Грейдеры – неотъемлемая часть современной строительной индустрии

Одним из ключевых видов спецтехники, участвующей в процессах ремонта, реконструкции либо прокладки дорог, можно сказать с уверенностью, является автогрейдер. Эта самоходная машина, также предлагаемая в прицепном или полуприцепном вариантах, представляет собой землеройно-транспортную технику циклического действия с ножевым рабочим органом. В этой статье – о том, какие модели грейдеров предлагает сегодня отечественный рынок.

Автогрейдер – он для чего?

По данным Росстата на ноябрь 2018 г., в стране не соответствуют нормативам 56,9 % дорог регионального значения, 46,7 % дорог местного значения, 17,2 % федеральных трасс, и на сегодняшний день в этой статистике порядок цифр поменялся незначительно. А это значит, что работы у дорожников предостаточно, и потребность в дорожно-строительной технике высокая и постоянная.

Слово Grade, от которого происходит наименование грейдер, означает с английского «нивелировать, выравнивать». Это и является основной функцией грейдера: выравнивать грунтовую поверхность путем послойного отделения грунта I-IV категории от массива и перемещения его к месту складирования на расстояние до 100 м.

Однако функции грейдера на этом не ограничиваются, они значительно более разнообразны. Во-первых, в комплектацию большой части грейдеров входят откосники, устанавливаемые непосредственно на грейдерный отвал. С таким дополнением становится возможным планирование кюветов и канав, создание откосов на насыпях и выемках. Во-вторых, грейдеры эффективно используют для возведения насыпей высотой до метра, и, в-третьих, машины используют для разработки и перемешивания материалов на начальных стадиях подготовки строительных площадок.

Также автогрейдеры прокладывают и очищают от мусора водосточные канавы, кюветы. Их часто можно видеть на зимних трасcах, при выполнении работ, связанных с очисткой от снега и льда дорог и обширных территорий, например, аэродромов. Грейдеры даже используются в инженерных войсках, причем не только для устройства полевых дорог, но и для создания на полях вертолетных площадок.

Кроме того, укомплектовав грейдер навесными инструментами, можно значительно расширить возможности машины. После установки рыхлителя, еще называемого кирковщиком, с одним либо несколькими зубьями грейдер приобретает возможность срывать асфальтобетонное покрытие и рыхлить плотные грунты.

Установка бульдозерного отвала перед колесами грейдера вообще превращает грейдер в подобие бульдозера на колесном шасси. Работая отвалом, оператор грейдера может перемещать значительные массы грунта, сыпучие дорожно-строительные материалы в больших количествах. Для этого даже предусматривается возможность увеличения длины и высоты бульдозерного отвала путем несложной установки на него удлинителей и уширителей.

А навеска плужного снегоочистителя делает грейдер мощной и высокопроизводительной снегоуборочной машиной. Простое устройство автогрейдера позволяет водителю из кабины управлять бульдозерным или грейдерным отваламии даже кирковщиком.

Грейдерный отвал при эксплуатации может поворачиваться на угол до 90°, смещаться как вправо, так и влево на значительные расстояния. Для увеличения эксплуатационного ресурса отвал комплектуют износостойким сменным ножом, который меняется оператором без дополнительной помощи быстро и достаточно просто.

Надо отметить, что сегодня на рынке представлены грейдеры, в которых главным приводом служат двигатели различной мощности, собранные как на Ярославском моторном заводе, так и такими производителями, как Cummins, Deutz, Iveco и другими известными брендами. Для достижения высоких показателей надежности российские производители автогрейдеров так же, как и их иностранные конкуренты, устанавливают на машины компоненты гидравлической системы в основном от компании Bosch Rexroth, редукторы, изготовленные компанией ZF, задние мосты, приобретаемые у немецкой компании NAF, а конструкцию переднего привода поставляет семейная компания из ФранцииPoclain Hydraulics.Причем доминируют сегодня модели в 3-осном исполнении, вытесняя популярные ранее 2-осные варианты грейдеров. В 3-осной комплектации грейдеры, безусловно, получают очень высокие показатели надежности и эффективности.

Наши грейдеры не хуже импортных

Рыбинский Завод Дорожных машин освоил производство двух моделей автогрейдеров среднего класса, это модели DM-14.1 и DM-14.0. Модели различаются комплектацией. В мод. DM-14.1 использована механическая КП Псковского завода мехприводов и ярославский двигатель ЯМЗ-236M2 мощностью 180 л.с., а также мост Чебоксарского завода силових агрегатов. А вот в мод. DM-14.0 установлен двигатель Cummins 6BTA5.9, его мощность 175 л.с., действует гидромеханическая КП WG-180, используется американская балансирная тележка компании Meritor с самоблокируемым дифференциалом No-Spin.

В остальном же компоновка узлов и механизмов одинакова и выполнена очень продумано, с точки зрения эффективности конструкции. В обеих моделях использована колесная формула 1х2х3и шарнирно-сочлененная рама. Оператор находится в комфортабельной цельнометаллической кабине, в которой имеется мощный отопитель салона с системой вентиляции и раздаточными воздушными соплами, обеспечивающими обдуввсех стекол.

Обе машины могут оснащаться бульдозерным отвалом усиленной конструкции, боковым отвалом ОБГ-2, позволяющим убирать снег за ограждениями, для киркования предлагается производителем задний рыхлитель, позволяющий быстро разрушить гравийно-щебневое покрытие при ремонтах дорог. Также покупателям опционно предлагается монтаж импортного предпускового подогревателя для зимного пуска двигателя.

Сегодня завод предлагает обе модели в различных классах исполнения. Так, грейдеры DM-14 наиболее легкого класса, класса 100, приобретаются клиентами для ремонта и содержания дорог, машины среднего класса 160 приобретают дорожники для прокладки дорог в сложных ландшафтных условиях. А автогрейдеры класса 250 применяются там, где требуется выполнять сложные и объемные работы: строить дамбы, возводить насыпи, прокладывать трассы.Грейдеры DM многие дорожные икоммунальные организации считают качественной и полноценной заменой дорогим зарубежным аналогам.

Модельный ряд грейдеров завода ЗАО «Дормаш», г. Орел, сегодня складывается из нескольких моделей. Последней разработкой заводских конструкторов стал легкий грейдер ДЗ-100 класса 100, серийный выпуск машины был начат заводом в январе 2014 г. Этот автогрейдер с шарнирно-сочлененной рамой и колесной формулой 1х1×2 комплектуется 95-сильным двигателем Deutz, гидромеханической трансмиссией, переключаемой под нагрузкой, и дисковыми тормозами.

Однако завод «Дормаш»специализируется на производстве автогрейдеров среднего класса ДЗ-122Б, а также на выпуске модификаций базовой модели. В машинах также устанавливают двигатели Deutz мощностью 141 л.с., качественные немецкие комплектующие, а именно гидромеханическую КП от бренда ZF и задний мост NAF, а также гидрораспределители, рулевые колонки и кондиционеры, поставляемые на Дормаш итальянскими компаниями.

Тяжелый автогрейдер ДЗ-298 класса 250 завершает модельный ряд грейдеров Дормаша. Эту машину массой 24 т предприятие начало выпускать серийно в 2003 г., но за прошедшие годы надежность и эксплуатационные характеристики модели были значительно улучшены путем замещения отечественных узлов и агрегатов на импортные аналоги.

Брянский завод, ОАО «Ирмаш», с 2016 г. входящий в состав НПО «ГКМП», изготавливает различные дорожные машины, в том числе и полноприводные автогрейдеры мод. ГС-10-08, созданные на базе трактора Беларус-92П (892.2)либо МТЗ-82.1.23/12.

Машина, благодаря маневренности и компактным габаритам, с успехом используется коммунальными службами, а также на с/х предприятиях.

Грейдер массой 6,8 т незаменим при выполнении работ в самых стесненных условиях, например, в городских дворах или скверах. Специализации ГС-10-08 – профилирование грунтовой поверхности, устройство корыт, укладка оснований, планировка уширений, разделка выбоин, очистка территорий от снега, грязи, строительного мусора.

Завод-изготовитель оснащает машины дополнительным оборудованием, таким как щетка, очищающая от мусора и снега,шириной 1,78м, устанавливаемая на задней навеске. С помощью такой щетки и грейдера ГС-10-08 за час можно очистить площадку площадью до 21,6 тыс.м2. Еще Ирмаш комплектует автогрейдеры рыхлителями с шириной рыхления 1,8 м на глубину 0,15м.

Одна из ведущих машиностроительных компаний России «РМ-Терекс» объединила под своим брендом четыре мощных машиностроительных завода и взяла на себя координацию и перспективное планирование работы этих предприятий в рамках производства современных образцов строительно-дорожной техники. Производственные комплексы и инженерные центры компании находятся в Твери, Заволжье, Челябинске, Брянске.

Одним из видов спецтехники, выпуск которой организован главным образом на предприятиях «Брянский Арсенал» и «Челябинские строительно-дорожные машины», являются автогрейдеры. Сегодня «РМ-Терекс» предлагает покупателям модельный ряд грейдеров трех серий: TG, ГС и ДЗ.

ЧСДМ с 2000 г. производит автогрейдеры ДЗ-98, это самые мощные грейдеры в линейке грейдеров компании «РМ-Терекс». Надо отметить, что процессы совершенствования этой модели не прекращаются и сегодня, на заводе могут предложить около десятка различных модификаций, наиболее популярные из которых: мод. ГС250, ДЗ 98В, ДЗ 98 ВМ.

Все модели ЧСДМ отлично справляются с выполнением дорожных работ, профилированием участков, перемещением больших масс грунта. Машины массой 20,7т оснащаются либо дизелем ЯМЗ мощностью 173 кВт, либо двигателем Cummins мощностью 202 кВт. Современные модели отличаются усиленной рамой, механической 6-ступенчатой КП. Главный привод обеспечивает запас мощности для работы в самых тяжелых режимах и скорость грейдера до 47 км/ч. Один из трех ведущих мостов автогрейдера является взаимозаменяемым со средним мостом, а передний мост создает мощное сцепление грейдера с опорной поверхностью, обеспечивая тем самым мощную тягу, высокую проходимость в условиях сложного ландшафта. Автогрейдер создавался для выполнения чрезвычайно энергоемких землеройно-профилировочных работ в различных грунтовых и сложных погодно-климатических условиях. Успешно используются эти машины и в карьерах.

Бульдозерный отвал шириной 3,4 м, а также дополнительное применение путепрокладочного, рыхлительного оборудования делает грейдер ДЗ98 и его модификации востребованными в парках дорожных и коммунальных компаний.

В ДЗ-98В используются традиционные отечественные технические решения, узлы и агрегаты российского производства, а уникальная капотная система автогрейдера облегчает доступ ко всем агрегатам машины.

В серию грейдеров TG вошли четыре модели весом от 14,88 т (в мод. TG140) и до 23,9 т (мод. TG250)с учетом массы бульдозерного отвала. В моделях серии используется российский мотор ЯМЗ последнего поколения, и это объясняется его достоинствами: легкий холодный запуск даже при минусовых температурах, топливная экономичность, сниженный уровень вибрации и шумового фона в кабине. К достоинствам двигателей ЯМЗ, выбранных конструкторами «РМ-Терекс»,относится электронное управление,а также система турбонаддува и охлаждения надувочного воздуха.

Мощный крутящий момент на приводных колесах и высокое тяговое усилие в машинах серии TG поддерживается применением задней балансирной тележки с зубчатыми передачами в бортовых редукторах, а также использованием гидромеханической трансмиссии с автоматическим переключением передач.

В моделях TG200 и TG250 подключаемый гидростатический привод создает высокое тяговое усилие при выполнении работ на тяжелых грунтах, таким образом производительность этих моделей на 30 % превышает показатели обычных моделей.

Агрегатный состав трехгрейдеров серии ГС базируется на отечественных компонентах, эти машины относятся к бюджетному классу машин. Масса машин – от 9,2 т(мод.ГС-10.07) до 16,36 т (мод.ГС-18.05). В кабине грейдеров ГС обеспечена отличная обзорность, благодаря продуманному расположению элементов внутреннего интерьера, к тому же кабина комплектуется кондиционером.

Кстати, автогрейдер из серии ГС, мод. ГС-14.02, выпускает и белорусское предприятие ОАО «Белдортехника» при участии специалистов «Брянского Арсенала». Грейдер ГС-14.02 – это очень удобная машина, если речь идет о профилировании земляного полотна или же планировке обочин, откосов,прокладке водоотводных канав, а в зимний период – при уборке снега с обочин автодорог.

Еще одно известное белорусское предприятие, «Амкодор», в 2019 г. представило первый в республике автогрейдер –Амкодор 165 массой 15,4 т. Новый грейдер укомплектован автоматической КП с возможностью переключения под нагрузкой, машина развивает скорость до 35,5 км/ч.В базовой комплектации грейдер оснащен грейдерным или бульдозерным отвалом, опционно машина комплектуется 3D-нивелиром, рыхлителем, кондиционером. В грейдере установлен мотор Д-260/952 мощностью 180 л.с., созданный белорусскими конструкторами, также в Белоруссии изготавливаются КП и гидравлика для новой машины. Сегодня Амкодор 165 комплектуется задним мостом NAF, но на предприятии уже планируется освоить и производство мостов.

Наши зарубежные поставщики-конкуренты

На рынке России предлагается большое количество моделей грейдеров, изготовленных за рубежом. Надо признать, что некоторые строительные компании предпочитают отечественным китайские автогрейдеры компаний XCMG, SDLG, Liugong, а так же грейдеры компаний Caterpillar, Case, JohnDeere из США,Mista (Польша), HBM(Германия), Komatsu (Япония) и т.д. Известные бренды, безусловно, значительно чаще выводят на рынок новые модели в отличие от наших производителей, выпускающих модели порой десятилетиями. Европейские и американские производители более широко используют последние мировые достижения в области производства спецтехники. Это дает свой результат: импортные модели имеют значительно более высокий эксплуатационный ресурс.

Одна из самых крупных американских корпораций по производству строительной техники Caterpillar еще 12 лет назад вывела на рынок свои грейдеры серии М, выделяющиеся тем, что управление в них осуществлялось при помощи джойстиков. И все годы с момента выхода серии на рынок производитель систематически дополняет серию новыми моделями или же вносит существенные изменения в имеющиеся конструкции.

Разработчики Cat 120 M2/120M2 WD подчеркивают, что, по сравнению с обычными рычагами управления, два электрогидравлических джойстика уменьшают количество движений руки почти на 80 %. Пульты управления имеют электронное регулирование. Левый джойстик используется в основном для управления направлением и скоростью движения, он отвечает за рулевое управление, управление шарнирным сочленением, наклоном колес, переключением передач, работой левого подъемного цилиндра отвала и контролем режима свободного движения. С помощью правого оператор управляет функциями дышла, поворотного стола и отвала, а также управляет движениями правого подъемного цилиндра отвала и свободным движением. Кроме того, этот джойстик управляет электронным регулятором частоты вращения двигателя. И этот же правый джойстик обеспечивает ручное включение и выключение блокировки дифференциала.

Угол наклона джойстика соответствует углу поворота рулевого колеса, и специальный механизм удерживает джойстик в том положении, в которое его установил оператор. Пока сам оператор этот угол наклона не изменит, джойстик будет занимать прежнее положение. Чувствительность рулевого управления автоматически снижается с увеличением скорости движения машины.

В моделях 120 M2/120M2 WDиспользуется блокировка дифференциала, она отключается для поворота машины и снова включается при движении по прямой. Такой подход облегчает работу оператора, уменьшает расход топлива, снижает нагрузку на КП,увеличивает срок службы КП.

Один из ведущих производителей грейдеров, американская компания Caseпредлагает российскому покупателю сегодня модели 845B, 865B и 885B, причем две последние модели предлагаются еще и в варианте полного привода. В машинах реализованы многие интересные инженерные разработки. Грейдеры Case серии 800 – это 13-16-тонные модели, которые комплектуются высокопроизводительными двигателями, оснащенными инновационной технологией Hi-eSCR. В 2011 году в Арбоне была разработана и запатентована компанией FPTIndustrial технология HI-eSCR, или высокоэффективная система каталитического восстановления.

Также в моделях серии используется оригинальная трансмиссия Ergopower. Технология Hi-eSCR позволяет выполнять требования стандарта выбросов Tier 4 Final только с помощью технологии селективного каталитического восстановления оксидов азота, исключая необходимость в рециркуляции выхлопных газов (EGR).

Важной особенностью грейдеров CASE является наличие в них системы VHP (Variable Horse Power), обеспечивающей переменную мощность при использовании 1-3 и 4-6 ступеней КП. Также интересным решением, использованным Case, является монтаж кабины грейдера на задней раме, что кардинально облегчает управление грейдером.

Немецкая компанияHBM-Nobas, созданная в результате слияния двух предприятий –HBM (Галле) и Nobas (Нордхаузен), относится к мировым лидерам в области производства автогрейдеров. Самый компактный из предлагаемых в настоящее время грейдеров – это 7-тонная модель BG 70 TA-4(6×4) с двигателем 175 л.с. Машина специализируется на выполнении коммунальных работ, ремонте городских дорог, на работах во дворах жилых комплексов по уборке снега. Самой же крупной моделью является 23-тонный грейдер BG 240 TA-4 с двигателем мощностью 223 л.с. Этот автогрейдер очень популярен в Европе, его часто можно увидеть на строительстве новых дорог и автомагистралей.

Чувствительная к нагрузке гидравлика грейдеров HBM-Nobasи расположенный прямо перед водителем евро-пульт обеспечивают гидроуправление всеми движениями отвала с ювелирной точностью. Преимуществом автогрейдеров HBM-NOBAS перед конкурентами является то, что предохранительная муфта в приводе поворотного круга защищает отвал от повреждений. Поворотный круг устанавливается с минимальным люфтом и гарантирует высокую точность при чистовой планировке. Направляющие балки отвала из стали Hardox регулируются в горизонтальной и вертикальной плоскостях.Высокая производительность перемещения и планировки грейдером обеспечивается в т.ч. и благодаря наличию полного привода.

Новейший грейдер Komatsu GD655-7 массой 17,3 тс дизельным двигателем SAA6D107E-3 мощностью 218 л.с. и 2-режимным трехступенчатым регулятором мощности, оснащенный системой VHPC, дает возможность оператору машины выбрать соответствующий режим работы, при котором бы рабочие нагрузки согласовывались с расходом топлива и экономили бы его.

В конструкции усовершенствованной силовой передачи используется рычаг оригинального исполнения, позволяющий оператору переключать направление движения вперед, нейтраль и назад пальцами, не задействуя рычаг.

Трансмиссия модели, позволяющая переключать передачи под нагрузкой, разработана специально для модели Komatsu GD655-7. Двухрежимная трансмиссия, где восемь передач включаются вперед и четыре – назад, позволяет оператору развивать достаточно высокую скорость движения, экономя при этом топливо, увеличивать тяговое усилие машины и управлять гидротрансформатором.

Для обеспечения максимально возможной тяги, необходимой при пиковых нагрузках, оператор может полностью блокировать дифференциал. Работа привода и гидравлики в машине была объединена благодаря использованию передовой электроники, и оператору осталось только сосредоточиться на точном выборе направления и подъеме лезвия ножа отвала на нужную высоту.

Также компания Komatsu разработала для грейдера GD655-7 рулевое колесо уменьшенного диаметра. Дополнительно установлен рычаг рулевого управления,который позволяет оператору выполнять небольшие корректировки траектории движения машины во время работы без необходимости поворачивать руль. Также в машине установлено совершенно новое сиденье оператора с пневматической подвеской, которое смягчает действие вибрации в кабине на оператора. По линии безопасности труда в машине применена новейшая система, которая оповещает оператора, если он покидает кабину, о том, что органы управления не заблокированы должным образом. И это только малая часть новаций, отличающих новый грейдер GD655-7 с низким уровнем выбросов и эргономичной кабиной, от прежних подобных моделей.

Как мы видим, рынок грейдеров в нашей стране достаточно насыщен. И в то же время своих покупателей находят практически все недорогие и отечественные, и китайские модели, также и недешевые зарубежные образцы приобретаются. Это, видимо, говорит о том, что рынок грейдеров работает, и конкурентная борьба на нем, похоже, в ближайшее время развернется с новой силой.

Похожие записи

Оставить комментарий