Отошли от кризиса

Рынок коммерческого транспорта начал показывать признаки роста.

 

Рынок грузовых автомобилей в России переживает сейчас непростые времена, однако, несмотря на текущее сокращение, развитие рынка грузовых автомобилей и автобусов имеет место быть. Сегмент не «сдается» и даже начал показывать показатели роста. Возможно, причина кроется в том, что изношенность коммерческого транспорта в России значительно выше, чем в развитых странах. А ведь в прошлом году казалось, что все будет очень плохо.

 

«ПАДЕНИЕ» ГРУЗОВИКОВ…

 

Оптовые продажи грузовиков, включая легкие грузовики,  в  январе-декабре  2015  года  упали  на 35,6% до 136 012 ед., при этом спад продаж был зафиксирован во всех сегментах рынка. Отгрузки отечественных    автомобилей    уменьшились    на 11,4% (до 97 328  единиц), при этом их рыночная доля выросла с 52,0% до 71,6%.

 

Продажи «российских иномарок» сократились на 46,3% до 10 214 единиц, а их рыночная доля с 9,0% до 7,5%.

 

Совокупная   доля   произведенных   в   России грузовиков  (отечественных  и  иномарок)  увеличилась в 2015 году до 79,1% против 61,0% годом ранее.

 

Продажи  импортированных  новых  грузовиков иностранных марок упали на 65,9% до 27 440 единиц (доля сократилась с 38,0% до 20,2% рынка).   Продажи   импортированных   подержанных машин сократились вдвое до 1 030 единиц (доля на рынке убавилась от 1,0% до 0,7%).

 

Импорт  грузовых  автомобилей  физическими лицами  составил  в  январе-декабре  2015  года  1 462 машины против 2 557 единиц годом ранее, из них  на  новые  автомобили  пришлось  758  и  1  483 соответственно.

 

… И АВТОБУСОВ

 

По  итогам  2015  года  российский  рынок  автобусов (включая микроавтобусы) сократился на 25,1% и  составил  35  825  единиц.  При  этом  продажи  отечественных автобусов сократились на 8,9% – до 26 901 машины, рыночная доля увеличилась на 13,4% и составила 75,1%.

 

Продажи    «российских    иномарок»    снизились на 42,0% до 7 772 автобусов (доля рынка потеряла 6,3%)  и  сократились  до  21,7%.  Совокупная  доля продаж  произведенных  в  стране  автобусов  (отечественных моделей и «иномарок») увеличилась с 89,7% до 96,8%.

 

Продажи   импортированных   новых   автобусов упали аж в 4,4 раза (!!!) до 1106 машин, а их рыночная доля уменьшилась с 10,1% до 3,1%. По размерным категориям в продажах автобусов российского производства  продолжают  преобладать  автобусы особо  малого  класса  (микроавтобусы).  Подержанный  импорт  сократился  вдвое,  в  январе-декабре 2015 года насчитывалось всего 47 автобусов.

 

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЛИДИРУЮТ

 

Аналитическое   агентство   «Автостат»   провело  исследование  рынка  грузовых  автомобилей  и определило десятку лучших моделей грузовиков, в которую вошли четыре автомобиля КАМАЗ и сельскохозяйственный самосвал НЕФАЗ. Отмечено, что в 2016 году наблюдается рост продаж по всем позициям  компании,  представленным  в  рейтинге,  и особенно по автомобилям семейства КАМАЗ-6520: их было продано 460 штук. Общий объем продаж «КамАЗа»   в   июле   составил   1762   автомобилей (+33,3%  к  показателям  семи  месяцев  прошлого года).

 

Всего объем рынка новых грузовых автомобилей в России в июле 2016 года увеличился на 7,9% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года – рост составил около 4,7 тысячи единиц.

 

При  этом,  как  говорится  в  сообщении  агентства  «Автостат»,    по  итогам  семи  месяцев  2016 года  рынок  новых  грузовых  автомобилей  в  России составил около 26,6 тысячи штук, что на 6,8% ниже, чем за тот же период 2015 года.

 

По результатам июля лидером грузового рынка  по-прежнему  остается  «KамАЗ».  Как  сообщил генеральный директор предприятия Сергей Когогин, доля «КамАЗа» выросла с 54% в январе-июле 2015 года до 61% в 2016 году.

 

«Наблюдая за динамикой рынка грузовых автомобилей в стране, можно сделать осторожный вывод  о  том,  что,  начиная  с  марта,  он  начал  потихоньку  восстанавливаться,  –  отметил  топ-менеджер. – Так, по итогам 7 месяцев 2016 года по отгрузке и импорту рынок грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн составил 21,3 тыс. шт.  и  показал  рост  24%  к  аналогичному  периоду прошлого года».

 

По  его  словам,  на  рынке  магистральных  тягачей,  на  котором  «КамАЗ»  прежде  практически не  был  представлен,  российский  автогигант со своими седельными тягачами -5490 (4х2) и -6460 (6х4)  продолжает  увеличивать  присутствие,  повысив долю с 9% до 33%.

 

И это при том, что по итогам шести месяцев 2016 года сегмент магистральных тягачей по регистрациям вырос лишь на 12%. Согласно предварительным заказам, за оставшиеся до конца года месяцы «КамАЗ»  должен  произвести  свыше  20  тысяч  грузовиков, темп производства составит почти 200 автомобилей в сутки.

 

«ВТОРИЧКА» ПОКАЗАЛА СНИЖЕНИЕ

 

Вторичный  рынок  грузовых  машин  «просел»  с начала  года  на  7,5%,  всего  было  реализовано  187 163  единиц  техники.  Лидером  по  перепродажам остается  «КамАЗ».  В  июле  было  продано  5844  по-держанных  грузовиков  отечественной  марки,  на 34,2%  меньше,  чем  годом  ранее.  За  январь-июль продажи составили 49 239 шт., что свидетельствует о спаде показателей на 4,4%.

 

Объемы  реализации  подержанных  грузовиков «ГАЗ» сократились на 44,1% в июле, до 2451 штук, а с начала года «просели» на 14,8%, до 21 122 единиц.

 

Продажи  грузовиков  «МАЗ»  –  марка  занимает 3-е место в рейтинге июля – снизились за прошлый месяц на 31,4%, до 1982 шт. С начала года и по июль включительно  в  России  было  продано  15  410  б/у грузовых машин марки «МАЗ», на 5,5% больше, чем годом ранее.

 

Объем рынка иномарок уменьшился в прошлом месяце на 26,5% (до 10 262 штук), а за первые семь месяцев снизился на 3,4% и составил 78 728 единиц техники.

 

ГРУЗОВИКИ ШАГАЮТ В «ЭЛЕКТРОНКУ»

 

В  Набережных  Челнах  прошел  обучающий  семинар  по  внедрению  электронных  паспортов  для грузовых   машин.   В   обучении   приняли   участие представители  предприятий-производителей, специалисты    ГИБДД    и    Федеральной    налоговой службы.  Консультантами  выступили  представители акционерного  общества  «Электронный  паспорт»  (г. Москва),  которое  является  официальным  администратором  систем  электронных  паспортов  в  ЕАЭС  и национальным оператором на территории РФ.

 

Участникам  семинара  был  продемонстрирован портал, действующий сегодня в тестовом режиме, и принципы его работы, преимущества электронного паспорта  по  сравнению  с  бумажной  версией  документа.  Главным  образом,  это  практически  неограниченное  количество  информации  о  транспортном средстве,  обеспечивающее  максимально  прозрачную историю автомобиля и позволяющее оптимизировать документооборот.

 

«Переход   на   систему   электронных   паспортов значительно   оптимизирует   процесс   оформления автотехники,   –   отметил   генеральный   директор торгово-финансовой   компании   «КамАЗ»   Андрей Игнатьев.  –  Это  нововведение  регламентировано на   уровне   правительства   Российской   Федерации и  ЕАЭС,  поэтому  менее  чем  через  год  мы  должны быть  активными  пользователями  современной  системы».

 

В  рамках  действующего  законодательства  каждому  автомобилю,  выпущенному  после  1  июля 2017  года,  в  единой  базе  данных  будет  присвоен номер электронного паспорта. В процессе эксплуатации в документ, содержащий полную информацию о транспортном  средстве,  будут  вноситься  необходимые изменения.

 

Отметим,  что  решением  коллегии  Евразийской экономической  комиссии  с  1  июля  2017  года  будут отменены  паспорта  транспортных  средств  (ПТС)  на бумажном носителе, с этого дня в странах ЕАЭС паспорта  транспортных  средств  будут  оформляться лишь  в  электронном  виде.  В  рамках  границ  Евразийского экономического союза, куда входят Россия, Белоруссия,  Армения,  Казахстан  и  Киргизия,  для владельцев    транспортных    средств    существенно упрощаются  соответствующие  процедуры  при  перемещении,  купле-продаже  автомобиля  и  других действиях. Ранее выданные ПТС на бумажном носителе будут считаться действительными, при этом на основании  личного  заявления  собственника  транс-портного  средства  возможна  замена  на  современную версию документа.

 

ИНОМАРКИ НЕ СДАЮТСЯ

 

Иностранные  производители  также  пытаются не  только  удержаться  на  рынке,  но  и  развиваться. Так, в июле состоялось торжественное открытие  дилерского  центра  MAN  ООО  «ЮРТО-ТРАК»  в Краснодарском  крае.  Новый  дилер  отвечает  за продажи  техники  MAN  в  регионе,  а  также  имеет полностью оборудованную сервисную станцию.

 

Отметим, что по данным статистики, семерка европейских брендов в июне 2016 показала рост на 10,2% по сравнению с июнем 2015 года.

 

При  этом  грузовики  MAN,  по  данным  «Эвитос-Информ»,  стали  самыми  востребованными коммерческими автомобилями в первом полугодии  2016  года.  Рыночная  доля  MAN  в  статистике за  шесть  месяцев  составила  24,9%,  что  эквивалентно  четверти  рынка  российского  рынка  всех новых грузовых автомобилей европейских брендов полной массой от 6 тонн. Несмотря на непростую   рыночную   конъюнктуру,   MAN   стабильно занимает долю рынка выше 20% на протяжении последних лет.

 

Высокие  результаты  показали  продажи  компании  «МАН  Трак  энд  Бас  РУС»  также  в  сегментах  тягачей и самосвалов с колесной формулой 6х6. Здесь баварская марка занимает первое место с результатом  49,1%  в  сегменте  трехосных  полноприводных тягачей и 86,7% в сегменте самосвалов с аналогичной колесной формулой. Совокупный результат MAN в сегменте 6х6 составляет 66,3%. В сегменте строительства  MAN  лидирует  среди  европейских  конкурентов с долей рынка 44%.

 

ВРЕМЯ БЕСПИЛОТНИКОВ

 

Мировой     рынок     беспилотного     транспорта, прежде   всего   коммерческого   автомобильного,   в ближайшие  20  лет  достигнет  объема  в  560  млрд долларов.  Как  отмечается  в  исследовании  консалтинговой компании AT Kearney,  в ближайшие 10 лет самым существенным сдерживающим фактором в развитии  беспилотного  транспорта  станет  создание соответствующей законодательной базы, в которой наиболее  острым  моментом  будет  вопрос  ответственности при ДТП.

 

Как отмечает газета «Коммерсант», в AT Kearney уверены,  что  беспилотный  транспорт  окажет  комплексное  влияние  на  мировую  экономику,  дав  стимул развития многим другим отраслям и позволив потребителям сэкономить средства на топливных и страховых  расходах,  а  также  расходах  на  техническое  обслуживание  беспилотных  машин.  Эксперты отмечают,  что  в  ближайшие  20  лет  при  массовом развитии  беспилотных  авто  только  в  США  потребители смогут сэкономить по всем этим статьям до 1,3 трлн долларов.

 

Авторы исследования отмечают, что беспилотники будут тратить меньше топлива в том числе и потому,  что  такие  автомобили  могут  связываться друг с другом и выбирать наиболее оптимальную и  безопасную  скорость  для  движения  по  трассе. Также  прогнозируется,  что  на  техобслуживании беспилотников, в которых будет меньше изнашиваемых механических частей, а также более высокой  производительности  «умных»  машин,  потребители смогут сэкономить до 500 млрд долларов.

 

Оптимальный    скоростной    режим,    выбираемый    беспилотником,    позволит    существенно сократить  дорожные  заторы,  что  также  позволит сократить  расходы  на  топливо  и  износ  в  объеме 140 млрд долларов.

 

Помимо   автопроизводителей,   которым   развитие   беспилотного   рынка   позволяет   привлечь новые инвестиции и сменить модельный ряд, машины с автопилотом стимулируют сразу несколько других  отраслей.  В  первую  очередь  речь  идет  о разработке программного обеспечения для беспилотников и соответствующего оборудования со стороны высокотехнологических компаний.

 

По  прогнозам  AT  Kearney,  к  2030  году  только рынок специального оборудования (сенсоров, датчиков, систем коммуникации и пр.) достигнет 103 млрд долларов.

 

Развитие  беспилотного  транспорта  также  стимулирует  развитие  мобильного  интернет-рынка, а также других видов беспроводной передачи данных. Рынок специальных мобильных приложений, телематики  и  обмена  данными  между  беспилотными автомобилями достигнет к 2030 году объема 86 млрд долларов. Еще один рынок, который выиграет от развития беспилотников – инфраструктурный.  Магистрали  будут  оснащаться  новым  оборудованием  для  упрощения  ориентации,  навигации и безопасного движения таких машин.

 

НАШИ «РОБОТЫ» НА КОЛЕСАХ

 

Отметим, что в прошлом году беспилотный КАМАЗ уже прошел первые испытания на полигоне на скорости  60  км/ч.  Машина  умеет  самостоятельно передвигаться по заданному маршруту в одиночку или в колонне, соблюдая требования дорожных знаков и сигналов светофора.

 

Также  беспилотный  грузовик  может  распознавать  границы  дорожного  полотна  и  других  участников  движения,  включая  пешеходов  и  велосипедистов,  а  серийная  версия  будет  максимально адаптирована  к  российским  реалиям:  она  будет распознавать дорожные выбоины, уметь передвигаться при отсутствии разметки, а также распознавать и объезжать практически любые препятствия.

 

В    свою    очередь    производитель    автобусов Volgabus решил заняться беспилотниками. Дебютным проектом стало семейство самоуправляемых автобусов MATRЕSHKA.

 

Создатели  говорят,  что  это  полностью  автономное  транспортное  средство,  которое  можно использовать  в  качестве  коммунальной  техники,  а  также  для  перевозки  грузов  и  пассажиров по  заданным  маршрутам  без  участия  шофера. Конструкция   автобуса   модульная   и   позволяет масштабировать   и   видоизменять   внутренности машины  в  зависимости  от  конкретных  нужд.  То есть  она  может  быть  открытой  платформой  для перевозки  грузов,  может  быть  закрытым  фургоном, а может и просторным автобусом.

 

В движение «Матрешку» приводит электромотор.  Запаса  батарей  должно  хватать  на  130  км  от подзарядки до подзарядки. Тестовый аппарат уже ездит по территории «Сколково».

 

АВТОБУСЫ ТОЖЕ «РАСТУТ»

 

В  1  полугодии  2016  года,  несмотря  на  непростую  экономическую  ситуацию  в  стране,  продажи новых  автобусов  выросли  на  9,67%  по  отношению к аналогичному периоду 2015 года. Таким образом, рынок  автобусов  демонстрирует  признаки  восстановления.

 

Как  говорится  в  данных  статистики  «Автостат Инфо», с начала года и по июль включительно в России было продано 5 299 новых автобусов, это на 9,8% больше, чем годом ранее.

 

В  июле  было  реализовано  1  111  российских  автобусов.   При   этом   продажи   автобусов-иномарок сократились на 44,8% и составили 16 ед.

 

С  начала  года  и  по  июль  включительно  российские марки продали 5 195 автобусов, на 12,6% больше, чем годом ранее. Объемы реализации техники иностранных  брендов  сократились  на  51,4%  к  прошлому году, до 104 ед.

 

Лидирующая  тройка  производителей  автобусов продемонстрировала  заметный  рост  продаж.  Так, объемы  реализации  автобусов  «ПАЗ»  выросли  в июле до 612 единиц, а за январь-июль – на 2,2%, до 2 777 штук.

 

Прирост продаж продукции «ЛИАЗ» (2-е место в  рейтинге  продаж)  составил  в  прошлом  месяце 145,2%,  всего  было  продано  228  автобусов  этой марки.  С  начала  года  и  по  июль  включительно «ЛИАЗ»  продал  в  России  813  новых  автобусов,  на 44% больше, чем годом ранее.

 

Объемы  реализации  «МАЗ»  в  июле  выросли в  сравнении  с  аналогичным  месяцем  прошлого года  с  8  до  165  единиц.  Продажи  по  итогам  января-июля  составили  469  штук,  что  обеспечило «МАЗу» четвертое место в рейтинге января-июля. На третьем месте в этом рейтинге находится «НефАЗ» (587 единиц техники, +3,3%), который занимает  лишь  4-е  место  среди  лидеров  автобусного рынка в июле предыдущего года (49 единиц).

 

ИННОВАЦИИ ПРОХОДЯТ ИСПЫТАНИЯ

 

Электробус   КАМАЗ-6282   принял   на   эксплуатационные   испытания   основной   оператор   наземного   транспорта   столицы   –   «Мосгортранс». Перспективная  новинка  производства  ПАО  «КамАЗ»  (при  участии  компании  Drive  Electro)  будет тестироваться  на  улицах  столицы  в  течение  двух месяцев.   Для   испытаний   выбран   маршрут   Т2, пролегающий  от  Филей  до  станции  метро  «Александровский сад».

 

«Рекомендации специалистов «Мосгортранса» по  итогам  работы  электробуса  помогут  создать производителю  серийную  модель,  которая  будет полностью  отвечать  современным  требованиям, предъявляемым  к  наземному  транспорту  в  Москве»,  –  пояснил  директор  «Мосгортранса»  Евгений  Михайлов.  Он  также  отметил,  что  компания находится в постоянном поиске оптимальных решений  по  развитию  общественного  транспорта  и всегда готова оценить перспективные разработки отечественной промышленности.

 

Тестовый     электробус     КАМАЗ     адаптирован для  маломобильных  пассажиров,  имеет  низкий уровень  пола,  оснащен  видеокамерами  и  спутниковой  навигацией.  Общая  вместимость  салона – 85 пассажиров. Запас хода на одной подзарядке,  длящейся  20  минут,  –  100  километров.  Максимальная  скорость  –  65  км/ч.  Аккумуляторы заряжаются от электрической сети с напряжением 380 вольт.

 

Около  месяца  назад  аналогичные  испытания такого же электробуса завершил областной перевозчик  «Мострансавто».  КАМАЗ-6282  ежедневно совершал  четыре  рейса.  По  результатам  испытаний подтвердилась экологичность и сравнительно небольшие  затраты  на  эксплуатацию  этого  вида транспорта. Использование электробуса на маршрутах  обходится  почти  в  два  раза  дешевле,  чем доставка пассажиров на дизельных автобусах.

 

АЛЕКСЕЙ ХРАМЦОВСКИЙ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО «ХЕНДЭ МОТОР КОММЕРЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИ РУС» (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДИСТРИБЬЮТОР ПО КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ HYUNDAI В РОССИИ)

 

В  России  мы  производим  основные  модели  Hyundai  –  грузовики  HD35,  HD78, HD120, HD170 и входим в десятку лидеров  рынка,  а  в  сегменте мало-  и  среднетоннажных грузовиков           являемся одним  из  самых  продаваемых. Флагманом модельного  ряда  в  России является  линейка  грузовиков Mighty грузоподъемностью до 5 т.

 

Грузовики  Hyundai  просты в эксплуатации, обладают высокой  степенью  маневренности   и   выносливости,   адаптированы к   российскому   топливу.   Надежный   двигатель, повышенная       грузоподъемность,       прочность конструкции,  разнообразие  типов  кабин  и  комплектаций   формируют   широкие   возможности применений и обеспечивают низкие эксплуатационные затраты. На автомобили подобного типа   можно   устанавливать   широчайший спектр надстроек.

 

В  связи  с  высоким  курсом доллара,  на  основе  которого формировалась     себестоимость    автомобилей    2016 года  производства,  цены  с начала  года  у  нас  выросли до  15%.  Но,  в  целом,  мы стараемся  не  допускать  частого  изменения  цен.  Прежде всего  мы  стремимся  сохранить ценовую     привлекательность     относительно   конкурентов.   Этого   удается достичь  за  счет  использования  тактических  программ поддержки продаж.

 

Сегодня наиболее всего востребован ряд малотоннажной  техники,  а  именно  модель  HD78. В структуре продаж 2016 г. на эти автомобили в разных  конфигурациях  пришлось  до  80%  сделок.  Их  главное  конкурентное  преимущество  – надежность,  высокое  качество,  долговечность, многочисленные    инновационные    решения    и комфорт  для  водителя.  C  2016  года  действует расширенная гарантия на 5 лет без ограничения пробега.

 

Несмотря на падение ВВП, и тот факт, что продажи грузовиков являются индикатором состояния экономики, необходимость обновлять парк, особенно  для  крупных  перевозчиков,  дает  нам повод  для  оптимизма,  что  продажи  постепенно начнут расти. К автомобилям зарубежных марок в  нашей  стране  традиционно  хорошее  отношение,  а  развитие  локализации  позволяет  компаниям  предлагать  приемлемые  цены.  Мы  уверены, что рынок грузовой техники находится на пути  к  восстановлению.  Впоследствии,  возможно, он станет лидирующим рынком в Европе.

 

СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА ДАВЫДОВА, НАЧАЛЬНИК ДЕПАРТАМЕНТА ПРОДАЖ ООО «КОМПАНИЯ «СПЕЦПРИЦЕП»

 

SPECPRICEP    с  1999  года  производит  прицепы и  полуприцепы.  Для  нефтегазовой  отрасли  мы обычно  поставляем  высокорамники,  трубовозы и  полуприцепы  с  отстёгивающимся  гусаком.  Но всегда можем сделать что-то особенное, превратить  любую  технику  в  универсальную:  сконструировать одну, две или три степени раздвижения, закидную ось, активный привод…

 

Мы  создаем  машины  с  прицелом  на  экстремальные  дорожные  и  климатические  условия. Например,   наши   высокорамники   работают   в расширенном диапазоне от -50°С до +40°С: один и  тот  же  полуприцеп  доставит  груз  и  в  снегах Сибири,  и  в  песках  пустыни.  Для  увеличения  автономности  автопоезда  зачастую  устанавливаем дополнительные   топливные   баки.   Для   бездорожья  комплектуем  полуприцепы  усиленными выдвижными  уширителями,  разборными  колесными дисками и так далее. Всего не перечислить.

 

Стоимость техники, конечно, выросла, но мы, как и все, поставлены в жёсткие условия в связи с  колебаниями  курсов  валют,  их  резким  ростом. Но  грамотная  ценовая  политика  и  уважение  к заказчикам помогают нам всегда идти навстречу покупателям.

 

На  разработанную  нами  конструкцию  мы даём гарантию три года. Более того, комплексная  спецзащита  SPECPRICEP  сохраняет  отдельные   элементы   от   коррозии   на   протяжении десяти  и  более  лет.    При  этом  модели  требуют минимального  обслуживания  и  квалификации персонала.

 

Перспективы у рынка, на мой взгляд, очень хорошие.  Сейчас  люди  стали  больше  интересоваться    действительно    сложной    техникой, передовыми  разработками.  Исходя  из  спроса, отечественный  рынок,  соответственно,  будет только развиваться.

Похожие записи

Оставить комментарий