Безопасность превыше всего: требования к перевозке продуктов автоцистернами

  Какие ассоциации возникают у большинства при упоминании цистерн? Чаще всего это замасленный старый бензовоз. Впрочем, стереотипы пора оставить в стороне, ведь сейчас посредством автоцистерн перевозят широкий перечень грузов, начиная с нефтепродуктов, жидких химических реагентов, цемента и заканчивая различными продуктами питания. Собственно, о так называемых пищевых цистернах сегодня и пойдет речь. Сейчас, в условиях растущего качества жизни, крайне важно, чтобы продукты доставлялись до места последующей переработки либо сбыта без потери своих свойств, что требует от перевозчика особого подхода к выбору техники для транспортировки.

Транспортировка продуктов питания занимает особое положение в списке услуг. В первую очередь это связано с ограниченным сроком годности, а также особыми климатическими особенностями хранения и доставки в пункты назначения. В этом случае предъявляются достаточно жесткие требования для обеспечения максимально большого срока годности пищевого продукта при его перевозке. Кроме того, контроль над данным видом транспортных услуг гораздо жестче, так как перевозимые объекты должны соответствовать всем медицинскими нормам и быть безопасными для людей-потребителей.

Впрочем, не все пищевые продукты требуют соблюдения индивидуальных правил хранения в течение всей перевозки. На сегодняшний день существует единые правила перевозки пищевых продуктов автомобильным транспортом, которые позволяют определиться с тем, какие продукты, и как перевозить:

  • Нескоропортящиеся грузы. Это продукты, способные сохранять свои качества в течение продолжительного времени. К ним относят всевозможные крупы, макаронные изделия, сахар, соль, муку, всевозможную консервацию и тд. В этом случае особых требований к транспортировке пищевых продуктов нет. Перевозить грузы можно на автотранспорте, не оборудованном специальными установками. Однако и тут есть свои особенности, связанные чаще всего с поддержанием оптимальных климатических условий, например, влажности.
  • Скоропортящиеся грузы.Данная категория продуктов имеет ограниченный срок годности. Для его поддержания требуется соблюдение определенного температурного режима, влажности. Перевозка осуществляется только в специальных транспортных средствах, оснащенных особыми климатическими установками. К скоропортящимся относят продукты: растительного происхождения (ягоды, фрукты, овощи), животного происхождения (мясо, рыба, птица, молоко, яйца и тд), переработки (колбасные изделия, молочная продукция, сыры).

В особую группу также можно выделить пищевые наливные грузы, а это различные растительные масла, патока, концентраты соков, молочные продукты, виноматериалы. Требования, предъявляемые к используемому для перевозки транспорту, касаются не только идеальной чистоты внутри резервуаров и стерильного состояния насосов для перекачивания, но и соответствия стандартам безопасности, экологичности, а также сохранности продуктов.

Основные действия, связанные с хранением и транспортировкой пищевых продуктов, контролируются санитарными правилами и нормами («Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли» – СанПиН 2.3.5.021-94), а также другими нормативно-правовыми актами, на которые ссылаются данные правила.

Согласно упомянутым документам, особое внимание уделяется требованиям к организации территорий и зданий предприятий, на которых производится хранение, обработка и сбыт пищевой продукции. Предписания, регулирующие перевозку продуктов питания, определяются в указанном СанПиНе разделом «Санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов».

Так, на машину, предназначенную для перевозки пищевых грузов, должен быть оформлен санитарный паспорт соответствующего образца. Как правило, такой паспорт оформляется не более, чем на 6 месяцев, а на машину, перевозящую скоропортящиеся продукты – не более 3-х месяцев.

Водитель (экспедитор) обязан иметь при себе медицинскую книжку, в которую должны быть внесены отметки о прохождении соответствующей медицинской комиссии. Следует заметить, что обязательное требование при выдаче сан. паспорта заключается в наличие у шофера или экспедитора медицинской книжки.

Кузов автомобиля должен быть чистым, что должно быть подтверждено соответствующими документами на основании проведенной проверки. Поэтому особое внимание уделяется процедуре мойки кузова автомобиля перед транспортировкой пищевых продуктов, а также после нее (требования к температуре воды и моющих средств, времени мойки, контролю после дезинфекции и т.д.).

Соблюдение санитарных норм предполагает тщательную мойку цистерны после выгрузки, а также промывку технологического оборудования и оснастки. Иногда моющая система встраивается в цистерну. В комплектацию мойки входят установленные в каждом отсеке цистерны шаровые моечные форсунки. К форсункам подается моющий и дезинфицирующий растворы, нагнетаемый насосом мойки по общей для всех форсунок магистрали. Но чаще мойки делают стационарными, экономически это более выгодно. Американская компания KMT International Inc. предлагает модульную систему автоматической санитарной мойки, рассчитанную на мойку одной или сразу двух цистерн. В различных вариантах комплектации производительность мойки может составлять от 15 до 40 цистерн в сутки (Фото №10). Система отвечает требованиям «3A», действующим в США и предъявляемым к оборудованию для мойки цистерн, перевозящих пастеризованное молоко. Оборудование компании KMT International Inc. так же имеет разрешения и сертификацию таких крупных компаний, как Coca Cola, Nestle, Arrowhead и многих других.

Для различных перевозимых веществ применяются свои методы очистки кузова автомобиля. Так, например, для цистерн, перевозящих пищевое масло, одной мойки горячей водой недостаточно. Вместо этого проводится «пропарка» – обработка стенок цистерны горячим паром (до 170-180 градусов) в течение определенного времени (до 6-7 часов) для полного удаления остатков перевозимого вещества.

Современные пищевые цистерны часто имеют по несколько изолированных резервуаров, предназначенных для перевозки жидких пищевых продуктов. Этим продуктам нередко требуются чрезвычайно стабильные условия для хранения и транспортировки, т.к. при изменении температуры может нарушиться их химсостав или консистенция. В лучших образцах пищевых «термосов» внутренний объем делится на 3 или 4 секции. В каждой секции можно транспортировать различные жидкие грузы, причём температура для каждой секции может устанавливаться и контролироваться автономно.

С целью лучшей сохранности груза цистерны такого рода оборудуют герметичной системой загрузки и выгрузки. Температурный режим может корректироваться, все данные о состоянии продукта фиксируются в «памяти» приборов рефрижератора и могут быть представлены по первому требованию получателя товара. Также вполне обыкновенной сегодня является комплектация пищевых цистерн автоматическими пробоотборниками. Дело в том, что при приёме сырого молока, в соответствии с санитарными нормами, для лабораторного анализа необходимо брать так называемые «средние» пробы продукта. Прежде лаборант или оператор делали это вручную, и результат не всегда получался объективным. Но в современных молоковозах, укомплектованных системой взятия проб, водителю нужно лишь запрограммировать примерный объём загружаемого молока. А автоматика уже произведёт забор необходимого количества проб, распределив их в соответствии с загружаемым количеством продукта, и заполнит пробами предварительно промаркированные пробирки таким образом, чтобы можно было исследовать состав молока всех слоев.

Климатические условия в кузове автомобиля должны удовлетворять требованиям транспортировки для каждого вида продукции. Таким образом, скоропортящиеся товары должны перевозиться в закрытом кузове на транспорте, оборудованном специальными холодильными установками, способными поддерживать определенным климатический режим. К ним относятся рефрижераторы и изотермические прицепы и полуприцепы.

Перед подачей автотранспортного средства на погрузку, внутренний температурный режим должен соответствовать нормам перевозки категории перевозимого груза, а также соблюдены санитарно-гигиенические нормы чистоты кузова. По окончании загрузки автотранспортное средство должно быть опломбировано, если перевозимый груз не содержит свою собственную пломбированную тару или упаковку.

Для транспортировки скоропортящихся грузов на большие расстояния их могут предварительно сильно охлаждать или замораживать, если они, конечно, допускают такую процедуру (например, мясо, морепродукты и др.). Перевозка замороженных продуктов производится только в рефрижераторах, способных поддерживать температурный режим до – 20 градусов.

Резюмируя, отметим следующее. Чтобы продукт долгое время сохранял свои вкусовые свойства, транспортное средство должно соответствовать определенным требованиям:

  • Сохранность прочности и непроницаемости контейнеров, в которых перевозится продовольственных продукт.
  • Полная изоляция и невозможность проникновения внутрь цистерны газов, жидкостей и твердых веществ, которые могут стать источником загрязнения продукта не только при транспортировке, но и загрузке/выгрузке.
  • Невозможность концентрирования воздуха в отсеках.
  • Исключение несанкционированного доступа к перевозимому грузу. Сохранение пломб.
  • Обеспечение процесса налива продукта без образования пены или с ее незначительным появлением.
  • Отсутствие ударов при транспортировке.
  • Обеспечение качественной обработки оборудования после доставки груза.
  • Внутренние комплектующие емкостей не должны контактировать с жидкими грузами, иначе вода или молоко изменят свои вкусовые качества, став непригодными для дальнейшего употребления.

Если речь идет о изотермических цистернах, спрос на которые из года в год растет, то, для транспортировки, например, сырого молока цистерна, изготовленная из пищевой нержавеющей стали или пищевого алюминия, должна иметь слой термоизоляции из полимерного покрытия или же слой минваты, армированной стекловолокном, толщиной от 50 до 150 мм. Материалом цистерн может быть и листовая хромоникелевая сталь, однако в этом случае внутренняя поверхность цистерны должна пройти закалку и специальную обработку.

Также пищевые цистерны должны герметически закрываться, поскольку даже минимальное количество воздуха «извне» может изменить свойства и состояние продукта, привести к его порче.

Традиционно пищевая цистерна-полуприцеп оснащается автономной системой подогрева, что особенно актуально для перевозки таких грузов, как патока. Паровая рубашка, создаваемая с помощью автономного отопителя, позволяет не только поддерживать высокую температуру в зоне донных клапанов, но и прогревать верхние люки для загрузки гравитационным способом.

Особенности перевозки наливных пищевых грузов сформировали конструктивные черты полуприцепов-цистерн. Как правило, это несущий сосуд постоянного или переменного цилиндрического сечения вместимостью от 15 до 40 м3, построенный на трехосном шасси с пневмоподвеской (считается, что плавность хода влияет на сохранность продукта). Основными материалами для производства емкостей являются высококачественная нержавеющая сталь и алюминий. Немаловажное значение имеет оснащенность необходимыми системами выгрузки и загрузки, обеспечивающими быстрый слив продукта и высокую скорость налива. Иногда емкость делят на несколько герметичных секций, что позволяет одновременно перевезти несколько разных пищевых грузов. В таком случае каждый отсек оснащается заливной горловиной в экологичном коробе, донным клапаном и датчиком температуры.

Оборудование пищевых полуприцепов-цистерн также в обязательном порядке включает лестницу около заливного люка в передней части цистерны, исключающую скольжение, складной поручень высотой 900 мм и нескользящую пешеходную дорожку по верху цистерны.

Из общей гаммы пищевых полуприцепов-цистерн в отдельную группу принято выделять специальные решения для перевозки молока и спиртосодержащих продуктов. Так, молоко — продукт капризный, требующий высокого профессионализма и особого подхода при транспортировке. Важно, что в отличие от прочих пищевых цистерн у молоковоза есть определенные технологические особенности. В первую очередь нужно обеспечить минимальную шероховатость внутренней поверхности и сварных швов, а также отсутствие «застойных» зон. Во-вторых, особое внимание уделяется температурному режиму перевозки, особенно если речь идет о доставке сырого молока. Наконец, в-третьих, с развитием современных технологий производства пищевых продуктов возникла потребность в специальном подвижном составе для сбора молока непосредственно в фермерских хозяйствах. На запросы рынка сразу же отреагировали российские производители, работающие в этом сегменте. Производство специального молоковоза, в частности, освоил красногорский завод «Бецема» по заказу крупнейшего производителя молочной продукции. Поуприцеп-цистерна имеет 4 отсека, объемы которых стараются делать кратными 4 м3, подгоняя тем самым к емкости стандартного молокоохладителя (он используется на ферме для охлаждения до +6 °С и временного хранения молока). Приезжая на ферму, цистерна забирает молоко встроенным насосом через счетчик, затем везет на молокозавод, выгружается, моет емкости изнутри и снова в путь.

Качественные молоковозы выпускает известное в России и за ее пределами также и предприятие «Рустрак» из Нижнего Новгорода. Два вида утепленных овальных цистерн на базе автомобилей Hyundai HD78 и Isuzu FVR 34 могут транспортировать по 4 и 9,5 м3 молока соответственно. Основная цистерна молоковоза изготавливается из нержавеющей пищевой стали AISI 305, а наружная – либо из стали AISI 305, либо из обычной стали с ЛК-покрытием. В качестве утеплителя между обшивками мастера «Рустрак» закачивают вспененный полиуретан либо используют современный утеплитель ФРП-1, ещё именуемый фенольнорезольный пенопласт, имеющий отличные изотермические свойства. Цистерны молоковозов разделены на термоизолированные секции, 2 и 3 соответственно, во всех секциях в горловинах смонтированы краны-воздушники, а запорные устройства – двухточечные.

Особенно любопытная система — автоматический пробоотборник. Согласно ветеринарным правилам, при приеме молочного сырья от поставщика для лабораторного анализа необходимо брать так называемую среднюю пробу. Как правило, это ручная процедура, но в современных молоковозах оператору требуется лишь выставить на пульте ожидаемое количество литров. Далее за процесс отвечает автоматика, которая сама рассчитывает цикличность и подает в промаркированную пробирку определенные дозы молока равномерно по мере заполнения цистерны. Таким образом, в «именной» пробе остаются фрагменты всех слоев принятого от фермера сырья.

Перевозка спиртосодержащей пищевой продукции также обладает рядом специфических особенностей. Согласно российскому законодательству, с 1 июля 2013 года такие перевозки возможны только на основании лицензии и только при наличии на транспортном средстве дополнительных защищенных устройств мониторинга. Речь идет о технических средствах фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС. Бортовая система мониторинга фиксирует и контролирует все события на борту транспортного средства. Эта мера предназначена для минимизации махинаций, связанных с нелегальной торговлей спиртом.

А теперь поговорим, собственно, производителях пищевых полуприцепов-цистерн и наиболее востребованных моделях. Сегодня на нашем рынке присутствуют марки как отечественного, так и зарубежного производства. Особенно сильна экспансия в отношении России турецких производителей (Kaessbohrer, OKT-Trailer). Среди активно работающих в этом сегменте российских компаний следует упомянуть красногорский завод «Бецема», чебоксарский завод «Сеспель», группу «Алексеевка ХИММАШ», ООО «Вологодские машины».

Универсальным современным решением для транспортировки жидкостей и наливных грузов, не имеющих класса опасности по классификации ООН, сейчас являются флекситанки. Это эластичный резервуар, с объемом 10 – 24 тысяч литров, удерживающий жидкость собственной конструкцией, не требующий каких-либо дополнительных приспособлений и поддерживающих устройств, применяющийся для перевозки различными видами транспорта, включая перевозку в морских контейнерах, автомобильных и рефрижераторных полуприцепах.

В России флекситанки достаточно широко используются для транспортировки вина и виноматериала, растительного масла, животных жиров, концентратов соков, сиропов, патоки, пищевых добавок, солода и других подобных продуктов питания. Во флекситанках хранят даже воду подразделения МЧС на случай пожаров.

В мире около 40 компаний-производителей флекситанков, каждая компания придерживается своей технологии изготовления ёмкостей. Например, немецкая компания Büscherhoff производит свои танки из трёхслойного полиэтилена, причём слои сварены между собой. Затем добавляется слой высокобарьерных плёнок, состоящий, в свою очередь, из 7 слоёв полимеров PA и EVOH. Высокобарьерные плёнки могут быть заменены тонким слоем алюминия. Также в конструкции флекситанка компании Büscherhoff используется полипропиленовая ткань, кашированная внутри полиэтиленом. Для некоторых типов грузов немецкая компания дополнительно устанавливает в флексиконтейнерах отопительную подложку.

Однако есть у флекситанков и недостатки. Так, как говорилось выше, ими нельзя пользоваться при перевозке опасных грузов, также запрещается перевозить флекситанки в рефрижераторных контейнерах. Ещё одним отрицательным фактором является возможность утечки содержимого флекситанка, несмотря на прочность самой конструкции, а также необходимость наличия специальных насосов при выгрузке.

Проблемой является также и утилизация флекситанков, поскольку они являются одноразовыми. Экологи уже бьют тревогу, ведь при распространении флексиконтейнеров они станут мощным источником загрязнения окружающей среды, если, конечно, не будет изобретена специальная технология их утилизации.

В завершение скажем следующее. При всем многообразии представленных на рынке решений для транспортировки пищевой продукции, чтобы сделать верный выбор, который не нанесет урон бизнесу, не стоит гнаться за меньшей стоимостью. Экономия в данном случае может быть весьма опасна, так как цена цистерны может быть снижена за счет использования некачественных материалов или несоответствия установленным стандартам. Экологичность, безопасность, надежность – вот три кита, обеспечивающих сохранность продуктов, а вместе с ним и снижающих риски для предприятия.

Похожие записи

Оставить комментарий