В мировой логистике грядет революция

 Трансконтинентальный коридор

 

В случае успешной реализации этот инфраструктурный проект существенно изменит лицо мировой логистики, позволив грузоперевозчикам серьезно экономить время в пути. Предполагается, что перевезти товары из Китая в Европу можно будет за 11 дней, тогда как сейчас на дорогу уходит 80 дней.

Сама идея единой скоростной автомобильной магистрали, которая свяжет страны Европы с Китаем, родилась еще в середине 2000-х. Связано это было со стремительным увеличением объемов торговли между ЕС и КНР, оборот которой в 2014 году достиг 467 млрд евро. По данным Европейской конференции министров транспорта, за 20 лет торговля между европейскими и азиатскими странами выросла в шесть раз.

Сегодня львиная доля грузоперевозок между Китаем и Европой осуществляется по морскому пути через Суэцкий канал. Протяженность такого маршрута составляет примерно 24 тыс. км, доставка груза занимает от 40 до 50 суток. Новая автомагистраль будет обеспечивать высокий уровень безопасности и позволит сократить время в пути как минимум до десяти суток. Уже сегодня основную часть грузопотоков между Китаем и странами ЕС составляют товары с высокой добавленной стоимостью, объективно тяготеющие к перевозкам автомобильным транспортом.

Меморандум о сотрудничестве, предполагающий развитие транспортного коридора, президенты России и Казахстана подписали еще в 2008 году. Позже Китай изложил глобальные планы по возрождению экономического пояса Великого шелкового пути, который должен включить не только транспортные сети, но и объекты энергетической и промышленной инфраструктуры. В мае 2015 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали заявление о сотрудничестве двух стран в рамках проекта экономического пояса.

Китайские власти готовы вложить в проект более 40 млрд долларов, для этого создан специальный Фонд развития Шелкового пути (Silk Road Fund Co Ltd), инвесторами которого выступают Экспортно-импортный банк Китая, Банк развития Китая и Суверенный фонд благосостояния Китая. Предполагается, что китайские инвесторы, заинтересованные в продвижении этого проекта, профинансируют строительство МТК на российских участках.

3 сентября 2015 года подписан меморандум между госкомпанией «Автодор» и Банком развития Китая.

 

Инфраструктурный импульс

 

Протяженность российского участка трассы составляет 2,2 тысячи километров. Начальной точкой транспортного коридора в России станет Оренбург. Также магистраль пройдет через Казань, Нижний Новгород, Москву. Конечная точка – выход на порты Балтийского и Баренцева морей – в Санкт-Петербург, Мурманск. Ряд участков уже строится. Некоторые участки магистрали уже созданы, другие находятся в стадии реализации. Большинство экспертов единодушны во мнении, что задачу развития транспортного коридора между Европой и Китаем эффективно можно реализовать только лишь путем строительства новой современной магистрали, обеспечивающей скоростной режим движения и отвечающей всем современным требованиям и стандартам.

Строительство трассы по новому направлению обеспечит увеличение плотности федеральной дорожной сети и даст колоссальный толчок развитию как минимум восьми российских регионов, по территории которых пройдет этот участок коридора: Московская, Владимирская, Нижегородская, Ульяновская, Самарская области, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Республика Мордовия. Речь идет о формировании, по сути, нового пояса инвестиционной активности, в рамках которого появится большое количество промышленных, логистических, рекреационных объектов и будут созданы новые рабочие места, повысится трудовая мобильность населения.

Уже сейчас к проекту проявляют огромный интерес частные инвесторы, в первую очередь китайские компании, которые подтверждают свою готовность профинансировать до трети от общего объема инвестиций.

Отдельные участки «Нового шелкового пути» в России запустят уже к 2018 году. Сегодня в рамках реализации проекта на территории Татарстана строится 297-километровая автодорога Шали – Бавлы (участок протяженностью около 40 км уже функционирует). Эта трасса также включает в себя новый 14-километровый мост через реку Кама, крайне необходимый для развития региона. Еще участок соединит между собой существующие федеральные магистрали М-7 и М-5, повысив, таким образом, их связность.

Кроме того, до 2020 года будет проведена реконструкция автодороги М-1 «Беларусь», которая должна обеспечить прямой выход грузов, перевозимых по коридору, в Республику Беларусь и страны Западной Европы.

 

Совместному проекту – компетенции и оборудование

 

Большой интерес к проекту проявляют также китайские компании-производители дорожно-строительной автотехники. Спецтехника из Поднебесной и так достаточно востребована на российском рынке из-за доступной стоимости.  

Бурный рост транспортного машиностроения в КНР связан с внутренними потребностями страны: для реализации масштабных инфраструктурных проектов внутри Китая – строительства железных и автомобильных дорог, гидротехнических сооружений –требовались большие объемы техники.

Сегодня в КНР насчитывается около сотни производителей спецтехники. Среди наиболее крупных и известных брендов: Dalian и Heli; LuiGong, SDL, Zoomlion; XCMG автокраны, HBXG.

На российский рынок импортируется широкий спектр спецтранспорта китайского производства: мини-погрузчики, вилочные погрузчики, бетононасосы, катки, бульдозеры, краны-манипуляторы. В сегменте дорожно-строительной техники наиболее востребованы самосвалы. По оценкам экспертов, в некоторых сегментах доля китайских машин достигает 70%.

Постоянное совершенствование технологий и производственного процесса, импортное оборудование плюс поддержка со стороны европейских компаний с каждым годом улучшает качество и безопасность эксплуатации техники из Китая. Опыт и практика использования китайских специализированных машин в российских условиях показали на деле конкурентоспособность такой техники. Установленное на машинах оборудование соответствует различным требованиям, нормам и стандартам.

Стратегия китайских производителей заключается в заимствовании удачных иностранных разработок, анализе недочетов в производстве техники и их устранении. Важный фактор – использование зарубежных технологий в машиностроении и автомобилестроении как при изготовлении отдельных узлов техники, так и при выпуске готовых изделий. Примером может служить изготовление двигателей корпорацией XCMG по лицензии Cummins или выпуск компанией Beijing Automobile Works легкой грузовой техники на базе грузовиков Isuzu. Такой прием дает возможность производить изделия, соответствующие мировым стандартам качества.

 

Китайцы в России

 

Китайские изготовители не просто слепо копируют чужие достижения, но вкладывают существенные ресурсы в собственные разработки. Предприятия Китая заинтересованы в экспансии на глобальный рынок, поэтому в последнее время они заключают контракты о совместном производстве и скупают зарубежные компании-производители.  Например, корпорация XCMG приобрела в Германии и Голландии компании, которые выпускают гидравлику для экскаваторов, а Liugong Mashinery выкупила акции польского предприятия, одного из крупнейших европейских производителей бульдозеров и погрузчиков.

Реализация такой стратегии позволяет получить доступ к технологиям, а также упростить выход спецтехники из Китая на мировой рынок.

Также одним из секретов успешного завоевания рынка является учет условий эксплуатации техники потребителями. С увеличением продаж в России китайские производители модифицируют свою продукцию для эксплуатации в климатических условиях российских регионов. И если первые поставки не могли удовлетворить требования всех покупателей, то теперь китайская спецтехника может работать в любых климатических условиях от Камчатки до Калининграда. Оптимальное соотношение качества и цены продукции позволяет китайским производителям ежегодно увеличивать объем продаж.

Между тем, российские потребители спецтехники зачастую очень скептически настроены к качеству импортируемых из Китая машин.

Основная проблема продвижения китайской спецтехники на российский рынок –отставание формирования инфраструктуры обслуживания от объемов реализации. Своевременное предоставление услуг по гарантийному ремонту предполагает наличие необходимых запасных частей, а их реализация стала налаживаться совсем недавно. Сейчас крупнейшие производители спецтехники развивают дилерские сети для сертификации запасных частей и выполнения гарантийного обслуживания. Эти меры будут способствовать постепенному снижению оборота несертифицированной продукции.

Справка:

 

В рамках реализации проекта «Новый шелковый путь» в Китае построена трасса протяженностью около 3,4 тысячи километров, соединяющая деловой порт Ляньюнган и Шанхай на востоке с таможенным переходом Хоргос в Казахстане на западе. Новая магистраль позволила сократить путь через всю Поднебесную с 15 дней до 50 часов.

В России недавно началось строительство российской части железнодорожного моста в районе города Тунцзян. Общая протяженность российско-китайского железнодорожного моста составит 2215 метров, из них китайская часть занимает 1886 метров, а российская – 329 метров. Как ожидается, мост целиком будет завершен к июню 2018 года. Российско-китайский тунцзянский мост станет главным мостом, через который пройдет железная дорога, пересекающая границы России и Китая. Он расположен между китайским городом Тунцзян и российским Нижнеленинским. Планируемая скорость составов – 100 километров  в час, пропускная способность составит 21 миллион тонн в год.

После того как мост будет построен, он станет главным каналом сообщения для экономического коридора между Китаем, Россией и Монголией, а также для маршрута «Нового шелкового пути», который пройдет через провинцию Хэйлунцзян. Мост Нижнеленинское – Тунцзян объединит сеть железных дорог Северо-Восточного Китая с российской Транссибирской магистралью в новый единый путь международного сообщения.

 

Комментарии:

 

Александр Чебыкин, заместитель начальника автотранспортного цеха ОАО «ТД «Динур»:

 

– Мы присматриваемся к моделям китайских производителей. Считаем, что это неплохого качества техника. С 2010 года используем автобус китайского производства. За время эксплуатации машина зарекомендовала себя с хорошей стороны, оказалась очень удобной и аккуратной в использовании.

 

Алексей Ковалев, начальник транспортного цеха ООО «Комбинат строительных материалов» (входит в АО «Национальная нерудная компания»):

 

– Основным видом деятельности АО «Национальная нерудная компания» является добыча и переработка нерудных полезных ископаемых (производство щебня, отсевов от дробления, камня бутового и песка, габбро). Наш автопарк насчитывает порядка 40 единиц спецтехники. В его составе – карьерные самосвалы марок Volvo, КАМАЗ и БЕЛАЗ. Также в нашем арсенале дорожно-строительной техники имеется несколько фронтальных погрузчиков китайской марки Luqing.

 Для нашей деятельности важны надежность техники и оперативность сервисного обслуживания. Большой недостаток техники китайских производителей – неразвитость сети сервисного обслуживания на территории России. В результате даже при относительной доступности по цене, если техника ломается в процессе эксплуатации, приходится долго ждать доставки запасных частей. В это время техника простаивает.

 

Андрей Селяков, руководитель отдела продаж компании «Петромакс»:

 

– Китай известен не только производителями автотранспорта, но и аксессуаров, в частности, шин. Например, мы 12 лет поставляем на российский рынок шины китайской компании Aeolus. Сегодня грузовые шины этого бренда востребованы владельцами спецтехники во всех регионах страны от Калининграда до Дальнего Востока. На сегодняшний день продано порядка 1 миллиона шин.

Грузовые шины эксплуатируются в более тяжелых условиях, нежели легковые. При производстве таких шин на первое место встают такие характеристики, как максимальная нагрузка и износостойкость. Ведь грузовая шина – технологически сложное изделие, на котором крайне нежелательно экономить. Именно поэтому шины Aeolus привлекательны – владельцы парков спецтехники ценят их за выгодное соотношение цены/качества.

 

Похожие записи

Оставить комментарий