Д. С. Микулик: «Качество дорог Челябинской области заметно улучшится»

Дороги – извечная и старейшая проблема всех регионов. А перегруженная транспортная сеть Челябинской области делает ее особенно острой, вынуждая постоянно ремонтировать.  Справиться с серьезными задачами помогают не только деньги и руки, но также нестандартные подходы. По этой причине министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области взяло на вооружение глубокое планирование и участие в государственных и региональных программах.

Сегодня в регионе реализуются три дорожные программы: «Развитие дорожного хозяйства в Челябинской области в 2015–2022 годах», «Безопасные и качественные дороги» и «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017–2020 годы». Две последние – федеральные, значит, приоритетные. По замыслу министерства, эти три вектора должны не просто вывести отрасль на новый уровень, а распахнуть новые горизонты. Насколько это реально?

О расстановке сил на дорожной сети Челябинской области, наработанном опыте региональных дорожников, их проблемах и перспективах развития рассказывает министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Дмитрий Сергеевич Микулик.

Дмитрий Сергеевич, расскажите немного о положении дел с дорожной сетью в Челябинской области?

– Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области всего три года, за это время мы прошли путь от практически полного непонимания того, как вести дорожное хозяйство, до участия в проекте «Безопасные и качественные дороги».

За последние два года региональная сеть приросла на 26 км. Сегодня основные силы направлены на решение главной болевой точки – сокращение дорог V категории. Эти грунтовки мы реконструируем и переводим в дороги с переходным типом покрытия (ПЧС). Объем дорожного фонда региона в текущем году составляет 12,8 млрд руб.

Ключевым прорывом в дорожном хозяйстве региона явилось начало работы проекта БКД («Безопасные и качественные дороги»). Проект существует с 2017 года, его бюджет составляет 2 млрд руб.

Федеральная программа «Безопасные и качественные дороги» рассчитана на восемь лет и будет реализовываться с 2017 по 2025 годы. К ее завершению количество аварийных участков на челябинских улицах должно снизиться на 85 %. Также должна уменьшиться перегрузка дорожной сети, проще говоря, снизится количество пробок. В нормативное состояние должны быть приведены все элементы дорожной сети: разметка, светофоры, пешеходные переходы. Достаточно ресурсоемкие работы, которые, конечно, необходимы, но требуют серьезных бюджетных затрат. На эти цели в этом году город получил около 700 млн руб.

Проект БКД стал нашим ключевым драйвером как для Челябинска, так и прилегающих к нему территорий. Проект позволяет нам достаточно оперативно и качественно выполнять все работы и соответствующим образом стимулировать подрядчиков на осуществление качественных работ полного цикла с установлением последующей ответственности. Учитывая значимость проекта, мы попытаемся ежегодно увеличивать его бюджет на 500 млн руб.

Какие дороги Челябинской области входят в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги» в этом году? 

– В текущем рабочем сезоне в рамках реализации проекта БКД запланировано проведение дорожных работ на 50 объектах контроля. Из них 11 объектов –  на федеральных автомобильных дорогах, 19 объектов –  на региональных автомобильных дорогах, 20 объектов –  на улично-дорожной сети Челябинска. В Челябинске должны быть отремонтированы 44 км покрытия на десяти улицах города,  а также восстановлена разметка протяженностью около 19 тыс. м².

К концу 2018 года доля нормативной дорожной сети городской агломерации составит 59 %, аварийно-опасные участки сократятся до 4 % от количества выявленных очагов аварийности на начало 2017 г., то есть с 265 до 10.

В рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» в этом году идут работы по ремонту автомобильных дорог Миасс – Карабаш – Кыштым и Миасс – Златоуст.

На автодороге Миасс – Карабаш – Кыштым до конца октября будет уложено 13,1  км практически новой дороги с трехслойным покрытием, на автодороге Миасс – Златоуст – 22 км. Общая стоимость работ по двум госконтрактам  – более 550 млн руб.

Первая дорога «режет угол» М5, что разгружает федеральную трассу. Кроме того, автодорога важна для развития достаточно крупных городов области, и включение ее ремонта в федеральную программу стало серьезной поддержкой улучшению дорожной сети Челябинской области.

Госконтракт по ремонту автомобильной дороги Миасс – Карабаш –  Кыштым был заключен в конце марта текущего года с компанией «Южуралмост», крупнейшим дорожно-строительным подрядчиком региона. В прошлом году было отремонтировано около 12 км этой автодороги, сейчас завершается ремонт 13-километрового участка.  Стоимость работ составляет 284,5 млн руб.  По контракту дорога должна быть сдана в эксплуатацию до 25 октября текущего года.

На сегодня уже произведено фрезерование старого слоя покрытия. Поскольку новая дорога будет шириной восемь м, выполнены работы по расширению существующего дорожного полотна до требуемых по стандартам параметров. Кроме того, уложен выравнивающий слой, общая толщина которого составит около 20 см, а также ведутся земляные работы: планировка обочин, устройство откосной части, установка водопропускных труб, чтобы дорогу не подмывало и не затапливало.

Сейчас дорожники укладывают верхний слой покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона. На ремонтируемом участке задействованы асфальтоукладчик, четыре катка, экскаватор, автогрейдер, бульдозер, автогудронатор, погрузчики и поливомоечная машина.

На 25-м километре эта дорога не заканчивается. В период 2019–2024 годов мы планируем продолжить ее ремонт, в том числе в рамках нового национального проекта.

Тот же подрядчик ремонтирует и автодорогу Миасс – Златоуст, включенную в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги» в 2018 году.

Здесь стоимость работ по госконтракту составляет 267,8 млн руб. Протяженность ремонтируемого участка – 22 км. Дорога также должна быть сдана в эксплуатацию в конце октября текущего года.

В ходе ремонта произведено фрезерование старого слоя покрытия, выполнены ровики уширения, чтобы расширить существующее дорожное полотно до требуемых стандартами параметров. На всем протяжении ровиков уширения использована геосетка. Это необходимо для усиления дорожного покрытия и предотвращения обламывания края покрытия.

Кроме того, для устройства присыпных обочин и доведения земляного полотна до необходимых геометрических параметров применялся скальный грунт. При устройстве верхнего дорожного покрытия была использована горячая плотная мелкозернистая асфальтобетонная смесь типа «А» марки  I. Она характеризуется высоким содержанием щебня и не требует дополнительной поверхностной обработки. Это высокопрочное покрытие обеспечивает сцепление шин колес автомобиля без дополнительных слоев поверхностной обработки.

Отмечу, что автодорога Миасс – Златоуст не только соединяет два крупных города Челябинской области, но и ведет к крупным базам отдыха. Чтобы развивать туризм, нужно развивать и дороги. Потому что добираться до некоторых исторических мест действительно тяжеловато. Но в нашей области уже ведутся работы для того, чтобы и дороги сделать лучше, и исторические памятники стали доступны большему числу людей.

Какие перемены ждут дорожную сеть региона в ближайшие годы?

– С 2019 года Челябинская область приступит к выполнению следующего этапа программы «Безопасные и качественные дороги» – строительству и реконструкции на капиталоемких объектах.

В частности, это касается городских путепроводов, техническое состояние которых вызывает опасения в связи с чрезмерной интенсивностью движения. В настоящее время по этому вопросу идет проработка проектно-сметной документации.

Кроме того, в 2020 году в Челябинске пройдут международные мероприятия – саммиты ШОС и БРИКС. С учетом этих двух факторов мы обратились в Федеральное дорожное агентство с просьбой увеличить ежегодное финансирование по программе БКД в 2019 и 2020 годах на 500 млн, гарантируя выделение равной доли из бюджета области. В настоящее время этот вопрос рассматривается.

Вместе с тем, в ближайшие три года мы поставили перед собой задачу сформировать геоинформационную систему автомобильных дорог. Эта база данных позволит иметь полное представление о текущем состоянии нашей дорожной сети. Чтобы оцифровать все наши дороги, мы попробуем с привлечением подрядных организаций применить георадары. Это позволит нам более точно корректировать намеченные планы по ремонту и капремонту подведомственной сети.

Также в число значимых подвижек в дорожном хозяйстве региона стоит внести установку системы метеонаблюдения. В прошлом году мы впервые установили 32 поста метеонаблюдения на дорогах регионального межмуниципального значения. И уже в начале мая этого года система позволила оперативно отреагировать на лесные пожары. Вовремя увидели серьезное задымление, вовремя перекрыли несколько дорог. В итоге, никто не пострадал. Мы передали коды доступа к этой системе МЧС, ГИБДД, и наши областные коллеги уже пользуются информацией с этой системы.

Несмотря на колоссальную эффективность проекта БКД, все дорожные проблемы региона он решить не может. Значительный урон дорожной сети наносят перегруженные фуры. В Челябинской области много горнодобывающих предприятий, которые ежегодно производят свыше одного млн т продукции. И в условиях нещадной эксплуатации дорожное полотно быстро выходит из норматива. Ежегодно мы теряем 300-400 км дорог.

Поэтому необходимы посты весогабаритного контроля. В текущем году мы построим один автоматизированный пост, на котором испытаем все возможные технические средства контроля. После чего в течение двух лет установим еще семь таких постов.

Конечно, восемь точек контроля не решат задачу наведения порядка на наших дорогах. Поэтому определенным выходом видится законодательный запрет на выезд перегруженного транспорта из карьеров грузоотправителей. Уверен, на каждом карьере есть свои весы. И мы будем вести совместную работу, чтобы не допустить недобросовестных перевозчиков на дороги общего пользования.

Хочу спросить, как вы решаете проблему качества дорог.  Какие новые технологии внедряете? Или используете собственные наработки?

– С этого года качество дорог заметно улучшится. С учетом интенсивности движения и значительного грузопотока с 2018 года при реконструкции и строительстве применяются самые современные технологии дорожного строительства.

В частности, используется щебеночно-мастичный асфальтобетон ЩМА-20 с добавлением полимеров, в том числе вяжущих материалов, что делает покрытие чем-то похожим на пластилин и предотвращает в дальнейшем его скалывание по краям полосы.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон за счет повышенного содержания кубовидного щебня и специальных добавок отличается особой устойчивостью к образованию колеи и температурным воздействиям, что повышает срок службы покрытия дорог в полтора раза. Такой асфальтобетон широко применяется в мегаполисах и на федеральных трассах с высокой интенсивностью грузопассажирского потока.

Мы заметно увеличили плановые показатели работы с использованием асфальтобетона. Если в прошлом году было запланировано 470 тыс. м², то в итоге в городе Челябинске мы добились показателя 573 тыс. м². Это было связано и с экономией на торгах, и с техническими решениями. В этом году в плане не менее 650 тыс.

В городе Челябинске муниципальный подрядчик определил состав асфальтобетонной смеси и ее качественных характеристик. С 2018 года используются улучшенные щебеночно-мастичные бетоны на основе вяжущих полимеров, которые хорошо себя зарекомендовали.

Состав асфальтобетонной смеси, применяемой в Челябинске, получил положительное заключение в лабораториях контролирующих органов.

Спасибо за беседу. Успехов Вам.

 

Беседовала Екатерина Кузьмина.

Похожие записи

Оставить комментарий