Снег да снег кругом: зимний спецтранспорт для бездорожья

Российские дороги сами по себе представляют большую проблему, а зимой, с ее длительными морозами, снегами, ветрами и гололедом, ситуация становится еще сложнее. Особо это касается северных регионов с их тотальным бездорожьем, вечной мерзлотой, пониженными температурами и активно развивающейся хозяйственной деятельностью. И если раньше там передвигались чаще на оленях, то сейчас есть множество машин, способных уверенно преодолевать любые преграды и рассекать снежное полотно. Мощные универсальные вездеходы-амфибии, называемые снегоболотоходами, а также легкие и маневренные снегоходы – вот они, главные герои зимнего бездорожья и нашего материала.

Начнем с определения каждого вида техники. Итак, снегоходы – это конструированные специально для передвижения по заснеженной местности машины. Данные вездеходы являются надежными помощниками рыбаков, охотников, путешественников, а также служб МЧС, спасателей, нефтегазовых компаний. Пользуются спросом и среди рядовых жителей северных регионов, зачастую заменяя им личный транспорт и применяясь для перевозки грузов.

Снеоболотохоы же – исключительно российское открытие, представляющее собой уникальную автотехнику на колесах большого радиуса и сверхнизкого давления, позволяющих снегоболотоходу не проваливаться на снегу, уверенно ехать по любому грунту и даже плавать. Идея снегоболотохода появилась еще в 70-х годах, когда жители Севера оснастили мотоцикл камерами от грузовой машины. Изобретение, способное легко двигаться по пушистому снегу и не тонуть в полыньях, получило название «каракат». Со временем вездеход усовершенствовался, и сейчас современные, отвечающие всем техническим требованиям потребителей вездеходы данного типа на российском рынке. выпускают несколько основных компаний.

В зависимости от параметров и комплектации машины находят широкое применение в разных отраслях промышленности и народного хозяйства: нефтегазовый и энергетический сектор, пожарные, медицинские или мобильные станции технического обслуживания, туристические фирмы, – всех вариантов не перечесть.

Само собой, поскольку это не дежурное средство передвижения, при разработке снегоболотоходов и снегоходов учитывается ряд факторов и требований, делающих технику пригодной и эффективной для эксплуатации в зимних условиях.  Помимо отличных показателей проходимости, транспорт должен быть надежным, простым в обслуживании и недорогим в эксплуатации, нетребовательным к качеству топлива, выносливым, способным долгое время работать в автономном режиме, адаптированным к низким температурам. Еще один важный аспект – экологичность и воздействие машины на почву, что зависит непосредственно от типа движетеля – колеса, гусеницы, воздушная подушка.

Сейчас наибольший выбор снегоболотоходов представлен именно в сегменте колесных вездеходов, так как по сумме всех показателей проходимости, экономичности и экологичности машины на шинах сверхнизкого давления превосходят аппараты на воздушной подушке, гусеничные и пневмогусеничные аналоги соответственно на 10, 20 и 12%.

К примеру, одна   из наиболее перспективных разработок – грузовые вездеходы «Бурлак» производства компании из Екатеринбурга «Вездеходы Макарова». Изначально изготовители поставили перед собой весьма амбициозную задачу – установить новый мировой рекорд, достигнув Северного полюса автономно, без заброски авиацией топлива и продуктов питания.

Главное отличие данной модели от предшествующих ей экспедиционных «Бурлаков» – использование серийных отечественных комплектующих наряду с оригинальными деталями собственного производства. По словам производителей, данный факт должен положительно отразиться на удобстве эксплуатации, обслуживания и ремонта.

Машина оснащена двигателем Cummins 2.8 ISF в 149 л.с, что позволяет вездеходу развивать скорость до 50 км/ч на твердой поверхности и более 5 км/ч при движении по воде. Расход топлива составляет 40 л топлива на 100 км пути, также в вездеходе предусмотрена автономная заправка на полтонны горючего. При полной загрузке вес машины составит 7 т, дорожный просвет — 700 мм. Благодаря движетелю на шинах низкого давления вездеход не наносит вреда грунту, что позволяет эксплуатировать его в заповедниках и других закрытых для въезда местах.Машины подготовлены для езды как по зимникам, так и по глубокому снегу.

На Moscow Off-Road Show 2017 была впервые представлена более функциональная, долговечная и удобная версия этого вездехода «ШЕРП» Александра Гарагашьяна – «ШЕРП ПРО». Новая версия вездехода по сравнению с базовой модификацией имеет целый ряд преимуществ: кузов выполнен из алюминия, благодаря чему вес машины снижен, а вездеходные характеристики увеличены. Кроме этого, алюминий обеспечивает стойкость кузова к коррозии и более длительный срок эксплуатации, а оцинкованная силовая рама также не подвержена коррозии и служит значительно дольше обычной. Кузов в данной модификации напрямую соединен с кабиной, благодаря чему был увеличен полезный объем внутреннего пространства.

В «ШЕРП ПРО» в целях создания разрежения в моторном отсеке и улучшения его вентиляции установлен дополнительный вытяжной электровентилятор. Использование этого вентилятора становится максимально актуальным летом, когда попадание горячего воздуха из моторного отсека в салон крайне нежелательно. Также машина обшита дополнительной шумо- и теплоизоляционной обивкой, роль которой выполняет высококачественный материал CORDURA с подкладкой с системой MOLLE.

Еще одна звезда Moscow Off-road Show – не имеющий на сегодняшний день аналогов в мире вездеход «Шаман» с колесной формулой 8х8 на шинах сверхнизкого давления «АВТОРОС», принципиально новая конструкция которого позволяет управлять всеми осями, придавая машине особую маневренность даже в самых непростых условиях.

Компания «Механика» презентовала «Шатун» – отличный пример специального транспорта в семействе легких вездеходов, с выдающимися техническими возможностями: преодоление любых грунтов, водных барьеров и преград высотой более 1 м.

Завод инновационных продуктов КТЗ во Владимире презентовал снегоболотоход с колесной базой 4Х4 «Грибник», он Mushroomer. У машины грузоподъемностью 1250 кг оригинальная рама, каркасно-панельная кабина, тракторный двигатель Д1303Т (83 л.с.), четырехступенчатая коробка передач и дорожный просвет 410 мм. Передняя подвеска пружинная, сзади стоят рессоры, привод — постоянный полный с понижающей передачей, причем все три дифференциала имеют электропневматические блокировки. Комплектация включает в себя усилитель руля, систему подкачки колес, гидравлическую лебедку и камеру заднего вида. Машина предназначена для использования вне дорог общей сети с возможность движения по глубокому снежному покрову, а также по грунтам со слабой несущей способностью.

Интересная новинка была презентована в конце 2017 года в Москве в рамках работы выставки «Вузпромэкспо-2017». Общественности был представлен новый вездеход на шинах низкого давления с рабочим названием «КамАЗ-Арктика», в создании которого участвовали конструкторы «КамАЗа», СКБ МАМИ и двух московских университетов – МГТУ им. Баумана и Политехнического. Автомобиль массой около 17 т с дорожным просветом более 670 мм – это экологически безопасный вездеход, предназначенный для транспортировки людей и грузов на территории арктических зон России, областей Сибири и Дальнего Востока. В автомобиле была использована сочлененная рама, разработанная в двух модификациях: с колесными формулами 6х6 и 8х8. Уже построен вездеход с колесной формулой 6х6, работающий на классическом двигателе V8 и оснащенный механической коробкой передач. вторая модель вездехода «КамАЗ-Арктика» будет представлена в конце 2018 года. Максимальная скорость новинки составит 50 км/ч, а грузоподъемность — 13 т. Автомобиль оснастят жилым модулем со спальными местами, в котором можно совершенно автономно жить в течение трёх суток. Повысят комфортность душ и туалет, микроволновая печь, подогреватель, запас воды, умывальник, холодильник, телевизор, спутниковый телефон, варочная панель и электрогенератор. Дополнительно в жилом модуле предусмотрены кондиционеры, которые могут изолировать обитателей модуля от мошкары, комаров, гнуса.

ООО «Омский вездеход»

– Компани предлагает конверсионные гусеничные тягачи – вездеходы для народного хозяйства и нефтегазового комплекса, которые используют для  перевозки людей в труднодоступных районах и установки различного оборудования. Машины компании трудятся в геологических партиях «ГЕОТЕК Холдинг», ОАО «Башнефтегеофизика», ООО «ТНГГрупп», энергетических компаниях ОАО «Чукотэнерго» и многих других геофизических компаниях, на нефтегазовых месторождениях «Газпрома», объектах предприятий энергетики и в дорожно-строительных компаниях.

Компания постоянно совершенствует и разрабатывает новые модификации машин. В частности, на базе тягача МТЛБУ и МТЛБ появились ТГМ (транспортные гусеничные машины), которые отличаются от своего военного прототипа увеличенной кабиной с обзорными стеклами и надстройкой (кунгом), а также наличием дополнительных окон. Прежде чем попасть к заказчику, каждая бывшая «боевая» единица проходит полную модернизацию и доработку в соответствии с требованиями Министерства транспорта РФ на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования с учетом адаптации к гражданским условиям эксплуатации, становясь более комфортной и безопасной. Так, боковые двери кабины изготавливаются по типу Газ-34039, из металла 3 мм, что обеспечивает их высокое качество, долговечность и надёжность. Двери оборудованы стеклами, рукоятками и замками с ключами. Установлен дополнительный жидкостный обогреватель кабины с обдувом стекол.

А теперь поговорим о более компактных и легких моделях – снегоходах. В настоящее время в сегменте горных снегоходов присутствует большая конкуренция. Так, американская компания Arctic Cat в конце 2017 года представили новый универсальный снегоход Norseman, который оборудован 154-дюймовой гусеницей Cobra с задней подвеской XtraAction, подламывающейся пяткой, большим багажником, горным рулем, широкими лыжами ProUte и задней сумкой. Снегоход оснащается двигателем 6000 C-Tec2.

В сугубо утилитарном сегменте Arctic Cat новинка — Bearcat XT, представляющая собой «клон» Yamaha Viking. В модели также установлен 540-кубовый 2-цилиндровый карбюраторный мотор, 156-дюймовая (356 мм) гусеница Cobra, повышенная и пониженная передачи плюс реверс и электростартер.

Снегоходы серии Renegade Backcountry от Ski-Doo в 2018 году были значительно перестроены и теперь соответствуют статусу настоящего универсала 50/50, который уверенно чувствует себя как на трассе, так и в глубоком снегу. Эти модели также базируются на платформе REV Gen4 и оборудуются двигателем 850 E-Tec. Такой «комплект» обеспечивает легкое маневрирование, комфортную эргономику и быструю реакцию на газ. Подвески были разработаны специально под задачи этих снегоходов и включают новую заднюю подвеску cMotion.

Для российских пользователей одной из самых интересных новинок стал универсальный утилитарный снегоход Polaris Titan, одинаково эффективный для передвижения как по укатанным трассам, так и по глубокому снегу, как с грузом, так и без. Titan 800 построен на базе нового шасси AXYS Titan, оборудован двигателем Cleanfire и обладает высокой проходимостью и точной управляемостью.

Инновационный регулятор напряжения зарядки обеспечивает необходимый ток даже при работе двигателя на холостом ходу или на низких оборотах. Система охлаждения Polaris Titan с радиатором и вентилятором обеспечивает оптимальную работу двигателя, а энергоемкая подвеска и гусеница шириной 508 мм (155”) с грунтозацепами высотой 46 мм позволяют снегоходу уверенно перемещаться по сложной местности даже при буксировке груза весом до 540 кг.

Polaris Titan оснащен встроенной системой хранения Lock&Ride, которая позволяет устанавливать и снимать багажник и отделения для хранения без специальных инструментов. Стандартная комплектация также включает быстросъемное двухместное сиденье.

Новинка выпускается в трех комплектациях: 800 Titan SP 155, 800 Titan XC 155 и 800 Titan Adventure 155.

Сегмент кроссоверов — это сегодня самая динамично развивающаяся категория в снегоходостроении, и Polaris предлагает модели Switchback, в которых оптимальным образом сочетается динамика, высокая степень сцепления с трассой, плавность хода, легкая управляемость за счет комфортного центрального расположения водителя и маневренность при движении по бездорожью.

Если говорить о российских производителях, то нельзя не упомянуть компанию «Веломоторс», выпустившую новый бюджетный снегоход Stels «Мороз», построенный по формуле «одна лыжа — две гусеницы». Модель сочетает в себе передовые конструкторские решения, уже воплощенные в снегоходе «Ермак», оригинальный дизайн и невысокую стоимость.

Новинка оборудована усиленной рамой с наклонной передней стенкой тоннеля для обеспечения дополнительного места для ног пилота и увеличения жесткости рамы на кручение и изгиб. Новый 2-тактный 2-цилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения с карбюратором на каждый цилиндр выдает мощность 49 л. с.

Снегоход оснащен современной программируемой системой зажигания, вентилятором охлаждения без приводного ремня (осевой привод), рулевым управлением с виброзащитными подшипниками для снижения вибраций на руле.

Снегоход выпускается в двух модификациях – обычной и удлиненной. Предусмотрены также такие дополнительные опции, как силовой передний бампер, кофр для хранения принадлежностей, фара-искатель, защита для лыж.

Еще одна отечественная компания, «Русская механика», представила обновленный с учетом предложений и ожиданий владельцев снегоход «Буран», получивший «приставку» к имени: «Буран Лидер». Ключевые изменения касаются повышения прочности лыжи, улучшения управляемости и продления ресурса снегохода за счет установки стандартных твердосплавных подрезов СХТ «Тайга». Благодаря им при длительной эксплуатации не увеличивается радиус разворота снегохода и не требуется заменять лыжу целиком — только подрезы, сохраняющие свою функциональность при пробеге до 3000 км.

Обновленный «Буран» оснащается автоматическим натяжителем цепи на коробке реверса. Устройство позволяет владельцу экономить время на обслуживании, избавляет от ручной работы и необходимости перед каждым выездом проверять состояние цепи. Улучшенные тягово-динамические характеристики и возможность экономии топлива обеспечивает новый центробежный регулятор собственного производства «Русской механики». Модель «Буран Лидер» отличается высоким формованным ветровым стеклом, геометрия которого исключает возможность его деформации.

Стекло защищает водителя от встречного ветра и летящего снега, а усиленный бампер предотвращает повреждения техники при движении по лесу и плотному кустарнику. Легкости в управление снегоходом добавляет высокий руль с подогревом рукояток и курка газа. «Буран Лидер» также оснащен светодиодным задним фонарем.

Резюмируя, хочется сказать следующее. Прогресс не стоит на месте, а в своем стремлении удивлять пользователей и удовлетворять их запросы производители отчаянно стараются перещеголять друг друга, поставляя все более современные, прогрессивные, экономичные образцы. Разобраться во всем представленном на рынке становится все сложнее, но, чтобы не прогадать с выбором, всегда в первую очередь стоит понимать, для каких целей, в каких условиях будет использоваться техника и насколько управление будет комфортным при характерных для российской зимы температурах.

 

 

 

 

 

Похожие записи

Оставить комментарий

20 + шесть =