Покоряя высоту: тенденции рынка подъемного оборудования для строительства

     Первые вспомогательные грузоподъемные механизмы использовались еще при возведении пирамид в Древнем Египте. Сейчас технологии шагнули далеко вперед, и в распоряжении строителей множество эффективных и удобных решений: башенные, а также автомобильные краны, компактные подъемники. Ввиду строительного бума спрос на подобную технику крайне велик, и неудивительно, что сейчас производство подъемно-транспортного оборудования занимает самую крупную нишу машиностроения, беря на себя около 10 % всего мирового объема продукции. Спрос спросом, а что с предложением?

 

    К ведущим мировым производителям кранового оборудования относят американские компании Manitowoc Cranes, немецкие Terex Cranes, Liebherr, финскую Konecranes, японские Tadano, Kato Works, Kobelco Cranes, Hitachi Sumitomo и китайские XCMG, Zoomlion, Sany, Fuwa. Рынок башенных кранов во многом насыщают зарубежные поставщики: Германия, Китай, Италия, Япония и Южная Корея, а ведущим поставщиком строительных подъемников является Франция.

 

    На российском рынке при наличии достаточно большого числа производителей раньше превалировали иностранцы. Впрочем, в последние годы ввиду ряда геополитических и экономических факторов, в том числе изменения курса доллара, государственной политики импортозамещения и связанного с ней внедрения передовых технологий на отечественных производствах, ситуация начала меняться. Сыграл свою роль и злополучный перманентный кризис: предприятия из-за ухудшения финансового состояния утратили возможность приобретать дорогостоящее заграничное оборудование, в качестве альтернативы отдавая предпочтения российским образцам. Так, по оценкам экспертов, объемы импорта подъемной техники значительно сократились, и спад продолжается по сей день.

 

    Башню не снесло

 

    Если говорить о рынке башенных кранов, то на сегодняшний день фактически его половина занята отечественными производителями. Несмотря на то, что часть российских предприятий, созданных еще во времена СССР, перепрофилировалась, а то и закрылась вовсе, остались локомотивы отрасли, регулярно представляющие пользователям новые решения.

 

     Так, например, являющийся одним из крупнейших в России Ржевский краностроительный завод продолжает выпускать башенные краны различных типов. В настоящее время предприятие предлагает КБ-405 для строительства панельных домов, КБМ-401ПА с подъемной и балочной стрелами. Портальный кран КБМ-401ПА-40 г/п 10 т создан специально для облегчения процесса погрузки-выгрузки на железнодорожном транспорте, а мобильный кран-погрузчик КБМ-401ПА-41 г/п 8 т предназначен для работы на складах и полигонах.

 

     Кроме этого, вновь налажен выпуск кранов КБ-311 и КЛ-100 для малоэтажного строительства. И пусть на данный момент темпы и объемы производства совсем невелики, как известно, нет пределу совершенства. Было бы желание (и финансовые возможности, само собой).

 

       Еще один крупный отечественный поставщик ПТО, в том числе башенных кранов, – ГК «Уралкран», в состав которой входит Сухоложский механический завод, Луховицкий завод и VERTA. Сейчас в линейке предприятия четыре модели башенных кранов: два традиционных крана с оголовком максимальной г/п 8 и 10 т, и еще два – Flat Top крана максимальной г/п до 8 и 10 т. Максимальная высота подъема конструкций – до 69 м.

 

     Краны разработаны специально для эксплуатации в сложных климатических условиях при диапазоне температур от -30 до +40 °C. Благодаря модульной конструкции заказчик может выбрать конфигурацию крана, оптимально подходящую для выполнения конкретного спектра задач.

 

    Еще один крупный игрок на отечественном рынке – компания с молодым именем и зрелой историей. Речь идет о марке GIRAFFE – новом бренде Литейно-механического завода в г. Нязепетровск, существующего с 1747 года и выпускающего башенные краны более 66 лет. Продукция предприятия востребована на рынке: только в 2015 году доля поставок башенных кранов ЛМЗ составила 40 % от общего объема рынка с учетом импорта.

 

    В настоящее время Нязепетровский завод поставляет серию из шести моделей строительных безоголовочных кранов с максимальной г/п от 8 до 16 т и максимальной высотой подъема грузов до 80 м, а в приставном варианте – свыше 200 м. Классические башенные краны с оголовком представлены в заводской программе четырьмя моделями г/п 8-40 т. При возведении малоэтажных зданий на металлическом каркасе можно использовать две модели быстромонтируемых кранов максимальной г/п 3 и 5 т и максимальной высотой подъема груза – 17 и 27 м. Также на заводе производят портальные краны-погрузчики и козловые краны для промышленных предприятий, складских и терминальных комплексов.

 

ПОТАПОВ ВАЛЕНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЗАО «ИТЦ «КРОС»:

 

    За последние пять лет спрос на отечественные краны в России упал. Потребители из-за недостатка средств зачастую эксплуатируют башенные краны, выпущенные еще в СССР, а если покупают, то недорогие краны с истекшим сроком службы европейского производства – немецкие, французские, итальянские, испанские, а также новые китайские. Заводы башенных кранов в России выпускают несколько штук кранов в год по единичным заказам.

 

     Стреловые самоходные краны в России выпускаются в основном грузоподъемностью до 50 т., краны г/п  100 т выпускаются не каждый год и с использованием импортных узлов и заготовок. Краны г/п. 100, 120 т  и более с длинными стрелами (6-7 секций с гуськами), на которые в России  и сейчас устойчивый спрос, приобретаются за рубежом (новые краны европейских фирм).

 

    Краны мостовые и козловые в России в основном отечественного производства, но за последние пять лет их выпуск также уменьшился. Одной из причин является резкое уменьшение действующих заводов – основных потребителей мостовых кранов. Кроме того, у действующих предприятий в настоящее время нет средств для замены устаревших мостовых кранов, многим из которых уже более 50 лет.

 

    Впрочем, в ближайшее десятилетие производство подъемного оборудования будет развиваться в соответствии с общим развитием промышленности в России. При росте производства увеличится потребность  в кранах, у потребителей появятся оборотные средства, и они будут приобретать новые краны отечественного производства, которые дешевле импортных.

 

       Если говорить о существующих сейчас тенденциях, то в мировой практике жилищное строительство от крупнопанельного домостроения переходит к монолитному, в связи с чем большее распространение получают стационарные башенные краны с верхним поворотом  меньшей грузоподъемности (3 – 5 т) с длинными стрелами (до 70м). В России еще значительная часть жилья возводится с помощью передвижных башенных кранов с нижним поворотом грузоподъемностью 10 – 12 т, которые благодаря большей жесткости башни с расчалом обеспечивают лучшую производительность при монтаже панелей.

 

     Стреловые самоходные краны обеспечивают сооружение любых объектов. В мировой практике для строительства все более крупных объектов, в том числе АЭС, заводов-гигантов,  применяются мобильные краны, краны на гусеничном ходу, на многоосном спецшасси, краны с решетчатыми стрелами и с оболочечными телескопическими стрелами с одним гидроцилиндром выдвижения-втягивания секций, краны грузоподъемностью 900, 1200, 1500 т и более. Использование таких машин позволяет монтировать сооружения крупными блоками массой 1300 – 1500 т, что в сотни раз увеличивает производительность труда.

 

     Повышение производительности труда актуально для России, поэтому по мере развития промышленного производства в стране должно появиться упомянутое многообразие стреловых кранов. Для этого необходима модернизация кранового оборудования – применение современных редукторов и лебедок, улучшение канатно-блочных систем (высокопрочные канаты и соответствующие блоки), современных систем управления, повышение рабочего давления в гидросистемах.

 

     ЗАО «ИТЦ КРОС» предлагает продукцию, которая является современными решениями  для кранов-манипуляторов и других грузоподъемных устройств. Одним из направлений деятельности более десяти лет является выпуск широкой номенклатуры  приборов безопасности для грузоподъемной техники. Научный сектор проектирует и разрабатывает новые приборы и внедряет новые технологии, обеспечивающие высокие эксплуатационные свойства, надежность и качество наших приборов.

 

Автокраны: курс на экспорт

 

     Самой мобильной, а вместе с тем и функциональной и, как следствие, востребованной среди грузоподъемных машин является автомобильный кран. Если говорить об общей ситуации, то последнее время рынок падает в первую очередь за счет уменьшения доли иностранной техники. Впрочем, снижение объемов импорта идет на руку отечественным предприятиям, повышая конкурентоспособность продукции.

 

    За последние годы отечественный рынок автокранов совершил серьезный скачок вперед по своему технологическому развитию в связи с изменившимися требованиями и тенденциями в строительстве. Освоение многоосного шасси позволило нашим производителям поставлять конкурентоспособную продукцию, удовлетворяющую потребителей.

 

    Таким образом, благодаря своей невысокой стоимости в пересчете на валюту, а также хорошим техническим и эксплуатационным характеристикам российские краны укрепляются не только на родном, но и на зарубежных рынках. Так, по информации Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования «Росспецмаш», ежегодно на производственных мощностях отечественных предприятий строительно-дорожного машиностроения в 50 субъектах Российской Федерации выпускается продукция на сумму 60 млрд рублей. Свыше 20 % этой техники идет на экспорт, в том числе в страны с развитым машиностроением. Так, в течение последних лет автокраны активно поставляются в страны СНГ, Египет, Афганистан, Сирию, Уругвай, на Кубу, во Вьетнам, Польшу и Литву.

 

    В настоящее время Минпромторгом России совместно с «Росспецмашем» разрабатывается проект Стратегии развития отрасли строительно-дорожного машиностроения до 2030 года. Директор «Росспецмаша» Алла Елизарова сообщила СМИ, что основной акцент в документе будет направлен на развитие экспортного потенциала машиностроителей. Поэтому в качестве мотивационных мер власти планируют оказывать первостепенную поддержку заводам, поставляющим технику за рубеж и готовым наращивать объемы. Об этом сообщил и глава Минпромторга Денис Мантуров, также посоветовал предприятиям привлекать возможности Российского экспортного центра. «В частности, речь идет о таких мерах, как компенсация затрат на логистику, на отгрузку продукции на внешние рынки, а самое главное – это компенсация ваших затрат на сертификацию кранов для зарубежных рынков. Для того чтобы вы были адаптированными, мы готовы оказывать вам всяческую финансовую поддержку», – заявил Денис Мантуров.

 

    Первые ласточки уже вылетели из гнезда. Так, 20 марта ОАО «Автокран» из Иваново, на долю которого приходится порядка 40 % отечественного рынка, отгрузил автокран г/п 25 т на шасси КАМАЗ-65115 в Республику Армения. Первый «Ивановец» в рамках новой экспортной стратегии предприятия, заявленной в конце 2017 года, был отправлен в начале марта в Грузию.

 

    По словам председателя Совета директоров Ивановского машиностроительного завода «Автокран» Игоря Кульгана, в 2017 году на предприятии произведено 365 единиц техники, планы на 2018 год – 600 единиц, на 2019 год – 890. Задача на перспективу – к 2020 году до 30 % продукции завода продавать на внешнем рынке.

 

    Но вернемся к отечественному рынку. На втором месте с объемами реализации 20 % разместился Клинцовский автокрановый завод, на третьем с 10 % – Галичский автокрановый завод. Объемы производства завода «Газпром-кран», а также продукция Челябинского механического завода и автокраны Ульяновского механического завода №2 составляют суммарно еще примерно 10 % отечественного рынка.

 

    Быстрее, выше, грузоподъемнее

 

   В чем же причины популярности наших кранов? Во-первых, они монтируются на серийное шасси «КамАЗ», «МАЗ» и «Урал», а это, согласитесь, значительно облегчает обслуживание и ремонт. Во-вторых, у всех отечественных производителей есть хорошо развитая сеть сервисных центров, программы послепродажной поддержки покупателя, сервисные интернет-порталы, организованные аналогично имеющимся у ведущих западных компаний, что также располагает пользователя.

 

    Да и производство не стоит на месте. Компании все чаще выпускают модернизированные, а то и принципиально новые образцы, способные составить достойную конкуренцию современным заграничным кранам. Так, уже упомянутый выше ОАО «Автокран» из Иваново недавно запустил в серийное производство две модели автокранов г/п по 25 т, а затем продемонстрировал еще четыре новые – с г/п 35 и 40 т. Галичский завод представил рынку линейку кранов, базирующихся на различном шасси, с г/п 70 т. Специалисты усовершенствовали систему управления крановой установкой, укомплектовав ее шестеренными и аксиально поршневыми насосами. 

 

    Кроме этого, накануне в Кемерово на конференции «Новое поколение автомобильных кранов Челябинец «Серия Плюс» производства ОАО «ЧМЗ» была представлена новая разработка Челябинского завода – автокран КС-55732-21 на шасси КАМАЗ-43118 г/п 25 т со стрелой 21,7 м.

 

    Линейка 25-тонных автокранов ЧМЗ нового поколения «Серия Плюс» представлена машинами с тремя длинами стрел – 21,7 м, 28,1 м и 33 м. Все эти крановые установки могут комплектоваться противовесами массой до 5,4 т, благодаря чему можно в значительной степени улучшить грузо-высотные характеристики. При этом модель КС-55732-21 способна без проблем передвигаться по дорогам общего пользования даже с установленным на нижней раме однотонным противовесом. Инженеры ЧМЗ также предусмотрели запас по массе крановой установки, благодаря чему налипшая на шасси грязь не станет причиной перегруза, что особенно важно с учетом новых правил движения по дорогам общего и федерального назначения.

 

    Кроме этого, ОАО «ЧМЗ» в настоящее время поставляет на рынок автокраны грузоподъемностью от 16 до 50 т, а также гусеничные краны ДЭК грузоподъемностью от 25 до 100 т (включая новинки грузоподъемностью ДЭК-361, ДЭК-501, ДЭК-801) и специальную технику.

 

     Впрочем, если в сегменте малой и средней грузоподъемности превалируют отечественные краны, то рынок «тяжеловесов» представлен преимущественно зарубежными образцами. В настоящее время на нем лидируют китайские компании XCMG, Zoomlion, Sany, немецкий концерн Liebherr с 13 %. Среди российских компаний на данный момент автокраны грузоподъемностью 60 и 80 т выпускает только ОАО «Автокран» из Иваново и ГАКЗ, автокраны грузоподъемностью 70 т – и вовсе только ГАКЗ.

 

    Иностранцы на русских стройках: импорт подъемников в 2017 году

 

     Но если среди кранов как башенных, так и автомобильных, на российском рынке пальма первенства в последнее время все-таки остается за отечественными производителями, то в сегменте строительных подъемников ситуация складывается иначе. Здесь преобладает импорт, и за последние два года иностранцев на русской земле, а точнее, на стройках стало только больше.

 

   Чтобы не быть голословными, обратимся к цифрам и фактам. Все данные предоставлены компанией ID-Marketing (www.id-marketing.ru), завершившей исследование российского рынка строительных подъемников в 2017 году.

 

     Так, согласно оценке ID-Marketing, в 2017 году общий объем импорта подъемников вырос в 2,16 раз, составив 1521 единицу техники против 702 единиц в 2016 году.

 

     Ведущей страной-производителем ввозимых подъемников за весь рассматриваемый период в Россию выступает Франция. В 2017 году поставки техники французского производства выросли на 33,6 % в натуральном исчислении. Примечательно, что в 2017 году значительно увеличилась доля техники китайского производства: прирост составил 256,4 %! Вероятнее всего, такие показатели связаны с более низкой стоимостью и доступностью подъемников из КНР.

 

     За 2016 – 2017 год практически половина ввезенных подъемников в натуральном исчислении пришлась на технику марки Haulotte. В 2016 году доля подъемников Haulotte составила 58,5 %, но в 2017 году бренд значительно сдал свои позиции, заняв 42,7 %. Объем импорта бренда возрос на 41,3 %. При этом колоссальные показатели прироста продемонстрировал бренд JLG: доля техники марки в 2017 году составила 29,12 % в противовес 12,2 % в 2016, а объем импорта бренда возрос в 5,15 раза!

 

     По оценке ID-Marketing, на данный момент основное предложение на подъемники представлено в регионах Центрального округа. Аналогично распределению поставок импортной техники в большинстве других сегментов, ввоз подъемников осуществляется в основном в три региона России – Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Для успешного развития региональных рынков и повышения популярности подъемников в стране необходимо не только предоставление техники в аренду, но и наличие высокого качества сервиса, что зачастую требует финансовых вложений.

 

    Основу импорта подъемников в Россию за анализируемые два года составляют ножничные подъемники. В 2017 году импорт данного вида подъемников вырос на 143,6 %, а их доля составила 67,1 %.

 

    Таким образом, если говорить об импорте строительных подъемников в 2016 и 2017 годах, картина получается следующая:

 

 

 

2016 г.

2017 г.

Марки

шт.

шт.

HAULOTTE GROUP

457

646

JLG

86

443

GENIE INDUSTRIES

32

143

Прочие

127

289

 

 

 

Виды

шт.

шт.

Ножничный подъемник

419

1021

Коленчатый подъемник

Похожие записи

Оставить комментарий