Ростовская область: масштабные планы подкреплены динамикой развития

Чемпионат мира по футболу в России дал серьезный импульс развитию всех российских городов, принимавших матчи ведущих сборных мира. Не стала исключением и южная столица России – Ростов-на-Дону, в котором толчок для дальнейшего развития был дан крупнейшим инфраструктурным проектам, малому и среднему бизнесу, а также местной сфере инвестиций.

Ростов-на-Дону является ядром агломерации с населением более двух млн человек и входит в тройку крупнейших после Москвы и Санкт-Петербурга. Такое формальное лидерство может дать Ростову целый ряд преференций – от приоритетного бюджетного финансирования до статуса стартовой площадки масштабных федеральных программ.

По итогам шести месяцев 2018 года Ростовская область вошла в топ-5 регионов-лидеров по наращиванию темпов промышленного производства, расположившись на второй позиции. Индекс промышленного производства области по итогам восьми месяцев 2018 года составил более 115 % к уровню 2017 года. Отмечается, что показатель региона превышает среднероссийский. Как удалось добиться этих успехов, рассказал министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко.

– Максим Валерьевич, как обстоят дела с инвестиционной привлекательностью Ростовской области? Можете назвать компании, которые больше всего инвестируют в регион, и текущие объемы привлеченных инвестиций?

– Ростовская область является одним из самых инвестиционно привлекательных субъектов России для размещения производств, что потенциально влияет на экспортный потенциал. Важно развивать не только производства, но и логистику. У нас сейчас в работе пять новых портовых проектов, которые могут усилить экспортный потенциал Ростовской области. Перевалка тех же зерновых в Ростовской области в два раза дешевле, чем в глубоководных портах Черного моря. Это наше конкурентное преимущество. Но процесс согласования портовых инвестиционных проектов забюрократизирован и зачастую имеет дублирующие процессы. Период согласования может растягиваться на несколько лет. Эту проблему нужно решать.

Сегодня одна из главных задач каждого региона РФ – повышение собственной инвестиционной привлекательности. Обновление экономики требует привлечения все больших объемов финансовых средств как из-за рубежа, так и из России. По сути, сегодня это один из основных факторов экономического роста регионов.

В этом направлении у нас, безусловно, есть определенные успехи. Общий объем инвестиций, привлеченных в 2017 году, составил более 319 млрд руб. Эта сфера продемонстрировала рост более чем на 6 % – это заметно выше, чем в среднем по России. Также заметно вырос сам объем экономики, валовый региональный продукт – на 3 %, и сегодня ВРП Ростовской области составляет 1,3 трлн руб.

При поддержке правительства РФ двум моногородам в Ростовской области придан статус «территорий опережающего развития». В итоге у нас целых три города получили статус ТОР, где действуют беспрецедентные преференции для инвесторов. Это города – Донецк, Гуково и Зверево – все они находятся в непосредственной близости от федеральной трассы М4 «Дон», по которой проходит более 100 тыс. автомобилей в сутки.

При этом все эти города находятся отнюдь не в глубинке, и при этом все они имеют большую численность свободного, образованного и трудоспособного населения. Поэтому региональное правительство хотело бы сделать из этих территорий «точки роста», способные продвинуть вперед экономику всего региона.

Кроме того, у нас есть целая программа повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области. В конце концов, область – это крупный индустриальный регион, шестой по численности населения в стране. У нас прекрасное расположение – прямо в крупном транспортном коридоре «Север – Юг». Здесь же находится крупный мультимодальный узел, сверхсовременный аэропорт Платов, мощный железнодорожный узел и т. д.

И конечно, у нас в области находится автодорожный узел – невозможно попасть на Кавказ или в Центральную Россию, минуя Ростовскую область. В этом направлении в преддверии чемпионата мира по футболу было сделано очень много с точки зрения транспортной инфраструктуры, а также инфраструктуры связи.

– Какие преимущества вы предоставляете инвесторам?

– По специальной губернаторской программе каждому инвестору, который приходит на территории опережающего развития, возмещается до 80 % затрат на технологическое присоединение к сетям и коммуникациям. Любому инвестору в сфере промышленности и АПК возмещается половина его затрат на техприсоединение к любым ресурсным сетям. Есть также серьезные льготы по налогам на прибыль.

Большие льготы есть и для малого бизнеса – это смежники, это кооперационные связи и т. д. За последние годы к нам в регион пришли несколько крупных российских и зарубежных компаний-инвесторов. Например, американская корпорация Mars недавно открыла у нас новый завод по производству кормов – это инвестиции свыше четырех млрд руб. Компания «Гардиан стекло» (российское отделение американской Guardian Industries) также построила свой завод и планирует его расширять.

Другая американская компания Air Products также открыла свой новый завод по разделению промышленных газов в Азовском районе РО, инвестиции превысили полтора млрд руб. Также вскоре у нас здесь намерена открыть свой завод франко-голландская компания Louis Dreyfus, есть целый ряд других иностранных инвесторов, которым интересен наш регион. Все это – своего рода визитная карточка нашего региона, наглядно демонстрирующая его инвестиционную привлекательность.

– Можете назвать отечественные и зарубежные компании, которые планируют в ближайшее время вложиться в экономику региона?

– Помимо перечисленных вроде «Гардиан», Air Products, Louis Dreyfus и т. д., из совсем свежих примеров я могу назвать французскую FM Logistic, которая работает по всему миру. Она намерена разместить здесь один из крупнейших логистических центров в Восточной Европе, что даст дополнительный толчок местной транспортной логистике. В мае 2018 года мы заложили символический первый камень в основание этого центра. Плюс сейчас правительство области ведет переговоры с целым рядом других крупных компаний и транснациональных корпораций из США и ЕС, с некоторыми инвесторами у нас подписаны договоры о намерениях.

– Какое положение у Ростовской области сегодня в рейтинге инвестиционной привлекательности среди регионов Российской Федерации?

– По общему объему инвестиций у нас 15 место по России, по данным Агентства по привлечению инвестиций, у нас 19 место. На сегодня нас обе эти позиции вполне устраивают, но в ближайшие годы мы намерены подняться значительно выше. Путь для дальнейшего развития у нас просматривается вполне четко.

– В процессе подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 Ростов активно застраивался новыми гостиницами. Но некоторые объекты, например, гостиничный комплекс Hyatt Regency Rostov Don Plaza так и не был сдан до начала ЧМ-2018. Сейчас его исключили из числа инвестиционных проектов города, аналогичная ситуация с бизнес-комплексом Sheraton.

– По моим данным, гостиничная сфера в Ростове развивается вполне успешно. Есть федеральная программа подготовки Ростовской области к чемпионату мира по футболу. Так вот, все объекты, которые в ней находились, успешно сданы. Это отель Ramada Dalaman, отель Mercure Rostov, отель «Дон Кихот» – все эти объекты успешно сданы и принимают гостей. Кроме того, в рамках региональной программы были построены и введены в строй отели «Графский парк» и «Бутик 39». Все они обслуживали клиентскую группу FIFA. А в отелях Ramada и Mercure проживали сами футболисты – сборные Бразилии, Швейцарии, Бельгии, Южной Кореи, Японии и т. д. Так что в плане строительства отелей у нас федеральная и региональная программы выполнены полностью.

Более того, у нас теперь имеется весьма обширный гостиничный фонд, поскольку чемпионат мира стал фактором стимулирования развития сферы гостеприимства. На сегодня в Ростове номерной фонд гостиниц составляет более 30 тыс. единиц, это более 500 точек коллективного размещения. Чемпионат показал: даже в период пиковых нагрузок у нас были свободные номера в гостиницах, пусть и не самые дешевые. Мы проводили постоянный, ежедневный мониторинг по наличию свободных мест в местных гостиницах. Так что «проверку боем» в плане того, как местная сфера гостеприимства справляется с наплывом туристов, мы прошли с честью.

– Можно ли оценить влияние мундиаля на инвестиционную привлекательность Ростовской области? Ощутили ли позитивный толчок малый и средний бизнес?

– Безусловно, ЧМ-2018 стал колоссальным положительным стимулом и трамплином для развития многих компаний в Ростовской области. Я считаю, что нам в этом плане очень повезло, и мы очень благодарны российскому оргкомитету мундиаля за то, что наш регион был отобран для проведения игр. Помимо гостиничной инфраструктуры, серьезный стимул для развития получила сфера ресторанов и кафе, индустрия экскурсий, транспортного обеспечения: в этих сферах, на мой взгляд, произошла такая «вихревая генерация» активности.

Фактически очень многие сферы бизнеса получили возможность продавать свои услуги на экспорт. Со всех стран мира к нам приехали десятки тысяч болельщиков, и помимо того, что они получили крайне позитивные впечатления, многие фанаты были людьми с высоким достатком. Многие из них работают в очень серьезных компаниях в Европе, Азии, Южной Америке и т. д. Поэтому мы по наставлению губернатора работали «вдолгую» – создали целую программу гостеприимства, помимо культурной и сервисной программы сопровождения.

В каждом гостиничном номере были специальные «наборы туриста» с фирменной символикой и буклетами, подробно рассказывающими не только о достопримечательностях Ростовской области, но и возможностях ее экономики. В аэропорту Платов, начиная с зоны прилета и заканчивая багажным отделением, были специальные баннеры, рассказывающие о специфике региона. Мы также специально модернизировали свой туристический портал в интернете, который можно было прочитать на семи языках мира, включая корейский, испанский и т. д.

Дополнительно мы постарались охватить вниманием каждого прибывшего в наш город представителя иностранного СМИ, предоставляли им максимально подробную информацию о регионе. Одним словом, мы постарались сделать все, чтобы гостям у нас понравилось и они захотели вернуться в Ростовскую область. Да, в Ростове ЧМ-2018 завершился, но жизнь-то на этом не заканчивается, и мы стараемся смотреть далеко вперед.

Мы постарались использовать возможность, предоставленную мундиалем, для того, чтобы многие из гостей, которые побывали у нас по работе или как индивидуальные болельщики, постарались вернуться сюда уже со своими семьями и друзьями. Что касается инвестпривлекательности, то наши гости увидели, что такое южная столица России – с современной инфраструктурой, новыми магистралями, набережными, современными уютными парками, ресторанами и т. д. За время ЧМ к нам приезжали президенты Швейцарии и Южной Кореи, почти все послы стран, игравших на «Ростов Арене», причем многие дипломаты еще и привозили с собой бизнес-миссии. И все наши министерства очень плотно работали с приехавшими бизнесменами, используя такую уникальную возможность для рекламы региона.

Здесь было несколько направлений – показать не только туристическую привлекательность, но и инвестиционную емкость региона, а также наши возможности по экспорту продукции, в первую очередь пищевой. Стоит напомнить, что Ростовская область сегодня входит в десятку лучших регионов РФ по объемам экспорта, причем не сырьевого или энергетического. Наряду с экспортом агропродукции у нас есть и сельхозмашиностроение, вертолето- и самолетостроение, химическая, текстильная промышленность и т. д. и т. п.

– Максим Валерьевич, ваш регион является крупным транспортным узлом, где сходятся морские и речные порты. Какие действия предпринимаются для модернизации портовой инфраструктуры?

– Для повышения судоходности Дона мы реализуем комплексный проект «Азовский гидроузел», а также активно модернизируем терминальные комплексы в портах как на Дону, так и Азовском море. Например, недавно крупная иностранная компания инвестировала более двух млрд руб. в терминальный комплекс на Азове.

– Как удается правительству Ростовской области поддерживать диалог с федеральным центром?

– Сегодня к нам идут и госинвестиции, и частные вложения. Это крупные проекты в сфере транспорта, социальной инфраструктуры, модернизации учреждений здравоохранения и образования. Позиция губернатора Василия Голубева в том, чтобы оперативно подхватывать любые пилотные программы, которые исходят из Москвы, касающиеся экспорта, малого бизнеса, культуры, образования и т. д. Видя все это, федеральный центр нам доверяет и охотно использует Ростовскую область во многих пилотных программах. Так, мы реализуем программу «Экспортный стандарт», участвуем в федеральной программе повышения производительности труда и т. д.

– Как в вашей области осуществляется государственно-частное партнерство? Какие меры выполняются для реализации кластерной политики?

– Что касается кластерной политики, то у нас в регионе есть атомный кластер, винный кластер, IT-кластер, кластер морского приборостроения, вертолетостроительный кластер, а также кластер сельхозмашиностроения. Это позволяет компаниям, работающим в составе кластеров, получать поддержку напрямую из федерального центра, по линии Минпромторга и Минэкономразвития.

По проектам ГЧП и концессиям – в области уже реализован проект ГЧП по реконструкции набережной Дона. Один из крупных местных бизнесменов по итогам открытого конкурса стал концессионером, превратил набережную просто в конфетку и обеспечивает ей постоянное содержание в идеальном порядке и чистоте. Прибыль, в свою очередь, он получает от предоставления территорий на набережной в аренду.

Также у нас есть более десятка концессионных соглашений с муниципалитетами в сфере ЖКХ – это проекты новых станций по теплоснабжению, водоснабжению и т. д. Это хорошая практика и очень перспективный тренд. В целом я должен сказать, что сегодня Ростовская область развивается динамично, мы твердо видим перспективу и развиваем те сферы, в которых мы традиционно сильны, а также активно внедряем у себя все новое.

Максим Валерьевич, расскажите о сети компаний для экспорта товаров «высокого передела», которую планируют создать в Ростовской области.

– Правительство Ростовской области готовит Стратегию развития экспорта до 2030 года. Среди её ключевых показателей – увеличение экспорта продукции «высоких переделов» с 30,5 % в 2017 году до 45 % в 2030 году; увеличение экспорта услуг (туризм, образование) на 40 % – с 161,1 млн долл. в 2017 году до 370,3 млн долл. к 2030 году.

Сегодня Ростовская область входит в топ-10 регионов по объему несырьевого неэнергетического экспорта. Его доля в 2017 году составила 75 %, что уже превосходит федеральный стратегический показатель по развитию экспорта (70 %). Большую часть несырьевого экспорта в регионе составляет экспорт зерна. Всего 5,5 % экспорта приходится на машиностроение, 5,3 % – на черную и цветную металлургию, 4,1 % – на химическую промышленность.

Наша главная задача – увеличение экспорта продукции средних и высоких переделов, особенно в части переработки зерна. Сегодня зерно, которое мы экспортируем в больших количествах, является продукцией первого передела. В Стратегии поставлена задача создания целой сети компаний, которые будут заниматься глубокой переработкой зерна на аминокислоты. Такие инвестиционные проекты смогут воспользоваться как базовыми преференциями – получение земельных участков без торгов, льготные займы, налоговые послабления, так и преимуществами, которые дает Специальный инвестиционный контракт. Такие контракты заключаются для новых и потенциально прорывных отраслей в регионе.

Максим Валерьевич, в настоящее время Ростовская область обсуждает областной закон «О развитии агломерации». Регион в своих инициативах опережает федеральный центр, принимая закон, которого на федеральном уровне пока нет.

– Необходимость закона «О развитии агломераций в Ростовской области» бесспорна. Создание агломерации ускоряет развитие экономики на 0,3 % и поднимает средние доходы населения на 50 %. Ядром агломерации всегда выступает город с населением более 500 тыс. человек, который притягивает города-спутники, формирующие периметр агломерации. Эта совокупность городов обладает одним из главных свойств системы – получает такое преимущество, которое не могло быть достигнуто порознь. Путь из городов-спутников к ядру агломерации занимает до полутора часов. При этом основную долю населения составляют городские жители.

В Ростовскую агломерацию входят Азов, Аксай Таганрог, Новочеркасск и Ростов. Закон «О развитии агломерации» принимается, чтобы несколько городов имели возможность заключать межмуниципальные контракты, объединять ресурсы, например, для строительства дорог или социальных объектов. Также закон «О развитии агломерации» может иметь прикладное значение в формировании тарифов на проезд в общественном транспорте. В будущем стоимость проезда внутри агломерации должна быть на уровне городских маршрутов. Этот закон заметно повысит качество жизни людей: появятся новые рабочие места с высоким уровнем заработной платы, добраться до центра агломерации можно будет за 30-40 минут, а не за два-три часа, как сейчас, и по единому тарифу, а не по междугородним. Отказ от дублирования функций местных органов власти снизит затраты на управление муниципалитетами. Это даст дополнительные возможности для решения местных проблем.

По данным аналитического центра Маккинзи, 600 существующих в мире мегаполисов формируют 65 % мирового богатства и определяют будущее планеты. К 2030 году в крупнейших агломерациях с населением 1,5 и более млн человек будут жить более семи из десяти городских жителей – четверть населения мира. Четыре из десяти условных долларов валового продукта будут производить жители крупнейших агломераций.

Надеемся, в будущем Ростовская область станет одним из 600 мировых мегаполисов. А лично Вам – спасибо за беседу и дальнейших успехов.

 

Беседовала Екатерина Кузьмина

Похожие записи

Оставить комментарий