«Сила Сибири» – – амбиции и реальность

          Крупные государственные корпорации, обеспечивающие добычу ресурсов, такие как «Роснефть» и «Газпром», столкнулись с необходимостью искать новые рынки сбыта добываемых ресурсов, что, в свою очередь, потребовало и разработку совершенно новых логистических маршрутов – маршрутов поставки.

          С разрывом экономических отношений с большинством перспективных западных партнеров у России остается лишь один потенциальный рынок сбыта добываемого газа – Китай. Ни одно другое суверенное государство, которое было бы готово закупать у России газ, даже потенциально не способно закупать ресурс в тех объемах, в которых заинтересована КНР. 

          Таким образом, на российской «экономической» карте появилось новое направление развития и принципиально новый проект, получивший название «Сила Сибири».

 

          Проект «Сила Сибири» амбициозен по всей своей сути, ведь еще на участке до границы с КНР трубопровод должен пройти через три наиболее крупных субъекта РФ – Иркутскую и Амурскую области, а также Республику Саха- Якутия. Спецификация данного трубопровода выглядит следующим образом:

 

Общая протяженность

 3 000 км

Диаметр трубы

1420 мм

Рабочее давление в трубе

9,8 МПа

Экспортная производительность

38 млрд куб. в год

 

 

          Особенностями проекта «Сила Сибири» становится не только территориальность и амбициозность задуманного, но и то обстоятельство, что газопровод на всем протяжении пребывает в суровых климатических и метеоусловиях. Помимо традиционных для Сибири и Дальнего Востока заболоченных и горных местностей, «Газпром» неминуемо сталкивается с территориями повышенной сейсмоактивности. Отдельные трудности проекта обусловлены экстремально низкими температурами воздуха в зимний период.

          Все эти «нюансы» обуславливают особые требования к технике, которая задействована в проекте. В «Газпроме» еще на уровне планирования определили, что для успешной реализации «Силы Сибири» понадобится аккуратное сочетание двух редко уживающихся друг с другом факторов:

Ø  экономичность – так как масштабность проекта предъявляет серьезнейшие финансовые требования;

Ø  надежность – в силу специфических условий зон, в которых ведутся работы.

          Для соблюдения первого фактора «Газпром» утвердил использование труб российского производителя особой конструкции, имеющих специальное гладкостенное покрытие на внутренней поверхности, что в процессе эксплуатации газопровода снизит затраты на энергию, необходимую для продвижения газа по трубам за счет снижения естественного трения. Наружная поверхность труб покрыта специальным нанокомпозитным материалом, что, в свою очередь, повышает коррозионную стойкость.

          На тех участках маршрута, где в силу повышенной сейсмической активности на газопровод неизбежно будет оказываться повышенное воздействие, будут использованы трубы со специальными деформационными свойствами.

Выбор оборудования, используемого при строительстве «Силы Сибири», обуславливается необходимым уровнем надежности при эксплуатации. Но в то же время для многих дилеров спецтехники «Сила Сибири» стала возможностью апробировать самые передовые представляемые технологии и на деле доказать качество и надежность продаваемой и сдаваемой в аренду техники.

 

 

                                       На принципах взаимодействия

          Такой амбициозный проект, как «Сила Сибири», не может эффективно осуществляться силами ограниченного числа субъектов. Дело в том, что его реализация во многом зависит от слаженности действий всех организаций, вовлеченных в процесс, и здесь весьма болезненным фактором являются сроки выполнения каждым участником работ, входящих в их компетенцию.

          Наглядный пример – ситуация с необходимым для строительства газопровода количеством поставляемых труб. Для реализации проекта «Сила Сибири» поставщиками труб выступают два крупнейших российских производителя, специализирующиеся в данной деятельности, – Челябинский и Первоуральский новотрубные заводы, являясь главными поставщиками труб для строительства газопровода, едва успевают поставлять трубы для прокладки участков газопроводного маршрута.

          Производителям работ требуется техника, работоспособность которой будет сохраняться, несмотря на тяжелые условия. В частности, первоочередным фактором выступает проходимость используемой техники. Так, в середине 2016 года партия спецтехники на шасси КамАЗ в количестве 25 единиц была поставлена в Якутию для реализации проекта «Сила Сибири». Техника была предоставлена непосредственно участвующей в проекте компании «Газпром трансгаз Томск», являющейся дочерним предприятием «Газпрома». А в качестве поставщика данной техники выступила компания – официальный дилер КамАЗ в Якутии – «Рари ТЭК Восток». 

          В числе предоставленной техники присутствует техника следующих категорий:  

Ø  вахтовые автобусы;

Ø  мобильные авто-топливозаправщики;

Ø  автомобили с кран-манипуляторной установкой.

          Одновременно с этим автомобильный завод «Урал», по заявлению Минпромторга РФ, поставил для реализации «Силы Сибири» 33 единицы специальной техники непосредственно участнику проекта «Стройтрансгаз». В партию предоставленной компанией «Урал» техники вошли такие виды техники, как:

Ø  вахтовые автобусы на шасси повышенной проходимости;

Ø  бортовые автомобили;

Ø  трубоплетевоз.

          Данная техника будет использоваться как для выполнения непосредственно строительных работ на объектах возведения элементов газопровода, так и для транспортировки работников и специального оснащения в пределах зоны ведения работ.

          Автомобили «Урал NEXT» в исполнении вахтовых автобусов, служащих для транспортировки рабочего персонала, оснащены колесной формой 6х6, что необходимо для обеспечения проходимости транспорта круглый год. Дополнительной особенностью данного автомобиля является его оснащение двигателем Ярославского моторного завода «Автодизель» ЯМЗ-53622-1 мощностью 240 л.с.

          Помимо технических узлов, призванных обеспечить повышенную проходимость и надежную работоспособность, данная категория автомобилей комплектуется специальным пакетом опций, получивших название «Северный пакет»: он обеспечивает комфортные условия работы в климатических условиях региона, где ведутся работы.

          «Северный пакет» стал визитной карточкой для всей техники, которая используется в рамках проекта «Сила Сибири», поскольку данный набор апгрейдов позволяет адаптировать эксплуатируемое оборудование к условиям среды.

          Данный пакет опций включает в себя следующие усовершенствования штатных баз техники:

 

Замена штатных трубок подачи жидкостей. Штатные системы проведения жидких сред в устройстве спецтехники не выдерживают климатических условий региона «Силы Сибири», что обуславливает необходимость установки трубок из термостойких материалов, выдерживающих низкую температуру.

 

 

Подогрев двигателей спецтехники Обеспечивает подогрев двигателя автомобиля, что препятствует сгущению масла двигателя при низких температурах. Использование данного узла позволяет быть уверенным, что запуск автомобилей будет успешным даже при очень низких температурах. 

 

 

Подогрев топлива от FleetGuard  Система топливных фильтров с функцией подогрева и дегидратации топлива Fuel Pro позволяет обеспечить воспламенение топлива в рабочем цикле и при запуске двигателя. Система Fuel Pro работает с дизельным топливом. 

 

 

АЦСС автоматическая централизованная система смазки Lincoln

Автоматическая система подачи лубриканта обеспечивает дозированную доставку смазочного вещества в те точки агрегатных узлов, в которых присутствует повышенное трение и создается угроза износа деталей. АЦСС Lincoln состоит из следующих элементов:

– резервуар с лубрикантом;

– шланги высокого давления для подачи лубриканта;

– дозаторы лубрикантов, подающие вещество на узлы с повышенным трением.

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Для выполнения работ, связанных со строительством газопровода, омской танкостроительной инфраструктурой «Газпрому» была предоставлена уникальная специальная машина МЗС-219, эксплуатация которой будет осуществляться на одном из самых сложных участков газопровода – Чаянда – Ленск. МЗС-219 применяется для завинчивания винтовых опор. Данная техника позволяет устанавливать сваи диаметром от 158 до 400 мм в различные виды грунта, включая мерзлый грунт и почву с высоким уровнем содержания каменистых компонентов.

          При этом существует два способа использования функционала оборудования МЗС-219.  Во-первых, возможна установка с последовательным наращиванием ствола. Данный способ позволяет использовать сваи длиной до 18 метров. Во-вторых, возможна быстрая установка без наращивания ствола с возможностью использования свай длиной не более 6 метров. Данный способ используется в качестве пробного бурения грунта.

          Использование машин МЗС-219 в районе выполнения работ при строительстве «Силы Сибири» обладает дополнительными преимуществами за счет применения специальных винтовых анкерных свай диаметром лопасти до 1,2 метра в областях грунта с вечной мерзлотой и в однородные талые грунты.

          Доступная глубина погружения винтовых свай данной категории в талый грунт равняется 16 метрам на глубину. При этом данный тип свай возможно завинчивать в грунт как вертикально, так и под углом 50̊. Сохраняется возможность использования винтовых свай данной категории с железобетонной сердцевиной. А демонтаж уже установленных свай производится вывинчиванием, что позволяет избегать повреждения конструкций.

          Помимо машины МЗС-219, КБ Транспортного Машиностроения, завод «ОмскТрансМаш» предоставил для работы в рамках «Сила Сибири» еще одну уникальную модификацию – тяжелый механизированный мост ТММ-6, представляющий собой высокотехнологичный комплекс для оперативного устройства мостовой переправы через рвы, реки, водные преграды и обеспечения пропуска через эти объекты колесной и гусеничной техники. Данный мобильный мостовой комплекс позволяет обеспечивать оперативную установку и свертывание мостовых переправ и передислокацию комплекса.

          Комплекс функционирует на специализированном шасси МЗКТ-7930, являющемся вездеходным тягачом с колесной формулой 8Х8 с грузоподъемностью до 25 тонн. Такая колесная формула, в совокупности с особенностями применяемых шин, обеспечивает высочайший уровень проходимости.

          ТММ-6 управляется экипажем из двух человек, а время развертывания мостовой переправы составляет приблизительно 50 минут. Развернутый переход обладает грузоподъемностью до 60 тонн. Глубина образуемой мостовой переправы – до 5 метров, что соответствует глубинам большинства водных объектов на протяжении маршрута «Силы Сибири».

          Производитель из Южной Кореи под брендом Reschke уже зарекомендовал себя как надежный поставщик качественного навесного оборудования для строительной спецтехники. Среди ассортимента Reschke особое внимание заслужил гидромолот Reschke 3500S.

          Данный гидромолот подходит для большинства экскаваторов. Система сосудов и трубок высокого давления данного гидромолота изготавливаются из особых категорий термостойких и деформационных материалов, что делает возможным использование данного агрегата в тяжелых климатических условиях с низкими температурами, где становятся бесполезными большинство видов гидрооборудования.

          Reschke 3500S в количестве 8 молотов были поставлены для работ в рамках проекта «Сила Сибири», после того как испытание работоспособности данного агрегата успешно прошло в Приамурской области в самое холодное время года.

          Имея частоту от 300 до 700 ударов в минуту и энергию удара в 7200 джоулей, данный инструмент оказывается эффективным для работы с очень проблемными, твердыми типами грунтов.

          Примечательно, что на территории, где ведутся работы, характер грунта неоднородный, и помимо высокой степени включения каменистых структур, в зависимости от температур, он может быть талым или мерзлым.

          Помимо эффективного демонтажа железобетонных конструкций, с помощью гидромолота Reschke 3500S можно разрушать скальные породы и уплотнять грунт.

          По состоянию на начало 2017 года «Газпром» заявляет о близости завершения первого этапа работ. Первый этап должен соединить маршрут по направлению Якутия – Хабаровск – Владивосток.

          Официальные спикеры компании обещают: если все этапы работ будут осуществляться согласно плану, то к концу 2018 года основная газонесущая линия «Силы Сибири» будет запущена в эксплуатацию. Хотя на фактической реализации могут сказаться климатические условия, которые имеют тенденцию коррелироваться от сезона к сезону, а также и финансирование проекта. Появление внеплановых строк расхода бюджета, которые не представляется спрогнозировать заранее, могут привести к сокращению финансирования проекта, и, соответственно, сроки также удлинятся.

          Постоянно используемая в работах спецтехника нуждается в текущем и периодическом сервисах, не говоря о внеплановых ремонтах, что требует функционирования дополнительного элемента инфраструктуры – логистики.

 

 

                                              Вездеходы

 

          Отдельным аспектом выполнения работ в условиях Сибири является повсеместное бездорожье, которое постоянно усугубляется изменяющимися метеорологическими условиями.

          «Сила Сибири», помимо своей амбициозности, является и технологичным проектом, и, следовательно, для выполнения работ приходится использовать сочетание техники и труда узкоквалифицированных специалистов.

          Транспортировка техники и специалистов, а также мобильность в выполнении работ может быть обеспечена только с помощью транспортных средств не просто с повышенной проходимостью, но и с принципиально иными техническими характеристиками для работы в тяжелых условиях.

          На протяжении многих лет, еще до проекта «Сила Сибири», для выполнения различных технических работ в условиях сибирского бездорожья активно использовался специальный гусеничный вездеход «Витязь» ДТ-30. Данная техника применялась для транспортировки грузов массой до 30 тонн и длиной до 13 метров, что отвечало всем основным требованиям выполнения строительно-монтажных работ в тяжелых условиях. Разумеется, что ДТ 30 также широко использовался для транспортировки как рабочего персонала, так и специального оборудования.

          Тем не менее, ДТ 30 не мог обеспечить таких жизненно важных для работы в рамках «Силы Сибири» функций, как необходимый уровень жизнеобеспечения как водителя, так и транспортируемого персонала в условиях длительного пребывания на объекте.

          К моменту запуска проекта «Сила Сибири» российский рынок гусеничных снегоболотоходов уже мог предоставить такие модели вездеходной техники, которые отвечали всему комплексу требований.

          Более того, современные снегоболотоходы выпускаются в модификациях с буровым и экскаваторным оборудованием, а также в формах мобильных станций технического обслуживания.

          Модель ГАЗ-34039 «Ирбис» была специально адаптирована для выполнения работ в зимнее время. Так, силовой агрегат этого вездехода был вынесен в салон вездехода с доступом к агрегату изнутри, что позволяет водителю и техническому специалисту осуществлять ремонтно-восстановительные и сервисные работы, не покидая кабины вездехода. А грузоподъемность данного вездехода была повышена до 2 тонн.

          Кроме того, для охвата максимально широкого спектра перспективных типов дорожного покрытия, по которым необходимо передвигаться на таком вездеходе, были созданы специальные асфальтоходные гусеницы, позволяющие передвигаться по обычному дорожному покрытию, минимизируя наносимый ущерб последнему.

          Отдельного упоминания заслуживает снегоболотоход, получивший наибольшее распространение в ходе выполнения работ, – ГАЗ-3344. Он представляет собой двухзвенный гусеничный вездеход. Данный агрегат исполнен таким образом, что переднее звено является тяговым, с особой системой жизнеобеспечения в кабине. Кроме того, данный вездеход снабжен системой автономного подогрева Webasto. Второе звено данного вездехода является уже функциональным, предназначенным для выполнения технических функций. Это звено имеет грузоподъемность в 2,5 тонны. Отдельно производятся модификации, оснащенные автогидроподъемником с максимальной высотой подъема до 22 метров.

          Все эти снегоболотоходы производятся Заволжским заводом гусеничных тягачей.

          В то же время ОАО «Курганмашзавод» производит уникальный на российском рынке вездеход «Четра» ТМ-140 с грузоподъемностью до 4 тонн и экономичным распределением топлива, позволяющим обеспечивать «резервный ход» вездехода продолжительностью до 800 километров.

          Данный вездеход обладает уникальной системой обеспечения операторов агрегата, поскольку герметичная кабина оснащается креслами, трансформируемыми в три спальных места.

          Создавая данный вездеход, производитель предусмотрел возможность установки дополнительных топливных баков, что позволяет обеспечить длительность беспрерывной эксплуатации вездехода.  Моторный отсек вездехода сконструирован таким способом, что силовой агрегат обладает независимым отоплением и источником освещения.

          Гусеничная база ТМ-140 также является уникальной, поскольку обеспечивает минимальное при своих габаритах давление на почву, что вкупе с повышенным дорожным просветом обеспечивает особенно высокую проходимость. Применение данного вездехода позволило приобрести опыт использования на его базе грузоподъемных механизмов, что делает агрегат полезным в рамках проекта «Сила Сибири».

          ООО НПО «Транспорт» поставляет вездеход ТТМ-4902 «Руслан», представляющий собой двухзвенный гусеничный вездеход, существующий в девяти различных вариантах модификаций. Он имеет грузоподъемность до 4 тонн и способность транспортировать 22 человека.

          Наиболее популярной модификацией является модель с гидроподъемным устройством, максимальная высота которого составляет 26 метров.

          ТТМ-6901 является моделью мощнейшего вездехода, оснащаемого экскаваторным оборудованием. Данный вездеход обладает повышенной грузоподъемностью, до 8,5 тонны. Он выполняет наиболее тяжелые работы в условиях Крайнего Севера, поэтому кабина оператора имеет двойное остекление, силовой агрегат снабжен автономным подогревом, а еще одна подогревающая установка обеспечивает работоспособность экскаваторного оборудования при низких температурах.

          ООО «Екатеринбургский завод специализированных машин «Континент» осуществляет перевод спецтехники на снегоболотоходное шасси, что позволяет использовать спецтехнику в труднодоступных территориях. Кроме перевода спецтехники на вездеходное шасси, завод «Континент» дополнительно модернизирует спецтехнику таким образом, чтобы использовать в тяжелых климатических условиях.

          На сегодняшний день завод «Континент» располагает вездеходными модификациями таких типов спецтехники, как:

Ø  установка кран-манипулятор;

Ø  автогидроподъемник;

Ø  экскаватор с полным радиусом поворота;

Ø  бурильная установка;

Ø  пассажирский автобус на вездеходном шасси;

Ø  мобильная сервисная станция на вездеходном шасси.

          Кроме того, у завода «Континент» появились собственные разработки, позволяющие адаптировать известные типы спецтехники и закладывать отдельные технические узлы собственного производства, что обеспечивает эффективную эксплуатацию спецтехники в тяжелых условиях.

 

 

 

          Тюменское ООО «Соединение» производит особую линейку снегоболотоходов, великолепно зарекомендовавших себя при работе в условиях Крайнего Севера.

          Колесная и гусеничная вездеходная техника от ООО «Соединение» – это технологии на стыке гражданского и военного вездеходостроения, учитывающего особенности разнообразных ландшафтов, различных климатических зон, а также опыт применения данной техники в самых различных проектах.

– Гусеничный транспортер-тягач (ГТ-Т), гусеничный снегоболотоход. Разработанное изначально для военных целей, впоследствии данное шасси нашло применение и в гражданской сфере. Помимо повышенной проходимости и грузоподъемности, данный снегоболотоход позволяет преодолевать глубокие водные преграды – обладает амфибийными свойствами.

– Многоцелевой транспортер, легкий бронированный (МТЛБ) – уникальное шасси, которое может использоваться не только в качестве средства транспортировки в условиях бездорожья, но и для монтажа специального оборудования, позволяющего выполнять широкий спектр работ (буровое оборудование, манипуляторные установки и т.д.). Кроме то

Похожие записи

Оставить комментарий