дизельного топлива.  При этом выбросы  в  атмосферу  углекислого  газа  и  других веществ ниже до 10 раз.

 

Недавно в Татарстане председатель Совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков на открытии  новых  АГНКС  привел  трактор  эксплуатации «Агромаш 30ТК Метан» в качестве примера того, как  и  сколько  можно  сэкономить  на  использовании  природного  газа.  Эта  относительно  маломощная  машина  позволяет  ежедневно  тратить на  2-2,5  тыс.  рублей  меньше,  чем  при  использовании дизельного топлива.

 

Сегодня   единственным   российским   производителем  отечественных  однотопливных  (метановых)  колесных  тракторов  является  Концерн «Тракторные    заводы».    Линейка    газомоторной коммунальной  техники  представлена  моделями мощностью от 30 до 85 л.с. собственной разработки. На машины адаптированы отвалы, погрузочное  и  щеточное  оборудование,  ковш  челюстной, штабелер,  ковш  основной  до  0,8  куб.м,  рулонный  и  силосный  захваты  и  вилы,  что  позволяет использовать  колесные  тракторы  на  различных работах.

 

Три  года  назад  компания  «Газпром  газомоторное  топливо»  и  Концерн  «Тракторные  заводы»  заключили  меморандум  о  сотрудничестве. В  минувшем  феврале  на  совещании  в  Санкт-Петербурге  состоялось  знакомство  премьер-министра Дмитрия Медведева с техникой «Агромаш». Также  в  2015  году  на  Петербургском  Международном  газовом  форуме  тракторы  серии  «Агромаш-Метан»  были  представлены  председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру.

 

Тракторы   уже   прошли   испытания   на   машиноиспытательной    станции    и    получили    все необходимые  для  эксплуатации  документы.  Они производятся  серийно  и  используются  на  ряде коммунальных   и   промышленных   предприятий российских регионов.

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ АВТОБУСОВ И ТЕХНИКИ

 

для жилищно-коммунального хозяйства на газомоторном топливе в соответствии с постановлением правительства РФ предоставляется субсидия из федерального бюджета в случае оформления скидки покупателям. Общая сумма субсидий на нынешний год составляет 3 млрд рублей.

 

ГАЗОМОТОРКА ОТ СОСЕДЕЙ

 

Большое  внимание  спецтехнике  на  газомоторном топливе уделяется в братской республике Беларусь.

 

Управляющая   компания   холдинга   «БелАвтоМАЗ»  –  один  из  крупнейших  производителей грузовой,  пассажирской,  специальной,  а  также прицепной   техники   стран   единого   экономического пространства: за время своей деятельности поставки  продукции  МАЗ  осуществлялись  более чем в 50 стран мира.

 

В  рамках  диверсификации  продуктовой  линейки   компания   разработала   и   серийно   изготавливает   газовый   городской   и   пригородный низкопольный автобус большого класса. Сегодня активно  ведется  работа  по  дальнейшему  расширению  номенклатуры  грузовой  и  пассажирской техники  МАЗ,  использующей  в  качестве  топлива природный газ.

 

В  апреле  2013  белорусским  правительством утвержден   Комплекс   мероприятий   по   расширению  применения  природного  газа  в  качестве моторного   топлива,   который   предусматривает расширение сети заправок газомоторным топливом,  а  также  проведение  других  мероприятий, в  частности  –  выпуск  белорусского  автомобиля и  автобуса,  работающих  на  компримированном природном газе.

 

Сейчас  ОАО  «Газпром  трансгаз  Беларусь»  занимается   проработкой   вопроса   перспективности  строительства  малотоннажной  установки  по сжижению   природного   газа.   «Малотоннажки» хороши тем, что они удобны для транспортировки  и  адаптации  на  местности.  А  это  значит,  что теоретически  заправлять  свой  автопарк  спецтехники сможет любое предприятие.

 

РОССИЙСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

 

расширяют производство оборудования для газомоторной отрасли за рубежом. В рамках развития партнерства с Индийской Республикой компания «РТ-Химкомпозит» представила проект по созданию производства полимернокомпозитных баллонов для природного газа.

 

В 2016 ГОДУ «ГАЗПРОМ ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО» СТРОИТ 35 НОВЫХ АГНКС

 

Производство   и   реализация   компримированного   и   сжиженного   природного   газа в   качестве   моторного   топлива   –   одно   из приоритетных      направлений      деятельности ПАО «Газпром». Для системной работы по раз-витию  рынка  газомоторного  топлива  создана компания  «Газпром  газомоторное  топливо», которая получила статус единого оператора.

 

Компания  консолидирует  профильные  активы  Группы  «Газпром»  и  обеспечивает  строительство  новой  производственно-сбытовой инфраструктуры  для  реализации  природного газа в качестве моторного топлива.

 

На  сегодняшний  день  природный  газ  является  наиболее  экономичным,  экологичным и   безопасным   топливом.   Стоимость   1   куб. м  газа  для  транспорта  в  среднем  по  России составляет  13  руб.  При  этом  двигатель  такого   транспортного   средства   соответствует высочайшим стандартам – Euro V и Euro VI.

 

Сегодня общее число автомобильных газонаполнительных  компрессорных  станций  (АГНКС) в  России  составляет  295  единиц,  228  из  них  находятся в управлении Группы «Газпром». В 2016 году  компанией  «Газпром  газомоторное  топливо»  ведется  строительство  35  новых  станций  в 21  регионе,  к  2020  году  количество  объектов газозаправочной  инфраструктуры  планируется увеличить до 685 единиц (с учетом действующих и новых станций, модулей КПГ, ПАГЗ), что позволит создать единую федеральную газозаправочную сеть.

 

Потребление   природного   газа   в   качестве моторного топлива в России демонстрирует стабильную  положительную  динамику.  С  каждым годом загрузка станций увеличивается на 5-8%.

 

Российская  газомоторная  отрасль  находится на этапе становления. Формирование нового для России рынка напрямую зависит от эффективности взаимодействия и комплексной работы всех его  участников  –  федеральных  и  региональных органов власти, энергетических компаний, авто-производителей и потребителей.

 

Сегодня     особенно     важно     увеличивать объем      производства      газомоторной      техники.   Средний   показатель   загрузки   АГНКС «Газпром» в России составляет 26%. Для того, чтобы  загрузить  действующую  и  строящуюся инфраструктуру,  необходимо  производить  не менее 15-20 тыс. автомобилей в год. При этом в 2015 году российский парк техники, работающей на природном газе, пополнился на 8 000 единиц,  из  них  5  000  транспортных  средств были  переоборудованы.  Увеличение  темпов производства газомоторной техники позволит значительно  ускорить  процесс  развития  российского рынка газомоторного топлива.

Похожие записи

Оставить комментарий