Вездеходам открыты все дороги. Часть первая

      Давно уже известно, что напрасно называют Север крайним и его безграничные просторы манят многих разнообразием природных богатств. Разведка и добыча углеводородных ресурсов, сбор ягод, ловля рыбы, охота на ценные породы животных в этих местах – дело прибыльное и перспективное, но при этом и весьма проблематичное. Это в песнях можно легко помчаться на оленях утром ранним и отчаянно ворваться прямо в снежную зарю, а на практике передвижение, а тем более перевозка людей и грузов по бездорожью с вечной мерзлотой, снежной целиной, болотами, водными преградами, вязкостью подтаявшей тундры, камнями – задача повышенной сложности. И когда обычные авто и внедорожники робко пасуют перед трудностями, на сцену, а, точнее, в тундру выезжают вездеходы, которым по зубам любые неровности рельефа.

 

Вездеход вездеходу рознь

 

С момента появления первой сверхпроходимой машины прошло более ста лет, и сейчас существует великое множество видов и моделей подобного транспорта. Чтобы сделать верный выбор «рабочей лошадки» для освоения труднодоступных просторов, важно учитывать перечень задач, которые она должна решать, а также конкретные условия эксплуатации.

 

Для работы в северных широтах, помимо главного – вездеходных качеств и способности передвигаться по любой поверхности, машина должна быть надежной, живучей, простой в обслуживании, нетребовательной к качеству топлива, адаптированной к низким температурам, недорогой в эксплуатации, способной долгое время работать в автономном режиме, мобильной, легкой и не нарушать почвенный покров тундры.

 

Если говорить о технических характеристиках, то в первую очередь стоит обращать внимание на двигатель, его способность надежно работать в условиях экстремальных температур и низком качестве топлива, наличие подогревателей ДВС, подогревателей топлива, дополнительных отопителей, надежность трансмиссии.

 

Все существующие ныне вездеходы можно классифицировать по нескольким параметрам.

1.      По типу движителя. Вездеходы делятся на гусеничные, колесные и на воздушной подушке. Для всех машин характерен высокий уровень проходимости, но в различных условиях они ведут себя по-разному. К примеру, гусеничные машины могут пройти с одинаковой скоростью как по грунтовым дорогам, так и по болотам, лесистой местности, целине, но агрессивно воздействуют на почву. Машины на воздушной подушке – удивительная техника, способная также передвигаться по воде, что часто выручает в экстремальной ситуации.

2.      По типу двигателя. Все вездеходы делятся на дизельные и бензиновые. Традиционно более надежными в эксплуатации считаются машины с дизельными моторами, так как при минимальном потреблении топлива имеют повышенную мощность.

3.      По применению. Вездеходы бывают пассажирскими, тягачами, грузопассажирскими. Третий тип наиболее универсальный, так как в таких машинах могут поместиться до 5 человек в зависимости от модификации, да и полезного груза машины могут увезти довольно много.

4.      По типу рамы. Есть вездеходы на единой раме, шарнирной или сочлененной. Как правило, наибольшей проходимостью и универсальностью отличаются два последних типа, так как благодаря особенностям конструкции они легко преодолеют любую трясину и грязь.

 

Но все-таки ключевым моментом в выборе по праву стоит считать тип движителя. Гусеницы, колеса или воздушная подушка? Дело не только вкуса, но и целей.

 

Мирный танк

 

В 1909-1917 годах французский изобретатель и инженер Адольф Кегресс работал личным шофером императора Николая II. Непростые российские климатические и ландшафтные условия заставили его задуматься о способах повышения проходимости транспорта, и он предложил вместо ведущих колес заднего моста использовать гусеницы. Нагрузка от задней части кузова распределялась набором опорных катков, что создало маленькое удельное давление на поверхность. Преимущества получившейся машины в скором времени были оценены по достоинству, а «движитель Кегресса» положил начало развитию вездеходной техники в России.

Практически все современные гусеничные вездеходы разработаны для активного применения в наиболее тяжелых почвенных и климатических условиях. Это достигается благодаря тому, что они в состоянии преодолевать уклоны до 30 градусов, водные преграды, снежные заносы, эффективно передвигаться по пересеченной местности.Среди очевидных плюсов гусеничных вездеходов следует отметить следующие параметры:

  •  высокие показатели мощности;
  • широкие гусеницы из специфической резины, обеспечивающие хорошую проходимость в условиях снежного покрова и болот;
  • высокая надежность и степень безопасности;
  • максимальная простота при управлении;
  •   внушительная грузоподъемность до 500 кг

 

К минусам данной техники можно отнести значительный расход топлива и негативное воздействие на природу, что особенно критично в условиях деликатного покрова тундры. Впрочем, несмотря на развитие альтернативного рынка более экологичных и экономичных колесных вездеходов, рано отправлять гусеничный транспорт на списание. Он все еще крайне эффективен для работ на большой высоте, склонах, заснеженных территориях.

 

Вместо хаски пламенный мотор

 

Коренные народы севера давно уже приспособили для передвижения и перевозки не слишком тяжелых грузов по тундре собак: экономично, просто в управлении, весьма удобно. Эта идея не давала покоя советским умельцам, решившим использовать вместо собак… мотор.

 

Так и появился мотобуксировщик, или «мотособака» – мини-вездеход на гусеничном ходу. Несомненно, существуют более комфортные и скоростные снегоходы и вездеходы, но, в отличие от них, мотособаки намного дешевле, более универсальные, маневренные, неприхотливые в эксплуатации, обладают значительно меньшим весом и размерами, при этом груз могут тащить немалый. Простота конструкции обуславливает надежность и долговечность «мотособак» даже в суровых метеоусловиях.

 

Об особенностях этих мини-вездеходов рассказывает заместитель директора архангельского завода мотовездеходов КОЙРА Артем Валерьевич Дегтярев:

 

– Ввиду небольших габаритов и высокой проходимости мотобуксировщики особо популярны среди охотников и рыбаков, которые за лучшим уловом готовы забираться в самые труднодоступные места. Но буксировщики KOiRA нашли применение и среди нефтегазодобывающих компаний, геологоразведывательных служб, военных, железнодорожных ремонтных организаций, ГУФСИН. Их основное преимущество перед крупногабаритной вездеходной техникой для коммерческой эксплуатации заключается в том, что для управления буксировщиком не требуются права и специальные документы. Мотобуксировщики отличаются простотой и дешевизной эксплуатации, что позволяет доверять поездки специалистам с невысокой квалификацией. К примеру, если необходимо доставить на месторождение 2-3 специалистов или груз весом до 600 кг, то на «мотособаке» это сможет сделать один человек без дополнительных затрат.

 

Если говорить конкретно о мотобуксировщиках KOiRA, то их отличительными чертами является качество и продуманность каждой детали именно для всесезонной эксплуатации. В 2012 году мы первыми построили мотобуксировщик, реально пригодный к круглогодичной эксплуатации благодаря уникальной подвеске на пневмоколесах, 2 гусеницам с раздельными траками и барабанному приводу, как на серьезных вездеходах, к примеру, на «Витязе». Металлические элементы техники окрашиваются полиэфирной порошковой атмосферостойкой краской, что помогает улучшить эксплуатационные характеристики в условиях резких температурных перепадов и при агрессивных воздействиях окружающей среды.

 

Сила в колесах

 

Как мы уже писали выше, преимущества колесных вездеходов перед гусеничными очевидны и неоспоримы. Они оказывают минимальное воздействие на растительность плюс при езде по хлипким грунтам и заболоченным участкам чувствуют себя намного увереннее, чем гусеничная техника.

 

Благодаря своим особенностям эти транспортные средства достаточно быстро стали востребованы как в различных отраслях промышленности, так и среди промысловиков, что привело к высокой конкуренции среди изготовителей. На сегодняшний день существует пять производителей 8-колесных вездеходов на пневматиках низкого давления.

 

В зависимости от сферы применения, конструктивных особенностей и назначении колесные вездеходы бывают нескольких видов.

  • Болотоходы. Эти машины отлично себя проявляют на болотистой местности, благодаря чему находят свое применение в сельском хозяйстве при осушении заболоченных участков земли. Кроме этого, такие аппараты востребованы при строительстве дорог, нефте- и газопроводов, а также при геологической разведке.
  • Снегоходы. Сконструированные для передвижения по заснеженной местности, эти вездеходы являются надежными помощниками рыбаков, охотников, путешественников, а также служб МЧС, спасателей, нефтегазовых компаний. Пользуются спросом и среди рядовых жителей северных регионов, зачастую заменяя им личный транспорт и применяясь для перевозки грузов.
  • Снегоболотоходы. Это чисто российское открытие, представляющее собой уникальную автотехнику на колесах большого радиуса и сверхнизкого давления, позволяющих снегоболотоходу не проваливаться на снегу, уверенно ехать по любому грунту и даже плавать. Идея снегоболотохода появилась еще в 70-х годах, когда жители Севера оснастили мотоцикл камерами от грузовой машины. Изобретение, способное легко двигаться по пушистому снегу и не тонуть в полыньях, получило название «каракат». Со временем вездеход усовершенствовался, и сейчас современные, отвечающие всем техническим требованиям потребителей вездеходы данного типа на российском рынке. выпускают несколько основных компаний.

​К примеру, Тюменский завод вездеходной техники предлагает снегоболотоход «Беркут -8», способный двигаться и работать по направлению, по азимуту. Все технические характеристики машины направлены на возможность преодолевать, не выбирая дороги, реки, болота, крутые или заросшие берега, овраги, рвы, делать это автономно, самостоятельно передвигаясь по дорогам общего пользования.

 

Применение снегоболотохода «Беркут-8» экономически эффективно при выполнении транспортировки грузов, топогеодезических, геофизических, буровых отрядов по болотам любой категории и заболоченной местности, тундре, лесотундре круглогодично. Также машина используется для оперативного снабжения полевых лагерей без использования вертолетов на удалении до 200-300 км от населенных пунктов и дорожной сети (средняя скорость по болоту 5-10 км/ч); в качестве транспортной базы для малогабаритных буровых установок типа УБШМ-1-13, УБШМ-1-20, УБГМ-1М, УБМ-250; для прокладки и обслуживания магистральных ВОЛС, магистральных и местных ЛЭП 500, 220 и 110КВ; для обслуживания и ремонта трубопроводов различного назначения; перевозки людей и продуктов в труднодоступные районы и для других функций.

  •  Амфибии. «Заточены» под преодоление глубоких преград даже при условии полного погружения под воду. Впервые подобная спецтехника была использована военными для быстрого форсирования рек, а позднее перешла, а, точнее, переплыла и в гражданскую сферу. Сейчас амфибии применяются любителями активного отдыха, службами МЧС и МВД, научными организациями, предприятиями лесной, добывающей и прочих сфер промышленности. К примеру, сегодня очень популярны землеройные машины-амфибии, которые справляются со своими задачами на любой местности.

 

Для эффективного преодоления водных преград и предупреждения выхода из строя у амфибий предусмотрена герметичная нижняя часть кузова, защищающая от попадания воды в салон, моторный отсек и другие части, а также есть специальный водомет или иной привод для быстрого движения по воде.

 

Если необходимо активное передвижение по суше, идеальным вариантом амфибий является конструкция на шинах низкого давления, которые бережно относятся к окружающей среде, минимально повреждая почву. При движении по водным преградам шины увеличивают скорость и дополнительно поддерживают за счет воздуха в камерах вездеход на поверхности. О шинах низкого давления поговорим подробнее.

 

Низкое давление – высокая проходимость

 

В колесных вездеходах традиционно применяются шины низкого (от 0,5 атм.) и сверхнизкого (менее 0,5 атм.) давления. Главное достоинство этих шин и колесных вездеходов с ними – высокая проходимость и экологичность.

 

Вездеходы на шинах низкого давления обладают уникальной проходимостью в первую очередь за счет необычного подхода к конструкции и снижения давления внутри покрышки. При этом пятно контакта составляет одну третью или одну четвертую часть от всей поверхности шины. За счет увеличения площади соприкосновения снижается и нагрузка на почву. При накачке покрышек необходимо ориентироваться, чтобы разница давлений (между сверхнизким и низким) была около 0,3 МПа.

 

Особую роль играет и рисунок протектора. Для транспортных средств повышенной проходимости, которые используются в экстремальных дорожных условиях и на бездорожье, традиционно выпускаются на продажу особые шины с грунтозацепами «вездеход». Они монтируются на колеса таким образом, чтобы стрелки на боковинах покрышек направлялись в ту сторону, куда вращается колесо.

 

Список современных производителей шин сверхнизкого и низкого давления для колесных вездеходов обширен: «Бронто», «Трекол», «Арктитранс», «Спецтех», «Авторос». Все эти шины обладают различными характеристиками, но универсальных шин для колесных вездеходов не существует, и для каждого колесного вездехода их следует подбирать индивидуально.

 

Без подушки никуда

 

Если планируется осваивать не сушу, а водные пространства северных широт, то стоит обратить внимание на судно на воздушной подушке. Данное транспортное средство с динамическим принципом поддержания может двигаться с большой скоростью и над водой, и над твердой поверхностью на небольшом расстоянии над ним, на так называемой воздушной подушке, образованной нагнетаемым под днищем воздухом. По способу создания различают статическую (создаваемую вентилятором) и динамическую (создаваемую за счет повышения давления при движении аппарата вблизи опорной поверхности) воздушные подушки.

 

Суда на воздушной подушке могут ходить и в летнее, и в зимнее времена года, а также являются единственным видом транспорта, пригодным для использования в период ледохода. В зависимости от размера они могут преодолевать уступы от 0,4 до 1,0 метра, короткие подъемы с уклоном до 40 градусов и затяжные до 15 градусов. За счет того, что суда лишь частично контактируют с водой, они обладают относительно высокой топливной эффективностью, способны эффективно работать на горных реках с быстрым течением. Такие суда выпускает несколько предприятий, в том числе нижегородская компания «Экстрим Моторс». Их техника является оптимальным выбором для труднодоступной местности и способна передвигаться по суше, льду, снегу, воде.

Правда, есть и минусы у данной техники. В связи с достаточно сложной конструкцией и требованием соблюдать весовую культуру, как в авиации, суда имеют относительно высокую цену и стоимость эксплуатации. Гибкое ограждение воздушной подушки со временем истирается или рвется о тросы, поэтому нуждается в регулярном обслуживании.

 

И это далеко не полный список существующих видов сверхпроходимой техники. Рынок с каждым годом развивается в соответствии с запросами потребителей, пополняясь новыми разработками. О существующих ныне тенденциях, новинках, моделях-бестселлерах среди «тяжеловесов» читайте в следующем выпуске. 

 

Похожие записи

Оставить комментарий