Особой технике – особая обувь: тенденции на рынке зимних грузовых шин

     Многие годы зимние грузовые шины в России не выделялись в особый класс, и водители выбирали сами, на чем ездить. Покрышки, как известно, ресурс далеко не из дешевых, а какой русский человек не хочет сэкономить? Вот некоторые на свой страх и риск круглый  год и использовали летнюю, а в  лучшем случае – всесезонную резину. Впрочем, скупой платит дважды, и в данном случае ставки очень высоки, учитывая непредсказуемость и опасность зимних трасс. Неизвестно, как бы развивалась ситуация дальше, если бы  несколько лет назад законодатели не решили взять ситуацию в свои руки и навести порядок на дорогах. У владельцев тяжеловесов  не осталось другого выбора, кроме как переобуть грузовик по сезону. И дело не только в возможных штрафах.

 

      Глас закона

 

   Разговоры о необходимости введения в России строгих требований к грузовым шинам, эксплуатирующимся в холодное время года, велись очень давно. К слову, во многих европейских странах уже давно практикуют обязательное применение зимних покрышек для габаритной техники. К примеру, турецкие дальнобойщики обязаны ездить на зимних или всесезонных шинах с 1 декабря по 1 апреля, а в Австрии мало того, что срок продлен на две недели, так еще и существует перечень дорог, на которых водители обязаны дополнительно устанавливать на колеса еще и цепи. Точно такие же требования существуют в Боснии и Герцеговине, похожие по строгости – в Германии. Скоро такая же участь доберется до Великобритании, Венгрии и Ирландии: правительственные органы этих стран уже заняты проработкой законодательной стороны вопроса.

 

     У нас в стране от слов к делу перешли  в 2015 году. Согласно правительственному постановлению №588 и техническому регламенту Таможенного Союза «О безопасности колесных ТС», на основании которых были внесены изменения в ПДД, применение зимних шин с минимальной глубиной протектора 4 мм на грузовых автомобилях стало обязательным для всех категорий транспортных средств этого типа.

 

    На этом законодатели не остановились. Так, были введены маркировки зимних грузовых шин, выглядящие как различные начертания всемирно признанной маркировки всесезонных покрышек M+S. Это значит, что теперь фактически в России зимние грузовые шины приравнены к всесезонным.  

 

     Но в ноябре 2012 года согласно Правилам ЕЭК ООН 117-02 в странах ЕС официально утверждена новая маркировка зимних шин, представляющая собой изображение горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри нее (обозначение – 3PMSF), в специализированной прессе эта маркировка также носит название «Альпин». В отличие от маркировки M+S, знак 3PMSF может наноситься только на шины, чьи показатели соответствуют допустимым требованиям эксплуатации на заснеженном дорожном покрытии (так называемому «индексу сцепления на снегу»).

 

     А вот шипованные зимние шины для грузовиков пока не регламентируются, хотя в Госдуме еще с 2014 года рассматривают законопроект об обязательном использовании зимних шипованных покрышек.   Впрочем, как сообщают сами производители шин, шиповка грузовой резины нецелесообразна, так как машины этого класса благодаря своему внушительному весу обеспечивают хорошее сцепление с дорожным покрытием, особенно при использовании зимней резины с повышенной эластичностью.

 

    Народный выбор

 

   Впрочем, не только власти озабоченны шинным вопросом. Водители и владельцы также стали чаще задумываться о необходимости сезонного «переобувания» грузовиков. Во-первых, зимние покрышки разработаны специально для обеспечения мобильности в сложных погодных условиях и прохождения маршрута без вынужденных задержек, повреждений груза, что в свою очередь позволяет получить определенную финансовую выгоду. А вот если «обуть» парк неправильной резиной, возникают риски частого выхода машин из строя, что приведёт к существенным убыткам.

 

    Нельзя недооценивать и роль покрышек в обеспечение безопасности дорожного движения: от них зависит качество сцепления с дорогой и степень управляемости автомобиля. О вероятных последствиях ДТП с участием грузовиков рассказывать никому не надо, достаточно посмотреть несколько роликов на YouTube и почитать сводки новостей, чтобы желание лихачить на летней резине полностью отпало.

 

        Но выбрать шины для зимы сегодня довольно непросто. Ежегодно в мире производится порядка сотен миллионов единиц: только на российских заводах выпускается около пяти миллионов новых покрышек. Примерно 34% от общего объема ежегодных продаж приходится на шины российского бренда Cordiant,  примерно 10% – на белорусскую «Белшину», еще более 30% продаж в России стабильно приходится на иностранные бренды – Michelin, Goodyear и Continental. Впрочем, весомую долю рынка занимают китайские грузовые шины, популярность которых связана не только с выгодной стоимостью, но и со стабильным ростом качества.

 

     Наиболее распространены на данный момент пневматические шины для грузовиков, на которые приходится более 99% рынка. Они делятся на 2 обширные категории:

  • Камерные шины – покрышки с расположенными внутри надутыми воздухом камерами.
  • Бескамерные шины – наиболее современным решением, где воздухом накачивается сама покрышка, что в сочетании с прочной конструкцией корда делает их более надежными и долговечными.

 

      Впрочем, производством исключительно линеек зимних грузовых покрышек занимается ограниченное число компаний как в России, так и за рубежом. Среди наиболее известных – линейка Scandinavia от Continental, линейки Ultra Grip и Marathon от Good Year, линейки Multiway, Grip и Antisplash от Michelin, линейка W990 от Bridgestone, линейки SP-362 и SP-462 от Dunlop, 901ZS, SY397 от Yokohama. При этом, согласно данным аналитических агентств и самих производителей,  на данный момент зимние грузовые шины 22.5 и всех остальных радиусов в нашей стране менее распространены, чем всесезонные.

 

    Преимущественно это связано с низким спросом, который в свою очередь основан на ограниченной функциональности таких шин. Россия – страна огромная, и нередки случаи, когда дальнобойщикам приходится в зимнее время перемещаться между разными климатическими зонами. Ездить только на летней или зимней резине опасно, а возить два комплекта шин – неудобно и нерентабельно, поэтому пока водители чаще отдают предпочтение всесезонным покрышкам.

 

      По большому счету, различия между всесезонными грузовыми шинами, имеющими маркировку M+S, и зимними шинами кроются в основном в специальном типе рисунка протектора, который должен обладать значительно увеличенными тягово-сцепными характеристиками по сравнению со всесезонными шинами. Кроме того, при производстве зимних шин исполдьзуется совершенно отличный состав резиновой смеси, которая, будучи избыточно мягкой при положительных и околонулевых температурах, с понижением температуры твердеет и приобретает оптимальную для обеспечения надежной управляемости и тягово-сцепных свойств мягкость. Таким образом, по применяемым материалам разница между зимними и всесезонными шинами кроется лишь в химическом составе резиновой смеси и пропорциональном соотношении химических компонентов в ней.

 

     Что же играет роль при подборе оптимальной зимней «обуви» для грузовика? В первую очередь всегда следует руководствоваться требованиями производителя автомобиля, указанными в руководстве по эксплуатации. Как правило, они распространяются только на основные параметры, такие как высота профиля, размер посадочного отверстия и грузоподъемность.

 

    Но что правильно подобранный размер шины для «тяжеловесов» – даже не полвоина, а максимум треть или четверть дела. Рекомендованный диаметр грузового колеса означает лишь тот факт, что оно подойдет для тягача, но не гарантирует 100% комфортную и безопасную эксплуатацию, если вы не обратили внимания на прочие нюансы. А их немало.

 

     Большое значение имеют условия эксплуатации. Если транспортное средство будет передвигаться преимущественно по чистым, регулярно очищаемым дорогам, то оптимальным вариантом являются пневматические шины. А в том случае, если грузовик будет эксплуатироваться на заметаемых снегом или просто некачественных дорогах, следует отдать предпочтение всесезонным или зимним грузовым шинам с регулируемым давлением. Они позволяют водителю понизить давление в покрышках и тем самим увеличить площадь сцепления с дорогой. Но при этом в  сравнении с  пневматическими шинами они обладают меньшей грузоподъемностью и долговечностью.

 

     О елочках и ромбиках

 

   Когда предполагаемые условия эксплуатации известны, необходимо обратить внимание на еще один фактор – рисунок протектора. В настоящее время в сегменте зимней грузовой резины существует следующие варианты:

  •  «Ромбовидный» рисунок. В первую очередь он предназначается для асфальтированных дорог и прочих твердых покрытий, где позволяет обеспечить достаточную безопасность передвижения. На раскисшей грунтовке грузовые шины с таким проектором не всегда хороши, так как могут завязнуть и застрять, зато благодаря достаточно большой глубине протектора такие шины для грузовых автомобилей неплохо себя чувствуют на заснеженных, заметенных дорогах.
  • Дорожный протектор. Грузовые покрышки с таким рисунком предназначаются исключительно для езды по асфальтированным дорогам и совершенно не подходит для передвижения по грунтовке и целине. Для проектора характерно отсутствие грунтозацепов, минимальная глубина и общая простота рисунка. Такая резина для грузовиков обеспечивает тихий ход, хорошую управляемость и экономию топлива, но только на хороших дорогах с твердым покрытием.
  • Универсальный протектор.  Отличительная особенность – центральная часть протектора имеет дорожный рисунок, но при этом покрышки оснащены достаточно развитыми грунтозацепами. Такие шины предназначены для использования в режиме трасса-грунтовка, поскольку способны обеспечить нормальную эксплуатацию на обоих типах покрытий. Однако, водителям важно понимать, что применение таких покрышек на асфальте приводит к значительно большему расходу топлива, чем в случае установки дорожных покрышек, и в условиях бездорожья проявляют себя не лучшим образом. Чаще всего такие шины используются на лесовозах и сельскохозяйственных машинах.
  • «Елочка». Наиболее популярный внедорожный рисунок протектора с хорошо развитыми грунтозацепами. Такие покрышки хорошо подходят для всех видов бездорожья, а также для езды по заснеженным дорогам и являются оптимальным вариантом для полноприводных грузовиков, в основном передвигающихся по грунтовкам и пересеченной местности.

                                  

     Новинки сезона зима 2017-2018

 

   Учитывая высокую конкуренцию, производители регулярно выводят на рынок принципиально новые образцы, отвечающие, а порой и предвосхищающие запросы пользователей.  Остановимся на наиболее интересных образцах текущего зимнего сезона.

  • Bridgestone. Флагманская линейка шин премиум-класса, включающая энергоэффективные модели Ecopia H-Steer 001, Ecopia H-Drive 001 и Ecopia H-Trailer 001, японского концерна сфокусирована на снижение негативного воздействия на окружающую среду.                                                                  Создавая серию шин Ecopia, инженеры Bridgestone внедрили новую технологию пониженного сопротивления качению, что позволило снизить расход топлива и негативное воздействие на окружающую среду за счет снижения выброса СО2. В производстве новых моделей линейки Ecopia используется оригинальный состав, разработанный брендом – NanoPro-Tech. Состав обеспечивает уменьшение расхода топлива, долговечность и повышенную износостойкость, а также позволяет уменьшить потери энергии при вращении шины и тем самым снизить сопротивление качению без ухудшения остальных характеристик шины. Для более понятного позиционирования шин компания изменила систему обозначений модели. Новая индексация модели включает зону эксплуатации (Н — шоссе) и позицию (S — рулевая ось, D — ведущая, Т — прицеп).
  • Cordiant. Концерн представил новую линейку топливосберегающих шин Cordiant Professional серии Long Distance — модель FL (для рулевой оси) и модель DL (для ведущей оси) в типоразмерах 315/60R22,5; 315/70R22,5 и 385/55R22,5. Разработка специальных «экономичных» технологий и решений в рисунке протектора позволяет создать оптимальный продуктовый ассортимент для автопарков с длинными плечами перевозок, где основной приоритет — низкий расход топлива и снижение стоимости эксплуатации грузовиков.В магистральных шинах Cordiant Professional используется технология Save-Сor на основе новых низкогистерезисных рецептур резиновых смесей. Базовыми компонентами в составе новой резиновой смеси являются полимеры последнего поколения и силика, что обеспечивает снижение коэффициента сопротивления качению и уменьшение расхода топлива грузового транспорта при эксплуатации.

C 2014 года, согласно Директиве ЕС 1222/2009, все грузовые шины Cordiant Professional проходят испытания на показатели евромаркировки в независимых лабораториях. Новинки магистральных рулевых шин модели FL обладают повышенным уровнем топливной экономичности,  а шины модели DL сочетают в себе решения, направленные как на снижение сопротивления качению, так и достижение оптимального сцепления на мокрой дороге. Рисунки протектора рулевых магистральных шин Cordiant Professional имеют специальный окружной пояс по дну плечевых канавок, который при износе протектора на 1/3 увеличивает пятно контакта в плечевой зоне для защиты шины от неравномерного износа.

  • Giti Tire. Сингапурская компания расширила линейку шин для региональных перевозок смешанного применения, представив две модели специализированных шин для эксплуатации на дорогах и по бездорожью –  Giti GAM837 и Giti GAM851. Шина Giti GAM837 в типоразмерах 295/80R22,5 и 315/70R22,5 предназначена для перевозки грузовыми автомобилями сыпучих материалов по дорогам с покрытием и без него. GAM851— новая широкопрофильная шина для рулевых и прицепных осей,  обеспечивающая высокие характеристики на пересеченной местности и при работе на строительных площадках.

Обе новинки выполнены с применением новой, усовершенствованной резиновой смеси, стойкой к порезам и сколам, препятствующей разрушению и повреждению каркаса при эксплуатации на агрессивных поверхностях. Особый рисунок протектора обеспечивает хорошее самоочищение шины. Новые шины имеют маркировку 3PSMF, означающую пригодность к эксплуатации в зимних условиях.

  • Michelin. Концерн презентовал новую линейку шин смешанного применения Michelin X Multi, предназначенных для эксплуатации на всех типах дорог федерального и регионального значения. Среди главных преимуществ новинок – усовершенствованные сцепные свойства при любых погодных условия, увеличенная проходимость по сравнению с моделями текущей линейки. Для улучшения потребительских свойств в продуктах гаммы Michelin X Multi применяются инновационные решения Powercoil (металлокорд нового поколения), Infinicoil (непрерывная стальная нить по окружности каркаса), Regenion (самообновляющиеся блоки протектора) и Carbion (инновационная технология смешения компонентов).

Само собой, есть множество других достойных внимания образцов, в том числе среди разработок прошлых лет, и в нашем журнале не хватит полос, чтобы описать все. Водителю в первую очередь нужно учитывать рекомендации производителя и учитывать условия эксплуатации, а широкий ассортимент позволит каждому подобрать такие зимние грузовые шины, которые и закону будут соответствовать, и служить как надо. Главное – не забывать следить за состоянием покрышек, не занашивать до дыр и вовремя проводить необходимые манипуляции по профилактике и устранению «шинных болезней». Впрочем, это уже совсем другая история…

 

 

Похожие записи

Оставить комментарий