За последние два-три года дороги Орловской области заметно изменили свой облик. Что способствовало этому? Об этом и не только мы говорили с губернатором В.В. Потомским.
– Вадим Владимирович, Орловская область находится в центре России. Это не только создает конкурентные преимущества, но и налагает дополнительную ответственность. Расскажите о ситуации в дорожном хозяйстве региона.
– Несмотря на относительно небольшую площадь (24,7 тыс. кв. км), Орловской области удалось стать не только крупным сельскохозяйственным центром ЦФО, но и значимым транспортным узлом. В основе всего этого как выгодное географическое положение, так и огромный труд.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования региона превышает 13 тыс. км. Из них твердое покрытие обеспечено на 8 тыс. км. Не все дороги в настоящее время соответствуют требованиям нормативов. Причем по этой статистике Орловщина в общем-то кардинально не отличается от других регионов Российской Федерации. Как принято говорить – в силу объективных обстоятельств. Ведь с 2003 по 2012 год, то есть до воссоздания системы дорожных фондов, финансирование дорожной деятельности практически не осуществлялось.
– Тем не менее, буквально за 2-3 года вам удалось заметно изменить облик автодорог.
– Спасибо на добром слове. Успех дорожной отрасли прямо пропорционален вложенным средствам и оказываемому вниманию. Наверное, каждый орловец – как автолюбитель, так и пешеход – подтвердит, что развитие дорожной сети стало одним из важнейших приоритетов региона.
В 2012 году был создан дорожный фонд области. Два года спустя его финансовое наполнение составило 2,8 млрд рублей, а в 2015 году – уже 3,5 млрд рублей.
Сегодня мы имеем 4,4 млрд рублей, направляемых на дорожную деятельность. Это рекордная сумма, которая просто не могла бы сложиться без поддержки министерства транспорта РФ и Росавтодора.
В текущем году Орловщина получила 324 млн рублей федеральных средств на строительство 11 сельских автомобильных дорог протяженностью 34 км в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
– К своему юбилею и областной центр преобразился.
– Это так. 150 млн рублей было привлечено на приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети Орла. Это имеет особое значение, учитывая, что город в августе отметил 450-летний юбилей.
Также на капремонт трех уникальных аварийных искусственных сооружений нам было предоставлено 129 млн рублей, на реконструкцию региональных дорог – еще 324 млн рублей.
– Мы наслышаны о том, что по объему представленных субсидий на строительство сельских автомобильных дорог вы на первом месте в ЦФО и на втором по России.
– Нас это радует. По сравнению с 2015 годом их объем вырос на 120 млн рублей. Это около 60% роста.
Мы поставили перед собой цель комплексного обустройства населенных пунктов. И уверенно к ней движемся, понимая, что всего в одночасье сделать нельзя.
При формировании перечня объектов строительства новых дорог главный ориентир – наличие инвестпроектов (прежде всего, производство и переработка сельскохозяйственной продукции) и, конечно, количество жителей.
Всего за 2015-2016 годы в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» планируем обеспечить автомобильными дорогами с твердым покрытием 19 населенных пунктов, в которых проживают более 5 тыс. человек.
– Жизнь диктует: только в развитии всего и вся множится и крепнет экономика.
– Согласен. Сегодня наше государство ставит перед собой амбициозные и, считаю, абсолютно достижимые цели в сфере развития промышленности, туризма, импортозамещения. И здесь жизненно необходимы хорошие дороги!
Вторым основным направлением в дорожном хозяйстве Орловской области стало сохранение имеющихся автомобильных дорог и их совершенствование по принципу от центра к периферии. По сути, в последние годы мы с этой задачей справляемся, поддерживая «опорную сеть».
Дороги, связывающие районные центры области, находятся в достаточно неплохом состоянии. Очень приятно, что это отмечают гости региона с большим опытом путешествий.
В текущем году мы приступили к ремонту основных автомобильных дорог райцентров. На это выделено более 301 млн рублей.
Значимым этапом для отрасли стало празднование 450-летия города Орла. Прежде всего, это повод еще раз испытать гордость за свою малую родину, за непростой исторический путь, пройденный предшествующими поколениями, за всю нашу великую страну.
На реконструкцию и строительство новых школ, корпусов больниц, театров, музеев было выделено около 11 млрд рублей, в том числе более 7 млрд – из федерального бюджета. Свыше 1 млрд направлено на дороги!
Завершено строительство дублера центрального Московского шоссе в городе Орле (ул. Раздольная). Нужно сказать, эти мероприятия были запланированы еще в 1989 году… Обещанного орловцы дождались спустя десятилетия.
Кроме того, произведена не менее значимая реконструкция улиц и проездов в центральной части Орла и объектов на площади свыше 500 тыс. кв.м.
Многие переживали, что объекты будут сданы в спешке. Были такие попытки недобросовестных подрядчиков, не скрою. Пришлось им переделывать работу.
Мы получили высокое доверие федерального центра и серьезные деньги. Поэтому и контроль качества, эффективного использования средств был (и будет!) соответствующим.
– Вадим Владимирович, в преддверии профессионального праздника можете назвать лучших орловских дорожников?
– И с большим удовольствием. Это ГУП ОО «Дорожная служба», ООО «Стройтехносервис», ООО «Дорзнак-сервис», ООО «СК ОрелАвтострада», ООО «МонолитСтройТула».
На этих предприятиях и молодые высококвалифицированные сотрудники, и целые династии, передающие опыт из поколения в поколение.