Телескопические погрузчики – огромный потенциал в действии

Внешний вид, а также выполняемые телескопическими погрузчиками производственные задачи во многом идентичны дизайну и возможностям колесных мини-погрузчиков, однако наличие выдвигающейся 2-3-секционной стрелы кардинально расширяет сферу применения телескопических погрузчиков, а их отсутствие в парке предприятий вызывает порой необходимость привлечения целого ряда различных видов спецтехники, которую функционально способен заменить один-единственный «телескоп».

Основные места работы

Примеры использования погрузчиков-телескопов можно встретить сегодня в самых разных областях экономики. Эти машины востребованы строителями, их широко используют в фермерских хозяйствах, коммунальщики и энергетики также не забывают про уникальные возможности телескопических погрузчиков. Практичные, компактные, маневренные погрузчики-телескопы имеют практически те же габариты, что и мини-погрузчики, но площадь, которую они способны обслужить, выполнение работ на значительной высоте либо на большом горизонтальном вылете отличает их существенно. А использование различного навесного инструмента в сочетании с телескопической стрелой позволяет такому погрузчику заменить на том или ином объекте сразу несколько видов спецтехники.

Телескопический погрузчик может выступать в роли крана, когда необходимо разгрузить строительные грузы, доставленные, например, на ж/д платформу, причем поднимать грузы погрузчик может почти на ту же высоту, что и стреловой кран. «Телескоп» в ряде случаев полноценно заменяет подъемную платформу, автогидроподъемник, бульдозер, выполняет функции КМУ, вилочного погрузчика и многих других видов спецтехники.

Особая роль «телескопам» отводится на горнодобывающих предприятиях. Дело в том, что простой карьерного самосвала – дело очень затратное, а остановка карьерного экскаватора обходится в разы, а иногда и в десятки раз дороже, чем поломка самосвала. Передовые горные предприятия заинтересованы в качественном обслуживании своих машин и, прежде всего, в быстром и безопасном выполнении работ по смене колес, а также в оперативном выполнении ремонта техники.

И сегодня телескопические погрузчики являются лучшей вспомогательной техникой для смены колес, а их многофункциональность, обусловленная большим выбором разнообразного навесного инструмента, а также возможность быстрой замены одного инструмента на другой, занимающая в «телескопах» менее минуты, делает их необходимой составляющей ремонтных процессов на горных предприятиях. Если же требуется в карьере проложить кабель, то колесосъемник или ковш тут же меняют на люльку и рабочие протягивают кабель на высоте, закрепляя его на опорах.

Казалось бы, такая универсальность должна гарантировать этим машинам рыночный успех. И это действительно так. Погрузчики с телескопическими стрелами приобретают в мире все чаще, и темпы роста их продаж, например, в США, выражаются двузначными цифрами. Эксперты отмечают, что положение на мировом рынке компактных машин начинает стремительно меняться.

В России, конечно, спрос на «телескопы» не столь заметен, но после кризисных 2014-16 гг. рынок спецтехники постепенно восстанавливается, и промышленность очень нуждается в «телескопах». Если в 2016 г. в Россию было ввезено 1285 телескопических погрузчиков на сумму $72,9 млн, то уже на следующий год завезли 1682 «телескопа» на сумму $98,6 млн. По итогам же прошлого, 2018 г. телескопических погрузчиков закупили всего 1651 шт., т.е. немного меньше, чем было ввезено в 2017, хотя стоимость закупленных телескопических погрузчиков оказалась выше тех, что приобретались в 2017 г. Денежный объем импорта в Россию «телескопов» в 2018 г. вырос до $100,4 млн, или на 1,8 % за год.

Динамику продаж телескопических погрузчиков в России в последние годы нельзя назвать стабильной, на это повлияло «проседание» рубля примерно на 10 % в 2018, а также увеличение до 15 % в июне того же года суммы утилизационного сбора.

Bobcat ценят за компактность и производительность

Телескопические погрузчики Bobcat используются на небольших стройплощадках или в тесных складских помещениях. Телескопическая стрела позволяет перемещать или поднимать грузы на нужную высоту, одной из последних разработок стал телескопический погрузчик мод. TL30.70 с г/п до 3 т и максимальной высотой подъема почти в 7 м.

Мод. TL30.70 входит в линейку TL из шести моделей телескопических погрузчиков Bobcat, максимальная г/п которых составляет от 2,6 до 4,3 т, а высота подъема – от 5,8 до 7,5 м. Погрузчик TL30.70 компания предлагает с 70- и 100-сильными двигателями с турбонагнетателями Bobcat D34, а также, по желанию покупателя, с мотором Perkins 1104D с максимальной мощностью 99,9 л.с. Все погрузчики имеют прочную сварную раму, жесткую и надежную.

Как и все телескопические подъемники Bobcat, TL30.70 имеет гидростатическую трансмиссию. Такая трансмиссия обеспечивает плавность и точность движения рабочих органов на низкой скорости, а также позволяет ускорить или интенсифицировать работу. Все машины линейки собираются во Франции, на заводе Bobcat в Pontchâteau (Поншато, Атлантическая Луара).

Но в компании Bobcat не «почивают на лаврах» и уже сегодня предлагают рынку совершенно новую линейку телескопических погрузчиков с поворотной башней Bobcat EVO, в которую включено четыре модели: TR38160, TR50190, TR50210 и TR40250.

Погрузчики серии отличаются более широкой рамой, чем рама обычных «телескопов», и наличием мощных выносных аутригеров. В погрузчиках EVO используются более мощные двигатели. Кабина в этой серии смещена относительно центральной оси машины в бок, и это дает возможность устанавливать и стрелу со смещением в противоположную сторону. Такой прием улучшает обзорность, а смещенный центр тяжести повышает устойчивость колесной базы.

Самый легкий «телескоп» серии EVO массой 13,1 т имеет г/п 3,8 т, а максимальный вылет его стрелы достигает 13,4 м. Высота подъема груза – до 15,7 м. В оставшихся моделях линейки используются проверенные годами эксплуатации дизельные двигатели FPT Industrial семейства NEF мощностью 141 л.с. Модели TR50190 и TR50210 массой 16,5 и 17,2 т, соответственно, имеют г/п до 5 т. Стрела мод. TR50190 может подниматься на высоту до 18,7 м, а в горизонтальной плоскости обеспечивать вылет до 16,4 м. Погрузчик TR50210 в свою очередь может выполнять работы на высоте 20,5 м, а в горизонтальной плоскости стрела выдвигается на 18 м.

А вот самая массивная модель серии – TR40250 с собственным весом в 17, 5 т, тем не менее, рассчитана на работу с грузами до 4 т. В то же время стрела модели поднимает груз в 1,5 т на высоту в 24,1 м, а на максимальном горизонтальном вылете в 20,5 м оператор легко может перемещать грузы до 0,4 т.

Качество и надежность погрузчиков CAT сомнений не вызывает

Новинкой от конструкторов Caterpillar является телескопический погрузчик TH3510D г/п 3,5 т с максимальной высотой подъема в 9,8 м. Модель имеет компактную конструкцию, позволяющую производить маневрирование на очень ограниченных площадях. Гидравлическая 3-секционная стрела с низким креплением шарнирных пальцев позволяет не закрывать оператору обзор со всех сторон машины.

В TH3510D используется новый экономичный дизельный двигатель мощностью 100 л.с. Четырехступенчатая КП Cat Power Shift приводит в движение обе оси TH3510D, обеспечивая постоянный полный привод.

Для расширения производственных возможностей модели и быстрой смены навесного инструмента используется стандартная быстроразъемная муфта Cat Integrated Tооl Carrier (IT), которая совместима со всеми телескопическими погрузчиками Cat.

Эффективным является и использование мокрых двойных тормозов. В Caterpillar обращают внимание клиентов на доступность непосредственно с опорной поверхности мест сервисного обслуживания, удобной возможности дозаправки техжидкостей и проверки их уровней.

В TH3510D используется новый дизельный двигатель Cat C3.4B мощностью 102 л.с., который соответствует стандартам по выбросам Stage IV и, по отзывам покупателей, весьма экономичен.

Liebherr всегда в группе лидеров

Немецкая компания предлагает телескопические погрузчики Liebherr серии TL с г/п от 3,2 до 4,1 т, причем максимальная высота подъема составляет 6,9 м, а максимальный вылет – до 4,1 м. Как уверяют в компании, благодаря своей маневренности, а также скорости и точности перемещения рабочих органов, погрузчики Liebherr отлично зарекомендовали себя как при выполнении сложных строительных работ, так и при осуществлении различных с/х и промышленных проектов. «Телескопы» оснащены бесступенчатым гидростатическим приводом, точной и чувствительной рабочей гидравликой и интеллектуальным электронным управлением Litronic. Мощная телескопическая стрела низко закреплена на раме. Прочные подшипники скольжения обеспечивают плавные и точные перемещения стрелы даже при больших нагрузках. Оптимизированная гидравлическая система в сочетании с использованием в качестве главного привода дизеля мощностью 101 л.с. гарантирует выполнение рабочего цикла в максимально короткое время.

У российских телескопических погрузчиков все впереди

Несмотря на то, что популярность применения телескопических погрузчиков в российской промышленности и сельском хозяйстве неуклонно растет, рынок «телескопов», мягко говоря, не освоен отечественными производителями. Основу российского рынка этих машин составляют модели зарубежных машиностроителей.

Отдельные производители делают попытки, но о серийном выпуске речь пока не идет. Так, первый российский телескопический погрузчик должна была представить специалистам и общественности крупная краснодарская компания «БДМ-Агро», являющаяся частью ассоциации «Росспецмаш», в текущем 2018 г. К сожалению, пока обещанной презентации не состоялось, но, возможно, она все же будет в ближайшее время.

Про новый отечественный «телескоп» БДМ 245.3/202.4 известно, что машина проектировалась многофункциональной и ее планируется использовать в сельском и лесном хозяйствах, на строительстве, в сфере ЖКХ и в других отраслях. При собственной массе машины в 7,6 т ее г/п составляет по одной версии 4,0 т, а по другой – 3,3 т, а высота подъема стрелы – до 7,1 м.

Применением полноприводной гидромеханической трансмиссии обеспечивается управление и маневренность всех колес. В машине используется четыре скорости вперед и три скорости назад.

По замыслу конструкторов, на телескопической стреле легко будут монтироваться навесные устройства различного типа: вилы, ковши, в т. ч. с захватом, крюки и даже бетономешалка, а также другие навесные устройства.

А вот белорусский холдинг «Амкодор» действительно производит серийно погрузчик с телескопической стрелой Амкодор-527 г/п до 3 т. «Телескоп» совмещает в себе одноковшовый фронтальный погрузчик, вилочный автопогрузчик, стреловой самоходный кран, а также подъемник с рабочей площадкой или люлькой. Машина массой 8,45 т и высотой погрузки до 6,33 м оснащена мостами с блокировкой дифференциала, а также дизельным мотором Д-245 мощностью 105 л.с, за счет чего погрузчик отличается отличной проходимостью и может развивать скорость до 20 км/ч.

Электронные системы – без них уже никуда

Тренд современного машиностроения – использование различных дополнительных устройств, которыми буквально, как говорится, «нафарширована» спецтехника. Например, большая часть телескопических погрузчиков имеет предустановленное электронное управление, при помощи которого можно рассчитывать предельные нормативы нагрузки. Ранее этот процесс обеспечивал оператор оборудования, который рисковал, мог совершить ошибку. В данном случае электроника обеспечивает устойчивый рабочий процесс, блокируя стрелу при превышении допустимых нормативов груза.

Спецтехника Bobcat в этом смысле не исключение. В конструкциях многих моделей успешно действуют уже проверенные в работе и заслужившие признание операторов электронные системы. Например, это система управления скоростью SMS (Speed Management System), которая позволяет регулировать скорость движения независимо от частоты вращения двигателя. Или система умного управления SHS (Smart Handling System), которая позволяет регулировать в зависимости от тяжести и режима выполняемой работы скорость таких движений стрелы, как подъем, телескопирование и наклон. Автоматический стояночный тормоз – вообще уникальная функция на рынке, повышающая безопасность оператора и дающая дополнительные удобства ему в работе.

Также облегчает жизнь оператору система, позволяющая регулировать гидравлическую мощность в соответствии с требованиями к навесному оборудованию и устанавливать непрерывный поток AFM (Auxiliary Flow). А система FCS (Fast Connect System) в погрузчиках Bobcat обеспечивает быструю и простую замену гидравлического навесного оборудования через встроенную систему сброса давления.

Конструкторы модели CAT TH3510D обращают внимание покупателей на предлагаемые опционно именно для этой модели датчики заднего хода, устройство для взвешивания груза, а также на систему контроля загрузки стрелы (LMIS). Также чрезвычайно перспективным в компании Caterpillar видят внедрение системы Cat Product Link – решения для дистанционной передачи данных. Устройство глубоко интегрировано в системы машины, и это позволяет осуществлять мониторинг общей работоспособности погрузчика, в том числе отслеживать ее местоположение, расход топлива и многое другое.

В «телескопах» JCB установлена дополнительная система, синхронизирующая одновременные движения стрелы: ее перемещение, выдвижение, складывание. Такая система повышает точность рабочих движений и в конечном итоге сокращает продолжительность рабочего цикла примерно на 20 %. Уменьшает время цикла и снижает расход топлива также пакет функций Smart Hydraulics. С помощью Smart Hydraulics оператор может быстро поменять сменный инструмент, причем управление гидропотоком при замене можно производить как внутри кабины, так и снаружи. В целом использование Smart Hydraulics позволяет снизить расход топлива до 15 %.

LiDAT – это система дистанционной передачи данных и геопозиционирования, которая предназначена для удаленного контроля и мониторинга техники Liebherr. К системе LiDAT могут быть также подключены машины сторонних производителей. В таких случаях система LiDAT образует единую платформу телеметрии для комплексного управления большими и разнообразными парками техники. Все важные данные доступны в любое время через браузер, LiDAT предлагает комплексную документацию по задействованию техники, увеличение эксплуатационной готовности благодаря более короткому простою, быструю поддержку от производителя, быстрое обнаружение усталости/перегрузки и, как следствие, более длительный срок службы машины, а также большую эффективность планирования в компании.

Забота об операторе – характерная черта ведущих брендов

Возвращаясь опять к модели Bobcat TL30.70, хочется подчеркнуть, что этот погрузчик наделен многими приспособлениями, облегчающими работу оператора. Это и эргономичный джойстик «все в одном» (All-in-one), и автоматический стояночный тормоз, и функция амортизации при складывании стрелы, которая заключается в том, что скорость складывания секций автоматически уменьшается при приближении к завершению процесса или при достижении минимального/максимального угла.

Еще полезную роль играет автоматический вентилятор, который можно программировать на регулярное автоматическое выполнение функции очистки радиатора, – это достаточно простой и эффективный способ поддерживания системы охлаждения в рабочем состоянии.

Сиденье водителя также не просто мягкое кресло. В телескопических погрузчиках Bobcat кресло на гидравлической подвеске имеет множество регулировок, благодаря которым оператор может настроить для себя наиболее удобное положение. Кабина стандартно устанавливается на амортизаторы.

А вот инженеры компании Manitou, создавшие модель погрузчика с телескопической стрелой MRT 2145, в базовой комплектации оснащают машину системой распознавания мощности используемого оборудования. Система определяет тип оборудования и анализирует его режим работы, после чего устанавливает необходимый энергетический режим работы. Из соображений безопасности система ограничивает действия стрелы и инструмента, если эти действия могут нанести вред оборудованию или угрожают потере устойчивости машины.

На панель управления в кабине выведены все функции машины. В кабине MRT 2145 имеется 7-дюймовый TFT-монитор, с помощью которого оператор в процессе работы с грузом получает информацию о техническом состоянии основных агрегатов машины, также имеется встроенная система навигации. Два джойстика в кабине позволяют одновременно выполнять необходимые рабочие движения. Имеется электронный ограничитель скорости движений рабочими органами, датчики, сигнализирующие о приближении стрелы к препятствиям, а также устройства, обеспечивающие точность попадания инструментов в нужную точку на вертикальной или горизонтальной поверхностях. Также конструкцией Manitou MRT 2145 заложена возможность дистанционного управления всеми функциями стрелы и агрегатов, как находясь в кабине, так и пребывая вне нее, например, на земле возле погрузчика.

Компания Weidemann разработала и устанавливает на свои «телескопы» систему помощи оператору VLS (Vertical Lift System, или Система вертикального подъема). Cистема обеспечивает бесперебойную работу и облегчает перемещение машины на пересеченной местности благодаря частично автоматизированным движениям телескопической стрелы. Возможность выполнять практически вертикальный подъем и опускание способствует устойчивому положению машины.

Гидравлический тормозной привод, действующий в погрузчиках Weidemann, обеспечивает управление всеми колесами. Легкое надавливание на педаль тормоза замедляет скорость движения. Машина буквально «ползет». Несколько сильнее нажатая педаль тормоза заставит машину медленно и аккуратно двигаться, с точностью до миллиметра, при этом другие элементы машины работают в обычном режиме: стрела выдвигается и перемещается, груз быстро поднимается на необходимую высоту. Если педаль нажать, чтобы она опустилась глубже, машина остановится. Преимуществом управления тормозной педалью является оптимальное распределение мощности двигателя и возможность производить плавное и особо точное перемещение рабочих органов.

Преимущества такого привода известны: высокий КПД, т. к. потери энергии связаны в основном с перемещением маловязкой жидкости из одного объема в другой, простота конструкции, небольшая масса, удобство компоновки элементов привода, трубопроводов и многие другие факторы.

А вот в погрузчике CAT TH3510D функции гидравлического управления закреплены за однорычажным джойстиком, которым можно включить любую из передач F-N-R, что делает возможным одновременное управление работой ходовой части и стрелой машины. Переключатели сгруппированы по функциям, и оригинальная приборная панель нового типа позволяет оперативно контролировать производительность машины.

В качестве опции предлагается установка монитора, на котором оператор может посмотреть диаграммы действующих на машину нагрузок или же выбрать какие-то иные диагностические тесты. При включении камеры заднего вида оператор на мониторе может видеть «картинку» происходящего на объекте за погрузчиком.

Плоские стекла, используемые при остеклении, упрощают замену битых стекол, а конструкция пола позволяет быстро очищать его потоком сжатого воздуха, подаваемого из шланга. Такие, казалось бы, мелочи делают работу оператора более удобной и комфортной.

На сегодняшний день около сотни крупных предприятий по всему миру производят телескопические погрузчики, поэтому в рамках статьи сложно описать даже часть предлагаемой ими продукции. И только российских предприятий в этой сотне нет, что печально. Но «надежда умирает последней», и все-таки надо верить и надеяться, что российским телескопическим погрузчикам быть!

Похожие записи

Оставить комментарий