Современные технологии и инновации в сфере транспортировки нефтепродуктов

          Краеугольный камень российской национальной экономики – это рынок углеводородов. Этим обуславливается повышенная заинтересованность государства в развитии добывающих отраслей и в гибкой политике ресурсного рынка.

          Добыча ресурса – это лишь начальный этап в достаточно длинной цепочке, которая должна завершиться сбытом энергоносителя. Условия рынка сложились таким образом, что обязанность по доведению товара до потребителя лежит на продавце, в силу чего логистика в целом и транспортировка углеводородов в частности становится важнейшей задачей для эффективного участия на рынке энергоносителей.

          Специфика товара, в данном случае нефтепродукции, обуславливает особые требования к транспортировке, что делает этот процесс сложным, наукоемким и превращает его в определенную издержку данного бизнеса.

          Современная проблематика в вопросах транспортировки нефтепродуктов в России

          На пути эффективной транспортировки нефтепродуктов возникает целый ряд проблем различного характера, что в целом и составляет общую проблематику логистики продукции данного вида.

          Прежде всего, говоря о проблематике транспортировки нефтепродуктов, следует определиться, о каком виде транспортировки идет речь, поскольку у каждого вида имеются свои собственные, уникальные особенности.

          На сегодняшний день в России активно применяются следующие виды транспортировки нефтепродуктов:

Виды транспортировки нефтепродуктов

Преимущества

Недостатки

Транспортировка железнодорожным транспортом

– практичность;

– глубокая логистическая проницаемость на территории РФ;

– высокие объемы поставок;

– независимость от сезонов года;

– оперативность;

– сложность с сопровождением;

Транспортировка нефтепродуктов водным транспортом

(данный вид транспортировки включает в себя как морской, так и речной транспорт)

– высокая пропускная способность морских путей сообщения;

– экономия на сопутствующих транспортному пути сооружениях;

– высокая степень угрозы экологической безопасности;

– высокая сложность ликвидации аварий и ЧС на данном виде транспорта;

Транспортировка автотранспортом

– оперативная доставка нефтепродукта потребителю;

– позволяет транспортировать относительно небольшие объемы топлива;

– относительно несложная спецтехника для осуществления данного вида транспортировки

– необходимость соблюдения мер санитарного и других видов контроля;

– необходимость выстраивать маршруты транспортировки, в соответствии с требованиями;

– необходимость особого оснащения используемой спецтехники

 

          Помимо перечисленных видов транспортировки, существует также пассивная транспортировка, осуществляемая через нефтепроводные трубы. Нефтепроводы при этом бывают двух типов:

          – наземные, когда нефтенесущая труба располагается над поверхностью земли;

          – подземные, когда труба размещается в специально подготавливаемой полости под землей.

      Транспортировка через нефтепровод традиционно является наиболее эффективной, но на возведение нефтепроводной системы, проходящей через обширные территории, порой несколько государств, требуются большие вложения, и такие проекты осуществляются за счет государственного финансирования, часто – межгосударственного финансирования. Частному сектору такой вид транспортировки остается недоступен. Надземные нефтепроводы более дешевы в своей организации и более просты в обслуживании, однако и износ труб, особенно в отдельных климатических районах, происходит быстрее.

          За исключением крупных государственных и международных проектов, наиболее популярными видами транспортировки нефтепродуктов в России остаются автотранспортная транспортировка и железнодорожная.

          Далее мы еще детально рассмотрим особенности каждого из этих двух видов, а пока следует обратить внимание как на общую проблематику транспортировки нефтепродуктов в России, так и на те частные аспекты, которые свойственны каждому из двух видов.

          Прежде всего, нефтепродукт сам по себе, в любой своей форме, является объектом повышенной опасности из-за свойств быстрого воспламенения. При этом речь может даже не идти о контакте вещества с пламенем, – для некоторых нефтепродуктов, в особенности светлых нефтепродуктов, для воспламенения может быть достаточно длительной экспозиции на солнце при высокой температуре воздуха, а также от трения, когда емкость, в которой осуществляется транспортировка нефтепродукта, либо заполнена не полностью, либо не имеет в своей конструкции элементов-волногасителей, предотвращающих излишние колебания вещества.

          Соответственно, тем кто решился осуществлять транспортировку нефтепродуктов автотранспортом, следует оснастить транспорт соответствующими емкостями, подходящими для транспортировки тех или иных видов нефтепродукта (о специальном оборудовании пойдет речь далее), и соблюсти требования и нормы, предъявляемые Министерством чрезвычайных ситуаций, отделением, ответственным за проверку мер противопожарных мероприятий при транспортировке опасного груза.

          Транспортируя нефтепродукты, автотранспорту и его грузу присваивается категория «Опасный груз». При этом регулирующим документом для данного вида деятельности выступает Федеральный закон №259-ФЗ от 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.

          Все эти нормативные акты и международные соглашения хотя и регламентируют вопросы транспортировки нефтепродуктов, тем не менее, на практике часто возникают ситуации, когда бюрократические проволочки могут привести к ситуации задержания груза в пути или на посту границы.  Как правило, это связано с проблемами в оформлении сопроводительной документации, накладных, или правовыми проблемами с личностью грузоотправителя или грузополучателя. В таких случаях создается угрожающая ситуация порчи груза, поскольку для целого ряда нефтепродуктов существуют строгие условия хранения, и пребывание в транспортных резервуарах не должно затягиваться на длительные сроки.

          Еще одной серьезной проблемой для автотранспортной транспортировки нефтепродуктов является потенциальная угроза экологии. Будучи участником дорожного движения, автотранспорт с опасным грузом всегда рискует стать участником аварии, поскольку в Российской Федерации не предусмотрено отдельных маршрутов и специальных условий для транспорта с нефтепродуктами.

          Разумеется, что автотранспортный тип транспортировки нефтепродуктов, особенно с учетом обширности территорий и продолжительности отдельных маршрутов, всегда сопряжен с угрозой поломки основных технических узлов автомобиля. Современные автоцистерны для нефтепродуктов различного типа оборудованы технологиями для автономной работы – поддержания необходимых условий для содержимого цистерны, но любая автономная работа всегда ограничена по времени. В случаях непредвиденных технических проблем, к сожалению, в России еще не создана необходимая автосервисная инфраструктура на продолжительных участках пути. Все это создает существенную проблематику для транспортировки нефтепродуктов автотранспортом.

          Что же касается транспортировки нефтепродуктов железнодорожным транспортом, то здесь, с одной стороны, сильно нивелируются риски технических неисправностей в пути, поскольку железнодорожный транспорт крайне редко сталкивается с такими проблемами. Более того, в силу многолетнего опыта железнодорожных перевозок, как пассажирских, так и товарных, очень многие станции оснащены необходимой технической базой, что позволяет обеспечивать надлежащий сервис данному транспорту на всем протяжении пути. Однако железнодорожный транспорт перевозит очень большие объемы нефтепродуктов различной категории, и далеко не всем субъектам, занимающимся транспортировкой данной продукции, это подходит. Для транспортировки нефтепродуктов используются специальные железнодорожные цистерны для различных категорий нефтепродуктов (об этом также пойдет речь далее), но вот процедура заполнения таких цистерн и слива нефтепродуктов из них требует наличия на станции специального оборудования – эстакад с наливными и сливными зондами и резервуарами.  При этом современные железнодорожные цистерны для нефтепродуктов изготавливаются если и отечественным производителем, то по иностранным техническим моделям-аналогам. Это продиктовано не только эффективностью новых технологий, но и необходимостью, ведь даже в перспективе транспортировка за границу потребовала бы технического соответствия с используемыми там технологиями. Но вот наши, российские, ж/д станции, далеко не все снабжены необходимым оборудованием, что не позволяет осуществлять слив нефтепродуктов. Абсолютный монополист на рынке железнодорожных перевозок – ОАО «РЖД» не планирует в ближайшее время обновлять инфраструктуру на железнодорожных станциях. Таким образом, возникает серьезная проблема с данным видом транспортировки, поскольку грузополучатель оказывается вынужден сам заботиться об оборудовании для слива нефтепродуктов, что может противоречить его экономическим интересам.

          Далее мы еще вернемся к особенностям каждого из этих видов транспортировок при рассмотрении конкретной спецтехники и технологий, позволяющих в некотором роде преодолевать проблемные моменты.

          Особенности автотранспортного типа транспортировки нефтепродуктов.

          Говоря о данном типе транспортировки нефтепродуктов как о наиболее перспективном с точки зрения потребностей современного внутреннего рынка РФ, следует сразу же оговориться, что каждое достоинство данного метода имеет свою специфику, учитывать которую необходимо еще на этапе планирования деятельности, поскольку от этого во многом зависит спецтехника, которой необходимо будет оснащать свою деятельность.

 

          Условно транспортируемые нефтепродукты подразделяются на темные и светлые:

Темные нефтепродукты

Светлые нефтепродукты

– все виды мазутов;

– газотурбинные топлива;

– дистиллятные масла;

– гудроны;

– битумы

 

                       

– бензины;

– нафты;

– керосин;

– дизельное топливо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Темные нефтепродукты имеют в своем составе тяжелые остатки первичной и вторичной переработки нефти, в то время как светлые нефтепродукты свободны от таких остатков и вообще от посторонних примесей, что определяет их цвет, консистенцию, но самое главное – свойство и ценность.

          Все эти факторы должны учитываться еще до выбора спецтехники, поскольку свойства того или иного типа нефтепродуктов предъявляют особые требования к используемому оборудованию.

          Так, например, темные нефтепродукты, из-за наличия большого количества примесей и как следствие – высокой вязкости, застывают при низких температурах, что усложняет транспортировку таких энергоносителей в определенные времена года и в определенных районах и требует использования специальных топливных автоцистерн с подогревом.

          Такие цистерны снабжены специальным автономным термогенератором, который работает отдельно от двигателя самого тягача, чтобы в случае неполадки с двигателем сохранялась возможность обеспечить подогрев содержимого цистерны. Помимо термогенератора, цистерна снабжена циркулирующим в ней каналом, заполненным веществом – термоносителем, который нагревается до регулируемой температуры генератором и затем циркулирует по каналу, подогревая содержимое цистерны. Герметичность здесь очень важна, поскольку термоноситель не должен контактировать с содержимым цистерны, иными словами, возможность утечки из канала должна быть сведена к минимуму.

          Помимо такой системы подогрева, могут использоваться и более простые, но от того менее эффективные методы, когда вместо канала с термоносителем используются стекловолоконные трубки, ленты.

          Цистерны с современной системой автономного подогрева стоят дороже обычных цистерн, а производителей таких цистерн в России очень мало, поэтому приобретение такой цистерны компанией для оказания услуг по транспортировке нефтепродуктов может обеспечить интерес большого количества заказчиков, особенно поставляющих нефтепродукты в регионы с холодным климатом или в зимнее время года.

          Компания «Сеспель» является одним из наиболее ярких примеров отечественных производителей спецтехники для автотранспортной перевозки нефтепродуктов. Прежде всего, завод «Сеспель» апробировал и внедрил в производственный процесс уникальный метод сварки трением-перемешиванием алюминия.

          С конвейеров завода «Сеспель» выходит широкий ассортимент спецтехники, включающий в себя:

          – бензовозы, отвечающие всем современным требованиям транспортировки нефтепродуктов, различного тоннажа и с адаптивной технологией, позволяющей использовать данное оборудование на различных транспортных шасси;

          – автоцистерны, выполненные на транспортном шасси КамАЗ и МАЗ, а также на базе знаменитого Scania;

      – битумовозы производства «Сеспель» представляют собой уникальное решение для транспортировки темных нефтепродуктов, включая и битум, что становится возможным за счет использования интегрированной системы подогрева транспортируемого нефтепродукта.

          Производимое сегодня оборудование для автотранспортной перевозки нефтепродуктов, в перспективе развития рынков энергоносителей, должно соответствовать евростандартам, используемым при строительстве техники для транспортировки как светлых, так и темных нефтепродуктов.

          Еще одним отечественным производителем, выпускающим спецтехнику для авто–транспортной перевозки нефтепродуктов и сопутствующих технологий, выступает завод «Пензаспецавтомаш». Конвейеры данного производителя выпускают автоцистерны для транспортировки светлых и темных нефтепродуктов на шасси ведущих российских автомобильных шасси (КамАЗ, МАЗ, ЗиЛ, «Урал»), а также автотранспортные топливо-транспортные системы для аэродромных инфраструктур.

          Кроме того, «Пензаспецавтомаш» производит оборудование, позволяющее превращать транспортное топливное оборудование в мобильные АЗС, что представляет особый интерес для удаленных территорий со сложной транспортной доступностью.

          Одновременно с устоявшимися трендами в производстве и эксплуатации спецтехники автотранспортной перевозки нефтепродуктов, продолжаются поиски инновационных путей решения, позволяющих усовершенствовать как сам процесс транспортировки, так и процесс производства топливных цистерн.

          Так, российское предприятие «ЗСМ-завод специальных машин» предлагает рынку спецтехники для транспортировки нефтепродуктов уникальное решение – топливные емкости из композитных материалов.  В основе этой технологии лежит использование химостойкого стеклопластика, который обладает прочностью и долговечностью металла и биологической стойкостью полимера.

          Применение химостойких полимеров в производстве топливных автоцистерн позволяет уже сегодня решать ряд существенных проблем на пути транспортировки нефтепродуктов на дальние расстояния посредством автомобильного транспорта.

          Стены топливных автоцистерн, изготовленных из стеклопластика, устойчивы к деформации и эффективно противостоят агрессивным средам, что особенно актуально при транспортировке отдельных видов светлых нефтепродуктов.

          Электрохимическая коррозия практически исключается при использовании автоцистерн из стеклопластика.

          Кроме того, топливные автоцистерны из стеклопластика гораздо более легкие по массе, чем аналогичные конструкции из металла, что создает эффект экономической эффективности при непосредственной транспортировке. А использование таких автоцистерн в качестве стационарных топливных резервуаров позволяет избегать таких технологических и экономических издержек, как расходы на кессонные и гидроизоляционные работы при размещении цистерн из стеклопластика под землей, при этом, благодаря все той же химустойчивости, такие цистерны могут храниться под землей в течение пятидесяти лет.

          Вышеупомянутый «Завод специальных машин» уже использует стеклопластиковые топливные цистерны на автомобильном шасси «Урал» – 5557–4112–80 М.

          Работая с темными нефтепродуктами, трудности не ограничиваются только лишь вопросом поддержания нужной консистенции транспортируемого вещества. Не менее важным вопросом здесь видится осуществление заполнения цистерны нефтепродуктом и последующий слив содержимого. И тот и другой процесс оказывается затруднительным, в силу повышенной вязкости темных нефтепродуктов. Данное обстоятельство диктует необходимость использования специальных насосов, к которым, в свою очередь, также предъявляются особые требования.   Все дело в том, что образуемые при транспортировке темных нефтепродуктов летучие пары обладают крайней степенью воспламеняемости, и может быть достаточно одной искры от двигателя стандартного насоса для жидкостей, чтобы случилось непоправимое.  Поэтому для закачки и слива нефтепродукта высокой вязкости необходимо использовать специализированное насосное оборудование, сконструированное с высокой степенью пожаро- и взрывобезопасности, такие насосы также работают автономно от двигателей тягачей и могут функционировать как на собственном топливе, так и от генератора.

          НПО «РусГидро» является научно-производственным предприятием, занимающимся разработкой и производством насосного оборудования для различных целевых назначений, включая и специальные насосные системы для работы с темными нефтепродуктами. Сегодня насосами этого производителя снабжаются многие автоцистерны, используемые для транспортировки энергоносителей высокой вязкости.

          Конструкция насосов серии: НК, в которую входят модели 4–5–6 НК, сконструированы специально для решения задач при работе с темными нефтепродуктами и в условиях повышенной взрывоопасности. Конструктивные особенности этих насосов позволяют избежать образования искры в среде, контактирующей с парами от транспортируемого в цистерне вещества.

          При работе со светлыми нефтепродуктами необходимо учитывать несколько иные нюансы. Прежде всего, эта категория энергоносителей обладает жидкой консистенцией, и слив этих веществ не вызывает особых затруднений. Разумеется, применяются те же специальные насосы, но, как правило, уже не требуется предварительного подогрева нефтепродукта, поскольку данная категория нефтепродуктов не загустевает до достаточно низкой температуры, в отличие от темных нефтепродуктов.

          Светлые нефтепродукты интенсивно испаряются, поэтому для транспортировки таких энергоносителей автомобильным транспортом необходимо использовать цистерны со специальными герметичными люками, которые будут препятствовать испарению светлых нефтепродуктов. 

          Еще одной особенностью светлых нефтепродуктов является их достаточно низкий градус воспламенения, что делает транспортировку достаточно опасным процессом, если не учитывать этого фактора и не принимать необходимых мер. Важно также учитывать эффект электризации, поскольку ряд светлых нефтепродуктов обладают не только повышенной пожароопасностью, но и взрывоопасны.

          Автоцистерны для транспортировки светлых нефтепродуктов имеют следующие конструктивные особенности:

Ø Материал емкости – сталь или цветные металлы с поперечным сечением трех разновидностей – круглой, овальной или прямоугольной формы.

Ø Днище таких цистерн имеет форму трех конфигураций – плоское, коническое или сферическое.

Ø Внутреннее пространство таких емкостей должно быть оснащено кольцами жесткости и обязательными волногасителями, что позволяет предотвращать излишнее колебание светлых нефтепродуктов в цистерне, так как трение жидкости о внутреннюю поверхность стенок цистерны увеличивает температуру вещества в среднем на 23 ̊С.

Ø Наливная горловина оснащена герметичной резиновой, компрессионной прокладкой, препятствующей испарениям вещества.

Ø Сливоналивные патрубки таких цистерн выполнены из материала, внутренняя поверхность которого предотвращает сильное трение вещества при прохождении через патрубки.

Ø Сливоналивная система снабжена специальными дыхательными клапанами, позволяющими регулировать уровень давления скапливающихся паров.

          Компания «РусбизнесАвто» является одним из крупнейших дилеров на рынке РФ, поставляющих спецтехнику широкой категории, в том числе и технику для транспортировки светлых нефтепродуктов от мировых производителей, обеспечивая сопутствующий сервис.

          ОАО «НеФаз», входящее в ГП ОАО «КамАЗ», производит уникальное оборудование, в том числе специализированные автоцистерны для транспортировки светлых нефтепродуктов, которые могут использоваться на шасси КамАЗ.

          Современные автоцистерны для транспортировки светлых нефтепродуктов могут также оснащаться дополнительным оборудованием в виде топливораздаточных колонок с системами учета и контроля уровня топлива в резервуаре. Таким образом, автоцистерна может быть модернизирована до мобильной заправочной станции, что открывает дополнительные возможности для экономических субъектов, работающих в направлении транспортировки нефтепродуктов.

          ГК «Новые технологии» являются крупным дилером на российском рынке дополнительного оборудования для АЗС и спецтехники, работающей с нефтепродуктами. Эта организация поставляет на российский рынок специальное оборудование для мобильных АЗС от итальянского производителя PiUsi, выпускающего серию мини-АЗС модулей Cube, позволяющее оперативно решать вопрос раздачи светлых нефтепродуктов напрямую из автоцистерны, ведя параллельно учет сливающегося вещества.

          Достаточно высокая стоимость современного оборудования для автомобильной транспортировки нефтепродуктов обуславливает естественное стремление эксплуатировать эту технику как можно более длительный срок. Так как транспортировка нефтепродуктов является деятельностью, сопряженной с высокими рисками, куда помимо экономических рисков относится и повышенная опасность, связанная с особым характером грузов, приобретение и эксплуатация подержанного оборудования видится не желательной, поскольку, во-первых, уровень фактического износа емкостных систем транспортировки нефтепродуктов может существенно варьироваться, и чем выше уровень износа хотя бы отдельных узлов, отвечающих за наполнение и слив нефтепродуктов, систем поддержания оптимальных сред, тем выше уровень риска аварийных ситуаций. Во-вторых, транспортировка нефтепродуктов, как это было сказано выше, является деятельностью, контролируемой государственными надзорными органами.

          Топливные автоцистерны, на сегодняшний день, выполняются из материалов повышенной резистентности, однако этого оказывается недостаточно. Повреждающее коррозийное воздействие на топливные цистерны обусловлено следующими факторами:

          – частотой заполнения цистерн нефтепродуктами;

          – химсоставом конкретных нефтепродуктов, транспортируемых данными цистернами;

          – уровнем содержания воды в транспортируемом нефтепродукте.

          Антикоррозийная обработка как наружных, так и внутренних поверхностей топливных автоцистерн осуществляется в строгом соответствии с государственными отраслевыми стандартами ГОСТ 1510 и СНиП 2.03.11.

          Подобные обработки и антикоррозийные защиты представляют собой нанесение гидроизоляционных покрытий и применение протекторных защит, когда днище емкостей покрывают алюминиево-магниевыми протекторами.

          Срок эксплуатации топливных цистерн можно продлить, если вести периодическую диагностику состояния емкостей и обновлять антикоррозийные защитные слои.   

Похожие записи

Оставить комментарий