Заметает зима, заметает: обзор снегоуборочных машин

        С наступлением зимы в России все как в песне: снег кружится, летает, летает… Только вот таять он быстро явно не собирается, задавая дорожникам нелегкую задачку. Благо прогресс не стоит на месте, и сейчас на службе у людей XXI века есть высокотехнологичные методы уборки и вывоза снежных масс, которые пусть (будем честны) и не на все 100 %, но в значительной мере спасают от участи быть погребенными на городских дорогах и магистралях. Итак, спецтехника, на старт, внимание, марш!

 

       В условиях нашей страны давно уже пора борьбу с сугробами приравнять к национальному виду спорта. Ежегодно в среднем в течение 4-5, а в северных регионах 6-7 месяцев коммунальные службы бросают все силы на противостояние стихии. Их основная задача – обеспечить должное состояние дорожного полотна для бесперебойного, беспрепятственного, а также безопасного движения автотранспорта всех категорий.

 

    По результатам многочисленных исследований, проведенных маркетинговыми и аналитическими агентствами, на данный момент на российском рынке выделяют три основных сегмента снегоуборочной техники. Основная ниша – крупногабаритные машины: самоходные и прицепные грейдеры, снегоуборочные машины роторного типа, лаповые погрузчики, коммунально-дорожные машины. Второй сектор занимают малогабаритные образцы, успешно применяемые как дорожными службами, так и в быту частными лицами для очистки придомовых территорий. Третий сегмент завязан на различном снегоотвальном и другом навесном оборудовании.

 

        Но вернемся к нашим баранам, а точнее, снегу. Сам процесс уборки снега можно разделить на несколько этапов: первичная (патрульная) очистка, которая проводится с момента появления первого снега на покрытии, удаление снежных наносов средней величины и, наконец, устранение снежных завалов, образовавшихся в результате обильных снегопадов, а также работы самой техники. Для каждого из данных видов расчистки применяется определенная методика и, само собой, техника.

 

         Первый этап, патрульная очистка, также делится на два этапа. Сначала проезжую часть обрабатывают специальными противогололедными реагентами, затем свежевыпавший и несильно уплотненный снег сгребают к обочине, а остатки сметают. Штат машин, занятых на данном этапе, формируется из различной техники, но в основном преобладает плужное снегоуборочное оборудование и специальные щетки, которые устанавливают на погрузчики, мини-погрузчики, комбинированные дорожные машины, трактора.

 

         К слову о тракторах. Несмотря на то, что в коммунальных службах они используются уже на протяжении долгого времени, сейчас во время появления различных более технологически совершенных альтернатив становятся все очевиднее их недостатки. Основной минус связан с тихоходностью машин даже по небольшому снежному покрову, что приводит к достаточно низкой производительности и эффективности, особенно в условиях обильного выпадения осадков.

 

          Но сгребание и сметание снега в сторону – не единственный способ очистки дорожного полотна, да и эффективен он преимущественно при патрульной очистке. А что делать, если снег уже давно слежался, появилась ледяная крошка, наледь? В таких ситуациях на помощь приходят машины с фрезерно-роторным оборудованием, предназначенные для уборки с последующей погрузкой на грузовые автомобили или отбрасыванием снега в сторону. Такое оборудование может устанавливаться как на тракторном, автомобильном или специальном шасси, так и на шасси фронтального погрузчика.

 

         В результате работы плужных снегоуборочных машин часто образуются снежные кучи. Для их переброски, а также для погрузки в транспорт посредством специального желоба применяют специальное шнекороторное оборудование, схема установки которого схожа с фрезерным.

          «Золотые ручки» лаповых погрузчиков 

 

        Само собой, удаление снега и обработка полотна реагентами – это даже не половина дела, а только его начало. Основным этапом работ по зимнему содержанию дорожного полотна является вывоз снега.

 

        Одними из самых распространенных машин, применяемых на данном этапе, являются лаповые погрузчики, за свою производительность и функциональность ласково называемые коммунальщиками «золотыми ручками». В отличие от дорожных машин с отвалом и шнекороторных снегоочистителей, лаповый погрузчик убирает снежные валы даже на обочинах, при этом не сужает проезжую часть, что в свою очередь снижает риск возникновения пробок в часы пик.

 

        Несмотря на то, что «золотые ручки» работают в большинстве случаев не автономно, а в паре с грейдером (для создания снежных валов) и самосвалами (для вывоза снега), их использование экономически обосновано, так как лаповый погрузчик вмещает намного больше снега, чем его фронтальный собрат.

 

       Производством данного вида техники занимается несколько предприятий. Одним из ведущих игроков на отечественном рынке является рыбинский «Завод дорожных машин». Разработанный здесь лаповый погрузчик ДМ09 – конструкторская новинка, пока не имеющая аналогов в стране. Эта машина способна развивать скорость до 30 км/ч, что обеспечивает лучшие показатели производительности, а ходовая часть с колесной формулой 4х4 приводится в движение надежным двигателем Д245.9E2. Главным преимуществом модели перед аналогичными образцами других производителей является увеличенный до 5,2 м вылет транспортера и высота загрузки до 4,4 м. Данные характеристики позволяют осуществлять погрузку снега на самосвал любого типа даже при движении передним ходом с кабиной, обращенной к транспортеру. Лопата с твердосплавной кромкой дает дополнительную уверенность в работе, а хороший доступ к гидравлическому оборудованию и широкая унификация по запасным частям обеспечивают легкость сервисного обслуживания и ремонта.

 

      На заводе «РСМ Тракс» из Екатеринбурга выпускают лаповые погрузчики КО-206М1 и КО-206М2, первый – в четырех модификациях, второй – в двух. Модели различаются устройством кабины, типом привода хода и приводом рабочего органа. Так, в одних применяются гидрообъемные приводы, использование которых позволяет бесступенчато изменять скорость и управлять рабочим оборудованием с помощью джойстика, а в других установлен хоть устаревший, но еще востребованный механический привод.

 

      Достаточно часто в штате коммунальных служб можно встретить универсальные машины, способные и сгребать, и удалять снег. Подобные образцы предлагает белорусское ООО «Дорэлектромаш». Машина ФРС200М, разработанная на базе тракторов «Беларус 92П» или «Беларус 80.1», используется для удаления снежного покрова толщиной в метр и отбрасывания снега в сторону на расстояние не менее 20 м. При загрузке снега в кузов самосвала высота погрузки, обеспечиваемая ФРС-200М, составляет 3,1 м. Производительность этой машины составляет до 200 т снежной массы в час.

 

     Функциональность и многозадачность

 

     Зачастую для подметания проезжей части с сопутствующим образованием снежных валов в прилотковых зонах коммунальщики наряду с лаповыми погрузчиками применяют вышеупомянутые коммунально-дорожные машины (КДМ). Причина их популярности – широкий функционал, обеспечиваемый за счет возможности установки дополнительного навесного оборудования. При грамотной комплектации одна машина способна охватить практически весь спектр работ по поддержанию зимних дорог в чистоте, от распределения противогололедных материалов до дежурной и скоростной снегоочистки.

 

     На данный момент существует несколько основных вариантов комплектации КДМ, каждый из которых обладает рядом отличительных особенностей и характерных преимуществ. Среди коммунальных предприятий наиболее популярным благодаря простоте и экономичности стал метод, основанный на оснащении сменных бункеров регулируемыми по высоте складными опорными стойками, устанавливаемыми в кузов самосвала. Технология удобна оперативностью: на установку-снятие кузова уходит не более 10 минут, а без оборудования машина может использоваться в качестве самосвала для вывоза снега или перевозки асфальта.

 

     Более затратным, но в то же время и функциональным является второй способ, при котором съемное оборудование для КДМ оснащается подъемным устройством типа «мультилифт». Данная технология позволяет расширить перечень работ, выполняемых на одном шасси, но предусматривает дополнительные расходы из-за того, что требуется кардинальное обновление парка.

 

     В третьем варианте сменное оборудование в целях оперативной смены настроек устанавливается на шасси со спецподрамниками. С появлением разнопланового быстросъемного высокоэффективного навесного оборудования на машину его стоимость выше, чем цена шасси КДМ.

 

    В настоящее время более десятка моделей таких машин серии КДМ, базирующихся на шасси ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, КамАЗ, «Амур», поставляет предприятие «Кургандормаш». Данные транспортные средства отличаются следующими техническими особенностями: разной вместимостью бункера пескоразбрасывающего оборудования, наличием средней щетки и различными типами снегоуборочных отвалов. В пескоразбрасывателях данной марки имеется бесступенчатая регулировка ширины рабочей зоны в пределах от 2 до 10 м, а также плотности распределения противогололедных материалов (ПГМ) от 10 до 500 г/м².

 

     КДМ серии КО на шасси КамАЗ и МАЗ предлагает и «Арзамасский завод коммунального машиностроения». Для того, чтобы очистить дорогу от только что выпавшего снега, машины оснащаются плужно-щеточным оборудованием, а в целях борьбы с гололедом комплектуются пескоразбрасывающим оборудованием, покрывающим проблемные участки дорожного полотна инертными материалами или реагентами. В конструкции КДМ предусмотрена цистерна для реагентов, кузов с транспортером и разбрасывающим диском, различные типы щеток с гидравлическим приводом, а также поворотные, боковые, скоростные и другие виды отвалов.

 

       Эффективность и целесообразность использования КДМ на базе грузовых шасси при расчистке городских магистралей, проспектов и площадей подтверждена на практике. Но если речь идет об уборке небольших участков, то разумнее использовать трактора тягового класса до 1,4 либо мини-погрузчики. О последних поговорим далее.

 

       Компактный борец со снегом

 

     Многие коммунальщики единодушно сходятся во мнении: в условиях плотной городской застройки идеальным инструментом для очистки дорог является мини-погрузчик с бортовым поворотом. Эти всесезонные машины особенно хорошо показали себя при обслуживании полотна автомобильных дорог, содержании в чистоте тротуаров, придомовых территорий, пешеходных дорожек в зимнее время года. В чем же их преимущества?

 

        Главное достоинство машин скрыто в их названии, и это компактность. Благодаря небольшим габаритам по ширине и высоте, малой массе мини-погрузчик уверенно себя чувствует на ограниченном пространстве, во дворах, пешеходных и парковых зонах, на стоянках, словом, там, где «золотым ручкам» и другим крупногабаритным коллегам по цеху места попросту не хватает.

 

       К другим очевидным плюсам относятся хорошая маневренность, обеспечивающая высокий темп работы, простота управления, высота подъема ковша, достаточная для погрузки в самосвал. Все эти особенности делают мини-погрузчики лучшими помощниками коммунальщиков и дорожников.

 
           Андрей Герасимов, бренд-менеджер «НАК МАШИНЕРИ»:
 
   – Крупногабаритная снегоуборочная техника востребована на автомагистралях, трассах, различных крупных объектах. Когда же необходимо убирать снег на узких улочках, в парках, скверах, автостоянках, вблизи жилых домов, строений, на помощь приходит мини-техника Bobcat. Благодаря своей компактности, маневренности, высокой производительности, мини-погрузчики бренда с успехом решают любые задачи по уборке на ограниченных по площади территориях.
 
      В продуктовой линейке Bobcat более 30 моделей, от самой маленькой машины S70, способной проходить в дверной проем, до самого большого и мощного мини-погрузчика в мире S850. Функционал погрузчика зависит от потребностей заказчика. Такие опции как усиленная гидравлика (HF), вторая скорость (2speed), джойстиковое управление (SJC), гидравлическая система присоединения навесного оборудования (Power Bob-Tach) и так далее, отвечают самым взыскательным требованиям наших клиентов. Более 90 видов навесного оборудования делают погрузчик Bobcat абсолютно универсальным и незаменимым помощником, способным применяться в самых разных сферах деятельности.

 

       На сегодняшний день на рынке представлен широкий модельный ряд мини-погрузчиков зарубежного производства. Машины производства Bobcat, Mustang, Case, Caterpillar, Digger и других гигантов машиностроения давно завоевали прочные позиции на рынке и в штате практически каждой коммунальной службы. Благодаря возможности установки широкого спектра навесного оборудования можно существенно расширить функционал одной машины, что позволит значительно снизить расходы по содержанию парка техники. К зимним рабочим «инструментам» мини-погрузчика относятся ковш, вcесезонный поворотный отвал, дорожная щетка и зимний фрезерно-роторный снегоочиститель. Вышеупомянутые Bobcat, Case и Caterpillar давно производят мини-погрузчики со сменным оборудованием. Их примеру следуют такие производители, как Gehl, Messersi, Mustang, продолжают традиции и российские компании.

 

      Так, английская компания Delta производит навесные установки, преобразующие мини-погрузчик в пескоразбрызгиватель. Данная машина позволяет оперативно обрабатывать реагентами различные типы территории, где крупногабаритной технике недостаточно места, к примеру, в парках, на аллеях, пешеходных зонах. «Навеска» оборудована бункером вместимостью 0,5 м³, который можно увеличить до 0,8 м³. Пескоразбрасыватель может эффективно обрабатывать поверхность шириной от 2 до 8 м при движении погрузчика со скоростью до 15 км/ч, при этом плотность посыпки ПГМ регулируется в пределах от 30 до 250 г/м². Данная навесная установка способна самостоятельно зачерпывать и экономно распределять материал, не оставляя в ПГМ слежавшихся или смерзшихся комков благодаря использованию вращающегося ворошителя.

 

      Российские предприятия тоже занимаются производством подобной техники. Так, московская компания Технопарк «Импульс» выпустила серию из четырех моделей навесных пескоразбрасывателей. Вместимость бункеров данных устройств варьируется от 1 до 4 м³, а ширина обработки достигает 3,2 м за один проход. Установки оснащены дистанционным регулятором управления количеством распределяемых ПГМ, а спиральный ворошитель предназначен для качественного разбивания смерзшихся комков в посыпочном материале.

 

 Но, как говорится, лучшее лечение – это профилактика. Какой бы функциональной и производительной не была машина, будь то мини-погрузчик, КДМ или «золотые ручки», она не способна будет за день ликвидировать последствия недельного снегопада, метровый наст или наледь. Поэтому для сохранения дорожного полотна в надлежащем виде на протяжении всего зимнего периода и во избежание дорожных коллапсов (речь не только о пробках, но и об аварийных ситуациях, поскольку, по статистике, в зимнее время их процент значительно возрастает) необходим комплексный подход к снегоуборочным работам и мгновенное реагирование служб. Все-таки не в Африке живем, пора уже привыкнуть к белому плену и необходимости быть начеку и днем, и ночью.

Похожие записи

Оставить комментарий