Перспективы и реалии освоения российского морского шельфа

Сейчас, когда месторождения нефти на суше постепенно истощаются, все больше внимания концентрируется на шельфовых проектах. На шельфе морей России сосредоточено около 45% нефтегазовых ресурсов всего шельфа Мирового океана. Но при всей своей перспективности добыча шельфовой нефти, особенно находящейся в арктической зоне, – процесс крайне сложный, требующий применения уникальных, дорогостоящих технологий и оборудования. Поскольку в условиях санкций доступ к зарубежным образцам ограничен, нужно обходиться своими силами. Власти возлагают большие надежды на импортозамещение, но что мы имеем в реальности?

   В настоящее время государство рассматривает арктические и морские проекты в качестве стимула для развития российской экономики. По прогнозам Министерства энергетики, ожидается рост морской нефтедобычи до 26 млн тонн (на 17% по сравнению с показателями 2016 года). К 2035 году в России на шельфе ожидается добыча порядка 80 млн тонн.

   Такие данные были озвучены на прошедшей 12-15 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге на XIII международной конференции по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ (RAO/CIS Offshore). Это крупнейшее отраслевое мероприятие регулярно раз в два года объединяет представителей органов государственной власти, отечественных и зарубежных нефтегазовых компаний, ведущих ученых и специалистов для обсуждения важнейших аспектов освоения морских запасов углеводородов.

    Свое начало шельфовый форум берет в 1993 году, когда резко возрос интерес к освоению нефтегазовых ресурсов Арктики и стартовали работы по Приразломному и Сахалинским проектам. Основная цель RAO/CIS Offshore на сегодняшний день – построение продуктивного диалога между государством, лидерами нефтегазовой промышленности и ведущими экспертами по вопросам освоения углеводородного потенциала российского континентального шельфа. В прошедшем в 2017 году форуме приняли участие более 300 компаний, включая «Газпром», «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Севмаш», «Газфлот», Крыловский государственный научный центр, Судостроительный комплекс «Звезда», Aker Solutions, DNV GL, General Electric Oil&Gas, KBR, Kvaerner, Siemens, TechnipFMC.

   Для того, чтобы шельфовые проекты развивались, государство поддержит компании льготами. Такую информацию сообщил во время форума заместителя министра энергетики Кирилла Молодцова. По его словам, органы власти будут создавать особые условия для компаний, реализующих низкорентабельные проекты, даже если себестоимость их разработки достигает $70-80 за баррель. Увлеченность государства мегапроектами на Крайнем Севере, по-видимому, связана прежде всего с вопросами безопасности, «демонстрацией флага» – военного и хозяйственного присутствия России в Арктике. К слову, уже сейчас проекты на Каспии и в Печорском море реализуются благодаря значительным льготам.

    Особый интерес как для компаний, так и для государства представляет арктическая зона. Сейчас Россия вступает в принципиально новый этап освоения Арктики и континентального шельфа, как подчеркнул академик РАН Алексей Конторович. Так, уже появилась серьезная геологическая база, которую, безусловно, придется совершенствовать, но уже сейчас разработка шельфа перестала быть «фантастическим» проектом, как это многим казалось еще полтора десятилетия назад.

«Роснефть» и арктические планы

Пионером освоения российского шельфа является ПАО «НК «Роснефть». Сегодня Компания является крупнейшим недропользователем на российском шельфе: на 01 января 2017года ПАО «НК «Роснефть» владело 55 лицензиями на участки в акваториях арктических, дальневосточных и южных морей России. Ресурсы углеводородов по этим участкам оцениваются в 41,5 млрд тонн нефтяного эквивалента. Также компания реализует шельфовый проект в Черном море у берегов Республики Абхазия, ведет разведку и добычу углеводородов на шельфе Вьетнама, участвует в проектах на шельфе Норвегии, Мозамбика и Венесуэлы.

Основные регионы местоположения лицензионных участков ПАО «НК «Роснефть»:

  • Западная Арктика — Баренцево, Печорское и Карское моря (19 проектов) 
  • Восточная Арктика — море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря (9 проектов) 
  • Дальний Восток — Охотское и Японское моря (20 проектов) 
  • Южные моря России — Черное, Азовское и Каспийское (8 проектов) 
  • Шельфовыми проектами заинтересованы все крупнейшие игроки российского нефтегазового рынка. Так, одним из лидеров в данной области является «Роснефть».

   Благодаря проведенным в последние годы «Роснефтью» геологоразведочным работам на российском континентальном шельфе, на баланс поставлены 30 млн тонн нефти и 400 млрд м3 газа.

 

     Для компании этот регион имеет особое значение. Согласно ранее озвученным планам, в ближайшие пять лет компания собирается вложить в освоение российского континентального шельфа около $8,4 млрд. Несмотря на санкции, в 2017-2019 годах «Роснефть» планирует провести геологоразведочное бурение в Черном и Баренцевом морях, продолжить начатое весной 2017 года бурение в море Лаптевых. Так, по словам вице-президента компании Андрея Шишкина, введенные в отношении России санкции стимулируют российские компании к реализации собственных проектов и созданию собственных технических средств для шельфа.

   В настоящее время «Роснефть» на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта создает уникальный судостроительный кластер, ядром которого станет завод «Звезда». Согласно оценкам, капиталовложения в строительство современного судостроительного комплекса составят 145,5 млрд руб. В ходе реализации морских проектов компания оценила свои потребности в судах обеспечения и сопровождения буровых работ, определила основные типы судов и морских сооружений. Роснефть как крупнейший заказчик оборудования для шельфа и заинтересована в локализации новых технологий и современных производств.

«Газпром» на арктическом шельфе

Еще один гигант нефтегазового рынка, компания «Газпром», владеет 38 лицензиями на участки шельфа Баренцева, Карского и Охотского морей. Первый проект, реализованный «Газпромом» как оператором, – Киринское месторождение на шельфе Сахалина. На данный момент это единственное газоконденсатное месторождение России, эксплуатация которого осуществляется с применением подводно-добычного оборудования. Газ идет в Приморский край и на север Сахалина. До ввода крупных промышленных потребителей газа в Дальневосточном федеральном округе добыча на Киринском ведется с перерывами. За I квартал 2017 года на месторождении извлечено 368  млн м3 газа и 62 тыс. тонн конденсата.

  На начало 2017 года запасы «Газпрома» на шельфе России подсчитаны для 23 месторождений, составляя по газу по категориям АВ1С1 – 7,7 трлн м3, В2С2 – 2,3 трлн м3, конденсата АВ1С1 – 199,1 млн тонн, В2С2 – 34,7 млн тонн, запасы нефти (в основном Приразломное и Долгинское месторождение) АВ1С1 – 61 млн тонн, В2С2 – 251,8 млн тонн. Всего на шельфе с 1995 года «Газпром» открыл десять новых месторождений, из которых как уникальные по запасам числятся Северо-Каменномысское, Каменномысское-море и Южно-Киринское. Одно из последних открытий – Южно-Лунское, обнаруженное в 2016 году бурением поисковой скважины Южно-Лунская-1. Начальные геологические запасы газа актива – 51,4 млрд м3.

     По словам заместителя председателя правления «Газпрома» Голубева, главные открытия на шельфе у России впереди. Для геологоразведки компания планирует до 2030 года заказать около 20 судов. Сейчас ее спецфлот насчитывает 12 единиц и четыре буровые установки, ведется строительство двух судов для работы на шельфе. У компании несколько опорных пунктов поддержки арктических проектов: основная береговая база обеспечения бурения в Мурманске, вспомогательные – в портопункте Ямбург и поселке Варандей.

    До 2032 года у компании в приоритетах формирование и поддержание производства в трех основных добычных центрах: Арктическом – Приразломное, Обско-Тазовском – Каменномысское-море и Северо-Каменномысское, а также Сахалинском – Киринское и Южно-Киринское месторождения.

    Первоочередным активом, который планируется обустроить и ввести в эксплуатацию, является самое крупное газовое месторождение – Каменномысское-море (запуск в промышленную разработку запланирован на 2025 год). На начальном этапе месторождение будет осваиваться с помощью ледостойкой платформы с добычей в объеме 15 млрд м3 газа в год. Затем планируется ввести в разработку Северо-Каменномысское – второе по запасам углеводородного сырья в регионе.

Каспийские и балтийские разработки ЛУКОЙЛа

   ЛУКОЙЛ занимается развитием Северо-Каспийского региона. В рамках данного проекта предполагается строительство около 30 платформ. В ближайших планах компании – запуск новых очередей проектов месторождений им. Ю. Корчагина и В. Филановского (2017-2019 годы), введение в промышленную эксплуатацию Ракушечного – после 2020 года, им. Кувыкина – после 2025 года, 170 км – после 2030 года.

 Также ЛУКОЙл планирует разрабатывать открытое в 2001 году Ракушечное месторождение с начальными извлекаемыми запасами 38 млн тонн нефти и 40 млрд м3 газа. Ракушечное расположено по соседству с месторождением им. В. Филановского, активно разрабатываемого с осени 2016 года. Инвестиции в проект уже превысили 156 млрд руб. Филановское – центральное звено освоения Каспийского нефтегазоносного региона. С вводом в эксплуатацию второй очереди обустройства (в 2017 году предполагается завершение строительства инфраструктуры) добыча на выйдет на проектный уровень 6 млн тонн.

   Продолжает разрабатываться введенное в эксплуатацию в 2010 году месторождение им. Ю. Корчагина. Накопленная добыча уже составила 7,4 млн тонн нефти (максимальный уровень составляет 1,5 млн тонн в год), а инвестиции превысили 100 млрд руб. В 2018 году предполагается запуск второй очереди, включая строительство блок-кондуктора и бурение семи эксплуатационных скважин для поддержания уровня добычи.

    Еще одно направление разработки морских акваторий для ЛУКОЙЛа – Балтика. Недавние открытия привели к существенному увеличению запасов компании в этом регионе (до 30 млн тонн). Было обнаружено четыре месторождения: D-6 Южное, D-29, D-33 и D-41. Помимо разрабатываемого с 2004 года Кравцовского месторождения, самое интересное – D-33. ЛУКОЙЛ завершил разведку актива, уточнив геологическое строение: принадлежащий ВИНК участок оказался частью большой нефтеносной структуры. Компания ведет подготовку к эксплуатационному бурению на месторождении D-41 (на 2019 год намечено завершение строительства объектов разработки) и прорабатывает планы освоения соседних активов.

А что у нас?

   В настоящее время наиболее проблемными в нефтегазовом секторе являются сферы технологий разведки и разработки месторождений на шельфе, а также горизонтального бурения и методы воздействия на низкопроницаемые пласты. Сложность заключается в том, что пока у нас с практически нет собственных мощностей по строительству самоподъемных и полупогружных буровых и добычных платформ, подводных добычных комплексов, оборудования для проведения сейсморазведки 3D, а из-за санкций зарубежные решения стали недосягаемы.

   Согласно Государственной программе по импортозамещению, содержащей краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, к 2020 году планируется значительно развить отечественные технологии для работы на шельфе и избавиться от импортозависимости. По словам Министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, на данный момент уже разработаны 20 отраслевых планов, включающих 2000 наиболее приоритетных позиций по импортозамещению, суммарная заявленная стоимость проектов которых превышает 2,5 трлн рублей.

Сейчас доля использования «чужой» буровой техники, роторных управляемых систем, навигационного оборудования определения положения бурового инструмента равняется 83 %. Правда, в области породоразрушающего и бурильного инструмента цифра уже не столь критична – 60 %. А вот на интегрированном сервисе строительства скважин вновь лидируют зарубежные производители. Сейчас в области прикладного и инженерного программного обеспечения заимствование составляет 90 %, а в сфере автоматических систем управления производством так и вовсе 91 %.

    Тяжело обстоят дела и с технологиями и оборудованием, необходимым при разработке трудноизвлекаемых запасов. Это относится и к геологоразведке, и к геофизике, и к бурению скважин, и, само собой, к шельфовым проектам. Плавучие буровые установки и суда, подводные добычные комплексы, подвесное устьевое оборудование, специализированные суда – все, что требуется для работы в арктических условиях, преимущественно зарубежного производства.

   Впрочем, власти не оставляют надежды на нашу независимость. Так, Союз производителей нефтегазового оборудования представил на рассмотрение Госдумы доклад, в которых представлен ряд отечественных компаний, способных заменить зарубежного поставщика на рынке оборудования для работы в Арктике. Среди названных предприятий – ГОЗ «Обуховский завод», Группа «Генерация», Группа «ГМС», Группа «Уралмаш-Ижора», ЗАО «НПФ ЦКБА», ОАО «НИИТФА», ОАО «НИКИМТ-Атомстрой», ОАО «Новая эра», ОАО «Пролетарский завод», ОАО «Машпром», ОАО «Силовые машины», ОАО «Технорос», ОАО «Уралвагонзавод», ООО «Уралмаш НГО Холдинг», ООО «Электротяжмаш-привод», ФГУП СПО «Аналитприбор», НПО «Винт», ОАО «Баррикады», ОАО «Катайский насосный завод».

ТОП-лист поставщиков оборудования для нефтегазового сектора

   Чтобы выявить лучших потенциальных поставщиков продукции и услуг по основным группам, необходимых для освоения нефтегазового шельфа по основным группам, на протяжении последних лет регулярно составляется рейтинг поставщиков промышленной продукции для освоения нефтегазового шельфа.

   В 2017 году к опросу были приглашены 29 компаний: ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром нефть», ООО «Газпром добыча Астрахань», ООО «Газпром добыча Ямбург», ООО «Газпром добыча Уренгой», ООО «Газпромвьет», ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», ЗАО «РН-Шельф-Дальний Восток», ООО «РН-Шельф-Арктика», ООО «РН-Эксплорейшн», ООО «РН-Печора СПГ», ООО «Газпром нефть шельф», ООО «Газпромнефть-Сахалин», ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», ООО «Каспийская нефтяная компания», АО «Зарубежнефть», ООО «СК «Русвьетпетро», ООО НК «Приазовнефть», ПАО «НОВАТЭК», ОАО «ЯМАЛ СПГ», ООО «Арктик СПГ 3», Сахалин Энерджи, Эксон Нефтегаз Лимитед.

    Участие приняли 10 компаний: ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром нефть», ООО «Газпром добыча Астрахань», ООО «РН-Шельф-Арктика», ООО «Газпромнефть-Сахалин», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», ООО «Каспийская нефтяная компания», ООО «Арктик СПГ 3», Сахалин Энерджи.

    Были рассмотрены 12 категорий продукции. Оценка производилась по пятибалльной шкале. Вот какие результаты получены.

 

  1. В группе «Плавучие буровые платформы» оценивались следующие компании:
  • Российские:
    ПАО «Выборгский судостроительный завод», АО «Астраханское судостроительное производственное объединение», АО «ПО «Севмаш», АО «ЦС «Звездочка», ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», ООО «Галактика», ООО «Кливер», ОАО «Судостроительно-судоремонтный завод «Красные Баррикады».
  • Иностранные:
    SHI (Корея), HHI (Корея), DSME (Корея), Keppel FELS (Сингапур), Jurong Shipyard (Сингапур), CIMC Raffles (Китай), COSCO Shipyard (Китай), dalian Daeyang Shipyard Китай), Shanghai Waigaogiao Shipbuilding Ltd (Китай), Estaleiro enseada Industria Naval S.A. (Бразилия), Estaleiro Jurong Aracruz (Бразилия), Lamprell Shipyard (ОАЭ), Keppel AmFELS (США), National OilWell Varco (США), Friede& Goldman (США), Cameron (США), Samsung, Daewoo

По результатам опроса лучшими признаны три российских компании:
На первом месте – ПАО «Выборгский судостроительный завод» с результатом 3,5 балла.
Далее АО «Астраханское судостроительное производственное объединение» – 3,33 балла
и ОАО «Судостроительно-судоремонтный завод «Красные Баррикады» – 3,25 балла.
Иностранные компании в данном сегменте не были выявлены.

 

  1. В группе «Суда обеспечения» оценивались:
  • Российские компании:

ПАО «Выборгский судостроительный завод», ОАО «Судостроительно-судоремонтный завод «Красные Баррикады», ООО «Балтийский судостроительный завод», ПАО «Амурский судостроительный завод», АО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Дальневосточный завод «Звезда», ОАО «СЗ «Северная верфь», ФГУП «АТОМФЛОТ», АО «ЦС «Звездочка».

  • Иностранные компании:

Arctech Helsinki Shipyard (Финляндия), Nordic Yards (Германия), Hanyard Leirvik (Норвегия), ABB (Швейцария), Waztsila (Финляндия), Smit Lamnalco Sakhalin, LLC, SVITZER Sakhalin Terminal Towage LLC, KEPPEL Sigmarine Pte Ltd (Сингапур), Завод «Атлас Ship Yard» (Турция), Samsung, Daewoo.

 

   Результаты опроса выявили лидера среди российских компаний – АО «Адмиралтейские верфи» с 4,5 балла.  ПАО «Выборгский судостроительный завод» получил 4 балла, ОАО «Судостроительно-судоремонтный завод «Красные Баррикады» 3,5 балла.  Иностранные компании в данном сегменте также не были определены.

 

III. В группе «Оффшорная авиация» оценивались:

 

  • Российские компании:

АО «Улан-Удэнский авиационный завод», ПАО «Казанский вертолётный завод», ПАО «Роствертол», АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие», ПАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина», АО «Авиашельф», ООО Авиапредприятие «Газпром авиа», Вертолёты России, АО «Ютэйр-Вертолётные услуги», ООО «Лукойл Авиа».

  • Иностранные компании:
  • Hansen Protection AS (Норвегия), AirBus Helicopters (Франция), Agusta Westland (Италия), Eurocopter.

Лидером опроса стало АО «Авиашельф», получив от респондентов 4,5. Иностранные компании высокие оценки не получили.

IV. В группе «Буровые установки для морского бурения» оценивались:
 

  • Российские компании:

ООО «Уралмаш НГО Холдинг», ООО «Юргинский машзавод», ООО «Кливер», ООО «БКЕ Шельф», ООО «ПГ «Генерация», ООО «ВЗБТ».

  • Иностранные компании
    NOV (США), Drillmec (Италия), Cameron (США), AKER (Норвегия), National Oilwell Varco (США), TSC (Китай), Huisman Equipment B.V. (Нидерланды), TTS.

Лучшие компании по итогам опроса выявлены не были ни сред отечественных, ни среди зарубежных предприятий.

 

V. В группе «Буровое оборудование и инструмент» оценивались:
 

  • Российские компании:

ООО НПП «Буринтех», АО «Волгабурмаш», ФГУП «НИИ НПО «ЛУЧ», АО «Машпром», АО «Промтехинвест», ООО «Уралмаш НГО Холдинг», ООО «ГПБ Шельф», ООО «Дельта Энерджи Сервисис».

  • Иностранные компании:

Schlumberger (США), Weatherford (США), NOV (США), Halliburton (США), Cameron (США), National Oilwell Varco (США), MN Wirth (Aker Solutions ASA) (Норвегия), Baker Hughes (США), MHWirth (Aker Solutions ASA) Норвегия, TSC (Китай), SLC (Китай), Honghua Group (Китай), Drillmec (Италия), TTS.

 

По данным опроса, наилучшие результаты в данном сегменте продемонстрировало иностранное предприятие Schlumberger (США) с 3,8 балла. Российские компании слегка уступили позиции: ООО НПП «Буринтех», получило 3,75 балла,
ООО «Уралмаш НГО Холдинг» – 3,6 балла.

 

VI. В группе «Трубная продукция» оценивались: