Производство и эксплуатация коммерческого автотранспорта: российские реалии

Эксплуатация преимущественно автомобилей импортного производства на международных направлениях и по России стала фактом. Эксперты подчеркивают, что отечественный грузовой автотранспорт по многим параметрам проигрывает иностранному. Тем не менее, статистические агентства фиксируют тенденцию увеличения спроса на рынке новых грузовых автомобилей отечественного происхождения. Так, по данным агентства «Автостат», в декабре 2016 года их выпуск увеличился на 19,9 % по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.

Российские производители понимают, что их задача – идти в ногу со временем. Лидерскую позицию удерживает КамАЗ, на долю которого в декабре пришлось более 35 % объема. Другими словами, это 2,5 тысячи штук – на 10% больше, чем год назад.

На втором месте – ГАЗ, показатель которого составил 797 машин (13,5 %).

Но вернемся к КАМАЗу. Так, генеральный директор Сергей Когин заявил, что официально запускается проект «Трансформация качества», главной целью которого является «внедрение новой целевой системы качества. Мы обратились на предприятие и попросили объяснить видение ситуации.

КамАЗ стремится завоевать российский рынок.

Сегодня автомобили КамАЗ нового модельного ряда включают седельные тягачи колесной формулой 4х2 и 6х4, самосвалы 6х4 и 8х4, бортовые автомобили и шасси 6х2 и 6х4. Если говорить об отраслевой принадлежности покупателей нового модельного ряда, то тут нельзя выделить какую-то одну отрасль. Новым модельным рядом КамАЗ заинтересованы коммерческие перевозчики, строители, предприятия НГДО и сельского хозяйства и прочие. В числе крупнейших заказчиков – сеть X5 Retail Group, транспортные компании «ТЭМПО-Логистик», «ИТЕКО», «Лидер-Транс», а также корпоративные клиенты ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть».

По словам специалистов компании, большинство покупателей импортных машин – это те, у кого в парке уже имеются иномарки и есть опыт эксплуатации данной автотехники. Они иногда с недоверием или предвзято относятся к отечественной технике. Но ситуация постепенно меняется в лучшую сторону: крупные перевозчики обновляют свои автопарки новыми автомобилями из Набережных Челнов.

Компания особо гордится магистральным тягачом КамАЗ-5490. Основной причиной успеха КамАЗ-5490 на российском рынке является оптимальное соотношение цены и качества автомобиля, применение надежной и экономичной компонентной базы (это и двигатель, и мосты DAIMLER, и коробки ZF). Оснащение автомобиля уже в базовой комплектации не уступает европейским конкурентам более высокого ценового диапазона. В этом году ожидается обновление первой и самой популярной модели КАМАЗ из нового модельного ряда. Модель получит приставку NEO и будет отличается от текущей модели важными улучшениями. Увеличенная на 200 мм колесная база позволила оптимизировать распределение нагрузки между осями грузовика (снизить нагрузку с заднего моста и догрузить переднюю ось). Для перевозчика этот фактор, с учетом наличия датчика нагрузки на задний мост, существенно снижает риск штрафа за превышение законодательно допустимых нагрузок на оси. Также будет доступна версия с двумя топливными баками 695 л + 400 л.

Новые автомобили КамАЗ, в зависимости от модели и комплектации, оснащаются комфортной и просторной кабиной со спальным местом, имеют привлекательный дизайн. Агрегатная база, которая включает в себя экономичный надежный двигатель Mercedes Benz OM457LA, 16 ступенчатую механическую или автоматизированную коробку передач ZF, ведущие мосты с гипоидной главной передачей (кроме тяжелых тягачей и самосвалов), – обеспечивает высокую динамику, экономичность, надежность автомобиля. Кроме того, тяжелые самосвалы (КамАЗ-6520 «Люкс» и 65201 «Люкс») и тягачи (КамАЗ-65806) обладают повышенной грузоподъемностью. Высокая безопасность гарантируется применением передних и задних дисковых тормозов, электропневматической системы тормозов (EBS) c функцией курсовой устойчивости (ESP) и противобуксовочной системой (ASR), пневматической задней подвеской с системой электронного управления ECAS, переднего противоподкатного бруса, светотехники с технологией LED (дневные ходовые огни, габаритные огни, указатели поворота). Существуют специальные комплектации, адаптированные под перевозку опасных грузов. Автомобили оснащены автономным отопителем кабины, дополнительным утеплением кабины, предпусковым подогревателем, кондиционером, электропакетом.

Как видно, компания всерьез намерена занять прочную позицию на рынке.                           

Оптимистичные прогнозы

Автомобильные эксперты прогнозируют рост продаж отечественных грузовых автомобилей. Данное предположение прозвучало довольно смело, поскольку с 2012 по 2015 годы спрос на российские грузовые машины снизился на 52 %. Однако те же аналитики утверждают, что в конце ушедшего года ситуация стала улучшаться. Именно этот факт дает им возможность утверждать, что в наступившем году все должно измениться в лучшую сторону. Так, специалисты FAKTOM.RU полагают: в 2017 году рынок грузовиков вырастет до 76 тысяч, а производство – до 70 тысяч единиц.

Сделаем следующий вывод: положительная динамика производства и реализации машин грузового сегмента может быть следствием государственной поддержки и обновления грузового парка.

 

Реальная картина

 

топ-10 марок рынка грузовых автомобилей* в россии в январе 2017 года (шт.)

Марка

январь’17

январь’16

17/16, %

1.

KAMAZ

1 531

1 188

28,9

2.

GAZ

394

388

1,5

3.

MAZ

200

187

7,0

4.

SCANIA

200

62

222,6

5.

URAL

185

141

31,2

6.

VOLVO

167

73

128,8

7.

MAN

164

169

-3,0

8.

MERCEDES

155

80

93,8

9.

ISUZU

141

88

60,2

10.

DAF

75

18

316,7

 

ВСЕГО по России

3 530

2 820

25,5

топ-10 моделей рынка грузовых автомобилей* в россии в январе 2017 года (шт.)

Модель

январь’17

Январь’16

17/16, %

1.

KAMAZ 6520

445

104

327,9

2.

KAMAZ 43118

360

0

3.

GAZ GAZON NEXT

221

186

18,8

4.

KAMAZ 65115

218

0

5.

MAN TGS

158

168

-6,0

6.

MERCEDES ACTROS

131

55

138,2

7.

VOLVO FH

123

32

284,4

8.

GAZ 3308

115

86

33,7

9.

URAL 4320

85

73

16,4

10.

SCANIA P

84

18

366,7

 

ВСЕГО по России

3 530

2 820

25,5

* Транспортное средство полной массой более 3,5 тонны, предназначенное для перевозки грузов, за исключением ряда моделей, относящихся к LCV.

 

   Статистика статистикой, однако на практике складывается все-таки иная картина. Отечественные автомобили остаются за рамками интересов перевозчиков.

 

Иностранные машины

 

ООО «УралТракСервис» на российском рынке уже более 10 лет. Фирма имеет статус официального дилера MAN и реализует в регионе продукты из линейки коммерческих автомобилей концерна MAN Truck & Bus – от среднетоннажных до тяжелых грузовиков, развозные фургоны, спецтехнику, строительную и подъемную технику, а также автобусы.  Компания MAN – один из ведущих игроков рынка коммерческого транспорта в России с многолетней историей. В числе приоритетных направлений в деятельности компании – дальнейшее развитие сегмента техники с колесной формулой 6х6. Эти автомобили обладают высокой надежностью, что в совокупности с оптимальными экономическими и эксплуатационными показателями, высоко ценится нашими клиентами. Автомобили тяжелой серии TGS оснащены современными системами, которые позволяют им справляться не только с неровностями грунта на технологических трассах, но и успешно работать в самых сложных климатических условиях, характерных для Сибирского, Уральского и Дальневосточного регионов. Состав оборудования автомобилей MAN адаптирован для эксплуатации в тяжелых российских условиях, требующих особого внимания к обеспечению «холодного» запуска двигателя и особенностей топливной инфраструктуры. По мнению Дмитрия Александрова, директора ООО «УралТракСервис», представления о том, что грузовые автомобили европейских брендов предназначены исключительно для хороших дорог, в корне неверны. Это доказано высоким уровнем продаж полноприводных самосвалов, которые готовы к работе как на дорогах общего пользования, так и на технологических трассах. Специально адаптированные версии самосвалов на шасси TGS способны конкурировать в эффективности с традиционными карьерниками и сочлененными самосвалами и обладают высокой экономической эффективностью. Также, в отличие от сочлененников, они имеют возможность выезжать за пределы технологических площадок. Говоря о географии работы, грузовые автомобили MAN можно встретить по всей России, включая такие суровые регионы, как Сургут и Нягань.

Среди конкурентов из семерки европейских брендов MAN лидирует в полноприводном сегменте. Так, по итогам 2016 года, в России MAN занимает 47% рынка седельных тягачей с колесной формулой 6х6 среди европейских производителей и 72% рынка самосвалов с аналогичной колесной формулой.

 

Общий парк MAN в России в сравнении с европейскими производителями техники является одним из крупнейших, составляя около 80 000 единиц. Это подтверждает популярность и надежность этих автомобилей. Для клиентов MAN очень важна общая стоимость владения, которая формируется не только за счет стоимости самой покупки, но и благодаря оптимальному расходу топлива, выгодным условиям финансирования и лизинга, обслуживанию техники в рамках сервисных контрактов, использования надежных и безопасных оригинальных запасных частей, которые позволяют минимизировать необходимость простоев из-за поломок некачественных аналогов, а также высокой стоимости автомобиля на вторичном рынке.

 

Разные грузы

 

Компании, производящие товары народного потребления и, в частности, продукты питания, все-таки предпочитают грузовой транспорт импортного производства. 

Некоторые предприятия откликнулись на запрос редакции, но были немногословны.

Так, представитель DANONE в телефонном разговоре отметил, что они работают с «концерном RENAULT-NISSAN на всех уровнях во всех странах своего присутствия». За этим лаконизмом скрывается та же самая ситуация – российские производители разных уровней предпочитают пользоваться западными автомобилями для перевозки своих грузов. Руководители не спешат объяснить причины такого выбора. Гораздо охотнее они говорят о недостатках системы «Платон». Директор DANON Бернар Дюкро заявил агентству Газета.Ру, что, «поскольку запуск системы не был тщательно проработан, он, безусловно, в один миг создал дополнительные трудности на рынках логистических услуг. Также внезапно была внесена система штрафов, которая травмировала всех участников, привела к … срывам». В результате «перевозки грузов подорожали на 100%».

Мы обратились за комментарием в «Реж-хлеб». Сусуйкин Владимир, директор,  однозначно сказал, что его предприятие перевозит хлебобулочные изделия  автомобилями импортного производства. Так, в декабре ушедшего года было куплено 5 машин FORD, что касается российского производства, например, «газелей», то, по словам руководства завода, у них ненадежные двигатели, которые могут сломаться в любой момент.

Примерно то же сообщил редакции начальник отдела логистики Ирбитского молокозавода Андрей Гельмут. Эта информация не изменила общей картины.

Один из руководителей фирмы, производящей продукты питания, ООО «Ромарио», сказал, что их выбор – автомобили китайского производства, но объяснить свою позицию отказался. По предположению редакции, китайские машины привлекли нашего собеседника своей дешевизной.

Следующий наш собеседник – директор ГК «Транс-Вектор» Алексей Замаратских. Фирма перевозит различные грузы – от товаров народного потребления до металлоконструкций по территории Российской Федерации и в Республику Казахстан. По словам руководителя, их парк насчитывает 20 автомобилей VOLVO. Выбор производителя объясняется надежностью и безопасностью данной марки, хорошей технической оснащенностью и экономным расходом топлива. Кроме того, нет проблем и с запасными частями: их можно приобрести в любом крупном городе страны.

Неожиданную позицию высказывают транспортные компании. Так, мы обратились в «Перевозец.ру», которые перевозят грузы по все территории России. Руководитель отдела логистики предприятия сообщил, что они используют в своей работе автомобили как импортного, так и отечественного производства. А далее самое интересное. По свидетельству начальника отдела, по плохим и разбитым дорогам отправляются в рейс российские автомобили, потому что они для этого лучше приспособлены. Так, у них лучше подвески и шасси. Кроме того, они лучше адаптированы к российским климатическим условиям. Что касается импортной техники, то это так называемые «трассовые» автомобили, которые по плохой дороге не проедут, причем с тяжелым грузом.

Итак, можно сделать неутешительный вывод: российский коммерческий транспорт не пользуется доверием у отечественных перевозчиков. Многие из них в частной беседе с редакцией однозначно заявили, что и в будущем станут прибегать к услугам западных производителей коммерческого автотранспорта, что в России безнадежно устарели и технологии, и производственные линии, и материалы. Кроме того, наши автомобили не отличаются комфортом, а расход топлива оставляет желать лучшего. А с другой стороны, получается, что наши потребители не всегда знают о преимуществах отечественной техники и руководствуются традицией.

                      

Техника без границ

 

Как бы там ни было, у хорошей, надежной, современной техники все-таки нет национальных границ. Например, возьмем немецкий концерн SCHMITZ CARGOBULL: предлагаемый этой компанией рефрижераторный полуприцеп известен всей Европе. Одна из острых проблем – перевозка грузов, предъявляющих особые требования к температурному режиму. Особенно это касается, например, продуктов питания или термочувствительных грузов фармацевтической отрасли.  В этой связи компания разработала для данных целей собственный холодильный агрегат Schmitz Cargobull Cooling Unit.  Мы ознакомились с его характеристиками:

– точное поддержание заданного температурного режима во внутреннем пространстве агрегата;

– интеллектуальная система управления двигателем обеспечивает высокую хладопроизводительность;

– высокая хладопроизводительность обеспечивает быстрое охлаждение грузового отсека;

– высокая мощность нагрева гарантирует самые короткие перерывы в работе холодильного агрегата, необходимые для разморозки;

– по сравнению с конкурентами, на 50% меньше необходимых циклов разморозки благодаря новой конструкции испарителя, препятствующего появлению инея;

– надежный промышленный двигатель с интеллектуальной регулировкой подачи топлива при частичных нагрузках (состоит из бесступенчатой системы регулирования оборотов и компрессора с отключаемыми цилиндрами) для снижения расхода топлива;

– повышенная надежность эксплуатации и удобство управления благодаря электронному блоку управления;

– продленные циклы технического обслуживания благодаря оптимизированному размеру быстро изнашиваемых деталей.

Все перечисленные преимущества, безусловно, облегчат перевозку продуктов, сделают ее надежней. Но есть еще одна сторона – успешная эксплуатация. А она зависит от ее, то есть эксплуатации, надежности. Так, SCHMITZ CARGOBULL обладает широкой сетью квалифицированных сервисных партнеров по всей России. Штатные компоненты телематики помогают не только быстро находить и устранять неполадки агрегата, но и эффективно проводить техническое обслуживание. Функция по доставке запчастей для этой установки входит в специальную программу поставки запчастей. Это упрощает идентификацию деталей и максимально сокращает срок их поставки.

Знакомство с холодильным агрегатом Schmitz Cargobull Cooling Unit будет не полным, если не рассказать об истории выбора и опыте успешной эксплуатации рефрижераторной техники. Детально проанализировав технические характеристики холодильного агрегата и все преимущества пакетного предложения, столичная компания «Дэйли Хироуз» приобрела рефрижератор Schmitz Cargobull S.KO COOL с пакетом EXECUTIVE с интегрированной системой телематики TrailerConnect в конце 2016 года. С помощью немецкого полуприцепа будет осуществляться транспортировка грузов фармацевтической отрасли в заданном температурном режиме.

Покупатель – московский перевозчик Станислав Мартынов, двукратный обладатель титула «Водитель года» в России 2014 и 2016 годов. Обе победы в конкурсе эффективного управления подвижным составом совладелец ООО «Дэйли Хироуз» одержал за рулем автопоездов в составе магистральных тягачей Volvo FH и седельных полуприцепов Schmitz Cargobull.

На международном суперфинале конкурса Driver's Fuel Challenge в сентябре 2016 года в Гётеборге он вошел в четверку лучших водителей, отобранных на конкурсной основе из 12 тыс. участников со всего мира. Чтобы ознакомиться с аргументацией Станислава, предлагаем вам перейти по следующей ссылке:  

 

www.youtube.com/watch?v=W4eD089X1QY

    

Итак, получилась довольно пестрая картина. Однако можно сделать некоторые выводы. Производители российской техники, безусловно, за последнее время ушли вперед в плане модернизации продукции. Это все так. Но практики все-таки больше ориентируются на автомобили западного производства. Хотелось бы узнать мнение наших уважаемых читателей об этой проблеме.

 

Георгий Жаркой.

 

Похожие записи

Оставить комментарий