Грузовые международные перевозки на Урале: состояние и перспективы

Театр санкций

 

– В международном сегменте рынка грузоперевозок громадную роль играет политика. Например, из-за санкций, введенных Евросоюзом, и ответных российских мер были ликвидированы наработанные логистические схемы взаимодействия между грузоотправителями России и странами Европы. Александр Маркович, как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию на рынке международных перевозок? Что происходит с международным грузовым автотрафиком?

– После введения ЕС санкций в 2014 году и соответствующих «антисанкций» рынок международных автомобильных  перевозок пережил резкое падение.

Существенно снизились объемов импорта. А рост ставок по кредитам, 60-дневные задержки платежей от грузовладельцев и девальвация рубля очень сильно повлияли на экономику грузоперевозок. Из-за падения курса национальной валюты существенно выросла стоимость приобретения новой техники (до 40% в рублевом эквиваленте), запасных частей и топлива, а также заправка топливом в странах ЕС (в пересчете на рубли). Самой серьезной проблемой стало резкое подорожание лизинга, так как большинство компаний закупало технику у зарубежных лизинговых компаний, которые неизбежно привязаны к иностранной валюте. В результате многие перевозчики были вынуждены прекратить международную транспортную деятельность.

 

– Как кризис отражается на состоянии автопарка?

 

– Происходят количественные и качественные изменения в составе парка. У многих компаний больше нет возможности не только покупать новую технику взамен устаревшей и аварийной, но и исправно вносить лизинговые платежи. В предыдущие годы предприятия активно модернизировали и расширяли свои автопарки. Например, в 2012 году рост автопарка составлял 20%, в 2013 году – 46%. А уже в 2014 году зафиксировано снижение на 4%. В 2015 году спад составил 35%. Эта тенденция не обошла стороной ни одно автотранспортное предприятие Урала.

 

– Как смотрится международный автомобильный грузооборот на фоне внутренних перевозок и на фоне других сегментов грузоперевозок (авиа, ж/д, морская перевалка)? Как повлияла ситуация с санкциями на конкурентоспособность автомобильных международных перевозок?

 

– Автотранспортная отрасль начала терять свои позиции при перевозке грузов на дальние расстояния. Часть грузов, которые традиционно перевозились по автомагистралям, забрали железные дороги, где в 2016 году грузооборот по сравнению с 2015 увеличился на 0,5%, а объем перевозок вырос на 0,8%. С открытием навигации активизировались морские перевозки. Грузы, которые традиционно шли через Польшу, стали доставлять в российские и финские порты в контейнерах, а затем перегружать на морские суда. Часть грузов переправляется морскими паромами.

 

Таможня не дает добро

 

– По оценкам экспертов, крайне негативно на ситуацию в отрасли международных грузоперевозок повлияли действия российской таможни, которая ограничила применение процедур пропуска грузовых автомобилей, действовавших согласно Конвенции МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП) на территории РФ.  Как оценивают сложившуюся ситуацию в АСМАП?

– Мы полагаем, что сокращение объемов применения такого действенного механизма гарантийного обеспечения не в интересах ни экономики государства, ни регионов, ни транспортных компаний.

Кроме того, по информации, поступающей от перевозчиков в Ассоциацию, при перевозках сборного груза в несколько таможен назначения, первая таможня закрывает книжку МДП, а дальнейшая перевозка возможна только с оформлением дополнительной гарантии (поручительства). Все это приводит к увеличению дополнительных расходов. При перевозке реэкспортных грузов таможенные органы также в устном порядке отказывают в оформлении книжки МДП.

 

Окно в Европу притворилось

– В каких европейских странах отечественные грузоперевозчики испытывают наибольшие сложности?

– В 2016 году, как и в прошедшие годы, сохранилось квотирование по некоторым направлениям, в том числе по Италии двухсторонним/транзитным, а также добавилось ограничение квот по двухсторонним/транзитным разрешениям Венгрии, Чехии, Франции, Азербайджана и Польши.

Крайне сложная ситуация сложилась в Польше. До середины апреля 2016 действовали те разрешения, которые были обменяны в феврале, а что далее пока неизвестно. Фактически заморожен транзит грузового транспорта через Украину (МАПП «Чоп» в Закарпатье). В то же время сегодня нет ограничений по итальянским разрешениям типа Ro-La, которые предусматривают контейнерную перевозку груза вместе с техническим средством по железной дороге с загрузкой на границе Германии – Австрии и обратной загрузкой таким же путем в Италии.

Кроме этого, на сегодня остается открытым вопрос с турецкими разрешениями, обмен которыми так и не состоялся по известным причинам. Автомобильные грузоперевозки по этому направлению остановились.

 

Идем на Восток!

– В связи со сложной политической ситуацией традиционные европейские логистические схемы оказались для российских автотранспортных компаний недоступными. Осваивают ли наши перевозчики новые дальние маршруты?

– Да, определенные структурные изменения в географии перевозок грузов произошли. Уральские грузоперевозчики продвигаются на новые рынки. Например, за пять последних лет существенно – с 0,4% до 6% – увеличились объемы перевозок на восточном направлении (Казахстан, Китай, Монголия, Грузия, Армения, страны Средней Азии). Например, в 2014 году грузоперевозчики УрФО использовали 2 китайских разрешения. В 2015 году на перевозки в Поднебесную выдано уже 100 разрешений. В 2015 году увеличилось количество разрешений грузов в Монголию – 35, Армению и Грузию – 133, использованы первые разрешения Туркменистана – 8. Такая тенденция сохраняется и в 2016 году. Перспектива развития перевозок грузов по этим направлениям имеет большой потенциал.

 

Таблица 1. Примерные расценки на доставку грузов из Европы автотранспортом

Страна отправления

Пункт прибытия

Стоимость, евро

Германия

Москва

2700

Германия

Екатеринбург

3900

Италия

Москва

3800

Италия

Екатеринбург

4800

Нидерланды

Москва

2800

Нидерланды

Екатеринбург

3900

Польша

Москва

2000

Польша

Екатеринбург

3500

 

Таблица 2. Ориентировочные расценки на мультимодальную доставку грузов из Азии

Пункт отправления

Пункт прибытия

Стоимость, доллар

Вьетнам, Хошимин

Москва

4200

Индонезия, Джакарта

Москва

4300

Китай, Гонконг

Москва

4200

Китай, Шанхай

Москва

4200

Южная Корея, Пусан

Москва

4100

 

 

Таблица 3. Статистика рынка автомобильных грузоперевозок из ЕС в РФ в I квартале 2016 года

 

Январь-март 2015, тонн

Январь-март 2016, тонн

Динамика,
%

ЕС, всего

2322857

2089731

-10,04

Германия

522894

494821

-5,37 

Польша

321416

259085

-19,39 

Финляндия

296120

239014

-19,28 

Нидерланды

166713

175057

5,01 

Италия

139954

130738

-6,59 

Литва

158186

119854

-24,23 

Франция

100657

94552

-6,07 

Чехия

79955

79166

-0,99 

Бельгия

72907

68768

-5,68  

Швеция

68605

60501

-11,81 

Австрия

65671

57017

-13,18 

Венгрия

50270

51098

1,65 

Латвия

56005

46145

-17,61 

Румыния

48866

43612

-10,75 

Эстония

38121

32979

-13,49 

Испания

31312

29821

-4,76 

Словакия

29159

25460

-12,69 

Словения

18278

18044

-1,28 

Болгария

14248

16678

17,06 

Великобритания

17633

16000

-9,26 

Дания

13604

14536

6,85 

Люксембург

3787

6391

68,76 

Греция

4319

4422

2,38 

Хорватия

1761

3785

114,93 

Португалия

1737

1237

-28,79 

Ирландия

679

950

39,91 

 

 

Справка

На сегодняшний день удостоверение допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок в УрФО имеют 240 предприятий, осуществляющих грузоперевозки и 67 компаний, осуществляющих пассажирские перевозки.  На международных грузовых автоперевозках задействовано 2805 единиц технических средств, из них 341 автобус, остальные 2464 ТС – автопоезда.

По итогам 2015 года общее количество использованных иностранных разрешений увеличилось по отношению к 2014 году на 19% (с 5055 до 6017). Причина подобного роста количества используемых иностранных разрешений – изменение логистических цепочек перевозки грузов.

 

Врезка

Грузооборот транспорта в России за I полугодие 2016 года вырос на 1,3%.

При этом за отчетный период грузооборот железнодорожного транспорта вырос на 1,5% и составил 1,141 трлн т-км, автомобильного – на 0,1%, до 104,8 млрд т-км, трубопроводного – на 0,6%, до 1,205 трлн т-км.

 

Врезка

По данным Минтранса РФ, российский рынок международных автомобильных перевозок по-прежнему является одним из наиболее грузоемких в Евразии. Российские перевозчики в условиях возрастающей конкуренции сохранили свою долю на рынке в размере 40% от всех импортно-экспортных транспортировок. Правда, на этом рынке крупных предприятий осталось немного: в основном выжил малый и средний бизнес – свыше 50% компаний имеют парки, в которых менее 10 автомобилей.

Россия имеет межправительственные соглашения о международном автосообщении с 54 государствами. Регулярные перевозки грузов осуществляются с 45 странами. Принят федеральный закон, ратифицирующий межправительственные соглашения со странами – членами Шанхайской организации сотрудничества, нацеленный на развитие международных автомобильных перевозок на территории государств ШОС. Получено принципиальное согласие Китая на перевозку грузов между КНР и РФ транзитом через Казахстан, который всегда поддерживал соглашения ШОС. Если объемы перевозок из Европы значительно сократились, то в азиатском направлении наметился рост.

Похожие записи

Оставить комментарий