Министр экономики Краснодарского края А. А. Руппель: стабильная экономика Кубани – залог стабильной жизни

В прогнозе Минэкономразвития до 2024 года говорится, что Краснодарский край вошел в топ-10 регионов, за счет которых формируется более половины валового регионального продукта России. В совокупности Кубань, Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области, ХМАО, ЯНАО, Красноярский край, а также Татарстан и Башкирия формируют 52,1 % ВРП.

Прирост внутреннего регионального продукта (ВРП) Краснодарского края по итогам 2017 года составил 2,3 % (при плане в 1,7 %). В результате ВРП увеличился до 2,352 трлн руб. По этому показателю Краснодарский край занял пятое место в РФ, уступив только Москве, Московской области, Ханты-Мансийскому АО и Санкт-Петербургу.

По итогам первых шести месяцев 2018 года регион укрепил позиции, рост ВРП края составил почти 102 %. Экватор финансового года позади, и самое время мобилизовать все силы для улучшения результатов. Для этого нужно и дальше наращивать темпы налоговых поступлений и привлекать инвестиции в регион. Все отрасли должны работать на результат.

Задавать тон росту экономики и улучшению жизни людей должны грамотные руководители. Министр экономики Краснодарского края Александр Александрович Руппель рассказал об основных итогах работы за последние шесть месяцев, а также о перспективах развития.

Александр Александрович, в текущем году впервые за несколько лет преодолена отрицательная динамика реальных доходов населения Кубани. Значит, экономика вашего региона продолжает укреплять позиции?

– Да, по итогам полугодия номинальные доходы составляют 30,4 тыс. руб. в месяц и практически соответствуют среднероссийскому уровню в 30,5 тыс. руб.

Положительную динамику также показывает заработная плата жителей региона. Среднемесячная номинальная зарплата по результатам полугодия выросла на 10,3 % и составляет на сегодняшний день 32,7 тыс. руб.

Реальная заработная плата в условиях снизившейся до 1,9 % инфляции подросла на 8,3 %. Это самый высокий результат за последние шесть лет. Выше был только в аналогичном периоде 2012 года.

Кроме того, в крае нет ни одного муниципалитета, где бы зарплата снизилась, а в 20 территориях отмечен рост выше среднекраевого уровня. Самые высокие темпы роста – больше 116 % – в Кущевском, Отрадненском, Северском и Темрюкском районах. Мы рассчитываем, что в русле текущих тенденций к концу года среднемесячная зарплата по краю вырастет до 33,5 тыс. руб.

Александр Александрович, расскажите об основных достижениях экономики края.

– Сейчас краевой бюджет позволяет в рамках государственных программ выделять колоссальные деньги не только на социальную политику, но и на развитие реального сектора экономики.

Достижения в ключевых отраслях экономики в большинстве своем демонстрируют положительную динамику. В числе лидеров по поступлению доходов – санаторно-курортный сектор. Только за первое полугодие на Кубани успели отдохнуть более семи млн туристов. С учетом межсезонья власти региона ждут еще почти девять млн отдыхающих. До конца года в казну края из сферы туризма планируется получить почти 135 млрд руб.

Во многом это результат успешного проведения Чемпионата мира по футболу. Но важный вклад вносит и диверсификация туристского продукта, появление новых направлений туризма, в том числе аграрного, гастрономического и винного.

Положительную динамику показала и промышленность. Возросли объемы производства строительных материалов, машин, оборудования и металлических изделий.

Далее – сектор АПК. Выручка сельхозпродукции составила почти 110 млрд руб. Цифра выросла по сравнению с прошлым годом.

Что касается инвестиционного развития, то за шесть месяцев в край привлечено чуть более 160 млрд руб. капвложений. В целом по итогам 2018 года объем инвестиций предварительно прогнозируется в сумме около 511 млрд руб. с темпом роста 100,6 %.

В какие отрасли экономики вы инвестируете в первую очередь?

– Чтобы поддержать отечественный рынок качественным кубанским зерном, овощами и фруктами, мы стараемся направлять инвестиции в первую очередь в те отрасли экономики, где есть внутренний потенциал нашего отечественного рынка, особенно в рамках сельского хозяйства.

Так, в этом году на поддержку сельского хозяйства направлено более семи млрд руб., на комплексное и устойчивое развитие в строительстве и архитектуре – 5,3 млрд, на развитие промышленности – 592 млн, из которых 500 млн – капитализация Фонда развития промышленности с перспективой увеличения до одного млрд.

Это огромные деньги. Но эффект в экономике зависит не столько от объемов средств, сколько от своевременности и правильности их распределения. Чтобы красивые суммы не остались только на бумаге, пора максимально ускорить работу по доведению средств до исполнителей мероприятий.

Из каких источников пополняется краевой бюджет?

– Существенный вклад в казну региона приносят налоговые поступления. Органам ФНС необходимо продолжить качественную работу по сбору платежей. Для этого нужно вовремя уведомлять людей и грамотно вести базу объектов налогообложения, отмечает губернатор. До 1 декабря необходимо провести широкую разъяснительную кампанию.

Муниципалитеты Кубани также обеспечивают рост доходов. Динамика должна быть не меньше 107 %. Большая часть районов, а именно 31, с этим благополучно справляется. Среди лидеров – Ленинградский, Туапсинский и Кореновский районы, город Горячий Ключ.

Какие существуют «узкие» места в экономике Кубани? Есть ли положительная динамика?

– В некоторых секторах экономики существуют определенные риски. Кубани пока не удается преодолеть отрицательную динамику в строительстве, где объемы выполненных работ сократились на 5,6 %. Это обусловлено завершением стройки автомобильной части Крымского моста, но в большей степени – сокращением почти на 28 % жилищного строительства.

Однако несмотря на текущую отрицательную динамику, по итогам года прогнозируется переход в положительную область развития до 100,9 %.

В планах на этот год – завершить строительство трех школ общей вместимостью 1 795 мест в Армавире, Краснодаре и в станице Северской. Кроме того, планируем приобрести еще одну школу на 1 550 мест в микрорайоне Губернский города Краснодара. В рамках подпрограммы до конца года также планируется завершить строительство двух спортивных объектов в Новороссийске и пос. Центральном Белоглинского района, а также реконструкцию спортшколы в Славянске-на-Кубани.

Причем и я обращаю на это особое внимание, любые нарушения должны постоянно отслеживаться и оперативно устраняться. Первоочередной задачей является не сам факт строительства и реконструкции школ и детсадов, а их качество и соответствие современным стандартам.  Приоритет – дети, их безопасность и комфорт.

Александр Александрович, перед Краснодарским краем стоит амбициозный план развития – стратегия, которую разработали до 2030 года. Расскажите о ней. 

– Согласно Стратегии социально-экономического развития Кубани, до 2030 года в регионе в зависимости от специализации районов, целей и задач их развития организуют семь экономических зон: Северную, Центральную, Восточную, Черноморскую, Предгорную, Сочинскую и Краснодарскую агломерации.

Сейчас Стратегия находится на финальном этапе согласования с федеральными органами власти. Законодательно документ будет утвержден только к концу года, но приоритетные для нас проекты и направления необходимо реализовывать уже сейчас.

Отлично иллюстрирует эту необходимость мысль из «Алисы в стране чудес», где главная героиня говорила: «Чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать». С учетом сегодняшних реалий нам нужно не просто бежать, а развивать спринтерскую скорость.

Добавлю, что деление края на зоны не предполагает территориального переустройства региона. Объединение в одно экономическое пространство позволит муниципальным образованиям комплексно развивать территорию, принимать участие в масштабных программах развития, направлять совместные усилия на достижение перспективных целей и задач.

В ближайшее время муниципалитетам предстоит создать советы экономических зон, которые должны утвердить 12 ключевых проектов развития экономической зоны. Мы видим в этих 12 проектах большие перспективы для развития региона. Прежде всего потому, что это межмуниципальные проекты, которые позволят укрепить деловые связи наших территорий, повысить их инвестиционную привлекательность. После того, как проекты будут представлены в министерстве экономики, их рассмотрят на краевом совете по стратегическому планированию и экономической политике при губернаторе. Это необходимо для последующей совместной реализации, начиная с 2019 года.

Что будет представлять из себя Черноморская экономическая зона?

– В Черноморскую зону вошли Анапа, Новороссийск, Геленджик и Туапсинский район.

Черноморская экономическая зона играет стратегическую роль южных ворот страны. Во флагманском проекте Стратегии «Пространство без границ» представлена программа «Южный морской фасад России», определяющая приоритетные проекты по развитию черноморского побережья. Это будет развитие курортных зон федерального и регионального значения и торгово-транспортно-логистического хаба международного уровня.

В Черноморской зоне сосредоточены крупнейшие российские морские порты, а также курорты федерального и регионального значения. Кроме того, территория обладает уникальным для России природным ландшафтом.

При всех преимуществах у муниципалитетов одна общая проблема – недостаточно развитая транспортная инфраструктура. Мы делаем большие ставки на развитие и доходность наших курортов, но если туристы не будут иметь возможности комфортно доехать, то говорить об увеличении их числа крайне затруднительно.

Мы также видим, что активно развиваются грузовые порты в Туапсе, Новороссийске и в Темрюкском районе. А вот возможности морских пассажирских перевозок и ресурс морпортов Сочи, Геленджика и Анапы используются недостаточно.

Какая роль отводится Краснодарской агломерации?

– В ближайшем будущем Краснодарская агломерация должна связать территории Динского и Северского районов, Горячего Ключа, Тахтамукайского района Адыгеи и самого краевого центра. Создание Краснодарской агломерации, напомню, означает объединение муниципалитетов в единую экономическую зону для реализации совместных проектов. Это будет не новая территория или простое объединение соседних районов. Краснодарская агломерация складывается под влиянием времени как особое географическое, экономическое и социальное образование, объединенное общей целью – единым развитием.

Краснодарскую экономическую зону предполагается превратить в деловой, финансовый, научный, коммуникационный центр Краснодарского края и Южного макрорегиона.

Для этой зоны ставятся задачи разработать градостроительный регламент для исторической части Краснодара, обеспечить высокий уровень благоустройства, развитие зеленых и рекреационных зон. Авторы Стратегии предлагают сменить приоритеты и повысить роль и статус населенных пунктов вблизи Краснодара.

Александр Александрович, Краснодарский край лидирует в стране по уровню развития банковской инфраструктуры.

– Сегодня по общему числу действующих банковских учреждений край занимает второе место в России после Московского региона: на 100 тыс. жителей приходится 25 банковских подразделений.

Кроме того, от финансового сектора в экономику региона ежегодно поступает более 1,8 трлн руб. кредитных ресурсов с тенденцией к дальнейшему росту.

В Краснодарском крае активно развивается инфраструктура финансового просвещения граждан. В том числе функционируют уже три региональных центра финансовой грамотности, где ведется подготовка финансовых консультантов, преподавателей школ, техникумов, колледжей и вузов.

К примеру, более половины кубанских пенсионеров получают пенсии на банковские карты, умеют пользоваться банкоматами и онлайн-сервисами. В будущем планируем увеличить долю пенсионеров, использующих онлайн-банкинг.

Рассчитываем, что уже в ближайшее время финансовые технологии стремительно войдут в повседневную жизнь кубанцев, а цифровая экономика станет понятна каждому.

В июле этого года Краснодарский край и ФАС заключили Соглашение о взаимодействии в рамках Национального плана развития конкуренции.

– Мы расцениваем создание честной и справедливой конкуренции в качестве одного из главных механизмов развития экономики в стране и регионе. Работа в крае в этом направлении ведется не первый год. Из 41 товарного рынка, определенного ФАС России, региону необходимо выбрать минимум 33. Это сферы, в которых край будет увеличивать долю частных предприятий и снижать уровень государственного участия. На сегодняшний день в крае на 20 из 41 товарного рынка значения ключевых показателей, которых следует добиться до 2020 года, уже выполнены и перевыполнены. Кроме того, товарных рынков из перечня ФАС, где ключевые показатели достигли 100 %, в регионе 14.

Мы очень качественно поработали над Стратегией социально-экономического развития «Кубань – 2030». Сейчас она находится на согласовании в федеральных органах власти. Помимо внутреннего развития, в документе нашло отражение и развитие региона на международном уровне. Можно очень долго работать внутри, но, чтобы сделать прорывной шаг в экономическом развитии, необходимо быть глобально конкурентными в мире. И мы к этому готовы.

Например, усилена экологическая работа в крае. Если раньше стояла цель развития «агропромышленного комплекса», то сейчас в Стратегии речь идет об «экологизированном АПК». И на этом настояли сами представители агропромышленного комплекса Кубани.

Александр Александрович, в этом году Краснодарский край стал одним из участников федерального приоритетного проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости».

– Ежегодный рост производительности труда в базовых отраслях экономики должен быть не менее 5 %. Краснодарский край как один из самых динамично развивающихся регионов страны готов выполнить эту задачу. Сегодня наша основная цель – реализовать на Кубани программу, которая позволит нарастить производительность труда в пилотных организациях не менее чем на 30 % к 2025 году.

Чтобы добиться поставленных задач, предстоит проделать огромную работу, которая обеспечит рост эффективности экономики и предприятий, создание современных рабочих мест и достойной заработной платы.

Еще один важный этап реализации программы – создание регионального Центра компетенций в сфере производительности труда на базе Фонда развития промышленности Краснодарского края. Основными направлениями деятельности Центра станут продвижение новых технологий в сфере повышения производительности труда, организация обмена опытом и реализация программ развития компетенций по приоритетным отраслям и ключевым темам. Также в Центре будут проводиться мастер-классы ведущих экспертов в сфере производительности труда.

Центр займется проведением соответствующих мероприятий федерального приоритетного проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» на предприятиях-участниках.

В Фонд из краевого бюджета выделены субсидии в размере 25 млн руб. Большая часть средств пойдет на повышение производительности труда предприятий – участников проекта.

В текущем году, как отмечалось выше, участниками проекта по повышению производительности труда станут десять предприятий края. Это организации обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, а также компании из сфер здравоохранения, образования, строительства, энергетики и другие. Стоит отметить, что стать участником программы смогут не все. Предприятия должны обладать значительным потенциалом повышения уровня производительности труда – больше 10 %.

Отмечу, что у нас уже есть положительный опыт внедрения механизмов производительности труда. Например, в прошлом году НАО «Тимашевское дорожное ремонтно-строительное управление», получив грант, ставило своей целью повысить производительность труда на 10 %. По итогам большой работы производительность выросла на 56 %, а выработка на одного сотрудника – на 25 %. Это лишь один пример. Все участники государственной программы 2017 года добились хороших результатов – впечатляющего роста производительности труда за короткие сроки. В среднем рост составил 15-20 %.

Сейчас есть все условия для значительного повышения уровня производительности труда в целом по краю. Главное, что предприятия настроены на конкуренцию не только внутри страны, но и за рубежом, готовы к переменам, в том числе, к изменению менеджмента.

Главное теперь нам как власти – своим примером демонстрировать целеустремленность, результативность и реальную консолидацию усилий бизнеса и госаппарата в достижении общей цели на благо России.

Спасибо за содержательную беседу. Успехов Вам.

 

Беседовала Екатерина Кузьмина.

Похожие записи

Оставить комментарий