ЦМК шины КАМА оснастят “умным” чипом

Источник фото: Пресс-служба ПАО «Татнефть»

 

Производитель цельнометаллокордных (ЦМК) шин КАМА заявил о намерении оснащать покрышки специальными датчиками, которые будут собирать и хранить всю информацию о шинах не только от производителя, но и от пользователя.

Что расскажет чип

Микродатчик типа RFID (Radio Frequency IDentification – радиочастотная идентификация), по заявлению представителей шинного комплекса «Татнефть», будет вживляться в боковину ЦМК шин КАМА ещё на стадии производства и станет своеобразным дополнением к привычной поверхностной маркировке покрышек. Информация с передатчика будет собираться и обрабатываться специальной системой, с помощью которой можно будет не только отследить весь «путь» покрышки, но и наладить контроль и сбор данных в автопарках, что обещает быть особенно полезным и выгодным для владельцев нескольких грузовых средств.

По умолчанию система будет отслеживать все основные этапы существования покрышки – от момента производства до утилизации, в том числе факты дистрибуции, хранения, ремонта, восстановления изношенного протектора и переработки. К тому времени, как шина сходит с конвейера, на вживлённом в резину микрочипе уже будет содержаться полная информация о самой покрышке: типоразмер, материал, из которого она изготовлена, основные требования к эксплуатации и так далее. При этом сам владелец покрышки с помощью специальных ручных устройств считывания сможет не только иметь доступ к этой информации, но и вносить собственные данные, важные для фиксирования.

Первые образцы ЦМК шин КАМА, оборудованные высокотемпературной пассивной RIFD меткой, уже проходят испытания. Так, образцы показали рабочий диапазон частот в  860-960 МГц. По сообщению производителя, метка была вживлена в покрышку на этапе сырой сборки, и уже оснащённая датчиком покрышка проходила дальнейшие этапы, в том числе вулканизацию. Прототип «умной» покрышки «Татнефть» представила летом 2017 года на Нефтяном саммите Республики Татарстан, где с ней ознакомился президент республики Рустам Минниханов. Серийное производство не за горами. Производитель рассчитывает реализацией этого проекта наладить процесс внедрения современных информационных технологий в шинное производство.

Как это работает?

В ближайшем будущем микрочипом может быть оснащена уже каждая ЦМК шина КАМА, сходящая с конвейера Нижнекамского завода цельнометаллокордных шин. Сами датчики будут китайского производства, однако полностью адаптированными к европейским условиям работы и требованиям. Производитель подписал соглашение на поставку чипов с одним из крупнейших мировых производителей оборудования для шинного производства – фирмой Mesnac.

Система сбора и обработки данных будет использовать для работы облачные хранилища и будет доступна через мобильные приложения. По заверениям производителей, ее оснастят открытым интерфейсом, что предотвратит возникновение проблем с обменом данными и интеграцией её в информационные системы клиентов, такие как «Система управления автопарком».

Что касается стоимости «умных покрышек», то она не будет отличаться от обычных цен на ЦМК шины КАМА. RFID-датчики не требуют дополнительных батарей и специальной подзарядки, а обслуживают себя самостоятельно, работая за счёт электромагнитных волн от передачи данных. При этом срок их службы намного больше, чем у самих шин.

Дополнительные расходы для покупателей будут связаны лишь с приобретением оборудования для считывания данных микрочипов. При этом считыватели могут быть как ручными и находиться в распоряжении механиков, так и стационарными, установленными на въезде-выезде из автопарка, что особенно распространено в Европе. Во втором случае на подъезде к автопарку в европейских странах устанавливают специальные рамки-антенны, которые фиксируют информацию уже с расстояния в 10 метров и способны производить до 100 считываний в секунду. Таким образом, фиксируются на только время и количество выездов транспортного средства с территории автопарка, но и пробег автомобилей.

В свою очередь ручные считывающие устройства не привязаны к перемещению транспорта, и механик автопарка в любой момент может уточнить информацию, просмотреть данные и принять решение о необходимости ремонта или замены покрышки в ходе обслуживания.

В чём выгода?

Система «умная шина» даёт сразу несколько преимуществ, которые должны обеспечить окупаемость любых затрат на новые технологии и их внедрение в автопарках. Эти преимущества связаны, прежде всего, со снижением эксплуатационных расходов и оптимизации процесса обслуживания покрышек:

1. Снижение аварийности вследствие постоянного, оперативного и качественного мониторинга пробега покрышек, их состояния и доступа к информации о последних ремонтных работах.

2. Повышение уровня сервиса и его прозрачность.

3. Оперативный обмен данными с производителем шин, что значительно облегчит и ускорит процесс их замены и ремонта, а также поспособствует восстановлению изношенного протектора, что особенно актуально именно для ЦМК шин КАМА.

4. Постоянный мониторинг состояния шин как со стороны производителя, так и со стороны клиента позволит в вопросах ремонта работать на опережение. Шины на грани своего эксплуатационного срока смогут подвергаться замене или обслуживанию до того, как станут причиной аварий и простоев, что значительно снизит расходы, связанные с поломками и выходом транспорта из строя по вине состояния шин.

Сам микрочип обладает объёмом памяти в 520 бит. При сходе с конвейера он хранит данные об изготовителе, дате производства, материалах и технологической схеме, по которой была создана покрышка, её типоразмере и так далее. Эта информация по сути дублирует маркировку и данные, содержащиеся в штрих-коде. Однако, в отличие от маркировки, она не подвергается внешнему воздействию, истиранию в процессе эксплуатации, остаётся всегда доступной. Это особенно удобно применительно к  грузовым покрышкам, поскольку штрих-код на них нередко оказывается закрыт ободом или парным колесом. Автомеханики парка по требованию владельца также могут дополнять информацию, внося данные о проведённом ремонте, ходе обслуживания и так далее.

Отдельным плюсом «чипированных» покрышек является контроль за их перемещением, что значительно усложняет процесс их хищения и незаконной продажи и перепродажи. Так, при вывозе покрышек с предприятия или склада считывающее устройство сможет точно фиксировать количество ЦМК шин КАМА, загруженных в автомобиль, через их вес и другую идентификационную информацию на микрочипе.

Взгляд в будущее

Перспективы использования систем «умная шина» открываются поистине широкие. Сам производитель, шинный комплекс «Татнефть», ведёт разработку этого проекта в рамках концепции Индустрия 4.0 по разработке и внедрению «умных» цифровых технологий во все стадии производства: от непосредственно продуктов до процессов их изготовления и даже целых предприятий, управляемых посредством передовых интеллектуальных систем.

Не исключено, что возможность фиксации пробега и состояния отдельной шины, а через неё – конкретного транспортного средства, в дальнейшем сможет быть использована и в программах обеспечения безопасности дорожного движения. Необходимость внедрения цифровых технологий и технологий идентификации в автотранспорт не раз обсуждалась на государственном уровне, в том числе в рамках инициативы по оснащению нового транспорта «чёрными ящиками» с 2020 года. «Бортовые самописцы», установленные на автотранспорт по аналогии с авиатранспортом, смогут фиксировать и передавать информацию о движении автомобилей через систему ГЛОНАСС. Поддержка подобных проектов, а также сам факт их обсуждения в правительстве говорит о том, что и к шинам новых поколений будут предъявлять высокие требования в контексте «умных» технологий. В этом свете разработка «Татнефти» выглядит более чем дальновидной.

 

 

Похожие записи

Оставить комментарий