Сегодня первоочередные задачи Новосибирска – соединить федеральные и региональные транспортные потоки, поднять торгово-промышленный потенциал территории, уменьшить загруженность дорожной сети областного центра и оздоровить областную экологию. Одними ограничениями, открытием скоростного движения и выделенных линий для общественного транспорта тут не обойтись. О стратегии и тактике решения дорожной ситуации рассказал врио министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский.
– Анатолий Викторович, сегодня Новосибирск измучен автомобильными пробками. Ежедневно с улицы Большевистской, наиболее загруженной транспортом, только на Южную площадь въезжает более 28 тыс. машин. Как планируете бороться с дорожным коллапсом?
– В рамках реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» на территории области начата разработка комплекса транспортного планирования в отношении территории Новосибирской агломерации – города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, рабочий поселок Кольцово, Новосибирский район, городские поселения, рабочий поселок Колывань Колыванского района и рабочий поселок Коченево Коченевского района. Комплекс документов будет разработан до конца 2018 года
на краткосрочную перспективу (2019 – 2021 годы) и долгосрочную (2030-е годы).
Эти меры помогут спланировать полный комплекс мероприятий для поддержания дорог в нормативном состоянии, а также для оптимального развития транспортной системы в городских агломерациях, включая весь комплекс транспорта независимо от форм собственности и уровня подчинения.
В комплекс документов транспортного планирования входят программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ), комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) и комплексные схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ).
ПКРТИ – это базовый документ, разрабатываемый на основе документов территориального планирования (генпланы) и включающий в себя комплекс (перечень) мероприятий, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, а также обеспечение безопасности и доступности транспортного обслуживания населения, а также субъектов экономической деятельности.
КСОДД разрабатывается на основе ПКРТИ и является набором требований к организации дорожного движения, направленным на повышение уровня организации дорожного движения, обеспечение эффективности и безопасности функционирования транспортных систем. КСОДД включает в себя программу мероприятий по организации движения транспортных средств, пешеходов и велосипедов, оптимизации парковочного пространства, снижению выбросов (CO2) в атмосферу, реализация которой позволит оптимизировать дорожное движение в городе и на территории Новосибирской агломерации.
В свою очередь разработка и реализация КСОТ обеспечит необходимый уровень транспортного обслуживания, позволяющий удовлетворить меняющиеся потребности в перевозках пассажиров и грузов, с использованием системы оперативного и долгосрочного планирования процесса поддержания качества и развития системы транспорта городских поселений и Новосибирской агломерации в целом.
– В 2014 президент РФ поддержал предложение Новосибирской области об объединении автодорог федерального значения Р-254, Р-255, Р-256, Восточного и Северного обходов в единое транспортное кольцо. Какие приоритеты этого глобального проекта?
– В целях формирования единого транспортного кольца в обход Новосибирска в Новосибирской области продолжается строительство I этапа, участка 14–34 км автомобильной дороги федерального значения «Восточный обход г. Новосибирска».
В 2018 году Новосибирская область приступает к реализации проекта строительства четвертого моста через реку Обь в створе общегородской магистрали непрерывного движения ул. Ипподромской. Целью проекта является формирование скоростной радиальной магистрали непрерывного движения для связи между правым и левым берегами реки Обь с выходом на Западное направление Новосибирской агломерации. В связи с тем, что строительство нового автодорожного моста через реку Обь позволит значительно сократить время поездки по городу и улучшить условия жизни для жителей города Новосибирска, Правительство Новосибирской области считает указанный объект одним из приоритетных и социально-важных для развития города Новосибирска.
В настоящее время подготовлен график предоставления земельных участков концессионеру, проведены все кадастровые работы по образованию, разделу, уточнению земельных участков, необходимых для строительства.
В настоящее время правительством Новосибирской области скоростной магистрали непрерывного движения «Юго-Западный транзит». Данный проект должен завершить формирование обходной транспортной структуры вокруг города Новосибирска и соединить в единое транспортное кольцо автомобильные дороги федерального значения «Восточный обход г. Новосибирска», Р-254 «Иртыш» и Р-256 «Чуйский тракт».
Единое транспортное кольцо обеспечит непрерывное транспортное сообщение по автомобильным дорогам федерального значения с выходами на автомобильную дорогу регионального значения К-17р «Новосибирск – Кочки – Павлодар (в пред. РФ)», планируемую к передаче в федеральную собственность Российской Федерации.
– Анатолий Викторович, такие масштабные проекты подразумевают высокое качество региональных и местных дорог.
– Одной из главных целей приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» является увеличение доли и протяженности участков дорожной сети Новосибирской агломерации, соответствующих нормативным требованиям.
В начале реализации проекта, в конце 2016 года, этот показатель составлял 327,1 км, или 31 % от общей протяженности дорог в объеме 1058,8 км. В 2017 году за счет мероприятий приоритетного проекта было приведено в нормативное состояние 123,5 км автомобильных дорог в границах Новосибирской агломерации. В результате доля автодорог в нормативном состоянии выросла на 11,6 % и составила 42,6 %. К 2025 году этот показатель планируется довести до 87 %.
– Как реализуется приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги»?
– Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» зарекомендовал себя как эффективный механизм федеральной целевой поддержки модернизации дорожной инфраструктуры на территориях городских агломераций.
Этот проект позволяет аккумулировать бюджеты всех уровней и реализовать капиталоемкие проекты строительства и реконструкции автодорог. В итоге появляется возможность увеличить пропускную способность дорожной сети агломерации и сократить долю перегруженных автодорог.
Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирской агломерации разработана правительством области совместно с администрациями входящих в нее городских округов (города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь и рабочий поселок Кольцово). Программа была утверждена в 2017 году, а в январе 2018 года – переутверждена на перспективу 2018 и 2019 годов.
В работе над программой приняли участие министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, федеральное автономное учреждение «РосДорНИИ», федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь», территориальное управление автомобильных дорог и управление ГИБДД по Новосибирской области.
Программой предусматривается текущий и капитальный ремонт участков автомобильных дорог, не соответствующих техническим нормативам, ликвидация аварийно-опасных участков дорог, а также строительство и реконструкция автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, которые обеспечивают взаимосвязь города Новосибирска, центра агломерации, с участками автомобильных дорог, расположенных
в пределах 50 км от его границы.
Реализация программы позволит повысить качество и безопасность дорожной сети Новосибирской агломерации, в частности:
– увеличить протяженность участков дорожной сети, соответствующих нормативным требованиям, предъявляемым к их транспортно-эксплуатационному состоянию, с 327,1 км (или 31 % от их общей протяженности по состоянию на конец 2016 года) до 920,8 км (или 87 % к 2025 году);
– полностью ликвидировать к 2025 году 71 аварийно-опасный участок, зафиксированный по состоянию на начало 2016 года;
– снизить к 2025 году долю протяженности участков дорожной сети, работающих в режиме перегрузки в час пик, с 38 % по состоянию на конец 2016 года до 36,2 %;
– а также увеличить к 2025 году долю граждан, отмечающих улучшение ситуации на участках дорожной сети (в части их технического состояния и уровня безопасности дорожного движения), до 65 %.
Общий бюджет планируемых к реализации в 2018 году мероприятий
в рамках проекта составляет 2,421 млрд рублей, из которых 1,00 млрд рублей за счет средств федерального бюджета, 1,133 млрд рублей за счет средств областного бюджета и 288,1 млн рублей за счет средств местных бюджетов. В соответствии с Программой в 2018 году запланировано:
– провести дорожные работы на 54 участках автомобильных дорог Новосибирской агломерации;
– отремонтировать и реконструировать 100,7 км автомобильных дорог;
– увеличить до 52,1 % протяженность сети автомобильных дорог Новосибирской агломерации, находящихся в нормативном состоянии;
– ликвидировать 19 аварийно-опасных участков.
Количество законтрактованных объектов на 09.06.2018 составляет 53 из 54 запланированных, или 98 %. Завершены торги, и определен подрядчик
по оставшемуся объекту в городе Обь.
Работы уже развернуты на 47 объектах программы 2018 года, что составляет 89 % от их общего количества.
– Как Новосибирская область выполнила прошлогоднюю задачу по ремонту дорог?
– В 2017 году за счет предусмотренных в рамках реализации мероприятий приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» были выполнены работы на 60 объектах. Из них введено в эксплуатацию 55 объектов, 5 объектов являются переходящими с вводом в 2018 – 2023 годах.
Приведено в нормативное состояние 123,5 км автомобильных дорог в границах Новосибирской агломерации, что составило 42,6 % от общей протяженности сети автомобильных дорог, включенных в приоритетный проект, а также ликвидировано 33 из запланированных 33 от общего количества участков концентрации дорожно-транспортных происшествий (всего 71).
– Создает ли непростой климат Новосибирской области дополнительные трудности для дорожно-строительных и ремонтных работ? Какие ноу-хау используете?
– В Новосибирской области, особенно в текущем дорожно-строительном сезоне, есть определенные трудности при работе на объектах в связи с обильным и частым выпадением жидких осадков, во время которых работы останавливаются, что порой приводит к корректировкам графиков производства работ.
В таких случаях подрядные организации по согласованию с заказчиками в дни с наиболее благоприятными погодными условиями выполняют больший объем работ, чем запланировано графиком. Это делается, чтобы сдать объекты в срок по заключенным контрактам.
Также трудности возникают при возобновлении проведения работ после выпадения осадков. Возникает необходимость качественно высушивать поверхности дорожного полотна, потому что некачественное выполнение данных мероприятий может привести к серьезным деформациям верхних слоев покрытия вплоть до их разрушения.
– Какие меры предпринимаются в рамках госпрограммы по развитию автодорог в вашем регионе?
– В рамках государственной программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» в 2015 – 2022 годах правительство области работает над исполнением поручения президента Российской Федерации по удвоению до 2022 года объемов дорожного строительства.
Всего в 2017 году было построено или реконструировано 60,1 км. Для исполнения указанного поручения необходимо построить и реконструировать еще около 325 км автодорог Новосибирской области регионального и межмуниципального значения.
Беседовала Екатерина Кузьмина.