Короли бездорожья: off-road техника для российских просторов

Над дорогами нашей страны не подтрунивает только ленивый, только вот в большинстве случаев проблема совсем нешуточная. На карте России много мест, где жизнь, в отличии от дорог, есть, только добраться до них крайне сложно. А ведь большая часть таких территорий имеет важное значение для экономики, взять хотя бы те же северные регионы с их тотальным бездорожьем, вечной мерзлотой, пониженными температурами и различными объектами нефтегазовой промышленности. Неудивительно, что специальная offroad техника пользуется в нашей стране таким спросом. Различные модификации внедорожников и вездеходов появляются с завидной регулярностью как грибы после дождя, и что выбрать – вопрос условий эксплуатации, поставленных задач и личных предпочтений.  

 

Наибольшее распространение вездеходный транспорт получил в северных регионах нашей страны, поэтому большинство модификаций разрабатывается как раз с учетом пригодности машин для эксплуатации в непростых климатических и дорожных условиях этих мест. Пользователям важно, чтобы помимо главного – высокой проходимости по любой поверхности, транспорт был надежным, простым в обслуживании и недорогим в эксплуатации, нетребовательным к качеству топлива, выносливым, способным долгое время работать в автономном режиме, адаптированным к низким температурам недорогой в эксплуатации, а также легким. Еще один важный аспект – экологичность и воздействие машины на почву, что зависит непосредственно от типа движетеля.

Современный рынок вездеходной техники представлен самыми различными модификациями, отличающимися по типу движетеля, размерам, мощности, предназначению. В зависимости от параметров и комплектации машины находят широкое применение в разных отраслях промышленности и народного хозяйства: нефтегазовый и энергетический сектор, пожарные, медицинские или мобильные станции технического обслуживания, туристические фирмы, – всех вариантов не перечесть.

Ключевым параметром в выборе считается именно тип движетеля. По данному параметру техника делится на гусеничную, колесную и на воздушной подушке. У каждого класса есть свои преимущества и показания к применению. Машины на гусеничном ходу по факту являются первой вездеходной техникой в России. Все началось еще в 1909-1917 годах, когда французский изобретатель и инженер Адольф Кегресс работал личным шофером императора Николая II. Непростые российские климатические и ландшафтные условия заставили его задуматься о способах повышения проходимости транспорта, и он предложил вместо ведущих колес заднего моста использовать гусеницы. Нагрузка от задней части кузова распределялась набором опорных катков, что создало маленькое удельное давление на поверхность. Преимущества получившейся машины в скором времени были оценены по достоинству, а «движитель Кегресса» положил начало развитию вездеходной техники в России.

Практически все современные гусеничные вездеходы разработаны для активного применения в наиболее тяжелых почвенных и климатических условиях. Это достигается благодаря тому, что они в состоянии преодолевать уклоны до 30 градусов, водные преграды, снежные заносы, эффективно передвигаться по пересеченной местности. Среди очевидных плюсов гусеничных вездеходов следует отметить высокие показатели мощности, широкие гусеницы из специфической резины, обеспечивающие хорошую проходимость в условиях снежного покрова и болот, высокую надежность и степень безопасности, максимальную простоту при управлении, а также внушительную грузоподъемность.

При всех плюсах и особой привлекательности использования вездеходов на гусеницах для работ, проводимых на большой высоте, на склонах, заснеженных территориях, не обошлось и без минусов. Во-первых, гусеничные вездеходы достаточно затратны по расходу топлива. Но, что еще важнее – они оказывают существенное негативное воздействие на природу, что особенно критично в условиях деликатного покрова тундры.

А вот у колесных вездеходов такой проблемы нет. Они оказывают минимальное воздействие на растительность плюс при езде по хлипким грунтам и заболоченным участкам чувствуют себя намного увереннее, чем гусеничная техника, достаточно быстро стали востребованы как в различных отраслях промышленности, так и среди промысловиков, что привело к высокой конкуренции среди изготовителей. На сегодняшний день существует ряд производителей 8-колесных вездеходов на пневматиках низкого давления. Данные шины, кстати, заслуживают отдельного внимания.

В колесных вездеходах традиционно применяются шины низкого (от 0,5 атм.) и сверхнизкого (менее 0,5 атм.) давления. Главное достоинство этих шин и колесных вездеходов, на которых они установлены, – высокая проходимость и экологичность.

Уникальная проходимость обеспечивается в первую очередь за счет необычного подхода к конструкции и снижения давления внутри покрышки. При этом пятно контакта составляет 1/3 или 14 от всей поверхности шины. За счет увеличения площади соприкосновения снижается и нагрузка на почву.

Особую роль играет и рисунок протектора. Для транспортных средств повышенной проходимости, которые используются в экстремальных дорожных условиях и на бездорожье, традиционно выпускаются на продажу особые шины с грунтозацепами «вездеход». Они монтируются на колеса таким образом, чтобы стрелки на боковинах покрышек направлялись в ту сторону, куда вращается колесо.

Список современных производителей шин сверхнизкого и низкого давления для колесных вездеходов обширен: «Бронто», «Трекол», «Арктитранс», «Спецтех», «Авторос». Все эти шины обладают различными характеристиками, но универсальных шин для колесных вездеходов не существует, и для каждого колесного вездехода их следует подбирать индивидуально.

«Арктиктранс» – межотраслевая научно-промышленная ассоциация по разработке, изготовлению и реализации экологичных транспортных средств при Министерстве сельского хозяйства России. Организация, снованная в 1990 году, реализует широкий спектр шин низкого давления собственного производства.

Сравнительно недавно, около 20 лет назад, компания запустила принципиально новое направление для шинного производства – серийное, массовое изготовление тонкостенных малослойных шин сверхнизкого давления для снегоболотоходов, так называемых резинокордных оболочек, позволяющих повышать проходимость транспортных средств за счет снижения удельного давления на почву.

Выпускаемые на данный момент ассоциацией шины низкого давления используются на транспортных средствах повышенной проходимости, такие как одноместные мотовездеходы и минитрактора, серийные и самодельные снегоболотоходы, сельскохозяйственные машины и опрыскиватели, отечественные и зарубежные внедорожники, а также крупногабаритные грузовые автомобили грузоподъемностью до 10т.

В сравнении с гусеничной техникой вездеходы на колесной базе «Артиктранс» имеют меньший расход топлива на 100 км. Во-вторых, меньшую мощность мотора, и, как следствие, вес. В-третьих, колеса дешевле гусениц, при этом долговечнее. И, наконец, они обеспечивают щадящее отношение к арктической растительности и почве.

 

Но перейдем от общего к частному. Если анализировать рынок вездеходов, становится очевидно, что наибольший выбор различных модификаций наблюдается в сегменте колесных вездеходов. Это не случайно, так как, по данным многочисленных экспертных исследований, по сумме всех показателей проходимости, экономичности и экологичности машины на шинах сверхнизкого давления превосходят аппараты на воздушной подушке, гусеничные и пневмогусеничные аналоги соответственно на 10, 20 и 12%. Производители экспериментируют с шинами, размерами, комплектацией вездеходов, стремясь достичь наилучших показателей с учетом комфорта водителя и пассажиров. Особое внимание уделяется образцам, способным не просто колесить по болотам средней полосы России, но и работать в арктической зоне.

Ежегодно отечественные компании поставляют на рынок множество различных модификаций вездеходной техники. Остановимся на наиболее интересных и заслуживших внимание публики образцах последних лет. Так, одна   из новейших перспективных разработок – грузовые вездеходы «Бурлак» производства компании из Екатеринбурга «Вездеходы Макарова». Изначально изготовители поставили перед собой весьма амбициозную задачу – установить новый мировой рекорд, достигнув Северного полюса автономно, без заброски авиацией топлива и продуктов питания.

Главное отличие данной модели от предшествующих ей экспедиционных «Бурлаков» – использование серийных отечественных комплектующих наряду с оригинальными деталями собственного производства. По словам производителей, данный факт должен положительно отразиться на удобстве эксплуатации, обслуживания и ремонта.

Машина оснащена двигателем Cummins 2.8 ISF в 149 л.с, что позволяет вездеходу развивать скорость до 50 км/ч на твердой поверхности и более 5 км/ч при движении по воде. Расход топлива составляет 40 л топлива на 100 км пути, также в вездеходе предусмотрена автономная заправка на полтонны горючего. При полной загрузке вес машины составит 7 т, дорожный просвет — 700 мм. Благодаря движетелю на шинах низкого давления вездеход не наносит вреда грунту, что позволяет эксплуатировать его в заповедниках и других закрытых для въезда местах.

Совсем недавно производители отправили в Чукотский автономный округ две машины для перевозки грузов. По сообщению создателей, перед отправкой машины прошли испытания: проехали маршрут по трассе, маневрировали по узким улицам, прокатились по болотистой местности и открытой воде с грузом и без него. Также в испытания входили подъем в гору и спуск: с полной загрузкой и без нее. Специально по просьбе заказчика тентованный кузов был заменен на цельнометаллический с дополнительным утеплением. Машины подготовлены для езды как по зимникам, так и по глубокому снегу.

Еще одна нашумевшая новинка последних лет – колесный снегоболотоход «ШЕРП», впервые представленный в Москве на выставке кроссоверов и внедорожников Moscow Off-Road Show 2015. Разработчиком данного вседорожного транспортного средства является инженер Алексей Гарагашьян, известный своими проектами в сфере снегоболотоходной техники.

Отличительной особенностью машины является пневмоцируляционная подвеска, разработанная и запатентованная А. Гарагашьяном. Принцип следующий: шины на колесах размером 1600х600х25 связаны друг с другом воздушными каналами с изменяемым сечением, которое можно регулировать в широком диапазоне. Так, при наезде одной шины на препятствие система равномерно распределит давление по другим колесам, что повысит их возможность к деформированию.

Благодаря этому вездеход способен не только передвигаться по грязи, снегу и болотам, разгоняясь до 45 км/ч, но и преодолевать преграды высотой до 70 м, а также плавать по воде со скоростью 6 км/ч. На «ШЕРПе» установлен четырехцилиндровый 1,5-литровый дизельный двигатель Kubota V1505-t мощностью 44 л.с. вместе с пятиступенчатой механической коробкой передач.

По проходимости «ШЕРП» не просто не уступает гусеничным вездеходам, но даже превосходит большинство их них. В настоящее время машина по своим возможностям и характеристикам не имеет аналогов в мире.

На Moscow Off-Road Show 2017 была впервые представлена более функциональная, долговечная и удобная версия этого легендарного вездехода – «ШЕРП ПРО». Новая версия вездехода по сравнению с базовой модификацией имеет целый ряд преимуществ: кузов выполнен из алюминия, благодаря чему вес машины снижен, а вездеходные характеристики увеличены. Кроме этого, алюминий обеспечивает стойкость кузова к коррозии и более длительный срок эксплуатации, а оцинкованная силовая рама также не подвержена коррозии и служит значительно дольше обычной. Кузов в данной модификации напрямую соединен с кабиной, благодаря чему был увеличен полезный объем внутреннего пространства.

В «ШЕРП ПРО» в целях создания разрежения в моторном отсеке и улучшения его вентиляции установлен дополнительный вытяжной электровентилятор. Использование этого вентилятора становится максимально актуальным летом, когда попадание горячего воздуха из моторного отсека в салон крайне нежелательно. Также машина обшита дополнительной шумо- и теплоизоляционной обивкой, роль которой выполняет высококачественный материал CORDURA с подкладкой с системой MOLLE.

А теперь остановимся на Moscow Off-road Show-2017. В этом году мероприятие впервые прошло в новом формате, объединившем конвент и тест-драйв уик-Энд. Основными участниками стали автопроизводители, в том числе «Jaguar Land Rover Россия», «Коммерческие автомобили – «Группа ГАЗ», «ИСУЗУ РУС», Ульяновский автомобильный завод, отечественные разработчики вездеходной техники – «АВТОРОС», «Вымпел», ТД «Вездеход», «Механика» и другие, а также производители оборудования и сопутствующих товаров.

Вниманию гостей Moscow Off-road Show были представлены сразу две эксклюзивные разработки Toyota Tundra: внедорожник с колесной формулой 6×6 и машина на гусеничном ходу. За основу первой модели взята слегка подержанная Tundra из Америки, сзади к родной раме на болтах и сварке пристыкована еще одна задняя секция такой же рамы. Мосты установлены на проставках, сверху — стальная грузовая площадка, хотя в разработке есть углепластиковая надстройка. Прототип еще не закончен: впереди работа над интерьером, но заказы уже принимаются.

Презентовал новинку и Ульяновский автомобильный завод. Концерн впервые представил специальную версию легенды бездорожья – «УАЗ Хантер», выпущенный в честь 45-летия модели. Отличительной «юбилейной версии» является наличие «парадного мундира» в трехцветном исполнении. Крыша автомобиля окрашена в глянцевый белый цвет, который прекрасно сочетается с благородным серо-зеленым цветом кузова внедорожника и придает облику автомобиля современный и в то же время торжественный вид, напоминая при этом о его военном прошлом, когда с конвейера предприятия сходили УАЗ-469 в традиционном «армейском» исполнении — темно-зеленом или сером.

Дополнением к оригинальному цветовому исполнению обновленного «УАЗ Хантер» служит рама лобового стекла, дверные надставки, крышки багажника и стойки матового черного цвета. Уникальный внешний вид автомобиля прекрасно дополняют белые 16-дюймовые диски, которые повторяют цветовое решение крыши автомобиля, подчеркивая брутальный облик легенды бездорожья.

Помимо необычного цветового решения юбилейный внедорожник отличался от предшественников откидным бортом, способным не только трансформироваться в походный стол, но и приспособлен для транспортировки длинномерных грузов. Сиденья автомобиля выполнены из практичной ткани с водоотталкивающей тефлоновой пропиткой, что обеспечивает им повышенную износостойкость при любых условиях эксплуатации.

Еще одна звезда Moscow Off-road Show – не имеющий на сегодняшний день аналогов в мире. Вездеход «Шаман» с колесной формулой 8х8 на шинах сверхнизкого давления «АВТОРОС», принципиально новая конструкция которого позволяет управлять всеми осями, придавая машине особую маневренность даже в самых непростых условиях.

«Группа ГАЗ» презентовала внедорожники «Соболь 4х4», один из которых «Соболь Car&Van Expedition», уже продемонстрировал себя в деле, участвуя в ралли-марафоне «Шелковый путь 2016», и, в качестве машины сопровождения, во многих этапах чемпионата России по ралли-рейдам.

Интерес гостей Moscow Off-road Show вызвал и «Соболь» на базе ГАЗ-27527, оснащенный всем необходимым для комфортных путешествий: экспедиционным багажником с лестницей на задней двери; диванами-трансформерами на 5 пассажиров, которые могут стать большим спальным местом; дополнительным отопителем.

Компания «Механика» презентовала «Шатун» – отличный пример специального транспорта в семействе легких вездеходов, с выдающимися техническими возможностями: преодоление любых грунтов, водных барьеров и преград высотой более 1 м.

Не обошлось на выставке и без экзотики. К числу необычных новинок относится вездеход «Лесоруб», построенный в московской мастерской Dr.Broman’s Place. Рама, подвеска и мосты – от грузовика ГАЗ-66, кабина ЗИЛ-157 собрана из нескольких утилизированных. Выставочная машина в комплектации «Байкал» имеет двигатель V8 7,4 л, «автомат» и раздатку производства концерна GM, «зиловский» гидроусилитель руля с насосом GM, систему централизованной подкачки колес и механическую лебедку. Стоимость «Лесоруба» составляет порядка 5 млн руб., но предусмотрена и упрощенная версия «Тайга» стоимость 3 млн с мотором V8 5.2 и «автоматом» фирмы Chrysler, «газовской» раздаткой, простым компрессором без разводки к колесам и без лебедки.

На данном вездеходе лесная тема не закончилась. Так, завод инновационных продуктов КТЗ во Владимире презентовал снегоболотоход с колесной базой 4Х4 «Грибник», он Mushroomer. У машины грузоподъемностью 1250 кг оригинальная рама, каркасно-панельная кабина, тракторный двигатель Д1303Т (83 л.с.), четырехступенчатая коробка передач и дорожный просвет 410 мм. Передняя подвеска пружинная, сзади стоят рессоры, привод — постоянный полный с понижающей передачей, причем все три дифференциала имеют электропневматические блокировки. Комплектация включает в себя усилитель руля, систему подкачки колес, гидравлическую лебедку и камеру заднего вида. Машина предназначена для использования вне дорог общей сети с возможность движения по глубокому снежному покрову, а также по грунтам со слабой несущей способностью.

Интересная новинка была презентована в конце 2017 года в Москве в рамках работы выставки «Вузпромэкспо-2017». Общественности был представлен новый вездеход на шинах низкого давления с рабочим названием «КамАЗ-Арктика», в создании которого участвовали конструкторы «КамАЗа», СКБ МАМИ и двух московских университетов – МГТУ им. Баумана и Политехнического. Автомобиль массой около 17 т с дорожным просветом более 670 мм – это экологически безопасный вездеход, предназначенный для транспортировки людей и грузов на территории арктических зон России, областей Сибири и Дальнего Востока. В автомобиле была использована сочлененная рама, разработанная в двух модификациях: с колесными формулами 6х6 и 8х8. Уже построен вездеход с колесной формулой 6х6, работающий на классическом двигателе V8 и оснащенный механической коробкой передач. вторая модель вездехода «КамАЗ-Арктика» будет представлена в конце 2018 года. Максимальная скорость новинки составит 50 км/ч, а грузоподъемность — 13 т. Автомобиль оснастят жилым модулем со спальными местами, в котором можно совершенно автономно жить в течение трёх суток. Повысят комфортность душ и туалет, микроволновая печь, подогреватель, запас воды, умывальник, холодильник, телевизор, спутниковый телефон, варочная панель и электрогенератор. Дополнительно в жилом модуле предусмотрены кондиционеры, которые могут изолировать обитателей модуля от мошкары, комаров, гнуса.

Не стоит на месте рынок и 2018 году. Буквально в начале года компания Polaris представила на выставке беспилотных систем AUVSI вездеход MRZR, предназначенный для военных и способный передвигаться самостоятельно или с управлением через смартфон. Внедорожник-робот имеет модульную конструкцию и может быть настроен под самые разнообразные задачи. Главная особенность машины – дистанционное управление и передвижение по командам автопилота M-RAK позволяет организовать доставку грузов или вывоз раненных с поля боя, не подвергая риску экипаж. О гражданских версиях машины пока ничего неизвестно, технические подробности не разглашаются.

В июле российские военные приступили к тестированию нового сверхпроходимого санитарного вездехода, созданного на базе ГАЗ-39271 «Водник».  Бронированная санитарно-эвакуационная машина полностью подготовлена для оказания серьезной медицинской помощи и оснащена полным набором реанимационного оборудования, которое позволяет стабилизировать состояние пострадавших до прибытия в госпиталь.

 

Также недавно были завершены испытания нового российского вездехода «Русак» производства группы компаний «КОМ» из Набережных Челнов. Главная особенность машины заключается в том, что колеса передних и задних осей могут вращаться в разные стороны. Все восемь колес вездехода управляемые, благодаря чему радиус разворота машины всего 8,5 м. Машина построена на основе рамы-лодки – стальной трубчатый каркас, герметично обшитый стальными листами. Рама плюс шины размером 700/55-21LT успешно поддерживают 5-тонный вездеход на плаву. Грузоподъемность машины 800 кг. В планах компании наладить выпуск таких же машин на колесах меньшей размерности и на гусеничном ходу.

Само собой, это далеко не полный список достойных внимания современных вездеходов. День ото дня появляются принципиально новые образцы и модифицированные версии сверхпроходимых машин, задача которых – беспрепятственно добираться даже туда, где еще не ступала нога человека, и помогать осваивать новые территории.

Похожие записи

Оставить комментарий

20 + семь =