Театр санкций
– В международном сегменте рынка грузоперевозок громадную роль играет политика. Например, из-за санкций, введенных Евросоюзом, и ответных российских мер были ликвидированы наработанные логистические схемы взаимодействия между грузоотправителями России и странами Европы. Александр Маркович, как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию на рынке международных перевозок? Что происходит с международным грузовым автотрафиком?
– После введения ЕС санкций в 2014 году и соответствующих «антисанкций» рынок международных автомобильных перевозок пережил резкое падение.
Существенно снизились объемов импорта. А рост ставок по кредитам, 60-дневные задержки платежей от грузовладельцев и девальвация рубля очень сильно повлияли на экономику грузоперевозок. Из-за падения курса национальной валюты существенно выросла стоимость приобретения новой техники (до 40% в рублевом эквиваленте), запасных частей и топлива, а также заправка топливом в странах ЕС (в пересчете на рубли). Самой серьезной проблемой стало резкое подорожание лизинга, так как большинство компаний закупало технику у зарубежных лизинговых компаний, которые неизбежно привязаны к иностранной валюте. В результате многие перевозчики были вынуждены прекратить международную транспортную деятельность.
– Как кризис отражается на состоянии автопарка?
– Происходят количественные и качественные изменения в составе парка. У многих компаний больше нет возможности не только покупать новую технику взамен устаревшей и аварийной, но и исправно вносить лизинговые платежи. В предыдущие годы предприятия активно модернизировали и расширяли свои автопарки. Например, в 2012 году рост автопарка составлял 20%, в 2013 году – 46%. А уже в 2014 году зафиксировано снижение на 4%. В 2015 году спад составил 35%. Эта тенденция не обошла стороной ни одно автотранспортное предприятие Урала.
– Как смотрится международный автомобильный грузооборот на фоне внутренних перевозок и на фоне других сегментов грузоперевозок (авиа, ж/д, морская перевалка)? Как повлияла ситуация с санкциями на конкурентоспособность автомобильных международных перевозок?
– Автотранспортная отрасль начала терять свои позиции при перевозке грузов на дальние расстояния. Часть грузов, которые традиционно перевозились по автомагистралям, забрали железные дороги, где в 2016 году грузооборот по сравнению с 2015 увеличился на 0,5%, а объем перевозок вырос на 0,8%. С открытием навигации активизировались морские перевозки. Грузы, которые традиционно шли через Польшу, стали доставлять в российские и финские порты в контейнерах, а затем перегружать на морские суда. Часть грузов переправляется морскими паромами.
Таможня не дает добро
– По оценкам экспертов, крайне негативно на ситуацию в отрасли международных грузоперевозок повлияли действия российской таможни, которая ограничила применение процедур пропуска грузовых автомобилей, действовавших согласно Конвенции МДП (Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП) на территории РФ. Как оценивают сложившуюся ситуацию в АСМАП?
– Мы полагаем, что сокращение объемов применения такого действенного механизма гарантийного обеспечения не в интересах ни экономики государства, ни регионов, ни транспортных компаний.
Кроме того, по информации, поступающей от перевозчиков в Ассоциацию, при перевозках сборного груза в несколько таможен назначения, первая таможня закрывает книжку МДП, а дальнейшая перевозка возможна только с оформлением дополнительной гарантии (поручительства). Все это приводит к увеличению дополнительных расходов. При перевозке реэкспортных грузов таможенные органы также в устном порядке отказывают в оформлении книжки МДП.
Окно в Европу притворилось
– В каких европейских странах отечественные грузоперевозчики испытывают наибольшие сложности?
– В 2016 году, как и в прошедшие годы, сохранилось квотирование по некоторым направлениям, в том числе по Италии двухсторонним/транзитным, а также добавилось ограничение квот по двухсторонним/транзитным разрешениям Венгрии, Чехии, Франции, Азербайджана и Польши.
Крайне сложная ситуация сложилась в Польше. До середины апреля 2016 действовали те разрешения, которые были обменяны в феврале, а что далее пока неизвестно. Фактически заморожен транзит грузового транспорта через Украину (МАПП «Чоп» в Закарпатье). В то же время сегодня нет ограничений по итальянским разрешениям типа Ro-La, которые предусматривают контейнерную перевозку груза вместе с техническим средством по железной дороге с загрузкой на границе Германии – Австрии и обратной загрузкой таким же путем в Италии.
Кроме этого, на сегодня остается открытым вопрос с турецкими разрешениями, обмен которыми так и не состоялся по известным причинам. Автомобильные грузоперевозки по этому направлению остановились.
Идем на Восток!
– В связи со сложной политической ситуацией традиционные европейские логистические схемы оказались для российских автотранспортных компаний недоступными. Осваивают ли наши перевозчики новые дальние маршруты?
– Да, определенные структурные изменения в географии перевозок грузов произошли. Уральские грузоперевозчики продвигаются на новые рынки. Например, за пять последних лет существенно – с 0,4% до 6% – увеличились объемы перевозок на восточном направлении (Казахстан, Китай, Монголия, Грузия, Армения, страны Средней Азии). Например, в 2014 году грузоперевозчики УрФО использовали 2 китайских разрешения. В 2015 году на перевозки в Поднебесную выдано уже 100 разрешений. В 2015 году увеличилось количество разрешений грузов в Монголию – 35, Армению и Грузию – 133, использованы первые разрешения Туркменистана – 8. Такая тенденция сохраняется и в 2016 году. Перспектива развития перевозок грузов по этим направлениям имеет большой потенциал.
Таблица 1. Примерные расценки на доставку грузов из Европы автотранспортом
Страна отправления |
Пункт прибытия |
Стоимость, евро |
Германия |
Москва |
2700 |
Германия |
Екатеринбург |
3900 |
Италия |
Москва |
3800 |
Италия |
Екатеринбург |
4800 |
Нидерланды |
Москва |
2800 |
Нидерланды |
Екатеринбург |
3900 |
Польша |
Москва |
2000 |
Польша |
Екатеринбург |
3500 |
Таблица 2. Ориентировочные расценки на мультимодальную доставку грузов из Азии
Пункт отправления |
Пункт прибытия |
Стоимость, доллар |
Вьетнам, Хошимин |
Москва |
4200 |
Индонезия, Джакарта |
Москва |
4300 |
Китай, Гонконг |
Москва |
4200 |
Китай, Шанхай |
Москва |
4200 |
Южная Корея, Пусан |
Москва |
4100 |
Таблица 3. Статистика рынка автомобильных грузоперевозок из ЕС в РФ в I квартале 2016 года
|
Январь-март 2015, тонн |
Январь-март 2016, тонн |
Динамика, |
ЕС, всего |
2322857 |
2089731 |
-10,04 |
Германия |
522894 |
494821 |
-5,37 |
Польша |
321416 |
259085 |
-19,39 |
Финляндия |
296120 |
239014 |
-19,28 |
Нидерланды |
166713 |
175057 |
5,01 |
Италия |
139954 |
130738 |
-6,59 |
Литва |
158186 |
119854 |
-24,23 |
Франция |
100657 |
94552 |
-6,07 |
Чехия |
79955 |
79166 |
-0,99 |
Бельгия |
72907 |
68768 |
-5,68 |
Швеция |
68605 |
60501 |
-11,81 |
Австрия |
65671 |
57017 |
-13,18 |
Венгрия |
50270 |
51098 |
1,65 |
Латвия |
56005 |
46145 |
-17,61 |
Румыния |
48866 |
43612 |
-10,75 |
Эстония |
38121 |
32979 |
-13,49 |
Испания |
31312 |
29821 |
-4,76 |
Словакия |
29159 |
25460 |
-12,69 |
Словения |
18278 |
18044 |
-1,28 |
Болгария |
14248 |
16678 |
17,06 |
Великобритания |
17633 |
16000 |
-9,26 |
Дания |
13604 |
14536 |
6,85 |
Люксембург |
3787 |
6391 |
68,76 |
Греция |
4319 |
4422 |
2,38 |
Хорватия |
1761 |
3785 |
114,93 |
Португалия |
1737 |
1237 |
-28,79 |
Ирландия |
679 |
950 |
39,91 |
Справка
На сегодняшний день удостоверение допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок в УрФО имеют 240 предприятий, осуществляющих грузоперевозки и 67 компаний, осуществляющих пассажирские перевозки. На международных грузовых автоперевозках задействовано 2805 единиц технических средств, из них 341 автобус, остальные 2464 ТС – автопоезда.
По итогам 2015 года общее количество использованных иностранных разрешений увеличилось по отношению к 2014 году на 19% (с 5055 до 6017). Причина подобного роста количества используемых иностранных разрешений – изменение логистических цепочек перевозки грузов.
Врезка
Грузооборот транспорта в России за I полугодие 2016 года вырос на 1,3%.
При этом за отчетный период грузооборот железнодорожного транспорта вырос на 1,5% и составил 1,141 трлн т-км, автомобильного – на 0,1%, до 104,8 млрд т-км, трубопроводного – на 0,6%, до 1,205 трлн т-км.
Врезка
По данным Минтранса РФ, российский рынок международных автомобильных перевозок по-прежнему является одним из наиболее грузоемких в Евразии. Российские перевозчики в условиях возрастающей конкуренции сохранили свою долю на рынке в размере 40% от всех импортно-экспортных транспортировок. Правда, на этом рынке крупных предприятий осталось немного: в основном выжил малый и средний бизнес – свыше 50% компаний имеют парки, в которых менее 10 автомобилей.
Россия имеет межправительственные соглашения о международном автосообщении с 54 государствами. Регулярные перевозки грузов осуществляются с 45 странами. Принят федеральный закон, ратифицирующий межправительственные соглашения со странами – членами Шанхайской организации сотрудничества, нацеленный на развитие международных автомобильных перевозок на территории государств ШОС. Получено принципиальное согласие Китая на перевозку грузов между КНР и РФ транзитом через Казахстан, который всегда поддерживал соглашения ШОС. Если объемы перевозок из Европы значительно сократились, то в азиатском направлении наметился рост.