Может ли труд нефтяника быть комфортным?

Опыт показывает, что вахтовый метод работы в нефтегазовой отрасли требует тщательной подготовки производства: организации проживания работников в вахтовом поселке, доставки нефтяников спецтранспортом на вахту и обратно, создания нормальных условий пребывания вахтовиков на Севере не только во время отдыха между сменами, но и в процессе выполнения сменных заданий, а также в кабине мощной спецтехники.

Блок-контейнер – основа вахтового поселка

Вахтовый метод – это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда они не могут ежедневно к нему возвращаться. В нефтегазовой сфере вахтовый метод широко используется, поскольку, как правило, объекты, на которых необходимо работать, находятся в необжитых, отдаленных районах, в местностях с особыми природными условиями, например, в районах Крайнего Севера.

Какие же бытовые условия создаются для тех, кто работает вдали от дома? Работники, привлекаемые к вахте, проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках. Сегодня удаленные временные поселения становятся настоящими мини-городами, оснащенными всеми необходимыми инженерными системами, обеспеченными качественной связью, телевидением и компьютерами. Однако все здания вахтового поселка должны просто собираться, быть надежными, удобными, прочными. Завод мобильных зданий и сооружений – это одно из большого числа предприятий, работающих в сфере обеспечения вахтовиков нефтегазовой сферы комфортным временным жильем. Предприятие ЗМЗС со штаб-квартирой в Москве и филиалами в Екатеринбурге, Сургуте и Иркутске занимается производством жилых построек, образующих вахтовые поселки.

Производство блок-контейнеров ведется с использованием высококачественного профиля с обязательным антикоррозионным покрытием. В зависимости от особенностей и назначения данного объекта перегородки внутри могут быть расположены в любой нужной конфигурации, в зависимости от этого в дальнейшем выполняется установка дверей и окон, крепится рулонный утеплитель или минераловатные плиты, производится внутренняя обшивка стен. Для круглогодичного использования блок-контейнера толщина слоя утеплителя, например, минеральной ваты, должна быть не менее 100 мм. Однако в зависимости от того, в каком климатическом районе эксплуатируется блок-контейнер, может потребоваться дополнительное утепление или использование стен специальной конструкции. Для надежной теплоизоляции пола используется многослойная система. Конструкция состоит из стальных листов, на которые укладывается утеплитель, сверху накрывается снова листами металла или ДСП, и затем настилается линолеум.

От использовавшихся ранее деревянных бытовок современные блок-контейнеры отличает, прежде всего, большая функциональность. Несколько блок-контейнеров могут быть объединены в единую конструкцию, если их соединить в горизонтальной либо в вертикальной плоскости.

Сравнивая прочные блок-контейнеры с распространенными еще недавно деревянными бытовками, надо сказать, что блок-контейнеры значительно более надежны, чем бытовки из дерева. В отличие от последних, контейнеры достаточно легко транспортируются после установки одного контейнера на другой. К тому же срок эксплуатации такого контейнера несравним с эксплуатационным ресурсом деревянной бытовки.

Вагон-дом – жилой дом на колесах

Еще один вид мобильного жилья – вагон-дом. Это готовый, смонтированный вагончик, который транспортируется в уже собранном виде. Бывают вагон-дома и сборно-разборные, так называемые транспаки, или транспортировочные пакеты. Это более мобильный и дешевый вид временного жилья. Транспак представляет собой конструктор для сборки. Он перевозится в разобранном виде, а затем два-три рабочих собирают его на месте за несколько часов.

На ЗМЗС производят вагон-дома трех типоразмеров, с шириной и высотой в 2,45 м и длиной вагона в 6, 8 и 10 м. Если заказчику нужны другие габаритные размеры, на предприятии выполнят любые его пожелания и требования.

Готовые вагон-дома могут иметь различную отделку, от самой дешевой, так называемый эконом-вариант, и до варианта повышенной комфортности. По желанию заказчика мобильные здания на шасси могут быть отделаны различными видами современных материалов, начиная от профильных металлических листов и до эстетически привлекательных сэндвич-панелей. В вагончиках могут устанавливаться деревянные или металлопластиковые оконные и дверные конструкции, покупатель может заказать индивидуальную планировку и оснащение импортными санузлами. Применение современных вагон-домов на шасси решает многие эксплуатационные задачи для организаций и частных лиц. Особая ценность этих мобильных домов в возможности оперативного перемещения в нужное место в любое время.

Нормативный срок эксплуатации вагон-домов по ГОСТ 22853-86 составляет 15 лет для домов на раме или санях и 10 лет для домов на шасси. На сегодняшний день фактический срок эксплуатации первых вагон-домов уже превысил эти показатели, а ожидаемый срок эксплуатации современных модификаций – не менее 20 лет.

Быстровозводимые дома и преимущества их использования

Но сегодня вахтовые поселки комплектуют все чаще быстровозводимыми или модульными зданиями (БВЗ), эти здания становятся все более востребованными. В чем их преимущество и для чего они предназначены?

БВЗ – это разобранное здание, которое можно возводить прямо на грунте, без основательного фундамента. Более того, технология постройки позволяет производить строительные работы на грунтах, на которых возведение зданий с фундаментом запрещено или невозможно. А это означает, что технология возведения модульных зданий в значительной мере сокращает время постройки. Поэтому модульные здания имеют такую популярность в условиях Крайнего Севера, где почва предрасположена к образованию трещин.

БВЗ выдерживают тяжелые эксплуатационные условия и суровый северный климат. К тому же модульные строения имеют долгий срок службы, хорошо сохраняют эстетический внешний вид, а по уровню комфорта, который смогли заложить наши производители в модульные здания для севера, эти постройки ничем не уступают стандартным офисным и жилым помещениям.

На практике используется несколько конструкций БВЗ. Это, во-первых, дома на базе самонесущих панелей. Панель в данном случае служит и стеновой системой, и частью каркаса самого здания. Панели крепятся друг к другу с помощью болтовых соединений.

Еще один тип – сооружения на основе легких металлоконструкций. В этом случае каркас представляет собой цельносварную, или на болтовых креплениях, металлическую конструкцию. В соответствии с проектом, определяющим назначение и местонахождение БВЗ, каркас может изготавливаться из стали различных марок, чтобы уменьшить коррозионное влияние на наиболее уязвимые места. Кроме того, конструкции грунтуются и покрываются эмалью, либо оцинковывается. Каркас обшивается потолочными и стеновыми сэндвич-панелями.

Сегодня промышленность предлагает различные виды сэндвич-панелей, отличающихся в основном типом утеплителя. Это может быть минеральная вата, пенополистирол, пенополиуретан или утеплитель последнего поколения, имеющий оптимизированные эксплуатационные характеристики по сравнению с традиционными типами материалов, – полиизицианурат.

Используя тот или иной утеплитель, производители сэндвич-панелей стараются увеличить надежность и долговечность своей продукции с одновременным улучшением ее эксплуатационных характеристик. Например, пенополиизоцианурат, по сравнению с уже ставшими традиционными материалами, характеризуется более высокой прочностью, низким коэффициентом теплопроводности и очень низкой горючестью: под воздействием огня этот материал обугливается, а при ликвидации огня благодаря входящим в состав нового утеплителя антипиренам сам потухает. Сэндвич-панели из пенополиизоцианурата отличаются низким влагопоглощением и сохраняют свою структуру при внешних воздействиях. Материал не меняет характеристики и сохраняет свою форму даже при экстремальных зимних морозах.

В вахтовых поселках также используются каркасно-тентовые конструкции. Каркас обеспечивает прочность и устойчивость БВЗ, он способен выдержать значительные нагрузки. Покрытие из поливинилхлорида надежно защищает внутреннее помещение от неблагоприятных климатических воздействий, современные технологии позволяют использовать такие покрытия в диапазоне от -50 °C до +50 °C. Покрытие водонепроницаемо, устойчиво к гниению, к воздействию УФЛ и различным загрязнениям. В качестве боковых стенок сооружения могут быть использованы в зависимости от назначения постройки, конечно, сэндвич-панели, а также профилированные листы, ткань ПВХ или полотно из искусственных волокон.

Современные модульные конструкции усиливают дополнительной тепло- и влагоизоляцией. Полы в таких модульных зданиях трехслойные. Если планируется, что здание будет использоваться в местах обильного выпадения осадков, то на пол и стены блок-контейнера наносятся гидроизоляционные смеси, а также пол и стены изолируют дополнительно, используя для этого дренажную мембрану.

Теплоизоляция блок-контейнеров может также осуществляться с помощью полимерных материалов: пенопласта или пенополиуретановой плиты. Эти материалы должны быть водонепроницаемы и экологически безопасны даже в случае сильного нагрева. Усилить теплоизоляционный эффект можно с помощью обшивания, утепления листами ДВП или фанеры. Полы в модульных зданиях трехслойные. Если планируется, что здание будет использоваться в местах обильного выпадения осадков, то на пол и стены блок-контейнера наносят гидроизоляционные смеси, а также изолируют пол и стены дополнительно, используя для этого дренажную мембрану.

Защиту от сильного ветра обеспечивает обшивка кровли и стен профнастилом, имеющим оцинкованное или полимерное покрытие.

Если ставится срочная задача – в кратчайшие сроки возвести в условиях Крайнего Севера вахтовый поселок или общежитие, а также создать комфортабельные условия проживания для какой-либо категории людей, то модульные быстровозводимые здания как раз то, что нужно.

Модульные конструкции повышают производительность

Последние 10-15 лет в нефтегазовой отрасли наблюдается тенденция все более широкого использования блок-контейнеров и мобильных модулей для размещения в них различного бурового и энергетического оборудования. Ведь если буровая установка не оснащена модульным зданием, то в суровых климатических условиях это, безусловно, может сокращать возможную продолжительность работы, влияет на качество выполнения производственных задач и негативно сказывается на безопасности труда. А работники столь важной для страны сферы, как нефтегазовая, должны не только комфортно отдыхать, но и осваивать северные территории, добывать ресурсы и поднимать экономику региона, находясь в достойных условиях.

Завод модульно-мобильных зданий из Красноярска с 2015 г. проектирует, изготавливает и собирает мобильные здания на территории от Алтая до Норильска и Эвенкии. Заказчик получает модульное здание по индивидуальному или типовому проекту очень оперативно и прямо от производителя, что экономит его средства. Но ЗММЗ поставляет не только жилые модули. Одним из последних оригинальных проектов стало создание модульного здания для размещения в нем буровой установки для колонкового бурения модели Boyles C6 шведской компании Epiroc.

Предназначенная для бурения скважин средней глубины установка позволяет производить любые разведочные работы. Компактное оборудование разработано с учетом всех требований безопасности, подходит для любого состояния пород и типа местности.

Проблемой в использовании данной спецтехники является климат, поскольку часто работы приходится вести в удаленной от цивилизации местности, там, где нет ни зданий, ни какой-либо инфраструктуры, и доставить стандартные мобильные вагон-дома для нахождения в них рабочих крайне сложно.

Выход предложили инженеры ЗММЗ. Буровую установку поместили на заводе в середину безопасной и эргономичной модульной постройки. Вся созданная конструкция была установлена на сани по требованию заказчика. Это дало, прежде всего, возможность оператору спокойно и уверенно выполнять свои функции в нормальных температурных условиях, а размещение установки в удобном модуле существенно увеличило время ее бесперебойной работы, повысило производительность, минимизировало необходимость технического обслуживания установки, а также решило вопрос с отдыхом персонала.

Еще одним примером использования современных строительных технологий в решении нетривиальных производственных задач является проект, реализованный на Заводе спецтехники «Новатор», находящемся в г. Копейске. По совокупности характеристик проект сегодня не имеет аналогов в отечественном машиностроении.

Была разработана модель и изготовлена партия агрегатов АИС-1ПК для нужд нефтегазовой отрасли. С точки зрения рассматриваемой нами темы, заводчане создали не только высокотехнологичную установку для исследования скважин, но и уделили большое внимание условиям ее эксплуатации, а именно был спроектирован трехсекционный модуль для автономной, без использования внешних источников энергии, работы. Многофункциональное здание обеспечивает защиту установки не только от погодного воздействия или вандалов, но и позволяет доставлять оборудование к месту эксплуатации различными видами транспорта, предохраняя от повреждений. В описываемом случае трехсекционный модуль с оборудованием был переправлен вертолетом к месту разработки нефтегазовых запасов на шельфе Каспийского моря. Также не забыли проектировщики про оператора и технический персонал: для удобства обслуживания механизмов им отведен комфортный и безопасный отсек.

Спецтехника, оператор и холод

Использование землеройных и иных машин, работающих на объектах нефтегазового комплекса в районах Крайнего Севера, безусловно, имеет свои особенности, поскольку детали рабочих органов, такие как зубья ковшей, гидроцилиндры, масляные насосы, бульдозерные отвалы и т. д., испытывают нагрузки, значительно превышающие те, что действуют на них летом. Поэтому при низких температурах работы необходимо проводить со значительным снижением производительности. Например, бульдозер должен опускать нож на меньшую глубину для среза, чем при выполнении подобной операции в теплый период года, такой же подход должен использоваться и в работе экскаваторов, фронтальных погрузчиков. Элементарная попытка захвата большего объема грунта при рытье траншеи может привести к поломке деталей, а получение запчастей, расходных материалов и выполнение ремонтных работ приведет к значительным издержкам как материальным, так и временным.

А вот для работы оператора спецтехники машиностроительные бренды стараются создать такие условия, чтобы его пребывание в кабине ничем не отличалось от положения оператора, работающего, скажем, в средней полосе России. Большинство отечественных и зарубежных производителей имеют в своих разработках и всегда могут предложить на заказ ту или иную модель «арктической» серии. В минимальный набор опционального оборудования машин, конструктивно предназначенных для эксплуатации на севере, входит дополнительная система отопления кабины, ее двойное остекление и автономный воздушный обогреватель кабины. Также обязательно устанавливается предпусковой подогреватель, система подогрева топливопровода, вентилятор радиатора с вращением в двух направлениях, а также рукава высокого давления, изготовленные из сверхпрочного материала. Такой «арктический пакет» приобретается вместе с новыми машинами либо в качестве опции на уже используемые в работе механизмы.

Вот пример спецтехники, выпускаемой российским производителем «ЧЕТРА-Промышленные машины», она давно и успешно работает на Крайнем Севере. Трубоукладчики ЧЕТРА ТГ122, бульдозеры ЧЕТРА T11 и легендарные Т40 осваивают нефтегазовые месторождения, заняты в строительстве инфраструктуры северных территорий.

Популярность спецтехники ЧЕТРА у нефтяников объясняется в том числе и тем, что модели подготовлены к эксплуатации в суровых условиях при температурах воздуха до -50 °C, а операторы машин работают в комфортных условиях, в кабине поддерживается благоприятный микроклимат. В остеклении кабины используются специальные двухслойные стеклопакеты, необходимую температуру круглогодично поддерживает кондиционер и независимый воздушный отопитель кабины Eberspacher Airtronik-D2 с теплопроизводительностью 2200 ккал/ч.

В стандартной комплектации машины ЧЕТРА подключаются к системе онлайн-мониторинга работающей техники, которая позволяет при наличии доступа в интернет в режиме реального времени следить за местонахождением каждой машины ЧЕТРА, а также за состоянием аварийных датчиков, временем наработки и т. д. Такая система особенно актуальна при эксплуатации оборудования в условиях Крайнего Севера, где низкие температуры и удаленность промышленных объектов затрудняют своевременную диагностику.

Вахтовка доставит людей в целости!

Еще один необходимый атрибут любых нефтяных и газовых месторождений, ограждающий работников от влияния низких температур и сильных ветров, – это специально оборудованные вахтовые автобусы, или вахтовки, как их часто называют. Вахтовка доставляет персонал к месту выполнения работ. Если это бурильщики, то вахтовый автобус везет их на буровую станцию, если ремонтная служба, то к месту аварии или на участок выполнения планового ремонта.

Производством вахтовых автобусов занимаются в стране многие предприятия, эта продукция востребована, и потребность в вахтовках, по прогнозам экспертов, как и во всей продукции, связанной с нефтегазовыми разработками, в ближайшие минимум 10-15 лет будет только расти. Конструкции надстроек и комплектации машин, конечно, похожи, но отдельные отличия имеются. Один из лучших образцов вахтового автобуса в северном исполнении предлагает компания «УралСпецТранс» на базе трехосного шасси «Урал-NEXT» с 240-сильным мотором. Надо сказать, что все выпускаемые заводом вахтовые автобусы комплектуются после согласования заказа с покупателем.

Для поддерживания комфортной температуры в кабине задействован штатный отопитель мощностью 10 кВт, работающий от двигателя, а также может использоваться независимый автономный отопитель Webasto мощностью 2 кВт. Причем, чтобы полученное тепло максимально сохранить, оцинкованная и имеющая антикоррозионное покрытие кабина тщательно утепляется теплосохраняющим материалом. Боковые панорамные зеркала оснащены электрообогревом, подведен электрообогрев и к зоне щеток на лобовом стекле.

Для надежного поступления в двигатель дизтоплива при низких температурах на топливном баке устанавливается подогреваемый топливозаборник. Подогрев топлива происходит за счет включения топливозаборника в систему охлаждения машины. Кроме того, в топливную систему включен сепаратор Separ с фильтрующим элементом, влагоотделителем и подогревающим элементом.

Для связи с пассажирским отделением, в котором могут сидеть 22 пассажира, а водитель и его напарник – в кабине, у водителя имеется переговорное устройство. Также вахтовка может оснащаться лебедкой с тяговым усилием 9-11 т, которая устанавливается как со стороны кабины, так и сзади, под кузовом.

Кузов-фургон, снабженный окнами-стеклопакетами, отапливается двумя штатными, получающими тепло от двигателя, печками мощностью по 4 кВт каждая, а также имеется такой же, как и в кабине, автономный воздушный отопитель мощностью 2 кВт. Пол в пассажирском кузове может покрываться просто рифленой листовой резиной. Более дорогой вариант – износостойкий линолеум, под который укладывается фанера, накрывающая утеплитель пенополистерол.

Кроме «Уралов», завод собирает и предлагает клиентам вахтовые автобусы на базе различных модификаций шасси КАМАЗ, MAN, а также производит монтаж и установку КМУ на заднем свесе автомобиля.

Большой выбор моделей вахтовых автобусов повышенной комфортности предлагает Завод коммерческого транспорта «РусКомТранс». Завод может предложить вахтовые автобусы на базе ГАЗ 33081 – «Садко», ГАЗ 3309-Газон, КАМАЗ 5350, из импортных машин «РусКомТранс» предлагает вахтовку на шасси Scania, а также вахтовый автобус на базе шасси MAN.

В стране сегодня разрабатывается множество месторождений нефти, газа, угля, поэтому наполнение вахтовых поселков удобным временным жильем, будь то блок-контейнеры, вагон-дома или БВЗ, потребует развития производства временного жилья, причем экспертный анализ говорит об активном росте объемов выпуска подобной продукции, а также о том, что качественные бытовки будут пользоваться спросом и впредь.

Похожие записи

Оставить комментарий