«Ворота Арктики»: спецтехника, оборудование и решения для освоения Заполярья

Развитие Арктики и ее главной транспортной артерии – Северного морского пути – является сегодня для России одним из стратегических приоритетов.

Этот северный регион содержит не менее 20-25% всех перспективных мировых запасов нефти и газа, поэтому в последнее время в Заполярье и на Крайнем Севере идет активное широкомасштабное строительство объектов и инфраструктуры военного, нефтегазового и транспортного назначения.

 

Нефтегазовые инфраструктурные проекты

Традиционный интерес к Крайнему Северу проявляет нефтегазовая отрасль. Зачастую крупные месторождения в России находятся в местах малоосвоенных, удаленных от промышленных центров и энергетических мощностей. Сегодня различные проекты в Заполярье реализуют практически все крупные российские нефтяные компании – НК «ЛУКОЙЛ», НК «Роснефть», ПАО «Газпром».

Так, в 2008 году НК «ЛУКОЙЛ» ввела в строй современный морской отгрузочный терминал «Варандей», предназначенный для экспорта морским путем нефти, добываемой в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. В сентябре компания ввела в промышленную эксплуатацию Восточно-Мессояхское месторождение – самое северное месторождение России, а в октябре – Пякяхинское нефтегазоконденсатное месторождение в ЯНАО.

В декабре 2013 года ПАО «Газпром нефть» начало промышленную разработку Приразломного нефтяного месторождения на шельфе Печорского моря с морской ледостойкой платформы (МЛСП) «Приразломная». Это единственный на российском арктическом шельфе проект по разработке углеводородов.  Нефть сорта ARCO отличается высокой плотностью, повышенным содержанием серы, высоким содержанием битумов, большим количеством фракций, используемых для производства масел.

В мае текущего года запущен в промышленную эксплуатацию терминал «Ворота Арктики», расположенный в акватории Обской губы. Он предназначен для круглогодичной отгрузки нефти, добываемой на Новопортовском нефтегазоконденсатном месторождении (сорт Novy Port), в танкеры нефти. Береговая инфраструктура включает подводный и сухопутный нефтепроводы, резервуарный парк, насосные станции.

После завершения строительства магистрального нефтепровода «Заполярье – Пурпе» нефтяники смогут заметно нарастить объемы добычи и транспортировки нефти на Ямале. Это самый северный нефтепровод длиной около 900 км и кратчайший маршрут, связывающий месторождения севера Красноярского края и Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России и мировыми рынками в направлении Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

ОАО «НОВАТЭК» реализует проекты строительства заводов «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ-2» по производству сжиженного природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Начало производства СПГ запланировано на 2017 год.

Для обеспечения перевалки углеводородного сырья в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона по Северному морскому пути на западном берегу Карского моря возводится морской арктический порт Сабетта.

 

 

Строительство военной инфраструктуры

В рамках реализации принятых Советом безопасности РФ «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года» в ближайшие годы в северных районах страны будут развернуты группировки сил, которые будут в состоянии обеспечить военную безопасность арктического региона при различных вариантах военно-политической обстановки.

Так, в декабре 2014 года было создано объединенное стратегическое командование «Север», которое является фактически отдельным военным округом нашей страны. В его состав вошел Северный флот, подразделения ПВО и ПРО, арктические бригады. Постепенно арктические бригады ОСК «Север» обеспечиваются необходимым вооружением, техникой и другими материальными средствами.

Строительство военной инфраструктуры одновременно на шести островах Арктической зоны: архипелаге Земля Франца Иосифа (остров Земля Александры), архипелаге Новая Земля (п. Рогачево), архипелаге Северная земля (остров Средний), архипелаге Новосибирские острова (остров Котельный), острове Врангеля и мысе Шмидта Чукотского Автономного округа – ведет федеральное агентство «Специального строительства» РФ (Спецстрой России).

По состоянию на 1 января 2016 года уже обустроено 437 объектов военной инфраструктуры. Всего в Арктической зоне планируется построить 6 военных городков, 13 аэродромов, наземный авиационный полигон, 10 технических позиций для радиолокационных станций и пунктов наведения авиации. На объектах в составе арктической группировки работает больше 200 единиц специальной гусеничной и колесной техники.

Строительство ведется на островах, где находятся скалистые твердые породы и вечные мерзлые грунты, а также ледяные линзы. Учитывая особенности вечной мерзлоты, используется свайная технология возведения фундамента. При строительстве новых объектов военного городка Алакуртти будет использована технология возведения объектов на основе легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК).

Строительная и специальная техника отвечает требованиям повышенной проходимости, имеет заводское арктическое исполнение и способна работать в условиях крайне низких температур.

Осенью 2014 года введен в эксплуатацию арктический городок Полярная звезда на острове Врангеля. В ноябре модульное жилое здание было сдано на мысе Шмидта. Каждое сборное блочно-модульное здание рассчитано на комфортное проживание 44 военнослужащих. В здании есть помещение для занятий спортом, столовая, медицинский пункт, сауна, кабинет психологической разгрузки. В жилых объектах предусмотрены электрические бани, в казармах – душевые кабины, современные столовые, культурно-досуговые помещения, спортивные залы с тренажерами.

В 2015 году было завершено строительство четырех военных баз в Арктике: на островах Врангеля и Земля Александры, мысе Шмидта Новосибирских островов, острове Котельный архипелага Новосибирские острова.

В 2015 году на острове Котельный архипелага Новосибирские острова будет построен самый большой в Арктической зоне комплекс, спроектированный в форме звезды. Такое проектное решение позволит военнослужащим свободно перемещаться внутри сооружения, максимально ограничив нахождение на открытом воздухе в условиях низких температур. Площадь «звезды» составит 12 тыс кв. м — два футбольных поля.

Работы по дальнейшему обустройству инфраструктуры ВС РФ в Арктике продолжатся до 2020 года.

 

 

На реализацию программ, направленных на развитие российского сектора Арктики по разным отраслям, до 2030 года из государственного бюджета будет выделено 5 трлн рублей.  Большинство из представленных в Правительство РФ проектов (48%) относится к добыче и переработке полезных ископаемых. На геологоразведку и шельфовые проекты придется 7%, а на транспортную часть выделят 16% от общего числа. Промышленность и энергетика получили 5%, 2%  отведено на экологию, телекоммуникации и туризм. 

Специалисты также сходятся во мнении, что часть проектов может быть связана с восстановлением арктической военной базы Советского Союза.

Согласно «Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» в каждом северном субъекте РФ будет создана опорная зона, в рамках которой все усилия будут сконцентрированы на развитии производственного комплекса. Всего будет создано восемь опорных зон:

·         Кольская (основной проект – мурманский транспортный узел),

·         Архангельская (глубоководный порт Архангельск),

·         Ненецкая (комплекс «Индига»),

·         Воркутинская,

·         Ямало-Ненецкая (комплекс «Сабетта» и «Ямал-СПГ»),

·         Норильская («Норникель»),

·         Северо-Якутская (порт Тикси),

·         Чукотская (мощный угольный терминал).

 

Спецтехника для гражданского применения

Особенностями Арктической зон являются экстремальные для хозяйственной деятельности человека природные условия: низкие температуры, высокий снежный покров в зимнее время и болотистая местность в летние месяцы, сильный ветер, удаленность от основных промышленных центров, слабое развитие транспортной сети.

Для освоения Арктики разрабатывается широкий спектр решений: самолеты и вертолеты на лыжном шасси, средства связи, осветительная техника и ледоколы. Поэтому во многом Заполярье – это тестовый регион для пилотной апробации перспективы технологий – от одежды до сложных механических устройств. Именно поэтому Госкомиссия по вопросам развития Арктики приняла решение о разработке специального арктического ГОСТа.

Для перевозки пассажиров, грузов и выполнения специальных работ в труднодоступных районах в суровых условиях необходима спецтехника направления Arctic line, сочетающая высокую проходимость, маневренность и большую грузоподъемность, стабильность работы оборудования при температуре -50°С и ниже, усиленную теплоизоляцию, долговечность, а также экологичность. Типовой набор таких транспортных средств составляют снего- и болотоходы, аэросани, мотонарты и другие виды технических средств транспорта, способные работать в условиях практически полного бездорожья.

Один из вариантов обеспечить Арктику транспортом – адаптировать имеющиеся базовые варианты автотранспортных средств к условиям российского Крайнего Севера. Однако многие военные и гражданские заводы транспортного машиностроения пошли по другому, инновационному, пути и активно ведут комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результатом которых станет выпуск опытных образцов.

 

Военная спецтехника

Минобороны проводит модернизацию армии, которая включает в себя переоснащение уже стоящей на вооружении военных частей техники.

Для применения в экстремально низких температурах обширного парка автомобилей многоцелевого назначения производится модернизация уже стоящих на вооружении подразделений ВС РФ грузовиков «КамАЗ» и «Урал». «Доработки в первую очередь касаются утепления кабины, установки остекления с подогревом, применения автономных подогревателей двигателя. Вся наша работа направлена на обеспечение арктических подразделений современной техникой, которая должна обеспечить комфортные условия для военнослужащих и качественное выполнение стоящих перед ними задач в условиях экстремальных температур», – рассказал заместитель министра обороны РФ Дмитрий Булгаков.

В августе 2015 года в Арктике состоялись масштабные маневры, в которых приняли частично участие новые образцы техники.

В условиях северных широт российские войска уже пользуются вездеходной модификацией бронированного армейского тягача МТ-ЛБВ. Общая вместимость – 12 человек (1+11). Машина имеет более широкие гусеницы и пониженное давление на грунт на уровне 0,27 кг/кв.см), что практически равно давлению на грунт среднестатистического человека. При весе машины в 11 т это очень хороший показатель. Машина может комплектоваться гусеницами основного или снегоболотоходного исполнения. Развиваемая скорость – до 60 км/час.

В феврале 2016 года министерство обороны России завершило на полуострове Варандей испытания нового наземного транспорта, предназначенного для работы в условиях Арктики. В суровых условиях севера были протестированы 20 образцов перспективных и модернизированных образцов автомобильной техники «КамАЗ», «Трэкол», «Урал», а также армейских снегоходов. Данная техника поступит на вооружение в две арктические бригады.

Новый вездеход «Трэкол» за счет шин сверхнизкого давления обладает чрезвычайно высокой проходимостью и способен работать при экстремальных отрицательных температурах. Техника будет использоваться для бесперебойного патрулирования освоенной территории.

Испытан и армейский лыжно-гусеничный снегоход ТТМ-1901«Беркут-2», предназначенный для разведывательных и спасательных операций в суровых условиях Арктики. Машина на базе двигателя ВАЗ оснащена комфортабельной кабиной из композитных материалов на металлическом каркасе, что позволило снизить массу снегохода. Закрытая двухместная кабина оборудована эффективной отопительной системой, которая сохраняет температуру в салоне +18°C даже при -50°C за бортом. В машине предусмотрены кресла с подогревом, 2 автономные печки и ветровое стекло с обогревом.

По словам изобретателя снегохода и директора завода Николая Веселова, «Беркут-2» способен двигаться по снежной целине любой глубины залегания со скоростью 35-40 км/ч и перевозить нескольких бойцов на внешнем ограждении за кабиной. Там же подготовлено место для стрелка-пулеметчика: прицельный огонь может вестись с ходу.

Осенью 2016 года нижегородское НПО «Транспорт» – производитель вездехода – планирует поставить для Минобороны РФ 40 машин.

Апробированы двухзвенные гусеничные транспортеры легкой категории ДТ-3ПМ и ГАЗ-3344-20. Вариант вездехода ГАЗ-3344-20, предлагаемый для поставок армии, отличается от базовой версии защищенными топливными баками, возможностью установки вооружения и системой защиты от оружия массового поражения.

Испытания на полуострове также прошла «компактная» техника, в том числе квадроциклы и снегоходы, способные в течение трех суток функционировать при температуре -65°С вне пункта базирования.

Конструкторы продолжают работать над новыми проектами. Машиностроительная компания «Витязь» готовит к серийному выпуску бронированные гусеничные двухзвенные транспортеры моделей ДТ-10ПМ и ДТ-30ПМ, а также специальную «версию» бронетранспортера ДТ-БТР. ДТ-30ПМ представляет собой военную версию гражданского вездехода, имеющую шифр «Вездесущий». Благодаря универсальности конструкции вездеход «Витязь» может успешно применяться в роли шасси для размещения комплексов вооружений, погрузочно-разгрузочного, землеройного, грузоподъемного и другого оборудования разного назначения.

Максимальная развиваемая им скорость, как ожидается, составит при движении по шоссе 50 км/ч, а при движении по воде – 4-6 км/ч. Топлива в баке хватает, чтобы преодолеть 800 км.

На заводе «Спецтехмаш» (Санкт-Петербург) разработали целую линейку спецтехники – модели автомобилей-фургонов и кузов-контейнеров для бытового и продовольственного обеспечения.

«Сегодня в армии нет образцов техники для бесперебойного обеспечения горячим питанием, хлебом и питьевой водой в арктическом регионе для войсковых групп», – говорит Дмитрий Шагаров, специалист по спецпроектам предприятия.

Чтобы техника могла функционировать в условиях экстремально низких температур, предложены новые разработки по утеплению КУНГов или их альтернативы — кузов-контейнеров.

В состав комплекса входит мобильный пункт питания (МПП), прицепной хлебопекарный блок (ПХБ), автоводоцистерна термоизоляционная (АЦПТ-5,6). МПП размещена в кузов-контейнере, сконструированном по принципу сэндвич-панелей, и арктической палатке, которая может выполнять роль столовой. В состав панелей входит профилированный настил толщиной от 0,7 мм, не меньше двух слоев минеральной ваты для перекрытия стыков, а также вентиляционные зазоры и ветрозащитная мембрана».

Основным назначением вездехода в армии является транспортировка вооружений, военной техники и личного состава вооруженных сил в особо тяжелых климатических условиях. При массе в 30 тонн вездеход обладает такой же грузоподъемностью и может перевозить до 19 человек (2 члена экипажа + 17 десантников). Максимальная скорость машины на суше – 45 км/ч, на плаву – 6 км/ч. Запас хода по шоссе – 700 км.

При этом ко всей разрабатываемой оборонкой спецтехнике предъявляется требование быть способной конкурировать с гражданскими аналогами. Выполнение этого условия также позволит создать в стране мобилизационный запас спецтехники на особый период.

 

Спецтехника для МЧС

Активно расширяет свое присутствие в северных регионах и МЧС России – ведомство намерено в ближайшие пару лет развернуть на территории от Мурманска до Анадыря арктическую систему безопасности. Всего в Арктической зоне будет создано 10 комплексных аварийно-спасательных центров МЧС и арктический спасательный учебно-научный центр «Вытегра».

В среднем на территории Арктической зоны нашей страны происходит в год до 100 чрезвычайных происшествий. При этом МЧС отмечает устойчивый рост количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Среди ЧП доминируют транспортные аварии, взрывы и пожары технологического оборудования.

В настоящее время уже функционирует группировка из шести спасательных центров (в Архангельске, Нарьян-Маре, Мурманске, Воркуте, Дудинке и Вытегре). Впереди – открытие еще четырех центров.

Арктические спасательные центры станут основой мобильной группировки в Арктике. Российские машиностроители разрабатывают и испытывают новые типы спасательной техники для работы в суровых климатических условиях – средства авиации и плавсредства, БПЛА, вездеходы, пожарное оборудование.

Открытие сети спасательных центров на северных широтах даст возможность более оперативно приходить на помощь людям, попавшим в беду (вахтовикам и коренному населению), а также осуществлять мониторинг обстановки, быстрее предупреждать людей об ухудшающихся  погодных условиях.

Среди наиболее интересных российских разработок нужно отметить амфибию-трансформер «Хивус-20» – своего рода «скорую помощь» на воздушной подушке. Она оснащена всем необходимым для оказания помощи человеку, попавшему в экстремальную ситуацию. Медицинский центр за считаные минуты можно сменить на противопожарный. Машина развивает скорость на льду более 100 км/час, может взлетать на высоту до 100 м и планировать над водной гладью. Возможно, скоро спасатели будут использовать и новый вид вездехода — экраноплан.

Вообще разработка новых образцов спецтранспорта для МЧС очень актуальна. Дело в том, что сегодня имеется немало хороших моделей вездеходов для гражданского использования. Однако не все из них могут себя проявить в полную силу в арктических условиях.

Например, вертолеты. Дальность их полета ограничена 500 км в одну сторону, в то время как есть и более удаленные месторождения, например, Штокмановское. Плюс вертолет может летать на Севере только 10% времени в году, поэтому для арктических вариантов спасения он не совсем пригоден. Плоты и шлюпки использовать тоже сложно, потому что там 10 месяцев стоит лед. Средства на воздушных подушках не могут двигаться по торосам и, самое главное, не защищены от огня. Надежного средства спасения, способного работать при любых условиях в Арктике, которые только возможно сегодня прогнозировать, пока не создано.

 

Плюс амуниция

Любая деятельность людей в условиях особо холодного климата – будь то проведение строительно-монтажных или прочих работ на нефтегазовых объектах, несение военной службы или спасение жизней – осуществляется на открытом воздухе, поэтому немаловажным моментом производственной деятельности является утепленная спецодежда.

Наибольшим опытом в создании рабочей одежды для повседневного применения, адаптированной для Крайнего Севера, обладают нефтегазовые и геологоразведочные компании.

А вот для военных мембранные технологии, которые необходимы для производства арктической одежды, в России только еще разрабатываются и испытываются. Первые 4 тысячи комплектов арктической униформы для войсковых групп, дислоцированных в Арктике, поступят к концу 2016 года.

По словам начальника вещевого управления департамента ресурсного обеспечения министерства обороны полковника Андрея Подопригорина, в арктической униформе солдат сможет провести ночь в сугробе без последствий для своего организма. Во время ее испытаний в Заполярье солдат российского спецназа благополучно проспал 4 часа.

 

Для использования в спасательных миссиях МЧС российские компании разработали специальные комбинезоны, в которых можно работать даже при температуре -110⁰С. Еще одна разработка – костюмы электрообогрева для водолазов, которые позволяют  автоматически контролировать и поддерживать температуру внутри комбинезона 35⁰С. При снижении температуры датчики срабатывают и нагревают ту область, где это снижение произошло.

 

Спецодежда для Заполярья должна обеспечивать:

– защиту от длительного воздействия холода с высокой влажностью и ветром более 15 м/с, от дождя и налипающего снега, от воздействия условий морского холодного и влажного климата, защиту от брызг морской волны;

– защиту органов зрения от летящих частиц (30 м/с), от ультрафиолета и яркого солнца в условиях постоянного наличия снежного покрова;

– устойчивость к воздействию морской воды;

– соотношение и равновесие процессов теплорегуляции организма;

– высокую подвижность и свободу перемещения военнослужащих в условиях особо холодного климата, удобство ношения оружия, спасательных жилетов и другого снаряжения, быстроту надевания и снятия при внештатных ситуациях.

 

Обслуживание спецтехники в зимних условиях

Особую проблему представляет содержание и обслуживание спецтехники в условиях Заполярья.

Эксплуатация автотранспортных средств (АТС) в условиях низких температур имеет свои особенности. Основными марками транспортных средств, эксплуатируемых в сложных природно-климатических условиях Крайнего Севера, являются отечественные «КамАЗ, «Урал», МАЗ. В последнее время широкое применение получила техника западных производителей (MAN, Mercedes, Komatsu). Работа АТС в условиях низких температур имеет свои особенности, и их недооценка нередко приводит к тяжелым последствиям, которые связаны со значительным материальным ущербом для автотранспортной отрасли.

При низких отрицательных температурах воздуха усложняется пуск двигателей внутреннего сгорания, особенно дизельных, ухудшаются условия смазки трущихся поверхностей, а следовательно, снижаются и тяговые качества АТС, повышается расход топлива. Кроме этого, затрудняется движение транспортных средств с места и их движение из-за застывания смазки, примерзания, ухудшения тягово-сцепных свойств.

При повышенной влажности и перепадах температуры многократно возрастают усилия, прикладываемые при воздействии на рычаги органов управления агрегатами, изменяются физико-химические свойства горюче-смазочных материалов и деталей машин, увеличивается вязкость масел и топлива, в дизельных топливах выпадает парафин, уменьшается эффективная мощность двигателя. При нарушении правил зимней эксплуатации АТС, а также при наличии отдельных неполадок и неисправностей происходит осмоление деталей дизеля при продолжительной работе на пониженном тепловом режиме, прекращение подачи топлива при образовании ледяных пробок и отложений парафина в топливопроводах и фильтрах, загустевание электролита вследствие уменьшения емкости аккумуляторной батареи.

Пренебрежение мерами подготовки к зимнему периоду эксплуатации АТС при замерзании может привести к расширению электролита, появлению трещин и разрушению пластин аккумуляторов, выходу из строя деталей силовой передачи из-за застывания смазки и увеличения сопротивления трущихся деталей, поломке деталей ходовой части.

 

Арктическое исполнение спецтехники:

1. Аккумуляторная батарея (АКБ) повышенной емкости (или несколько АКБ), термокожух.

2. Более мощный и живучий стартер.

3. Предпусковой подогреватель топливной и масляной аппаратуры.

4. Дополнительная печь, утепленная кабина.

5. Дополнительное утепление системы охлаждения двигателя.

6. Некоторые узлы сделаны с учетом пониженных температур (используются морозостойкие материалы в уплотнениях и т.д.).

7. «Арктические» рабочие жидкости и смазки.

 

 

Похожие записи

Оставить комментарий