Готовимся к зиме: выбор смазочных материалов для обслуживания спецтехники в холодное время года

Зима в России испытывает на прочность не только людей, но и технику. В условиях низких температур, морозов и повышенной влажности затрудняется работа многих органов машины и, чтобы защитить машину «от простуды» и серьезных болезней необходимо своевременно заменить технические жидкости, масла, смазки на соответствующие сезону, благо выбор сейчас велик. Впрочем, подчас, желая сэкономить, некоторые полагаются на «авось», не уделяя должное внимание залитым ГСМ. Маловероятно, что техника будет рада такому повороту и скажет «спасибо», а вот сюрпризы от такого отношения однозначно уменьшат радость от сохраненных денег.

Любой владелец и оператор транспортного средства сталкивается зимой с множеством сложностей в работе машины, и главная из них – запуск двигателя. Согласно инструкции по эксплуатации от производителей, в большинстве случаев легкий пуск возможен при температуре окружающей среды примерно до -15 °С. Но на деле ожидания далеко не всегда соответствуют реальности. Зачастую уже при -5 °С дизель запускается с трудом. Зависит это, во-первых, от конкретной модели мотора, а также от условий эксплуатации: климата, интенсивности нагрузок, характера работы.

Но в любом случае при запуске в мороз двигатель изнашивается значительно быстрее, чем в теплое время. Чтобы продлить ресурс силового агрегата, производители техники настоятельно рекомендуют особое внимание уделять используемым техническим жидкостям и в первую очередь моторному маслу. Среди его основных задач – снижение износа двигателя, минимизация силы трения между разными деталями, защита механизма от коррозии, а также вымывание и удерживание продуктов сгорания. Маленькая, но от этого не менее важная оговорка: это все возможно только в том случае, если масло качественное и соответствует сезону.

Предложений на рынке столько, что глаза разбегаются. На полках магазинов – сотни марок и сортов масел российского и зарубежного производства, различающихся по назначению, температурному режиму, свойствам, стоимости. В обиходе масла различных брендов, типов, качества и широкого ценового диапазона. Среди наиболее востребованных и популярных – материалы производства концерна ЛУКОЙЛ, Тюменской нефтяной компании, немецкого бренда Liqui Moly, английского Castrol, американского Mobil, Shell от англо-голландской нефтегазовой компании Royal Dutch Shell, западные Total, ESSO, ELF, Valvoline, Agip, Luxoil, Texaco, Chevron, Neste Oil, Addinol, Spectrol и многие другие. Многие бренды разрабатывают собственные линейки масел, максимально подходящие для их техники.

Но информации из красивых рекламных видеороликов будет недостаточно. Тут от автовладельца требуется как минимум понимать, что означают цифры и буквы маркировки на канистре лубриканта.

Ключевой показатель при выборе моторного масла – его вязкость. В зависимости от нее масла подразделяются на три класса – «летние», «зимние», всесезонные. В настоящее время используется классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE. Согласно ей, есть 11 классов, из которых шесть относятся к зимним маслам (например, SAE 20W и 25W) и пять – к летним (например, SAE 20, 30). К всесезонным маслам применяется двойное обозначение, где первое означает зимнюю характеристику, а второе – летнюю.

Зимой возможно применение лишь двух последних, поскольку «летнее» масло слишком вязкое, оно не позволит пустить двигатель на холоде. Разве что нагреть картер двигателя или залить в его систему охлаждения горячую воду, хотя вряд ли кого-то порадует перспектива такой ежедневной процедуры. Поэтому выбор придется делать между всесезонным и «зимним» моторным маслом, у каждого из которых есть свои преимущества.

Как следует из названия, всесезонное масло подходит для круглогодичной эксплуатации за счет наличия в составе полимерных присадок, меняющих вязкость масла в зависимости от температуры, а также в зависимости от градиента скорости сдвига – отношения скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине заполненного маслом зазора между ними. В результате заметно облегчается пуск остывшего двигателя и его дальнейшая работа. К преимуществам всесезонных масел можно отнести и их энергосберегающие свойства: летом экономичность двигателя, работающего на всесезонном масле, выше, чем при использовании летнего масла.

Ключевым минусом всесезонных масел является их стоимость. Зимние же масла, будучи значительно дешевле, при этом обладают изначальной вязкостью, не зависящей от изменения градиента скорости сдвига. Поэтому в средней полосе России, где температура варьируется от +15 до -15 °С, применимо всесезонное масло, которое после летнего периода можно не менять. Но если техника работает в экстремальных климатических условиях, когда в течение дня не только морозно, но и наблюдаются большие перепады температур (начиная от ±20 °С), зимнее масло, которое ко всему прочему еще и отличается стойкостью к деструкции, предпочтительнее.

Еще один важный параметр при выборе – тип масла: минеральное, синтетическое, полусинтетическое. Производители обычно предусмотрительно указывают в инструкции по эксплуатации рекомендованный тип материалов, в том числе смазки и масел для двигателя. Когда речь идет о регулярных пусках мотора в мороз, от минерального моторного масла следует отказаться полностью в пользу «синтетики» и «полусинтетики», поскольку они обладают лучшими вязкостно-температурными свойствами, экологичностью, а также снижают потерю энергии на преодоление трения, что способствует более экономному расходу топлива. Последняя, как правило, дешевле, но при этом синтетическое масло обычно отличается лучшей текучестью, а это – основная характеристика, определяющая эффективность масла при пуске холодного двигателя.

Шпаргалкой для пользователей станет вся та же инструкции по эксплуатации. Производителем предписывается применение масел тех или иных классов SAE в реальном рабочем диапазоне температур окружающей среды. Несоблюдение этих условий приводит к высокому износу двигателя из-за недостаточной вязкости «зимних» масел при высокой температуре и затруднениям при холодном пуске двигателя на «летних» маслах, слишком вязких и недостаточно прокачиваемых при низких температурах.

Вообще же эксперты, несмотря на частые расхождения в вопросах ухода за техникой и причин поломок двигателя, единогласно сходятся в одном: практически половина всех неисправностей связана с неполадками в системе охлаждения. Естественно, зимой эта цифра удваивается. Использование хороших технических жидкостей, своевременное обслуживание и слежение за герметичностью и качеством работы охлаждения – вот еще один залог безотказной работы мотора.

Если летом допустимо заливание в систему охлаждения заливают обычной воды, то при минусовых температурах и долгом нахождении на открытом воздухе, а также надолго оставляется на открытом воздухе, вода может замерзнуть в радиаторе, даже если она зали­валась в горячем состоянии, что может привести к существенным проблемам. Чтобы этого не про­исходило, рекомендуется применять специальные жидкости с низ­кой температурой замерзания, получившие в России общее название «антифриз».

Очень важно следить за нормальным уровнем охлаждающей жидкости. В зимнее или летнее время расширительный бачок автомобиля должен быть всегда заполнен в нужных пропорциях. Поддерживать уровень охлаждающей жидкости нужно посередине между показателями минимального и максимального количества.

Производители и здесь позаботились о пользователях, чтобы они не нарушили главный принцип – «Не навреди». Во-первых, в сопроводительной технической документации всегда указывается маркировка рабочих жидкостей, которые рекомендуется заливать в двигатель. Именно в ней и можно узнать, какие антифризы допускаются к использованию.

Второй определяющий параметр – климатические условия региона эксплуатации. Если зимой температура может опуститься до -40 °C, то стоит приобрести антифриз с порогом замерзания ниже указанной цифры: у жидкости всегда должен быть «запас» по данному параметру. Не надо забывать и о вязкости антифриза.

Помимо плановых замен антифриза, при наступлении зимнего сезона существует ряд ситуаций, когда следует перезалить «охлаждайку». «Звоночками», сигнализирующими о необходимости проведения такой операции, являются:

  • Появление масляных пятен на поверхности антифриза в расширительном бачке.
  • Изменение цвета охлаждающей жидкости.
  • Появление горелого запаха.
  • Появление в бачке осадка при незначительном понижении наружной температуры, желеобразное состояние антифриза.
  • Повышение температуры больше допустимой нормы, постоянная работа вентилятора системы охлаждения, нахождение мотора на грани перегрева.
  • Антифриз приобрел коричневато-бурый цвет, стал мутным.

Все эти факторы сообщают о том, что жидкость отработала свой ресурс, присадки не выполняют свою функцию, а внутри системы охлаждения протекает активная коррозия элементов и деталей.

Само собой, никто не застрахован от форс-мажорных ситуаций, и может произойти авария. В таком случае зачастую приходится экстренно доливать в антифриз ОЖ другого производителя, дистиллированную воду сомнительного качества или же обычную проточную. Эксперты рекомендуют как можно быстрее добраться до места ремонта, выполнить все необходимые манипуляции, после чего в обязательном порядке промыть систему охлаждения и только после этого полностью заменить антифриз на рекомендованный.

Некоторые машиностроители применяют на своих моделях оригинальные охлаждающие жидкости собственного производства. Такая жидкость будет самым лучшим вариантом для замены, хотя и самым дорогим. К примеру, такой подход практикует японский бренд строительной техники Komatsu. Компания на протяжении многих лет разрабатывала огромное количество марок и разновидностей антифризов, которые подойдут различным типам специализированной техники.

Вообще же подбор моторных масел, охлаждающих и других технических жидкостей для зимы «на глаз» либо по совету знакомого механика – крайне плохая идея, если вы, конечно, не хотите поскорее избавиться от машины. Пренебрежение рекомендациями производителя может сыграть злую штуку, ведь то масло, что стало лекарством для двигателя экскаватора Cat, может стать ядом для машины бренда JСB. Вниматеьно читайте допуски и паспорт транспортного средства: в нем указано все, что необходимо для этой техники и зимой, и летом. Если следовать требованиям производителя, то техника и при низких температурах будет работать столько, сколько указано в гарантии, а вам не придется на морозе бегать с бубном вокруг машины посреди трассы или на строительной площадке, часами пытаясь завести двигатель и в уме подсчитывая убытки.

Похожие записи

Оставить комментарий

2 × четыре =