Горячая пора: средства эффективной борьбы с лесными пожарами

Лесной пожар – стихийное бедствие, характеризующееся неуправляемым горением, охватывающим широкие зоны лесных массивов, а также способное нанести очень серьезный ущерб природе. Конечно, регулярная профилактика поможет минимизировать риски, но полностью ликвидировать возможность возникновения возгорания невозможно. И тогда избежать многочисленных экономических потерь поможет своевременное тушение, главное – использовать эффективную тактику борьбы с огнем.

Лето – в буквальном смысле слова горячая пора для лесопожарных служб. Согласно статистике, большая часть возгораний в лесных массивах приходится на июнь – июль. Более 75 % возгораний характерны для сибирских лесов: именно там преимущественно произрастают хвойные породы, богатые маслами. Так, по последним данным, полученным от руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Ивана Валентика, сумма ущерба от лесных пожаров в регионах России в 2018 году уже превысила 2 млрд рублей.

  «Если говорить об ущербе текущего года, пока сумма предварительно оценивается в чуть более 2 млрд рублей по России в целом. Для сравнения: за прошлый год совокупная сумма ущерба была около 25 млрд рублей. Соответственно, за предыдущие годы она была в районе 50 – 60 млрд рублей. Однако пока еще рано подводить итоги, обычно это происходит в ноябре», – сообщил Валентик журналистам во время проведения Национального лесного форума.

   В настоящее время пожарами охвачена значительная часть лесов Западной Сибири. К примеру, по данным ФБУ «Авиалесоохрана» на 27 июня, на территории Российской Федерации действовало 107 лесных пожаров на площади 17 620 га. Из них 44 пожара на землях лесного фонда на площади 9 146 га в Красноярском крае, 21 пожар на землях лесного фонда на площади 3 557 га в Иркутской области, пять пожаров на землях лесного фонда на площади 2 433 га в Республике Тыва. На тушении было задействовано 2 036 человек и 297 единиц техники. На авиационном мониторинге и тушении – 104 воздушных судна. Режим ЧС был введен в 3 субъектах Российской Федерации: на всей территории Красноярского края, в двух муниципальных районах Республики Саха (Якутия), а также в одном муниципальном районе Иркутской области.

   И июль, судя по всему, будет не менее жарким во всех смыслах. Согласно разработанному ФБУ «Авиалесоохрана» предварительному прогнозу пожарной опасности в лесах Российской Федерации на июль 2018 года, повышенная вероятность превышения среднемноголетних значений параметров пожарной опасности ожидается на территории пяти федеральных округов: Центрального, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного.

   При этом в центральной России в зоне риска оказались все территории Брянской, Курской, Белгородской, Орловской, Калужской, Смоленской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Рязанской областей. Плюс южная часть Тверской области, а также все Подмосковье за исключением восточной части.

    Пожарным остается только готовиться и встречать огонь во всеоружии. Что же должно быть в арсенале борцов с огнем в лесах?

 

Специальные борцы с огнем

 

Начнем с того, что тушение источников огня в лесных массивах и на открытых пространствах отличается от аналогичной деятельности в условиях города или сельских поселений и в связи с этим имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при выборе специального оборудования для   ликвидации пожаров.

   В первую очередь играет роль факт отсутствия вблизи очага возгорания источников воды, что требует использования переносных установок и мобильных пожарных модулей с собственной встроенной емкостью. Если расстояние до источника воды очень велико, возможно подключение установок высокого давления через удлинители.

   Подачу воды и проведение необходимых работ для профилактики возгораний в лесах осуществляют лесопожарные агрегаты, куда входят лесохозяйственные тракторы типа модели 1.4Б, агрегаты серии и модули типа ЛПМ-2,2 для ликвидации лесных низовых возгораний, создания минерализованных заградительных полос и полос профилактического выжигания. Гусеничные лесопожарные тракторы создают полосы для заграждения и локализации огня, в том числе путем создания минерализированных полос и нанесения жидких составов и пены для тушения огня, в некоторых случаях – в качестве насосных станций. Наиболее распространенными моделями являются ТЛП-4МЛХТ-100А-12ЛТЛ-100А и другие.

 

   Вообще же выбор оборудования и тактики тушения во многом зависит от выбранного метода, коих выделяют два – прямой и косвенный (он же упреждающий). Если можно потушить непосредственно кромку пожара или создать у нее заградительную полосу, то применяется первый способ. Косвенный метод целесообразен в том случае, если нужно отдалить пожарную бригаду от кромки пожара из-за его
интенсивности, если нужно выбрать оптимальное место для создания заградительной или опорной полосы либо сократить ее длину и уменьшить время, затраченное на ее создание.

   В процесс тушения лесного пожара выделяют следующие стадии:
 

–Остановка распространения кромки пожара. 

–Локализация пожара.

 – Дотушивание очагов горения, оставшихся внутри пожарища.

– Окарауливание. 

  Для тушения пожаров в природной среде активно используются как основные пожарные машины, так и специальные лесопожарные машины на базе вездеходов и тракторов, отличающиеся повышенной проходимостью и большим запасом пожарных рукавов. Использование данной техники за счет наличия лебедки, большого дорожного просвета, укороченной базы обеспечивает доступ пожарных подразделений к пожару в условиях бездорожья, сложного рельефа. Обычно лесопожарные машины оснащены дополнительным топливным баком и отсеком для складирования ручного пожарного инструмента.

   Также широкое применение сейчас нашли различные навесные, прицепные и переносные устройства и оборудование для борьбы с огнем. Они подразделяются на следующие группы:

а) Почвообрабатывающие орудия, применяемые для прокладки заградительных и опорных минерализованных полос: плуги однокорпусные (ПКБ-75, ПБН-75); плуг лесной полосной ПЛН-135; плуг-канавокопатель ПКЛН-500А; фреза лесная ФЛУ-0,8; бульдозерная установка Д-271; плуг конный ПГ-25.

б) Машины, применяемые для прокладки заградительных минерализованных полос: бульдозер Д-533; полосопрокладыватель ПФ-1.

в) Орудия, применяемые для прокладки канав: канавокопатель ЛКН-600.

г) Машины и оборудование для тушения пожаров водой:

  • пожарные автоцистерны типа АЦ-30(66) и АЦ-40;
  • АЦЛ-147 – автоцистерна лесопожарная на шасси автомобиля ГАЗ-66;
  • МЛ-1/0,75 – мотопомпа лесопожарная малогабаритная переносная;
  • пожарные мотопомпы: переносные типа МП-600А,МПН-800/80 или прицепные типа МП-1600, МП-16, «ГЕЙЗЕР». Мотопомпы разделяют на два вида: малогабаритные массой до 25 кг, переносимые одним человеком, и средние массой до 80 кг, перевозимые к водоисточнику на транспорте.
  • пожарные насосы МНПВ-90/300, ММП-2400С, навесные типа НШН-600М;
  • МДП-0,2 – мотопомпа легкая лесопожарная плавающего типа;
  • МЛВ-1 – мотопомпа лесопожарная высоконапорная.

д) Специальные лесопожарные агрегаты для тушения пожаров водой и огнетушащими химикатами:

  • цистерна пожарная лесная тракторная ЦПЛТ-2;
  • лесопожарный комплект оборудования ЦОС, мягкая емкость для доставки воды к местам лесных пожаров РДВ-1500, лесопожарный катер ЛС-52А;
  • ВППЛ-149 т – вездеход пожарный лесной.

е) Специальные лесопожарные агрегаты комплексного действия:

  • лесная автоцистерна АЦЛ-3(66)-147;
  • лесопожарный агрегат ТЛП-55;
  • лесной противопожарный вездеход ВПЛ-149;
  • ТЛП-4 трактор лесопожарный;
  • (Т-150К)-177 и – агрегат на базе трактора Т-150К, гусеничная пожарная машина ГПМ-10, трактор лесопожарный МСН-10 ПМ, пожарная машина на гусеничном шасси ЛХТ-100А-12

ж) Ранцевые огнетушители-опрыскиватели:

  • ранцевый лесной опрыскиватель РЛО-М;
  • огнетушитель ранцевый ОРМ-1;
  • химический опрыскиватель ОРХ-3;
  • ранцевый пневматический огнетушитель РООП-4А;
  • ранцевый опрыскиватель ОР;
  • ОЛУ-16 огнетушитель лесной универсальный для воды, растворов огнетушащих солей, эмульсий, пенообразователей и огнетушащих порошков.

з) Грунтометы:

  • ГТ-3 – грунтомет тракторный лесопожарный на базе Т-150К.
  • АЛФ-10 – агрегат лесопожарный фрезерный на базе МТЗ-82.

и) Установка для получения и подачи газонаполненной пены компрессионным способом УГНП, предназначенная для получения и подачи пены низкой и средней кратности при тушении пожаров без использования пеногенераторов. Оборудование представляет собой мотонасосный агрегат, смонтированный на несущей раме и закрытый защитными кожухами. Также выпускаются и агрегатные варианты, предназначенные для установки в отсеках пожарных автомобилей, пожарных автомобилей повышенной проходимости и на гусеничной технике.

к) Пожарная автонасосная станция ПНС-100 (43114)-50ВР. Техническое средство предназначено для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

л) Комплексы пожарный насосно-рукавный модульный «Шквал», предназначен для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения (далее ПТВ), оборудования для подачи и откачки больших объе

мов воды. Производительность насосного модуля достигает 400 л/с, что является очень высоким показателем для пожарных автомобилей.

Забор воды осуществляется практически из любых водоисточников даже труднодоступных.

Комплекс состоит из:

– автомобиля специального с погрузочно-разгрузочным оборудованием типа “мультилифт” для перевозки различных модулей;

– насосного модуля контейнерного типа с погружными насосами, перекачивающим насосом и дизельным двигателем;

– пожарного лафетного ствола ЛС(Д)-В330Уш.

   В качестве перспективной пожарно-спасательной машины для работы в труднопроходимой заболоченной местности предлагается использовать шасси тяжелого снегоболотохода ТТМ-6901 ГР, в том числе и для создания пожарно-спасательных роботизированных комплексов тяжелого класса.

м) Снегоболотоход гусеничный двухзвенный ТТМ-4902АСМ с аварийно-спасательным, пожарным и медицинским оборудованием (аварийно-спасательная машина на базе двухзвенного гусеничного снегоболотохода АСМ-ГД) предназначена для:

  • транспортировки в условиях бездорожья,с преодолением на плаву небольших водных преград, личного состава подразделений поисково-спасательных формирований, аварийно-спасательного и пожарно-технического вооружения к месту ЧС;
  • обеспечения комфортных условий жизнедеятельности личного состава подразделений поисково-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных операций в экстремальных погодных условиях, в том числе в районах Крайнего Севера и Арктики.

  Особенностью этой машины является ее высокая проходимость, которая обеспечивается активными гусеничными движителями обеих звеньев и наличием трех степеней свободы (с возможностью блокировки) в поворотно-сцепном устройстве: поворот в горизонтальной плоскости, поворот относительно продольной оси машины, поворот звеньев относительно друг друга в вертикальной плоскости. Машина уверенно передвигается по болотам всех типов, в отличие от обычных вездеходов может взбираться на крутой берег, сплавины, преодолевать рвы, овраги и другие сложные участки на пересеченной местности. Зацепившись хотя бы одной гусеницей за небольшой участок опоры, машина может выходить из самой затруднительной ситуации на бездорожье. Проходимость по болотам и снежной целине дополняется плавучестью.

н) Колесный вездеход ТТМ 3930АСМ, изготовленный на шасси колесного вездехода ТТМ 3930 и представляющий собой трехосную машину высокой проходимости с шинами низкого давления.

В кузов вездехода встроены два отсека, в которых размещено аварийно-спасательное оборудование. Отсеки закрыты снаружи крышками, обеспечивающими доступ снаружи к оборудованию. Внутри кузова посредине организован проход, соединяющий кабину с отделением расчета, где также расположено оборудование.

  Машина предназначена для:

  • транспортировки в условиях бездорожья, личного состава подразделений поисково-спасательных формирований, аварийно-спасательного и пожарно-технического вооружения к месту ЧС;
  • обеспечения комфортных условий жизнедеятельности личного состава подразделений поисково-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных операций в экстремальных погодных условиях, в том числе в районах Крайнего Севера и Арктики.

о) Воздуходувка – опрыскиватель EFCO 2090

   При тушении устойчивых низовых лесных пожаров в летний период очень эффективно водно-воздушное тушение. Для этого в комплект воздуходувки EFCO 2090 входит емкость для воды. При работе воздуходувки вода подхватывается воздушным потоком и подается на кромку пожара в распыленном виде, где мгновенно происходит подогрев капель до температуры кипения и превращение их в пар. Для перевода в пар 1 л воды из зоны горения отбирается около 540 ккал теплоты. С 1 л воды образуется около 1680 л пара, который снижает концентрацию кислорода в зоне горения до величины, меньше критической (14%), способствуя прекращению пламенного горения. Расход воды – 5 – 6 л на 100 м кромки;

п) Авиационная техника;

   В настоящее время авиационная техника в России используется для решения следующих задач: обнаружение лесных пожаров; тушение пожаров; прокладка заградительных полос; высадка пожарного десанта; искусственное вызывание осадков.

Для этих целей используют:

– самолеты: лесопожарный самолет ИЛ-76П с двумя съемными резервуарами общим весом 40 т, самолет-амфибия Бе-200ЧС, АН-2, АН-2В. АН – 26П, АН-32П.

– вертолеты МИ-6, МИ-8 с подвесными выливными устройствами; модульный вертолетный комплекс МВК-2 для внешней подвески вертолета МИ-17 (МИ-8МТВ, КА-32); модульный вертолетный комплекс МВК-8 для внешней подвески вертолета МИ-26; подвесные емкости П1-00 объемом 1000 л; комплекс сливной вертолетный КСВ-1 для внешней подвески вертолета МИ-8.

– беспилотные летательные аппараты для мониторинга лесопожарной обстановки.

  Наиболее эффективным при тушении верховых пожаров является применение противопожарных самолетов Ил-76 ТД с выливным устройством ВАП-2 (42 т огнетушащего вещества) и Бе-200ЧС.

Аграрии приходят на помощь

   Немаловажную роль играет тот факт, что наиболее близко расположенными к очагам возгорания оказываются сельскохозяйственные предприятия, имеющие в распоряжении различную технику, которую можно использовать для ликвидации лесных и торфяных пожаров. К наиболее часто применяемым машинам такого типа относятся:

– Полуприцепные к трактору ДТ-75 и торфяные машины, состоящие из рамы, каткаемкости (5200 л) и системы водообеспечения, применяются для прочистки трубчатых мостов.

– Пожарные цистерны емкостью 5000 10000 л совместно с тракторами типа МТЗ. Они используются для ликвидации пожаров в труднодоступных для других видов техники местах.

– Поливомоечные машины используют самостоятельно для тушения низовых пожаров или для подвоза воды.

– Разбрасыватели жидких удобрений РЖУ, РЖТ, РЖ можно использовать для подвоза воды к месту пожара. В настоящее время РЖТ комплектуют специальными насадками для подсоединения напорных пожарных рукавов.

Перспективной является также техника с использованием быстротвердеющей пены (БТП) на базе АЦ-40, на прицепе от мотопомпы МП-1600, на ручной тележке.

Одним из новых эффективных способов локализации и тушения лесных пожаров является применение взрывных и ударных волн, которые впервые были использованы для тушения нефтяных скважин. Для этих целей перспективным является использование эластичных накладных шланговых зарядов типа ПЖВ-20 и ЭШ-1П.

   Опыт тушения лесоторфяных пожаров многих компаний также показывает, что в решении данных вопросов можно использовать полевые магистральные трубопроводы (ПМТ), основанные на оснащении Вооруженных Сил Российской Федерации. Впервые в отечественной практике наиболее масштабно их использовали в августе 1972 г. при ликвидации массовых пожаров в центре и на востоке европейской части страны, где лесные и торфяные пожары распространились на огромную территорию (Московская, Рязанская, Владимирская, Нижегородская и другие области).

    Трубопроводные части оснащены комплектами ПМТ с условными диаметрами труб 100,150 и 200 мм, предназначенных для транспортировки светлых нефтепродуктов (при необходимости – нефти и воды) в полевых условиях на большие расстояния. Каждый комплект представляет собой инженерно-технический комплекс, состоящий из труб, средств перекачки и другого оборудования, с помощью которого можно развернуть магистральную линию или необходимое количество локальных линий суммарной протяженностью до 150 км. Для ПМТ характерны: высокая скорость монтажа и использование в любых географических условиях. Сборно-разборная конструкция полевых трубопроводов позволяет оперативно перемещать комплекты ПМТ (полностью или по частям) всеми видами транспорта, быстро развертывать их на выбранных направлениях, вести перекачку воды до выполнения задачи и демонтировать. При этом темп развертывания линий трубопровода зависит от количества персонала и транспортных средств. Для оперативных расчетов принято считать, что команда из десяти человек за 1 ч монтирует 1 км. Трубопровода диаметром 150мм или 1,2 км диаметром 100мм.

   Если говорить о тенденциях, то в последние годы ряд пожарных автоцистерн АЦ3.0-4/2(43206), лесопожарный трактор ЛХТ-100а-12 стали оборудовать двухступенчатым центробежным насосом, развивающим давление до 400м при расходе воды через ствол-распылитель 2 л/с. Данная мера позволяет существенно увеличить эффективность и скорость  тушения лесных пожаров.

    Но не случайно говорят, что лучшее лечение – это профилактика. Так и для предупреждения разрастания площади пожара нужна эффективная и своевременная разведка, важно согласованно эксплуатировать космические, наземные и авиационные ресурсы. И, конечно, соблюдать правила поведения в лесу и помнить, что осторожность – залог безопасности.

 

Похожие записи

Оставить комментарий

10 + восемнадцать =