Зима близко: техника и материалы по уходу за дорожным полотном в холодное время года

      С окончанием лета у дорожных служб наступает ответственная пора подготовки автопарка к осенне-зимнему сезону. Учитывая российские сложные климатические условия, качественную очистку дорожного полотна и поддержание его в надлежащем виде можно без преувеличения назвать вопросом жизненной необходимости. Что же делают дорожники, чтобы весной вместе со снегом не сошел асфальт? Речь об этом пойдет в нашем материале.
 
Борцы с обледенением

 

      Ключевая проблема, с которой сталкиваются все без исключения автовладельцы зимой, – образование на дорогах наледи и наката, приводящих к большому количеству аварийных ситуаций. Поэтому все усилия дорожников направлены на обеспечение необходимого коэффициента сцепления с дорогой и удаление снежных масс с проезжей части и обочин путем регулярного выполнения целого комплекса мероприятий с применением специальной техники и материалов.

 

      Основным, проверенным методом борьбы с наледью по сей день является посыпание дорог специальными составами – реагентами. Один из самых распространенных материалов – песко-соляная смесь либо мраморная или гранитная крошка, обеспечивающие необходимое трение даже при минусовых температурах и при неполном удалении снега с дорожного полотна. К преимуществам данной технологии относится невысокая стоимость расходного материала. Но следует понимать, что чем сильнее мороз, тем больший требуется объем высыпаемых материалов. В результате к весне может образоваться значительный слой «присыпки», убирать которую с дорог весной – достаточно трудоемкая задача.

 

      Еще один метод заключается в использовании исключительно чистых хлоридов, к примеру, поваренной соли, хлорида кальция или смеси из хлоридов с различными кислотами. Данная технология позволяет содержать дорожное полотно целиком «в черном асфальте», полностью удаляя с него снег в соответствии с одним из ключевых требований нового ГОСТа по зимнему содержанию дорог. Материал «срабатывает» при соприкосновении со снегом буквально ежесекундно, а при предварительном увлажнении время, затраченное на снегоуборочные работы, значительно сокращается. Да и весной проблем с очисткой дорог не будет: соль при соблюдении норм плотности полностью растворяется водой и просто уходит в «ливневку» или в землю.

 

      Самой собой, каждая технология обладает как сильными, так и слабыми сторонами, и для оптимального результата, сочетающего в себе минимизацию экологического ущерба и финансовых затрат, необходимо грамотно их комбинировать. Эксплуатируемые в данных целях машины должны обеспечивать точную дозировку расходного материала вне зависимости от объема, особенно это касается песко-соляной смеси. Оснащение техники системой автоматической привязки плотности распределения реагента к скорости движения транспорта позволит обеспечить экономный расход материалов и соблюсти заданные параметры плотности, необходимые для эффективного проведения работ. Наконец, машина должна быть укомплектована различным плужным оборудованием для функционирования в различных, даже самых сложных условиях и щетками для прометания поверхности перед нанесением реагентов. О технических требованиях, предъявляемых к машинам, поговорим далее.

 

          Универсальность комбинированных дорожных машин

 

         В настоящее время на рынке спецтехники представлено достаточно большое количество машин для обслуживания дорог в холодное время года, и выбор определенной машины зависит от задач, которые стоят перед дорожными службами.

 

        Технологически процесс ухода за дорожным полотном зимой можно разделить на два этапа. На первом помимо обработки проезжей части реагентами, о которой мы писали выше, сгребается снег, а проезжая часть подметается с сопутствующим образованием снежных валов в прилотковых зонах. Чаще всего для решения данной задачи коммунальщиками применяются трактора, погрузчики, мини-погрузчики, а также комбинированные дорожные машины (КДМ). О последних поговорим подробнее.

   

Популярность данных машин обуславливается их широкими функциональными возможностями, позволяющими при минимальном парке охватить весь спектр работ по поддержанию зимних дорог в чистоте.

 

     Существует несколько основных вариантов комплектации КМД, каждый из которых обладает рядом отличительных особенностей и характерных преимуществ. Наибольшее распространение среди коммунальных предприятий за счет своей простоты и экономности получил метод, заключающийся в оснащении сменных бункеров регулируемыми по высоте складными опорными стойками, устанавливаемыми в кузов самосвала. Удобство данной технологии заключается в том, что на установку – снятие кузова уходит не более 10 минут, а без оборудования машина может использоваться в качестве самосвала для вывоза снега или перевозки асфальта.

 

    Более затратным, но в то же время и функциональным, является второй способ, предусматривающий оснащение сменного оборудования для КМД подъемным устройством типа «мультилифт». Данная технология позволяет расширить перечень работ, выполняемых на одном шасси, но предусматривает дополнительные расходы из-за того, что требуется кардинальное обновление парка.

 

   Третий вариант подразумевает наличие сменного оборудования на шасси со спецподрамниками для смены надстроек. С появлением разнопланового быстросъемного, высокоэффективного навесного оборудования на КДМ его стоимость стала выше, чем цена шасси КДМ.

 

      В настоящее время достаточно много отечественных предприятий занимается разработкой КВД. Так, более десятка моделей КДМ серии МД, базирующихся на шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, «Амур», поставляет предприятие «Кургандормаш». Машины, обладая высокой производительностью, отличаются техническими характеристиками: разной вместимостью бункера пескоразбрасывающего оборудования, оснащением средней щетки и различными типами снегоуборочных отвалов. В пескоразбрасывателях данной марки имеется бесступенчатая регулировка ширины рабочей зоны в пределах от 2 до 10 м, а также плотности распределения противогололедных материалов (ПГМ) от 10 до 500 г/м².

 

     «Арзамасский завод коммунального машиностроения» также предлагает КДМ серии КО на шасси КамАЗ и МАЗ. Для того чтобы очистить дорогу от только что выпавшего снега, данная техника оснащается плужно-щеточным оборудованием, а в целях борьбы с гололедом комплектуется пескоразбрасывающим оборудованием, покрывающим «проблемные» участки дорожного полотна инертными материалами или реагентами. В конструкции КДМ предусмотрена цистерна для реагентов, кузов с транспортером и разбрасывающим диском, различные типы щеток с гидравлическим приводом, а также поворотные, боковые, скоростные и другие виды отвалов.

 

      Эффективность и целесообразность использования КДМ на базе грузовых шасси при расчистке городских магистралей, проспектов и площадей неоспорима. Но если речь идет об уборке небольших участков, то разумнее использовать трактора тягового класса до 1,4 либо погрузчики и мини-погрузчики. Последние, кстати, день ото дня становятся все популярнее, уверенно занимая свое место в нише дорожно-коммунальной техники.

   

           Мини-техника с макси-эффектом

 

    Мини-погрузчики – функциональные и компактные машины, расширить спектр выполняемых задач которых можно с помощью дополнительного оборудования. Так, английская компания Delta производит навесные установки, преобразующие мини-погрузчик в пескоразбрызгиватель. Данная машина позволяет оперативно обрабатывать реагентами различных типов территории, где крупногабаритной технике недостаточно места, к примеру, в парках, на аллеях, пешеходных зонах. «Навеска» оборудована бункером вместимостью 0,5 м³, который можно увеличить до 0,8 м³. Пескоразбрасыватель может эффективно обрабатывать поверхность шириной от 2 до 8 м при движении погрузчика со скоростью до 15 км/ч, при этом плотность посыпки ПГМ регулируется в пределах от 30 до 250 г/м².

 

    Данная навесная установка способна самостоятельно зачерпывать и экономно распределять материал, не оставляя в ПГМ слежавшихся или смерзшихся комков благодаря использованию вращающегося ворошителя.

 

     Российские предприятия тоже занимаются производством подобной техники. Так, московская компания Технопарк «Импульс» выпустила серию из четырех моделей навесных пескоразбрасывателей. Вместимость бункеров данных устройств варьируется от 1 до 4 м³, а ширина обработки достигает 3,2 м за один проход. Установки оснащены дистанционным регулятором управления количеством распределяемых ПГМ, а спиральный ворошитель предназначен для качественного разбивания смерзшихся комков в посыпочном материале.

 

          «Золотые ручки»

 

         Но важно помнить, что удаление снега и обработка полотна реагентами – это даже не половина дела, а лишь его начало. Основным этапом дорожных работ является вывоз снега, включающий, в том числе, и процесс удаления снежно-ледяных образований путем скалывания.

 

        Для данных целей используются лаповые погрузчики, за производительность и надежность ласково называемые коммунальщиками «золотыми ручками». Одним из ведущих отечественных производителей такой техники является Завод «Дорожных машин» из г. Рыбинска. Разработанный на предприятии лаповый погрузчик ДМ09 развивает скорость до 30 км/ч, а надежный двигатель Д245.9E2 приводит в движение ходовую часть машины с колесной формулой 4х4. Преимуществом модели перед аналогичными образцами других отечественных компаний является увеличенный до 5,2 м вылет транспортера и высота загрузки до 4,4 м. Благодаря данным характеристикам можно осуществлять погрузку снега на самосвал любого типа даже при движении передним ходом, с кабиной, обращенной к транспортеру.

 

        На екатеринбургском предприятии «РСМ Тракс» выпускают лаповые погрузчики КО-206М1 и КО-206М2, первый – в четырех модификациях, второй – в двух. Модели различаются устройством кабины, типом привода хода и приводом рабочего органа: так, в одних применяются гидрообъемные приводы, с использованием которых можно бесступенчато изменять скорость и управлять рабочим оборудованием с помощью джойстика, а в других хоть устаревший, но еще востребованный применяемый механический привод.

 

      Очень часто используются универсальные машины, способные и сгребать, и удалять снег. Такую технику выпускает белорусское ООО «Дорэлектромаш». Машина ФРС200М, разработанная на базе тракторов «Беларус 92П» или «Беларус 80.1», предназначена для удаления снежного покрова толщиной в метр и отбрасывания снега в сторону на расстояние не менее 20 м. При загрузке снега в кузов самосвала высота погрузки, обеспечиваемая ФРС-200М, составляет 3,1 м. Производительность маневренной машины составляет до 200 т снежной массы в час.

 

        Холодной зиме – холодный асфальт

 

       Как следует из официальных документов, проводить асфальтирование дорог дозволено лишь при температуре от +5 ºС. В противном случае, при нарушении температурного режима оно неблагоприятно влияет на качество дорожного полотна. Но что делать дорожным службам, если острая необходимость починить дорогу возникла в зимнее время? Ждать весны и наблюдать за беспорядками на поврежденном участке? Здесь им на выручку приходят передовые технологии.

 

       Наиболее современной, универсальной и эффективной мерой ямочного ремонта зимой на сегодняшний день является использование холодных бетонных смесей. В данном материале содержатся эластичные битумы, имеющие свойство повышать свою вязкость при понижении температур. Под давлением в процессе укатки и дальнейшей эксплуатации дороги холодный асфальт окончательно полимеризуется и приобретает значительную твердость.

 

      Холодный бетон отличается от традиционного рядом конкурентных преимуществ. Во-первых, при хранении до 1 года его свойства остаются прежними, а это значит, что при срочной необходимости ремонта у вас уже есть готовый материал. Во-вторых, температурный минимум при укладке холодного асфальтобетона составляет от -20 ºС до -25 ºС, по данным разных поставщиков, что особенно важно в условиях русской зимы. В-третьих, после ремонта трассы холодным способом можно открывать ее для движения сразу же, без ожидания и простоев: под весом транспорта смесь лишь уплотнится и станет еще долговечней. И, наконец, укладывать холодный асфальт можно без использования дорогостоящих услуг спецтехники и транспортных средств для перевозки материала. Формула представленных на рынке брендов регулярно улучшается, включая в себя специальные композитные добавки, улучшающие сцепление смеси с основой и гарантирующие повышенное удобство укладки и ее долговечность.

 

      Но есть у данной технологии и минусы. Такую «заплатку» легко сдвинуть, поэтому на перекрестках, пешеходных переходах и других участках торможения она разрушается быстрее, так же как и прилегающие к неиспользуемым зонам дороги участки, поскольку недостаточно уплотняются колесами. Играет роль и ценовой вопрос. Для сравнения, стоимость 1 тонны импортного холодного асфальтобетона составляет около 60 тыс. рублей, тогда как 1 тонны стандартного – около 2,5 тыс. рублей.

 

      Есть еще одна альтернатива обычному горячему и холодному асфальту – так называемое горячее литье. Данная технология характеризуется наличием твердого битума повышенной вязкости и минеральных включений (песка, мелкого щебня). Работа с горячими смесями ведется при температурах от +200 ºС, что позволяет проводить ямочный ремонт в срочном режиме при повышенной влажности и минусовых температурах. Отметим также, что стоит данный материал дешевле, чем холодный асфальт, но его укладка потребует дополнительных расходов. Так, для поддержания стабильно высокой температуры материала и непрерывного его перемешивания во время транспортировки требуется специальная дорогостоящая техника – бойлеры и кохлеры.

 

    Подводя итоги, можно смело сказать, что содержать дороги в порядке реально и при незначительном автопарке. Главное условие – комплексный подход к решению задач и тщательный выбор спецтехники. Использование прогрессивных универсальных технологий позволит не только повысить эффективность и производительность работ, но и сократить вредное воздействие на экологию.

 

Похожие записи

Оставить комментарий