Четверть века – верность любимому делу

Большинству жителей России известно слово «КамАЗ», упоминание бренда вызывает образы рычащих двигателей, мощных, тяжеловесных машин, используемых в самых тяжелых условиях эксплуатации.

Немногие имеют представление о том, что делает технику данного бренда таковой, какая она есть.

Специфика территорий, на которых приходится выполнять различного вида промышленные работы, во многом определяет предъявляемые к спецтехнике требования.

Уже в период СССР, для реализации большого числа проектов, необходимость в особо надежной технике удовлетворялась за счет продукции КамАЗ, и показательным является тот факт, что уже на данный период властвования монополярной политической идеологии КамАЗ сумел зарекомендовать себя не только на просторах России, но и за пределами родины.

На закате СССР стала ощущаться потребность в диверсификации функциональности предлагаемой заводом КамАЗ продукции. Различные заказчики желали видеть сочетание легендарной надежности и мощи со способностью выполнять абсолютно индивидуальные задачи, стоящие перед каждым отдельным участником рынка.

Уже в 1991 году анализ руководством завода «КамАЗ» заказов на нестандартные автомобили позволил выявить объективную необходимость создания отдельной инжиниринговой организации.

Столь непростую задачу, как разработка и производство автомобилей с измененными элементами конструкций, альтернативной комплектацией и новыми агрегатными узлами, возложили на созданное в 1992 году ООО «РИАТ».

На протяжении последних 25 лет ОАО «РИАТ» успешно удавалось осуществлять свою деятельность, несмотря на всевозможные перипетии экономического и политического характера, без какого-либо ущерба своей продукции. Выдержал РИАТ и конкуренцию со стороны именитых иностранных брендов, неоднократно пытавшихся распространить свое присутствие на российском рынке.

 У «штурвала» компании, существующей столь длительный срок и занимающейся столь непростым делом, остается человек, знающий не только свое дело, но и весь жизненный путь ведомой им организации. Речь идет конечно о Пономареве Владимире Васильевиче.

Сегодня у нас есть уникальная возможность задать наиболее актуальные вопросы первому лицу компании ОАО «РИАТ» лично.

– Владимир Васильевич, в этом году компании «РИАТ» исполняется уже 25 лет, это четверть века, и многим экономическим субъектам сегодня такие даты кажутся невообразимыми. Как вы считаете, у сегодняшних промышленных организаций есть потенциал для такого долголетия?

– Можно вспомнить аналогичные результаты и других компаний, работающих в данном секторе экономики: например, ООО «Чайка-Сервис». Евгений Федорович Ганин возглавляет это нижегородское предприятие приблизительно такой же срок! Второй пример – Челнинское предприятие – Группа Компаний «КОМ», основанная и возглавляемая Василием Владимировичем Маньковским приблизительно столько же лет назад. АО «АСТЕЙС», основанное более 25 лет назад и продолжающее разработку и производство различной востребованной автотехники.

– Продукция вашей компании ассоциируется в первую очередь с надежностью, и уже на вторые роли выходят комфорт и сопутствующая техническая оснастка. А что, по вашему мнению, является первоочередным вопросом в проектировании спецтехники сегодня?

– Любой проект начинается с оценки рынка, определения «целевых клиентов», изучения их потребностей, предпочтений и оценки существующих и прогнозируемых конкурентов. В результате разрабатывается спецификация потребительских свойств нового продукта, тех свойств, которые создадут новому продукту необходимые для успешных продаж конкурентные преимущества. Затем целевые потребительские свойства «переводятся» в формат классического технического задания на новый продукт. А задача конструкторов, технологов, логистов компании – разработать такие конструкторские, технологические и логистические решения, которые обеспечат максимально полное соответствие нового продукта целевым потребительским свойствам. Важнейшим потребительским свойством нового продукта является цена его предложения целевому клиенту. Конечно сроки разработки и вывода на рынок нового продукта также являются важными для успеха проекта, и здесь без современных технологий – CAD/CAM/CAE – не обойтись.

Следование вышеописанному алгоритму при проектировании новой спецтехники и является в настоящее время наиболее эффективным методом сохранения и завоевания целевой рыночной доли компании.

– Одной из специфических черт вашего предприятия является проектирование самых нестандартных решений на уже привычной базе автомобиля КамАЗ. А какое самое необычное сочетание технологий вам приходилось воплощать в жизнь?

– Наиболее сложную техническую задачу наша компания решала и успешно решила, проектируя и изготавливая спецзаказ МЧС России на поставку автомобильных комплексов для нейтрализации химического и радиоактивного заражения техники и людей, работающих в зонах ЧС. Данные автокомплексы включали в свой состав фактически «мини-заводы» по приготовлению и подаче спецрастворов для нейтрализации заражений, оборудование для сбора смывов и высокотехнологичное оборудование по нейтрализации, упаковке и перевозке продуктов нейтрализации до мест их полной утилизации или хранения. В разработке и производстве этих автокомплексов были задействованы не только много промышленных предприятий, но и несколько институтов нашей страны.

А по заказу МЧС России наша компания проектировала и изготавливала автомобильные комплексы для хранения, перевозки и управления роботами в зонах с недопустимым для людей даже в спецскафандрах радиоактивным или химическим загрязнением. В пунктах управления данными роботами была реализована пассивная защита персонала от радиоактивного излучения (и кабина, и спецфургон были футерованы свинцовыми листами, а все системы жизнеобеспечения имели автономные источники энергообеспечения и систему фильтрации поступающего воздуха). Управление роботами осуществлено как по дистанционному кабелю, так и по радиоканалу с интеллектуальным видением.

– Ни для кого не секрет, что определенную долю рынка спецтехники в России на сегодняшний день занимают производители из КНР, реализующие свою продукцию по достаточно низким ценам, что создает серьезную конкуренцию национальным производителям. А как вашей компании удавалось успешно работать на внутреннем рынке при таких условиях конкуренции?

– В истории не только нашей компании, но и всего российского автопрома был период, когда конкуренция от китайских автопроизводителей серьезно затрудняла продажи, но в последние годы принятые нашим правительством защитные меры и, конечно, девальвация российского рубля снизили уровень конкуренции с китайскими автопроизводителями. В настоящий момент эта проблема не кажется нам существенной.

-Наболевшим вопросом всех крупных организаций в России является кадровый вопрос. В условиях непростой экономической ситуации часто приходится принимать решение, как оптимизировать деятельность компании, и многие стараются экономить на кадровых издержках. Вставал ли подобный вопрос на вашем предприятии, и как он решался?

– Конечно, затраты на персонал являются значимой частью в структуре себестоимости спецавтотехники. В условиях экономического кризиса (за 25 лет компания их пережила несколько) РИАТ всегда и полностью выполнял все свои обязательства перед сотрудниками, не допустив даже в очень сложные периоды задержки выплат заработной платы и оплачивая все предусмотренные законодательством налоги и сборы. Нам не удалось избежать процедуры сокращения части персонала в период кризисов 2008 и 2015 годов, но эта процедура была осуществлена полностью в соответствии с трудовым законодательством РФ, и по завершению кризиса и периода восстановления компании большая часть высвобожденных сотрудников была трудоустроена в компании вновь.

– Такое наукоемкое предприятие, как РИАТ, неминуемо требует высококвалифицированных кадров, реализуете ли вы программы кадрового резерва и специальные программы подготовки специалистов?

– Кроме затрат на оплату труда сотрудников, РИАТ ежегодно расходует несколько миллионов рублей на обучение и повышение квалификации персонала.

Участие в различных семинарах, конференциях, выставках, презентациях позволяет руководству и сотрудникам компании получать информацию и знания по новым продуктам, технологиям, методам совершенствования всех бизнес-процессов компании.

Постоянно ведется работа по оценке и повышению комфортности и безопасности рабочих мест сотрудников.

– Очень часто можно слышать об изолированности национальной экономики России из-за спорного политического процесса, но РИАТ за эти 25 лет уже успел заслужить авторитет на международном уровне, планируются ли в обозримом будущем международные проекты? И если да, то кто будет выступать партнерами РИАТ?

– Сегодня РИАТ ведет взаимовыгодное сотрудничество с иностранными компаниями. Например, мы закупаем материал для производства деталей экстерьера автомобилей КамАЗ, тракторов МТЗ в японской компании SOJITS Inc, при этом данный материал производится на заводе в США. При производстве сидений водителя и пассажира автомобилей КамАЗ, автобусов ЛИАЗ, НЕФАЗ мы сотрудничаем с несколькими китайскими производителями. До недавнего времени (до запуска в марте 2017 г. производства в СП «КАММИНС-КАМА») мы закупали двигатели Cummins серий L и ISLe в Китае через представительство CUMMUNS Inc, коробки передач Fast Gear. В сотрудничестве с компанией KOMPEL из Словакии разработано и освоено производство автомобильных вакуумных погрузчиков АВП «ВИХРЬ». Разрабатываем проект с компанией GTB (Словакия) по совместному производству различной автотехники для всесезонного содержания автодорог на шасси автомобилей КамАЗ и TATRA.

Таким образом, никакой «международной изолированности» наша компания не ощущает и стремится максимально эффективно использовать возможности международной кооперации.

– Традиционно РИАТ помимо своей целевой деятельности оказывал серьезное содействие социальной инфраструктуре региона. Какие социальные проекты осуществляются сейчас?

– Для любой компании основные социальные задачи – это:

– создание и поддержание высокооплачиваемых рабочих мест. Средняя заработная плата наших сотрудников превышает среднегородской уровень; 

– и генерирование регулярного объема налоговых и неналоговых платежей. В 2016 г. в федеральный, республиканский и городской бюджеты и различные фонды предприятием перечислено более 387 млн руб.

Также РИАТ оказывает материальную поддержку малообеспеченным группам населения города и республики (учреждения социального значения), принимает участие в финансировании различных городских праздников (национальных и религиозных).

РИАТ много лет продолжает спонсирование городской хоккейной команды и детской хокейной команды «Белые Медведи». На эти цели ОАО «РИАТ» ежегодно направляет более 1,5 млн руб. 

ОАО «РИАТ» с момента старта программы участвует в республиканской программе строительства социального жилья, и только за 2016 г. компания перечислила более 12 млн руб. в соответствующий фонд.

– Компания «РИАТ» на протяжении 25 лет решала самые сложные задачи, связанные с нестандартными задачами самых различных заказчиков. В каком самом необычном и неожиданном месте планеты оказывалась производимая вами техника? И как она себя там показала?

– Известно, что за полный срок службы автомобиль меняет несколько хозяев и часто работает в разных частях нашей страны. Конечно, мы не можем отследить каждый реализованный нашей компанией автомобиль. Но мы можем продемонстрировать карту России с нанесенными на нее отметками о месте известной нам эксплуатации нашей автотехники – это практически вся территория от Камчатки до Калининграда, от порта «Сабетта» на п/о Ямал до Крыма. А автомобили КамАЗ, которые дорабатывала, дооснащала наша компания по заказам внешнеторговой фирмы КамАЗ, работают практически на всех континентах нашей планеты.

– С учетом широкого применения ваших технологий на внутреннем рынке, заказчики из какого сектора, публичного или частного, являются самыми надежными по вашему мнению?

 – Мы дорожим взаимоотношениями со всеми заказчиками. Залогом нашей надежной работы с ними является профессионализм, ответственность и стремление добиться максимальной удовлетворенности клиента не только поставленной продукцией, но и всем комплексом взаимоотношений с нашей компанией (информационное обеспечение, сервисная поддержка, оперативность нашей реакции на их заявки и пожелания, замечания, открытость).

– Несмотря на богатейший опыт компании «РИАТ», вполне очевидно, что в ближайшем будущем отечественному рынку потребуются новые технические решения на базе ваших технологий. Какое направление развития ваших технологий является сегодня наиболее перспективным?

– Процесс постепенной замены ручного труда на автоматизацию труда повышает спрос на соответствующую автотехнику, например использование технологий глубокого вакуума. В рамках этого прогноза РИАТ ведет проект по разработке широкой гаммы специальной автотехники, использующей вакуумную технологию для сбора твердых и жидких материалов. Автотехники, которая уже сегодня востребована коммунальными, дорожными службами, при строительстве, ГОКами, портами, заводами по производству цемента.

Ученые и аналитики различных стран прогнозируют революционные изменения в автомобилестроении уже в ближайшее 10-летие: газ и электричество станут основными источниками энергии, приводящей в движение автотранспорт. Соответственно, потребность в нефти как основном сырье для производства моторного топлива (бензин, дизель) существенно сократится. Избыток нефти пойдет в нефтеперерабатывающую промышленность и приведет к существенному снижению стоимости различных пластмасс и композитов. ОАО «РИАТ» планирует не только сохранять имеющиеся компетенции по производству различных изделий из пластмасс и композитов, но и развивать их.

Освоение северных территорий нашей страны уже сегодня требует от автопроизводителей разработку и освоение автотехники, специально подготовленной для работы в условиях сверхнизких температур, полного бездорожья, болот, глубокого снега. Компания работает над подбором материалов, комплектующих, которые позволят создать специальные «арктические» модели и комплектации автотехники, которая будет обеспечивать надежную и безопасную работу и жизнь людей в условиях Крайнего Севера и Арктики.

– Пример ОАО «РИАТ» демонстрирует факт существования реальной перспективы эффективной работы как на внутреннем, так и на внешнем рынках, несмотря на сомнительную стабильность экономической системы в стране. Помимо всех очевидных достоинств РИАТ, отдельного внимания заслуживает именно этот пример верности своему делу, во многом обуславливающий долголетие и успех.

Похожие записи

Оставить комментарий