Спецтехника для пожарных и МЧС: ситуация не чрезвычайная

В рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривается повышение технической оснащенности пожарно-спасательных подразделений. А причины такой меры более чем серьезны. Так, за 2016 год на территории Российской Федерации было ликвидировано 280 чрезвычайных ситуаций, спасено, по данным МЧС, 200 тысяч человек. В частности, имеются в виду природные пожары, наводнения, взрывы бытового газа, сложные аварии на подземных объектах. Следовательно, разработка и внедрение новой техники для МЧС и пожарных служб как были актуальными, так и останутся таковыми. Особую роль играют, безусловно, спецтехника и оборудование для предупреждения и ликвидации пожаров на нефтегазовых и горнодобывающих объектах. А как же обстоит положение дел с отечественной техникой в реальности, имеются в виду машины и оборудование для спецотрядов МЧС, для спасательно-поисковых работ, пожаротушения, беспилотники различных модификаций и другие агрегаты?

Отечественные производители не стоят на месте. Конструкторская и производственная мысль развивается довольно продуктивно. Так, в 2011 году, что по меркам рынка срок небольшой, появился многофункциональный автомобиль первой помощи с высокоэффективной системой тушения пожаров компрессионной пеной NATISK на шасси ГАЗ АПП-0,3-2,0-NATISK(27057).  Производитель – завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника». К этой инновационной серии относятся: мобильные установки, автоцистерны пожарные, автоцистерны пожарные с интегрированной мобильной установкой NATISK. В этой связи интересны эксплуатационные свойства пожарной системы – тушение всех видов пожаров: в жилых домах, в лесах, на промышленных предприятиях, на объектах газохимической отрасли и других объектах. Эффективность тушения данной техникой в 7 раз выше, чем стандартной. Как говорит руководитель группы маркетинга предприятия Андрей Лукьянов, подобную технику другие российские предприятия не производят, хотя в других странах аналоги есть. Что касается наших производителей, то они довольно гибко относятся к конкуренции со стороны зарубежных коллег. Существует закон, который ставит в приоритет закупку именно отечественного производителя. Так, сегодня почти вся спецтехника оборудована российскими шасси, многие предприятия машиностроительной отрасли самостоятельно начали производить шасси, чтобы не зависеть от поставок. Однако нельзя не сказать, что существует ряд позиций, аналогов которых на российском рынке нет.

И действительно, в ряде зарубежных стран для небольших пожарных подразделений производятся малые и сверхмалые пожарные машины на базе квадроциклов и багги. Например, компания «Розенбауэр». Это машины POLY QUAD SL 100 CAFS, которые построены на шасси квадроцикла POLARIS RANGER 4×4 800 ONE TON и оснащены производительностью 35 л/мин при давлении 8 АТИ цистерной на 100 литров воды, стволами, оборудованием для пенного тушения. Такие машины удобны для использования при условиях, при которых большие автомобили не смогут справиться в силу определенных условий. Однако наши производители уверяют, что при наличии заказа они смогут справиться с любой технической задачей.

Слово потребителям

А что же происходит непосредственно у тех, кто является потребителем такого оборудования? Российские подразделения МЧС не испытывают недостатка в современной технике, и отечественная промышленность предлагает большой выбор. Министр по чрезвычайным ситуациям дал указание повысить техническую оснащенность пожарно-спасательных подразделений. Об этом редакции рассказал начальник Управления пожарно-спасательных сил и специальных формирований Сибирского регионального центра МЧС России Владимир Марченко.

     По его словам, в регионе в прошлом году было много чрезвычайных ситуаций: пришлось тушить крупные пожары, проводить поисково-спасательные работы в труднодоступных горных местах. В этом году управление осуществляет поисково-спасательные работы после падения вертолета в Горном Алтае. Кроме того, паводок привел к затоплению ряда населенных пунктов. Приходится тушить сложные пожары не только на территории Сибирского федерального округа, но и в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах – зоне ответственности Сибирского округа.  

   О техническом оснащении. В управлении имеется как новая, так и устаревшая техника. Министр МЧС принял решение передать устаревшую технику в органы власти субъектов Российской Федерации с последующей передачей в муниципалитеты. Результат не заставил себя ждать: поставка новой техники – следствие централизованных поставок продукции отечественных производителей. И причем поступает современная техника с хорошими характеристиками.

   Что касается противопожарного оборудования – это цистерны с улучшенными характеристиками на платформе КамАЗа с установками компании «Розенбауэр» – российско-австрийская разработка. Данная техника, как подчеркивает Владимир Марченко, выпускается в России. Ее единственный недостаток – дороговизна. В распоряжении Сибирского управления имеется и другая эффективная техника, которая производится рядом уральских заводов. Например, установки с подачей компрессионной пены. Начальник управления уточнил, что они являются будущим пожаротушения. Эта техника испытывалась в 2014 году в Омской области, и практика показала, что при ее эксплуатации нет лишних проливов воды – нижние этажи не страдают: налицо уменьшение косвенного ущерба. Другими словами, перед нами новые технологии, которые позволяют сократить время оперативного реагирования, сводят на нет травмирование и гибель мирного населения во время работы пожарных подразделений.

    Что еще имеется на вооружении у сибиряков? Для поисково-спасательных работ подразделение оснащено двумодульными самоходными вездеходами, снегоходами, квадроциклами, судами на воздушной подушке. Все это отечественного производства – результат курса перехода на импортозамещение, чтобы поднять нашего товаропроизводителя. Спасатели подчеркивают, что у наших машин качество достаточно высокое. Что касается запасных частей: имеется гарантийный срок, в течение которого завод-изготовитель несет на себе бремя обслуживания, и поэтому выпуск запасных частей не является проблемой. И еще: при поступлении нового оборудования в контракте прописывается, что завод-изготовитель обязуется обучить специалистов работе на оборудовании.

    В сентябре прошлого года подразделение прошло аттестацию по международной системе, присутствовала комиссия ООН. Проходили учения, были международные наблюдатели. Именно иностранные специалисты принимали экзамен. У сибирских спасателей и пожарников есть свои домашние разработки при выполнении спасательных работ, там разработаны и собственные технологические схемы по извлечению пострадавших из-под завалов.

 

                                    Авиационная техника

 

     Экстренное реагирование на крупномасштабные аварии и катастрофы природного и техногенного характера возможно только с помощью авиации. Кроме того, она используется для доставки спасателей, медиков, различного оборудования.

    В России преимущественно используются самолеты Ил-76 ТД (транспортно-десантные и пожарные), самолеты Ан-74 П (универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки), а также вертолеты Ми-26 Т, Ми-8 МТ, Ка-32 Т и Ми-2.

 Кроме того, в вертолетную эскадрилью входят вертолеты Бо-105 и Бк-117 – производства франко-немецкой фирмы «Евроконтер». Такие машины перевозятся, как правило, на большие расстояния самолетами Ил-76 ТД для участия в аварийно-спасательных работах, а также для эвакуации больных и пострадавших. Однако самолеты и вертолеты нельзя назвать универсальной техникой. К примеру, горят склады боеприпасов, горюче-смазочных материалов, газо- или нефтехранилища, склады химических материалов.

                                       Беспилотники

   Их преимущества заключаются в том, что они работают без так называемого человеческого фактора, почти не зависят от погодных условий и могут зависать над очагом пожара.

   КБ «Искатель» Московского авиационного института выпускает беспилотную технику высшего класса. Так, беспилотник «Ворон» существует с 2012 года – то есть он прошел испытания, а сегодня несколько экземпляров находятся в опытной эксплуатации. Предназначены для спецподразделений.

   Это безобслуживаемая эксплуатация, аппараты могут летать в сложных метеоусловиях, все элементы конструкции прошли входные и выходные контроли – по требованиям российских авиационных стандартов непилотируемой авиации. Конечно, данная техника стоит дорого. Но она заслуживает такой цены. Дмитрий Демьянов, главный конструктор КБ № 602, подчеркивает: «Комплекс с головой класса может не просто обнаружить человека, но и определить его пол. И это понятно, там установлены оптические системы высокого качества. Их стоимость колеблется от 25 тысяч долларов, что сдерживает наших отечественных потребителей, так как всем хочется получить качественные параметры дешевле». 

   КБ института работает над новыми вариантами беспилотников. Так, уже в конце лета будут проведены испытания техники на дальность полета 600 километров с малой скоростью для обнаружения утечек газа.  Вторая задача – работа в комплексе вертолета и беспилотного вертолета и поисково-спасательной группы для обнаружения и спасения людей. 

                                  

 Иностранцы не конкуренты россиянам

   О положительных тенденциях на рынке свидетельствует опыт одного из старейших предприятий, которому уже 75 лет. Это АО «Варгашинский завод ППСО».  В последние годы весь спектр пожарной техники, которую выпускают в стране, присущ данному предприятию, начиная от автоцистерн различной емкости и различного назначения и заканчивая специальными машинами самого разного направления, которые на сегодняшний день требуются для выполнения задач МЧС и других подразделений наших силовых структур, в том числе МВД, Минобороны и других. Владимир Казаков, директор: «На предприятии самая широкая линейка в этой части. Мы выпускаем аэродромную пожарную технику, сегодня ведется разработка автогидроподъемников, которые будут поставлены на производство. Нужно сказать, что предприятие всегда выпускало именно противопожарную технику – это наша основная специфика».

   Можно сказать вполне определенно, что функционально предприятие вполне конкурирует с иностранной техникой, а что касается эксплуатации и соотношения качества товара и цены, то продукция российского завода значительно выигрывает, по сравнению с «Розенбауэром» и прочими иностранными фирмами. По функционалу, с точки зрения эффективности эксплуатации, россияне имеют преимущество и по сервисному обслуживанию, и по поставке запасных частей. Материалы, которые применяются, находятся на самом высоком уровне – и лакокрасочные, и различные покрытия, и металлы, и электроника – все соответствует мировым стандартам. Это говорит о том, что российские производители спецтехники данного типа ни в чем не уступают иностранным. В России создается только та техника, которая востребована рынком. Если МЧС скажет, что нужны квадроциклы емкостью, например, в 500 литров, то это не вопрос – в ближайшее время будут сделаны. Недавно один из руководителей МЧС объявил, что для мобильных специальных групп в муниципалитетах нужны прицепы, оборудованные всем необходимым для локализации пожаров: через неделю все собрано. Для предприятия ничего нового в пожарной тематике не существует, только необходимо корректно сформулировать техническое задание, потому что тактику ведения борьбы с огнем и проведения аварийно-спасательных работ определяет соответствующее ведомство, а производители должны под нее подстроиться и выдать технику, которая отвечает заданным характеристикам.

   Основные потребители завода – нефтегазовый комплекс, подразделения МЧС, подразделения муниципальной пожарной охраны, объектовые пожарные части, Транснефть, Лукойл …

   Предприятие ООО «Уралмеханика» производит новые модели лафетных стволов, которые обладают целым рядом преимуществ: обеспечено перекрытие потока огнетушащего вещества, предусмотрена вращающаяся муфтовая головка для подключения к пожарному рукаву, эжектирующие насадки, дополнительная установка манометра для контроля давления в системе, осцеллирующие устройства – все это можно посмотреть на новом сайте Уралмеханика.ру.

   Лафетные стволы производства уральского завода подходят для автоматического и стационарного использования и являются основным средством устранения различного рода пожаров и их последствий: ядовитые газы, пары, пыль.

   Главным преимуществом продукции предприятия является универсальность пожарных стволов и широкий ассортимент насадок. Значение максимального градуса поворота и угла подачи состава для каждой регулируемой насадки зависит от выбранной модели, отвечающей нормам ГОСТа.

    Итак, реальную картину на рынке производства спецтехники для МЧС, пожарных и спасателей нельзя назвать безысходной. Российские предприятия ни в чем не уступают иностранцам, а в чем-то и значительно опережают их. Все в дело в том, что если государство заинтересовано в развитии какой-либо отрасли экономики, то производство с благодарностью на это отреагирует.

Похожие записи

Оставить комментарий