Рынок АЗС:реалии и перспективы

Организация бизнеса на рынке услуг, на сегодняшний день, является более чем не простой задачей, если потенциальный учредитель или предприниматель пытается ещё на этапе планирования своей деятельности, анализировать реальные перспективы избираемого сегмента, в котором планируется дальнейшее развитие. При этом, анализ должен позволить дать оценку как текущего положения в данном сегменте, так и перспектив развития в нём, хотя бы в среднесрочной перспективе (5лет).

Высокая степень концентрации экономики в России, в других государствах, где свойственно называть вещи своими именами, называется монополизацией рынка. Сегодня, отечественный рынок товаров и услуг сильно монополизирован, исследовательский отдел по мониторингу рынка при РАНХиГС  выделяет 3 основных причины такому положению дел:

Таблица 1

Основные причины монополизации Российской экономики

1.     Государственное участие в некоторых коммерческих организациях;

2.     Изначально неравное экономическое положение экономически-активных субъектов (неравенство капиталов);

3.     Венчурные формы ведения экономической деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, становится очевидным, что уже на этапе стратегического планирования будущей экономической деятельности, для большинства предпринимателей, особенно тех, кто относит себя к категории малого и среднего бизнеса, катастрофически сужаются перспективы занять выгодные позиции на рынке товаров и услуг, в том или ином сегменте.

Дополнительно ситуация отягчается ещё и тем, что в период социально-экономического регресса, который переживает Россия, наблюдается существенное снижение покупательской способности населения, что находит своё выражение в тенденции потребителя покупать наиболее дешёвые товары-заменители, сокращать как объёмы, так и частоту совершаемых покупок.  При этом, монополизированный рынок практически не оставляет шансов для успешного старта тем предпринимателям, которые среди своих изначальных преимуществ, не наблюдает ни одного из приведённых выше факторов (в таблица 1)  

Успешное планирование экономической деятельности в России сегодня, складывается на основе анализа избранного сегмента товаров или услуг, по следующим основаниям:

 Из приведённых выше факторов, на сегодняшний день, фактор социальной значимости не должен оставаться недооценен. Дело в том, что при напряжённой экономической ситуации, частный сектор всё чаще оказывается вынужден прибегать к альтернативным источникам финансирования (традиционными источниками долгое время остаются коммерческие банки). Программа государственной поддержки бизнеса и малого предпринимательства, в условиях ежегодного дефицита бюджета, становится гораздо более «разборчивой» в отношении тех субъектов экономической деятельности, которые за этой поддержкой обращаются. На сегодняшний день, фонд содействия бизнесу и предпринимательству идёт на встречу и помогает в первую очередь тем проектам, которые представляют особую социальную значимость, или являются важными для территориальной инфраструктуры.

Само по себе, АЗС не должно рассматриваться лишь в контексте автомобильной заправочной станции, реализующей бензин и/или дизельное топливо. Полноценная АЗС, в теории, должна включать в себя следующие сегменты:

Полноценная АЗС включает в себя:

Заправку бензином и дизельным топливом

Данная услуга является наиболее востребованной в России

АГНКС

Заправка сжатым природным газом

АГЗС

Заправка сжиженным нефтяным газом

 

Разумеется, что полнота предоставляемых услуг по продаже топлива во многом зависит от спроса, который в России складывается вокруг преимущественного использования бензина и дизельного топлива.

Технологический прогресс обуславливает приверженность современного населения к определённому комфорту, и в некотором роде позволяет занятым в АЗС-бизнесе субъектам реализовывать сопутствующие товары и услуги. В частности, современные, технологичные АЗС представляют собой именно «станции», на которых, помимо основного, целевого функционала, реализуются товары широкого потребления, продукты питания, и услуги сферы общественного питания.  Территориальное расположение каждой конкретной АЗС, может существенно влиять на цены реализуемых там сопутствующих товаров, в зависимости от степени удаления станции от ближайшего муниципального образования, что позволяет владельцам таких АЗС извлекать дополнительную прибыль.

Перспективным также видится реализация на базах АЗС, услуг технического характера, заключающихся в техническом обслуживании транспортных средств. При этом, вариация предоставляемых сервисных услуг такого рода может варьироваться от так называемых «срочных сервисных работ», к которым относятся работы по восстановлению покрышек при проколах, замена необходимых агрегатов, без которых невозможно продолжение движения транспортного средства (стеклоочистители, предохранители, свечи зажигания, моторные и трансмиссионные любриканты и т.д.) Но также возможна и организация полноценных сервисных услуг, если это обусловлено возможностями владельца АЗС и перспективами успешной реализации таких услуг.

В противоположном векторе работает тот бизнес АЗС, который направлен на автоматизацию реализации товаров и услуг. В таких случаях, АЗС обретает качественно иной вид, представляя собой технологичную систему, работающую на едином программном обеспечении, с автоматизированным процессом реализации своей основной целевой функции. Данное направление является спорным, потому как с одной стороны, автоматизированные АЗС, лишённые обслуживающего персонала, в перспективе, окупаются за счёт экономии на зарплатном фонде работников, но с другой стороны, через них уже не получается реализовывать столь широкий спектр товаров и услуг, эти АЗС требуют собственного сервиса, и в меньшей степени защищены от распространённого феномена вандализма.

На настоящий момент, автоматизированные АЗС занимают лишь 1/12 от общего числа АЗС в РФ. И лишь прогнозы на отдалённые перспективы указывают на ожидаемый рост численности автоматизированных АЗС в будущем.

Возвращаясь к вопросам концентрации рынка АЗС в России, у многих потенциальных предпринимателей встаёт справедливый вопрос, насколько возможна адекватная конкуренция на данном рынке,  в условиях доминирующего положения ряда крупных организаций –лидеров рынка.

Информационно-аналитическое агентство «Info-line Spb» проводит анализ вовлеченности основных крупных экономических субъектов данного сегмента на рынке АЗС:

Ключевые игроки на рынке АЗС и топливного ретейла в России на конец 2016г.

Газпром нефть                                   21%

Лукойл                                                 19%

Роснефть                                             16%  

Татнефть                                             7%

Башнефть                                            3%

Другие организации, с процентной долей вовлеченности менее 5%

 

При этом, не стоит делать поспешных выводов относительно роли указанных компаний в отношении переработки добываемых углеводородов и рынка АЗС в России.  Так, если на рынке добычи и переработки добываемых углеводородов, Лукойл занимает лидирующие позиции, а вот на рынке АЗС, практически во всех регионах ветвь первенства держит Газпром.

 

При этом, внутри данного сегмента рынка, в  сложившихся условиях экономических условиях и при отсутствии адекватного антимонопольного регулирования, наблюдается дальнейшая концентрация рынка АЗС среди ключевых игроков, по следующим направлениям:

Ø Поглощение «Роснефти» такого крупного регионального игрока как «Башнефть»;

При этом, и «Росснефть» и «Газпром» являются компаниями с государственным участием, что изначально обеспечивает им доминирующее положение на рынке, в том числе и на рынке АЗС. И на сегодняшний день, такие организации как «Татнефть» ещё имеют некоторую представленность на рынке АЗС в пределах муниципальных образований, в то время как рынок АЗС представленностью за пределами муниципальных образований, включая и на наиболее логистически-затруднительных участках авто-дорожной инфраструктуры, представлен компаниями «Лукойл» и «Газпром»

Традиционно, ПАО «Лукойл» является второй по рейтингу нефтедобывающих компаний, по получению прибыли от реализации собственной продукции;

ПАО «Газпром», в свою очередь, уступает ПАО «Лукойл» по доли в добыче углеводородов, но опережает по доли рынка в АЗС

Тем не менее, данные показатели, касающиеся ключевых игроков рынка, не должны отпугивать потенциальных предпринимателей, оценивающих свои шансы на рынке АЗС.  Далее, мы рассмотрим перспективы данного бизнеса с АЗС.

 

 

Перспективы

  

Рынок АЗС, на современном этапе развития Российского топливного ретейла первичного звена, является перспективным по ряду причин:

Таблица 2

Причины перспективности рынка АЗС в России:

Обширные территории;

Широкое применение автомобильного транспорта

Относительно-низкая представленность АЗС на обширных авто-дорожных участках

Высокая степень значимости для территориальной инфраструктуры

Высокая степень социальной значимости

Наличие большого числа потенциальных клиентов

Широкие возможности экономического взаимодействия с другими экономическими субъектами

 

 Каждая из приведённых в сводной таблице факторов обуславливает перспективность развития АЗС-бизнеса в России, но в то же самое время, требует анализа каждого отдельного фактора и сопоставления с способностями каждого конкретного экономического субъекта к развитию в данном направлении.

1)     Обширность территорий в РФ является фактором, ставшим «притчей во языцех», но в то же самое время, недопустимым является такое отношение к этому фактору, при котором он рассматривается как безусловное преимущество. Дело всё в том, что при достаточной территориальной протяжённости между объектами АЗС, с одной стороны, предпринимателю удаётся зайти на рынок первичного топливного ретейла в тех территориях, где наименьшая степень конкуренции в данном сегменте (отдалённые муниципальные образования, с слабым транспортным сообщением), а с другой стороны, требует готовности обеспечить логистическое снабжение собственных объектов АЗС на такой удалённости, что не просто и составляет собственные издержки, к которым нужно быть готовым;

2)     Широкое применение автомобильного транспорта является казалось бы общераспространённым явлением в России, однако, уповая на этот фактор, владельцу объекта АЗС стоит уже изначально проанализировать какие типы ДВС используются в тех местностях, где он планирует размещать свои АЗС. На сегодняшний день, статистика показывает, что в отдалённых местностях, особенно в тех муниципальных образованиях, которые имеют статус населённого пункта и сельского поселения, преимущественно используются дизельные ДВС, а это требует от пункта АЗС готовности удовлетворить потребность населения именно в дизельном топливе, типы которого, к тому же, имеют свою сезонность и температурную диверсификацию;

3)     Высокая степень значимости для инфраструктуры и социальная значимость, эти факторы можно объединить, так как они представляются совокупностью наиболее значимых преимуществ для ведения бизнеса с АЗС. В силу уже рассмотренного территориального фактора, в каждом регионе РФ существуют свои собственные местности, где в силу недостаточности развития авто-дорожного сообщения, сохраняется проблема с доступом к услугам АЗС профессиональных потребителей – организаций, как частного, так и публичного сектора, которые в своей деятельности непременно задействуют транспорт. Для работы таких организаций, наличие доступных АЗС является крайне важным фактором, потому как это позволяет им отказаться от заправок мобильно-цистерного типа. В таких местностях, муниципальные образования имеют, в подавляющем большинстве, моноотраслевую специализацию, и эффективное функционирование работающих там предприятий обуславливает как экономическую, так и социальную жизнедеятельность местности. Таким образом, функционирующие АЗС в таких местностях становятся «опорным фактором» как инфраструктуры, так и социального развития. И уже из этого вытекает возможность предпринимателя развивающего бизнес с АЗС, обращаться за государственной поддержкой своего бизнеса, поскольку бизнес с АЗС при данных условиях, отвечает всем требованиям, предъявляемым программой господдержки (социально-экономическая значимость конкретного вида экономической деятельности);

4)     Наличие большого числа потенциальных клиентов объясняется унифицированностью предоставляемых услуг и реализуемого товара через АЗС. От потребления топлива для ДВС зависит деятельность широкого круга экономических субъектов, как публичного, так и частного сектора, при этом, бизнес через АЗС предполагает возможность гибкого регулирования как ценовой политики реализуемых товаров и услуг, так и условий взаимодействия с другими экономическими субъектами.

 

Рекомендации

Предприниматели, решающие начать вести бизнес с АЗС,  помимо вопросов стратегического планирования бизнеса, сталкиваются и с более «земными» проблемами, решение которых, тем не менее, во многом определяет эффективность осуществления целевых функций будущей АЗС.

Речь идёт о непосредственном материально-техническом оснащении АЗС, через которое реализуется главный продукт – топливо.

Как уже было сказано выше, в основе любой АЗС лежит реализация топлива различного типа, при этом, вне зависимости от формы реализации, отпускать данный товар возможно только при наличии работоспособного оборудования, которое проектируется специально для АЗС.

Кроме того, специфика целевого товара (топлива), такова, что данный товар является объектом повышенной опасности, в следствии чего, любое обращение с ним, транспортировка, хранение, реализация, требуют соблюдения не просто техники безопасности, а именно административных предписаний, данных профильными службами, в которые включены особенности всего того оборудования, которое должно использоваться на АЗС.

Необходимость соблюдения этих прескриптивных соответствий и составляет ту административную издержку, которая свойственна бизнесу с АЗС.

Однако, предпринимателей, решивших развивать бизнес с АЗС, не должны отпугивать эти обстоятельства, хотя бы уже потому, что на сегодняшний день, сложились отработанные пути решения этих административных вопросов.  Главным образом, таких путей 2:

Пути решения

Преимущества

Недостатки

Ведение бизнеса с АЗС через договор коммерческой концессии

– позволяет целиком решить вопрос с выбором оборудования, оформлением непосредственно АЗС, развитием фирменного наименования;

– решённая система правового сопровождения деятельности АЗС;

– решенный вопрос с кадровым обеспечением деятельности АЗС;

– нет возможности индивидуального оформления АЗС и развития фирменного наименования;

– отсутствие возможности гибкого ценового регулирования деятельности АЗС;

– обязанность выплатить «паушальный взнос» в начале деятельности АЗС и последующих выплат «роялти» обладателю средств индивидуализации (франчайзеру); 

Самостоятельное ведение бизнеса с АЗС

– возможность самостоятельного развития фирменного наименования, выбора оборудования и представляемой через АЗС продукции;

– возможность осуществлять гибкую ценовую политику;

– возможность самостоятельно устанавливать партнёрские отношения с сторонними организациями;

– изначально, отсутствие клиенткой базы, собственных средств индивидуализации и фирменного наименования;

– необходимость самостоятельного кадрового обеспечения, правового обеспечения;

– низкая степень доверия со стороны клиентов- физических лиц;

 

На сегодняшний день, на российском рынке АЗС, наиболее предпочтительными профильными компаниями, предоставляющими возможность заключения франшизного соглашения (договора коммерческой концессии) является следующие:

Ø «Лукойл» – нефтяная компания;

Ø «Газпром нефть»;

Ø ОАО НК «Бащнефть»

В свердловской области, именно эти три компании имеют наиболее существенные доли в рынке АЗС.  При этом «Лукойл» готов предоставить своим потенциальным концессионерам (пользователям по договору коммерческой концессии в соответствии со ст1027 ГК РФ) наиболее лояльные условия. В частности, данная организация, при заключении франшизного соглашения, рассматривает каждого потенциального партнёра – индивидуально. При этом, компания-правообладатель берёт на себя функции по обеспечению таких принципиальных элементов ведения бизнеса, как оформление АЗС, формирование фирменного наименования и средств индивидуализации, кадрового оби правового обеспечения. В рамках франшизного соглашения, предприниматель освобождается от проблемы выбора оборудования АЗС. Но разумеется, чтобы осуществлять бизнес на данных принципах, компания-правообладатель должна быть уверена в состоятельности своего партнёра по франшизному соглашению.    

 

Если же предприниматель намеривается самостоятельно вести бизнес с АЗС, то следует быть готовым к принятию таких ответственных решений, каким оборудованием обустраивать свою АЗС. Так как к оборудованию предъявляются очень серьёзные требования, а устойчивость работоспособности оборудования является ключевым фактором эффективности работы АЗС, возникает необходимость в выборе надёжного производителя оборудования.

Пытаясь определить, продукцию какого производителя оборудования для АЗС стоит использовать в своей деятельности, кажется наиболее целесообразным исходить из того, каким оборудованием пользуются ведущие крупные организации на рынке АЗС России.

Сегодняшний рынок оборудования для АЗС представлен следующими производителями:

Производитель

Типы оборудования

Gilbarco Veeder-Root

-топливораздаточные колонки;

-рукава высокого давления;

-платёжные терминалы для АЗС;

-насосное оборудование;

ООО «Винсо СВ»

-топливораздаточные колонки;

-резервуарное оборудование;

-комплектующие товары для транспортировки топлива;

Shelf-M

-колонки отпуска сжиженного газа;

-газовые компрессоры;

-цистерно-ёмкостное оборудование для хранения газового топлива;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При этом, если предприниматель намерен вести бизнес с АЗС на основе действительно качественного оборудования, которое соответствует европейским стандартам качества, то выбор оборудования может быть сделан в пользу Gilbarco Veeder-Root.

http://lpgroup.ru/uploads/nimages/d/d3fce493cca1b275e9ab6f6ed9e81121.thumb.jpg«Гилбарко Видер-Рут» является объединением ведущих компаний-производителей в своём сегменте, производящих оборудование высокого качества.  Продукция от данного производителя совмещает в себе как надёжность и качество, так и высокую степень экологической безопасности.

Компания  «Гилбарко Видер-Рут» является уникальной ещё и потому, что ей предлагаются продукция и услуги для смежных отраслей:

Ø Автоматизированная система учёта запасов и движения топливных продуктов;

Ø Насосные системы для приёма-подачи топлива, и топливораздаточные колонки;

Ø Автоматизированные системы управления АЗС и АЗК;

Ø Электронные платёжные системы и терминалы;

Дополнительным преимуществом данной компании является ещё и то, что она представляет свои услуги во всех регионах РФ, включая и Уральский федеральный округ.

Оборудование «Гилбарко Видер-Рут» сегодня можно увидеть на АЗС таких компаний как «Лукойл НК» и «Газпром нефть». Топливораздаточные колонки от этого производителя зарекомендовали себя особенно хорошо своей надёжностью и скоростью выполнения функции. Кроме того, дополнительным преимуществом продукции данной производителя является её эргономичный вид, удачно вписывающийся в оформления современных АЗС.

 

https://pushkino-live.ru/upload/iblock/238/sm.pngКомпания «Шельф-М» является отечественным производителем специализированного оборудования для АЗС и топливохранилищ, соответственно,  данный производитель также выпускает оборудования и для транспортировки топлива, включая и газовой субстанции.

«Шельф-М» выпускает собственные автоматизированные топливораздаточные колонки,  в относительно не широкой линейке. Углублённая специализация «Шельф-М» складывается вокруг оборудования непосредственно для хранения топлива и его транспортировки.  Очень часто, особенно на тех объектах АЗС, которые территориально находятся на достаточном удалении от пунктов снабжения или на удалённых участках логистических маршрутов, возникает необходимость закупа большего объёма реализуемого топлива. Хранение топлива требует соблюдения особых условий и использования технологии разлива и хранения. Именно эти задачи можно решить наиболее эффективным способом с помощью оборудования от «Шельф-М»

https://andijan.hh.uz/employer-tab-picture-resized/153329.pngПродукция компании «Винсо СВ» уже успела себя хорошо зарекомендовать у таких крупных участников рынка АЗС, как «Башнефть» и «ТНК»

Этот отечественный производитель поставляет специальное оборудование как для АЗС, так и для нефтебаз, позволяя решать вопросы не только организации реализации топливных продуктов на АЗС, но и надлежащее хранение топлива.

Примечательным является то обстоятельство, что продукция «Винсо СВ» на российском рынке оборудования для АЗС, в части топливораздаточных устройств, производится по стандартам одного из ведущих производителей аналогичного оборудования в Италии (компания «Piusi»).

Отдельного внимания заслуживают устройства для раздачи дизельного топлива и комплектующие в виде контрольно-учётного оборудования. Отдельной линейкой &l

Похожие записи

Оставить комментарий