Спецтехника в 2020-м – взлет спроса или падение?

Дорожно-строительная спецтехника – это все машины, которые используются при формировании либо ремонте дорожного полотна

По итогам прошлого, 2019-го, года рост рынка спецтехники в России составил 10–11 %. Эксперты говорят, что если темпы роста сохранятся и в 2020-м, то, возможно, уже в 2020–21 гг. страна достигнет докризисного, 2013-го года, уровня продаж на рынке спецтехники.

На чем базируется прогноз?

В 2020 году эксперты отрасли ожидают увидеть рост отечественного рынка спецтехники не менее, чем на 3–5 %.

После длительного периода падения спроса на спецтехнику в стране в 201416 гг., когда в 2016-м наблюдалось вообще катастрофическое двухкратное падение производства, в конце концов, в 2017 г. рынок начал расти, спрос на спецтехнику за год вырос на 50 % по сравнению с таким же периодом 2016 года.

Изношенность старой техники в парках многих компаний и даже в целых отраслях достигла критического уровня, начался естественный процесс обновления автопарка, который продолжился в 201819 гг., хотя уже и более медленными темпами, чем в 2017-м. В 2018-м спрос на модели спецтехники в целом вырос менее, чем на 40 %, а в следующем, 2019-м, повышение не достигло даже 12 %.

При покупке новой техники предприятия использовали кредитные и лизинговые схемы приобретения. Только в 2019 г. рост объема лизинговых сделок по приобретению спецтехники вырос на 400 % по сравнению с 2018 г.

На стабилизацию рынка спецтехники с тенденцией к росту оказала влияние господдержка, дотации, выделяемые российским производителям на научно-исследовательские и конструкторские работы. В последние годы широко применялось субсидирование со стороны государства лизинговых договоров и компаний, выплачивающих утилизационный сбор.

Принятые меры дали свой результат. За 11 месяцев, с января по ноябрь 2019 г., продажи экскаваторов-погрузчиков и гусеничных экскаваторов выросли более чем на 20 %, по сравнению с аналогичным периодом 2018 г., а продажи погрузчиков с бортовым поворотом увеличились почти на 10 %. Высокий, двухзначный, рост продаж наблюдался при реализации автокранов и кранов-манипуляторов.

Конечно, государство оказывает большую поддержку отечественному производителю. В частности, повышенный утилизационный сбор, установленный для импортной техники, уже снизил объемы продаж такой техники, как колесные погрузчики, грейдеры, самосвалы и тракторы. Кроме того, в марте прошлого года президент ограничил возможности приобретения импортной техники в лизинг муниципалитетами и регионами в случае имеющихся на рынке отечественных аналогов такой техники.

А осенью 2019 г. члены Ассоциации «Росспецмаш» вышли с инициативой ограничения участия импортной спецтехники и оборудования в госзакупках и тендерах, объявляемых компаниями с госучастием, в том случае, если аналогичное импортному оборудование производится в России. Хотя, конечно, если продолжать так действовать, то будет отсутствовать всякая конкуренция и пропадет смысл улучшать качество продукции, делать ее конкурентоспособной. Ведь ее и так обязаны будут купить.

Мы видим, что вектор законодательной инициативы направлен на защиту внутреннего рынка, на обеспечение заказами отечественных производителей спецтехники. Однако высокая надежность и производительность машиностроительной продукции известных зарубежных брендов значительно опережает показатели российских предприятий, предлагающих аналогичную технику. Так, уверенную динамику продаж в московском регионе, опережающую средние показатели по рынку страны, демонстрирует компания JCB, и это несмотря на все «заградительные» меры.

Использование импортной техники позволяет компаниям с уверенностью намечать сроки выполнения работ, не беспокоясь о внезапном отказе машины и ее простое в связи с аварийным ремонтом. К тому же государством были ограничены возможности финансового лизинга, а, например, для выполнения муниципальных контрактов, в аренду зарубежную технику привлекать можно.

По оценкам экспертов, в течение 2020 г. в стране будет сохраняться спрос на спецтехнику, превышающий предложение. Оптимизм внушают планы, имеющиеся у государства, по строительству дорожной инфраструктуры, а также наличие средств для выполнения этих проектов.

Также на развитие рынка спецтехники может положительно повлиять возвращение на российский рынок турецких строительных компаний, наметившееся улучшение ситуации в угольной отрасли. Правительство обсуждает планы продолжения субсидирования лизинговых соглашений на приобретение спецтехники российского производства, причем для удаленных от столицы регионов возможно увеличение размера субсидии до 20 %.

Спецтехника в отраслях: что ждет в 2020-м?

Что касается отдельных, наиболее значимых для российской экономики, направлений, таких как коммунальная, дорожно-строительная, лесозаготовительная, нефтегазовая и ряд других отраслей, то ситуации достаточно разнятся, поэтому можно кратко об этом написать.

Основные требования, предъявляемые к лесозаготовительным машинам, – это высокая проходимость, мощность, возможность работать с тяжелыми грузами, двигаясь по бездорожью. Наши производители выпускают для лесной промышленности харвестеры, форвардеры, самосвалы, лесопогрузчики, мульчеры. В отдельную группу можно выделить машины для транспортировки лесоматериалов – хлыстовозы, сортиментовозы, прицепы и полуприцепы для перевозки щепы.

Кстати, в категории щеповозов компания «Meusburger Новтрак» из Новгорода разработала для лесозаготовителей новую модель полуприцепа – щеповоз SP-345 с кузовом вместимостью 120 м3 и грузоподъемностью 29 т. Особенностью щеповоза является сдвижной пол, управляемый системой Cargo Floor. Для перевозки щепы такая конструкция чрезвычайно эффективна: при выгрузке не нужны рабочие, кузов не опрокидывается, безопасность работ на высоком уровне. Для дистанционного управления полом в новой модели имеется проводной пульт ДУ, позволяющий водителю наблюдать за разгрузкой с пультом в руках на расстоянии нескольких метров от места разгрузки.

Надо отметить, что уже на протяжении последних четырех лет в России наблюдается подъем производства оборудования для лесного хозяйства. Российских лесозаготовительных машин на отечественном рынке пока больше, чем иностранных. Производители разрабатывают новые модели и предлагают компромиссные варианты с использованием импортных комплектующих, предпринимаются попытки создавать собственные образцы машин мирового класса. Однако следует сказать, что и объем техники, поступающей из-за рубежа, в нашей стране год от года растет.

Событием года для отрасли можно считать начало реализации инвестиционного проекта «Амкодор-Онего» по созданию в Петрозаводске современного предприятия по производству лесозаготовительных машин. Управляющей компанией проекта является белорусский холдинг «Амкодор».

Завод сегодня производит сборку форвардеров Амкодор 2662-01 и Амкодор 2682-01 из машинокомплектов, выпускаемых на предприятиях холдинга в Беларуси. Также в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного Минпромторгом России с Правительством Республики Карелия, ведется подготовка к выпуску харвестеров Амкодор 2561. Уже к 2025 году компания обязуется углубить локализацию на территории РФ, создать собственные производственные компетенции, в т.ч. используя компоненты, выпускаемые российскими производителями. Но уже сегодня «Амкодор-Онего» использует господдержку, благодаря которой покупателям предоставляются скидки по уплате авансового платежа в размере 10–15 % от стоимости приобретаемой техники.

По итогам выставки «Российский лес», проходившей в Вологде в конце 2019 г., была достигнута договоренность о поставках в Уфу и Карелию для эксплуатации в суровых климатических условиях техники, созданной на Минском тракторном заводе: форвадеров Belarus МЛ-131 для сбора, погрузки и транспортировки сортиментов, их дальнейшей сортировки и складирования на промежуточных складах, многофункциональных машин Belarus-1221 и трелевочных канатных машин Belarus МТК-431.

Созданная на базе колесного трактора мод. Belarus-1221 предназначена для работ по лесовозобновлению и уходу за лесом. Машина может опционно комплектоваться толкателем, уборочным, трелевочным и мульчирующим оборудованием. А модель Belarus МТК-431 вообще не имеет аналогов среди российских лесозаготовительных машин. Канатная машина грузоподъемностью 1,2 т обеспечивает трелевку хлыстов и сортиментов на расстояние до 200 м через заболоченные территории, русла рек, по гористому ландшафту.

Спецтехника строительного направления максимально разнообразна, поскольку предназначена для возведения сложных, порой многоэтажных, строений, сооружений различных конструкций, с помощью специальной техники формирует развитую инфраструктуру. Дорожно-строительная спецтехника – это все машины, которые используются при формировании либо ремонте дорожного полотна.

Прогноз рынка спецтехники в выше описанных секторах экономики на 2020 г. эксперты в основном дают достаточно негативный, несмотря на то, что в прошлом году наблюдался заметный рост продаж.

Дело в том, что рынок далеко не однороден, и, если на одни виды спецтехники предложение превышает спрос на каком-то временном этапе, то в отношении других видов можно наблюдать обратный процесс. Так, уже второй год на дорожно-строительную технику спрос медленно падает, но по отдельным видам оборудования он еще достаточно высок. В качестве иллюстрации можно привести данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которые говорят, что в 2019 г. активность наблюдалась в реализации фронтальных погрузчиков, рост продаж по году составил 23 % для колесных машин, а для гусеничных – 22 %. В то же время спрос на гусеничные экскаваторы, по данным Ассоциации, вырос только на 4 %.

А по такой позиции, как гусеничные мини-экскаваторы, и вовсе объем продаж рухнул относительно показателей прошлого года на 30 %. Специалисты объясняют такое падение завышенной суммой утилизационного сбора, установленной для этого вида оборудования. Производители и импортеры вынуждены закладывать издержки в себестоимость спецтехники, поскольку должны выйти на окупаемость, и цена для конечного потребителя, безусловно, возрастает.

На два типа машин – на гусеничные экскаваторы и экскаваторы-погрузчики – приходится около 60 % всего объема рынка. Это очень популярные виды спецтехники, их применяют во многих отраслях. По динамике рынка экскаваторов можно судить о ситуации на рынке спецтехники в целом. По процессам на рынке экскаваторов можно судить о том, как обстоят дела в крупных строительных компаниях, потенциальных покупателях спецтехники. И, зная ситуацию на рынке экскаваторов-погрузчиков, можно сделать заключение о состоянии дел в мелких компаниях и у индивидуальных предпринимателей по части приобретения новой спецтехники.

Рынок фронтальных погрузчиков можно назвать специфическим. Западные производители поставляют в основном металлоемкие тяжелые мощные машины. Китайские производители, занимающие примерно 30 % нашего рынка, завозят многочисленные модели более легких машин. Импорт фронтальных погрузчиков в 2019 г. превысил 5300 ед., и 88 % из них – китайского производства.

Интересно, что в IV квартале 2019 г. рынок фронтальных погрузчиков аномально вырос на 146 %. Это объясняется тем, что китайские производители, ожидая обещанное с 1 января 2020 г. повышение утилизационного сбора, завезли на свои склады в России большое число погрузчиков, многие из которых до сих пор не проданы.

К счастью, сумму утильсбора в начале 2020 г. не увеличили, и это, вероятно, было правильным решением, принятым руководством Минпромторга. Однако такая непредсказуемость с введением налогов нарушает нормальное развитие рынка, препятствует притоку инвестиций в страну.

Наибольший рост поставок (33 %) продемонстрировали экскаваторы-погрузчики, это оборудование занимает самый крупный сегмент рынка. Рынок российских гусеничных бульдозеров вырос на 10 % по сравнению с прошлогодним. Интересно, что рост продаж гусеничных бульдозеров импортного производства также вырос на 10 %, несмотря на высокий утилизационный сбор.

Рынок экскаваторов за 2019 г. прирос на 5 %, но потребность рынка, безусловно, значительно выше, это далеко не нынешние 4 тыс. ед. Российские потребители, приобретающие западную строительную технику, встречаются с большой проблемой – им приходится платить неоправданно завышенный утилизационный сбор либо отказываться от покупки машин. В некоторых случаях в качестве альтернативы можно подобрать российскую машину, но есть модели, аналогов которых в России не производят. И покупателю приходится платить большой сбор, потому что ему нужна эта техника, ему необходимо выполнять взятые на себя перед заказчиком обязательства.

В ряде сегментов рынок сократился. Так, в 2019 г. в дорожном строительстве произошел по определенным причинам сдвиг в сроках проведения тендеров и бюджетного финансирования, и это вызвало падение рынка автогрейдеров на 16 %. «Провал» продаж на 25 % наблюдается и в секторе сочлененных самосвалов. Емкость современного рынка составила всего 200 машин, а утильсбор на эти машины запредельный. Рынок карьерных самосвалов также упал на целых 20 %. Основная причина – падение мировых цен на уголь и, соответственно, снижение добычи угля.

В 2019 г. российские предприятия выпустили немногим более 300 катков. В данном случае продажи катков сдерживает утилизационный сбор, как, впрочем, и все продажи спецтехники. Ставки утилизационного сбора сегодня таковы, что на машину массой в 100 т устанавливается утильсбор в 1380 тыс. руб. Но и на машину массой 35 т полагается такая же сумма.

Или еще один пример несправедливости: на машину массой 14 т начисляется утилизационный сбор, составляющий ½ от суммы сбора 100-тонного самосвала. И это при том, что масса этих машин отличается в семь раз, а стоимость – в 12-15. Такое положение дел, по мнению членов Ассоциации АЕБ, требует пересмотра, поскольку получается, что одни покупатели просто оплачивают дотации другим покупателям, и все равно у российских производителей падает спрос на продукцию. Иными словами, госсредства тратятся неэффективно.

Эффективность действующих в стране механизмов стимулирования выпуска российской спецтехники постепенно падает, нужна корректировка. Эксперты советуют создавать конкурентную среду на российском рынке спецтехники, чтобы как отечественные, так и локализованные иностранные производители, конкурировали, находясь в равных условиях. Тогда конкуренция будет побуждать российские предприятия развивать технологии, а иностранные бренды будут заинтересованы углублять локализацию производства в России.

Давно уже угрожающего уровня достигло проникновение на российский внутренний рынок готовой продукции машиностроения из Китая, Германии, Японии, Италии, Южной Кореи, Турции. Это указывает на серьезные стратегические просчеты экономической политики российского правительства

К наиболее успешным российским производителям крупной строительной техники можно отнести «ЧТЗ-Уралтрак», АО «Галичский автокрановый завод», ООО «Юргинский машиностроительный завод», АО «Клинцовский автокрановый завод», ПАО «Промтрактор» и некоторые другие предприятия.

Коммунальная техника облегчает и ускоряет обслуживание территорий для выполнения разнообразных задач в коммунальной сфере. Российский рынок коммунальной техники, начавший формироваться в середине 60-х гг. прошлого века и переживший во второй половине 90-х серьезный кризис, в настоящее время медленно, но стабильно, развивается. По статистическим данным, объем отечественного рынка коммунальной техники ежегодно увеличивается в среднем на 5–7 %. В силу того, что большинство бюджетных коммунальных служб до сих пор укомплектованы устаревшими моделями спецтехники, основная сложность заключается в высокой степени текущего износа машинного парка ЖКХ, который составляет от 50 % до 65 %.

По действующим нормативам, для содержания в чистоте, к примеру, 100 км автодороги требуется от 35 до 43 единиц техники специального назначения. Сегодня рынок предлагает широкий ассортимент коммунальной спецтехники как российского, так и зарубежного производства. Однако многие организации пока не могут приобрести их в собственность. Поэтому одним из главных критериев выбора уборочных машин становится их стоимость. При этом потребители понимают, что им нужна техника надежная, качественная, способная на многозадачность.

На российском рынке широко представлены машины специального назначения европейского, американского и азиатского производства. Наиболее востребованные модели принадлежат как известным мировым брендам, так и мало раскрученным маркам, таким как: Dulevo, Mingnuo, Bucher, Ausa, Scania, Hyundai и другим.

Среди лидеров отечественного рынка – ОАО «Коммаш», ОАО «Курганмашзавод», ПАО «МЗИК», АО «Мценский завод «Коммаш».

Роль спецтехники в функционировании нефтегазовой промышленности России очень значима. На территории РФ сосредоточена примерно 1/3 часть мировых запасов природного газа. По большому счету основная часть месторождений находится в восточной части страны, на которые приходится 84 % добытого газа. По запасам нефти Россия уступает всего пяти государствам. И этих данных более чем достаточно, чтобы развивать данный сегмент производства.

Производители технического оснащения для структур нефтегазовой промышленности – это такие гиганты отечественной экономики, как ПАО «Газпром», ПАО «Лукойл», «ТНК-BP», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Сургутнефтегаз». Строительство объектов нефтегазового комплекса стремительно набирает обороты по всей территории РФ. Это связано с тем, что углеводороды занимают лидирующие позиции в товарной отрасли международной торговли. Нефть и газ – основные ценные составляющие природно-ресурсной базы. Это касается не только топливной, но и добывающей индустрии.

Именно поэтому нефтегазовая промышленность значительно воздействует на многие отрасли народного хозяйства страны, формирует около 20 % ВВП страны. Экспорт нефти, газа и продуктов переработки составляет 2/3 в общем объеме национального экспорта.

Строители трубопроводов, используя современную производительную технику, делают свою работу качественно и оперативно. В этом им помогают трубоукладчики Volvo CE, Dressta, Komatsu, Liebcherr, Caterpillar, а также китайские модели от Shantui Construction, Taishan Construction, XCMG. Российские производители тоже могут предложить целую серию трубоукладчиков на базе бульдозера ТМ-10. Трубоукладчики поставляют предприятия ОАО «Промтрактор», «ЧТЗ-Уралтрак», «Башстрой» и другие.

В работе нефтегазопромышленного комплекса задействованы такие виды спецтехники, как сочлененные самосвалы, экскаваторы, фронтальные погрузчики и другая техника для строительства трубопроводов.

Современный специализированный транспорт круглогодично осуществляет снабжение нефтепромыслов ресурсами, перевозит людей, грузы и оборудование. И при этом за счет своих конструктивных особенностей колесная или гусеничная ходовая часть не оказывает давления на грунт. К машинам обеспечения относятся различные транспортеры, способные перевозить грузы массой до 20 т, топливозаправщики, топливовозы. Специализированных предприятий, работающих на обеспечение нефтегазодобытчиков необходимым оборудованием, не перечесть.

Итак, спецтехника, способная выполнить самую трудоемкую работу за минимальное время, просто необходима порой в коммунальных, строительных, энергетических и других сферах нашей экономики. Примером сложных работ являются буровые, землеройные работы, транспортировка массивных грузов, откачка воды и многое-многое другое. Как мы видим, в 2020 году сохранится небольшой, но стабильный рост продаж спецтехники практически во всех областях индустрии.

Похожие записи

Оставить комментарий