Дорожный оркестр: каждой машине своя партия

   Формирование парка техники и спецоборудования для содержания и ремонта автодорог

  Правильная эксплуатация автомобильных дорог невозможна без оптимальной комбинации машин и оборудования. Содержание и текущий ремонт автодорог требуют пристального внимания, их качество и проведение задаются соответствующими гостами. Нормативно-правовые акты регламентируют большую часть дорожной деятельности. Но у компаний, отвечающих за транспортно-эксплуатационные характеристики автодорог, остается свобода выбора в определении парка техники и спецоборудования. Это позволяет при разумном подходе значительно снизить издержки и получить конкурентные преимущества. Итак, какие минимальные требования к автодорожной технике существуют?

  Содержание земляного полотна и полосы отвода

   Важнейшим конструктивным элементом автомобильной дороги является земляное полотно. Наибольшее количество работ (больше двадцати) по содержанию автодороги выполняется именно по содержанию земляного полотна. Техника, которая требуется для поддержания эксплуатационных показателей земляного полотна, включает в себя: автомобиль-самосвал, грузовой автомобиль с краном-манипулятором, экскаватор-планировщик, автогрейдер средний (легкий), бульдозер.

Автомобиль-самосвал требуется при следующих работах:

— очистка полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос от посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах ТБО,

— исправление повреждений откосов насыпей с добавлением грунта,

— подсыпка и планировка неукрепленных обочин дренирующим грунтом.

  Сегодня на российском рынке имеется огромное множество предложений дорожно-строительной техники под любые виды работ. Универсального рецепта выбора той или модели и марки машины не существует, но есть устоявшиеся приоритеты, подкрепленные опытом эксплуатации. Пообщавшись с дорожниками, мы выделили несколько производителей и моделей, с которыми работают отечественные эксплуатирующие компании. Среди них оказались не только дорогие титульные зарубежные бренды, но и российские машины, неплохо зарекомендовавшие себя на родине.

Автомобиль-самосвал КАМАЗ-43255-А3

  Автомобиль-самосвал КАМАЗ-43255-А3 с грузоподъемностью 7 тонн служит универсальной «рабочей лошадкой», совершенно незаменимой в любом дорожно-ремонтном хозяйстве. Проверенный работник пригодится при любых эксплуатационных потребностях и в городе, и за его пределами.

 Грузовой автомобиль с краном-манипулятором может выступить в качестве замены для автомобиля-самосвала на определенных работах, особенно при перевозке грузов. Однако совершенно необходимо его использовать как самостоятельную единицу при таких работах, как:

— устранение дефектов укрепления кюветов, водоотводных и нагорных канав,

— очистка и устранение повреждений дренажных устройств.

Бортовой КАМАЗ 65117 с КМУ KANGLIM KS1256G-II

  Бортовой КАМАЗ 65117 с краноманипуляторной установкой Kanglim KS 1256 предназначен для погрузо-разгрузочных и строительно-монтажных работ, а также для транспортировки грузов длиной до 7 метров по дорогам общего пользования. Максимальная грузоподъемность крана-манипулятора Kanglim KS 1256 составляет 7 тонн при минимальном вылете 2,4 метра. Корейская компания KANGLIM зарекомендовала себя как одна из основных игроков на мировом рынке по производству грузоподъемного оборудования.

 Экскаватор-планировщик понадобится при работах:

— планировка откосов насыпей и выемок,

— ликвидация последствий оползней земляного полотна

— восстановление, прочистка и профилирование неукрепленных кюветов и водоотводных канав.

UDS 214 John Deere на шасси Tatra T815

  Экскаватор-планировщик UDS-214 John Deere является гидравлической универсальной отделочной машиной, смонтированной на шасси автомобиля TATRA-815-2. Предназначен для всех видов землеройных операций при дорожно-ремонтных работах, а также для специального планирования откосов вдоль автомобильных трасс. Экскаваторы с телескопической стрелой от ведущего американского производителя на чешском автомобиле — неплохой выбор гидравлической универсальной отделочной машины.

  Автогрейдер средний (легкий) продолжит заниматься планировкой откосов насыпей и кюветов вслед за экскаватором-планировщиком и окажется абсолютно необходим при работах:

— планировка щебеночных и гравийных обочин,

— ликвидация съездов с дороги (въездов на дорогу) в неустановленных местах,

— ликвидация последствий оползней земляного полотна,

— подсыпка и планировка неукрепленных обочин дренирующим грунтом.

Автогрейдер ГС 14.02

  Автогрейдер средний ГС 14.02 является одной из самых известных машин своего класса. Производителем является «Брянский арсенал» компании «РМ-Терекс». Эти машины комплектуются импортными двигателями американской марки Cummins. Модель Cummins 6ВТ5.9-С135 выдает максимальную мощность 100 л. с. Другая модель мотора — Cummins 6ВТА-С165 работает на максимальной мощности 120 л. с. Американские силовые агрегаты отличаются надежностью и не требуют серьезного ремонта на протяжении длительного времени.

  Бульдозер, как необходимый атрибут любого дорожно-строительного проекта, нужен будет при следующих работах по содержанию земляного полотна:

— ликвидация съездов с дороги (въездов на дорогу) в неустановленных местах,

— ликвидация последствий оползней земляного полотна.

Бульдозер Caterpillar SEM 822D

  Бульдозер Caterpillar SEM 822D – это 24-тонный гусеничный трактор. Эта машина также доступна в варианте с низким давлением на грунт (LGP). SEM – торговая марка китайского производителя оборудования, принадлежащего американской фирме Caterpillar. Стоимость может показаться высокой для китайской продукции, но гидростатическая трансмиссия на бульдозерах SEM 822D от немецкого бренда Bosch Rexroth станет неоспоримым преимуществом бульдозеров SEM, так как позволяет осуществлять развороты на месте, включая противовращение гусеничных лент ходовой части бульдозера, что значительно улучшает маневренность машины и выгодно выделяет ее среди всех других китайских бульдозеров.

  Помимо землеройной, подъемной и грузовой техники при работах по содержанию земляного полотна понадобится специальное строительное оборудование. К примеру, бетономешалка потребуется при двух видах работ:

— устранение дефектов укрепления кюветов, водоотводных и нагорных канав,

— очистка и устранение повреждений дренажных устройств.

Автобетоносмеситель КАМАЗ-58145z

  Автобетоносмеситель КАМАЗ-58145z отличается даже среди широкой линейки такой техники на базе КАМАЗ своей высокой производительностью. Модель построена на шасси КАМАЗ 65115 62. При общей массе 27,5 т максимальная грузоподъемность транспортного средства держится на уровне 17 т. В качестве силовой установки используется 300-сильный агрегат, способный вырабатывать 225 кВт.

 Буровая машина, траншейный экскаватор возьмут на себя такую работу, как устройство дренажных прорезей.

Колесный экскаватор Volvo EW145B Prime

  Колесный экскаватор Volvo EW145B Prime является примером первоклассной универсальной техники такого уровня. И встречается в России буквально везде – вплоть до Тихого океана, выигрывая в технических качествах перед множеством китайских конкурентов. Низкое давление на грунт и редкая экономичность топлива также создают ценность этой машины.

  Целая группа машин и оборудования – экскаватор, бульдозер, фронтальный погрузчик, экскаватор-планировщик, автогрейдер, каток, автомобиль-самосвал, виброплита, оборудование к универсальному базовому шасси – по фактическому характеру и объему повреждений будет востребована для ликвидации последствий оползней земляного полотна.

 Грунтовый каток Bomag BW 212 D-40

  Так, грунтовый каток Bomag BW 212 D-40 от ведущего европейского производителя задает стандарт такой дорожно-ремонтной техники. Высокие надежность, производительность, эргономичная кабина с цифровым дисплеем и управление посредством единого рычага. Благодаря четырехцилиндровому дизельному силовому агрегату Deutz BF4M 2012 C гарантируется работа при повышенных нагрузках. За счет большой статической нагрузки и вибрационной установки, настроенной на оптимальную частоту и амплитуду колебаний, обеспечивается самое качественное, равномерное уплотнение. Модели «D» разработаны специально для работ на обводненных материалах, включая песок и гравий, а также для устройства оснований.

  Таким образом, парк техники в «первичной» комплектации, необходимой для выполнения установленного объема работ по содержанию земляного полотна, уже включает десяток типов машин. Некоторые из них, то есть первая выделенная нами группа (автомобиль-самосвал, грузовой автомобиль с краном-манипулятором, экскаватор-планировщик, автогрейдер средний (легкий), бульдозер), потребуются на постоянной основе в качестве универсальных машин для регулярных работ.

 Вторая группа, куда входят экскаватор, бульдозер, фронтальный погрузчик, экскаватор-планировщик, автогрейдер, каток, автомобиль-самосвал, будет ситуативно вовлечена в ремонтно-эксплуатационный процесс. И это заставляет подумать о других формах привлечения этой техники, например арендовать ее по мере необходимости.

Фронтальный погрузчик HZM S25D

 Фронтальный погрузчик HZM S25D является тем случаем, когда китайские производители делают очень хорошую и востребованную технику. HZM S25D способен поднимать 3 тонны груза при загрузке самосвала. Такая грузоподъемность позволяет наполнять кузов за несколько минут. Высота поднимаемого ковша составляет 3,7 метра и позволяет загружать большую часть существующих самосвалов. Двигатель оснащен четырьмя цилиндрами, выстроенными в ряд, и водяным охлаждением, что намного эффективнее воздушного.

Содержание дорожных покрытий

  По земляному полотну лежит дорожная одежда, состоящая из нескольких слоев, работа с которыми потребует привлечения дополнительной техники. И конечно, очистка и уборка верхнего слоя не может быть реализована без КДМ (комбинированной дорожной машины), всепогодного универсального помощника. Также в постоянной доступности потребуется колесный трактор, который будет работать с прицепным оборудованием. Большой объем работы будут выполнять «вечные труженики» — автогрейдер, автомобиль-самосвал и грузовой автомобиль с краном-манипулятором.

  Придется присмотреться к наличию в парке такой техники, как прицепной щебнераспределитель и пневмокаток. Они потребуются при таких работах, как:

— восстановление сцепных свойств покрытия в местах выпотевания битума, если работать без применения растворителей,

— восстановление ровности и поперечного профиля проезжей части гравийных и щебеночных покрытий.

Пневмоколесный каток BOMAG BW 11 RH-5

 Пневмоколесный каток BOMAG BW 11 RH-5 совершенно точно нужно использовать для уплотнения асфальта обычно на участках малого или среднего размера, чаще всего при отделочном, финишном уплотнении, чтобы выровнять и обеспечить воздухонепроницаемость уплотненной поверхности участка после работы виброкатка. Пневматические катки показывают самое высокое качество уплотнения. Машина BW 11 RH-5м весом 5200 кг способна укладывать покрытие на скорости до 25 км/ч. Полностью гидростатический привод BW 11 RH-5 позволяет водить каток в трех режимах, обеспечивает чрезвычайно чувствительное управление приводом и плавный реверс.

  Кроме того, понадобится машина для очистки и разделки швов и трещин, емкость для мастики и заливщик швов и трещин для выполнения такой работы, как заливка трещин и швов на асфальте, бетонных, цементобетонных покрытиях.

Самоходная фреза для расшивки трещин STRASSMAYR S FF 12

  Самоходная фреза для расшивки трещин STRASSMAYR S FF 12, например, предназначена для выполнения компенсационного шва в новых дорожных покрытиях и фрезерных пазов на поврежденных дорожных покрытиях. STRASSMAYR — известный бренд европейского производителя, базирующегося в Австрии. Машина для разделки трещин предназначена для подготовки разрезной щели в покрытии, которая впоследствии должна быть заполнена специальной битумной мастикой. Модель SFF 12 движется независимо от других машин со скоростью до 5 км / ч. Специальная конструкция агрегата и его малый размер обеспечивают быстрое и экономичное фрезерование. Машина также очень легко транспортируется. Оператор может контролировать весь процесс фрезерования с помощью удобного рабочего места.

Котел-заливщик STRASSMAYR RWK 600-500 H

  Котел-заливщик STRASSMAYR RWK 600-500 H предназначен для плавления и поддержания в разогретом состоянии битумообразных заливочных материалов, подогреваемых до температуры 1800 C, для заливки швов и трещин в асфальтовом или бетонном дорожном покрытии. Оборудование монтируется на двухосном прицепе. В состав комплекса входят пять обогревателей с масляным подогревом, а также высокопроизводительный гидравлический насос подачи. Дополнительный привод третьей оси и управление передним колесом обеспечивают легкое и самостоятельное перемещение котла-заливщика по участку выполнения работ.

Котел-заливщик STRASSMAYR RWK 600/500

 Нельзя не упомянуть о таком интересном решении, как котел-заливщик STRASSMAYR RWK 600/500. Он может быть установлен также в кузов бортовой машины. Независимый привод всех функций котла-заливщика обеспечивает несложный монтаж и демонтаж оборудования и, как следствие, избавляет от необходимости постоянного приспособления носителя к совместной работе с заливочной машиной.

  С помощью бетономешалки или автобетоносмесителя, виброуплотнителя (виброплиты),  энергостанции (в качестве силового агрегата) в дополнение к другой технике могут быть выполнены работы:

— устранение повреждений цемента бетонного дорожного покрытия,

— замена, подъем и выравнивание отдельных цементобетонных плит.

Виброплита реверсивная дизельная BOMAG BPR 100/80 D

  Реверсивная дизельная Виброплита BOMAG BPR 100/80 D используется для уплотнения покрытия во всех труднодоступных (для катков) местах и относится к классу тяжелых виброплит с дизельным двигателем. Предназначена только для земляных работ, ею можно работать по любому типу почв. Плита основания выполнена из износостойкого ковкого чугуна с шаровидным графитом. Рукоятка управления имеет гидравлический привод, в котором используется масло типа HV 32 объемом 2,3 л. Управление производится одним рычагом.

Виброплита реверсивная BOMAG BPR 25/50

  Реверсивная бензиновая Виброплита BOMAG BPR 25/50 относится к классу легких. Оборудованием BPR 25/50 лучше всего работать по песку, гравию, бетону после укатки катком или щебню, допускается работать по смешанным грунтам.

Для ликвидации колей глубиной до 30 мм по полосам наката понадобятся: дорожная фреза, фронтальный погрузчик, погрузочное оборудование к универсальному базовому шасси, асфальтоукладчик, каток, виброплита с автономным приводом, виброуплотнитель к универсальному базовому шасси и, конечно, прицеп для погрузки оборудования.

Асфальтоукладчик BOMAG BF300 C S340-2 E TV

  Из всех вышеперечисленных видов техники остановимся на асфальтоукладчике BOMAG BF300 C S340-2 E TV. Он является универсальной машиной, которая найдет себе применение в любых условиях (и в городских тоже). Эта модель выпускается относительно недавно, и отлично себя зарекомендовала. Асфальтоукладчик имеет собственную гидравлическую плиту S340TV-2 c рабочей шириной 1,7–3,4 метра, которую можно укомплектовать уширителями до 4 или 5 метров. В машине реализовано несколько патентов BOMAG. Например, используются демпфирующие толкающие ролики, регулируемые по вылету, и система электрического нагрева плиты с помощью цельной алюминиевой пластины (BOMAG MAGMALIFE). Скорость реверсивных шнеков и питателей пропорционально регулируется с помощью ультразвуковых и электромеханических датчиков.

  Целый набор различной техники и оборудования — машина для ямочного ремонта с емкостью для холодной асфальтобетонной смеси и инструментом для обработки кромок, очистки и уплотнения; термос-бункер для литой асфальтобетонной смеси с подающим лотком; оборудование для пневмонабрызга; тягач с прицепом (для доставки асфальтоукладчика, катка, дорожной фрезы) — будет задействован для заделки выбоин, просадок, выкрашивания асфальтобетонного покрытия.

Патчер STRASSMAYR STP 1008-6000

  К примеру, Патчер STRASSMAYR STP 1008-6000 является машиной, предназначенной для ямочного ремонта дорожных покрытий струйным методом. Весь ремонт осуществляется с помощью одного устройства с использованием технологии распределения эмульсии и щебня. Устройство установлено на грузовике. В команде предусмотрен один оператор рабочей консоли и водитель транспортного средства. Машина имеет независимый привод для всех функций, оснащена гидравлической подвесной рабочей консолью, установленной спереди или сзади автомобиля. Передняя консоль позволяет работать с дорожной поверхностью перед транспортным средством в пределах 3,5 метра. Все этапы работ проходят с использованием сопла рабочего рукава. Присутствует двухкамерный бункер для щебня, разделенный в соотношении 40 на 60 для крупной и мелкой фракции. Автоматизация работ регулируется специальной программой «Байпас», разработанной компанией STRASSMAYR.

Термос-бункер STRASSMAYR AC E

  Термос-бункер STRASSMAYR AC 8000 EH THERMOS предназначен для транспортировки, обогрева и распределения асфальтобетонной смеси с гарантией поддержания необходимой температуры, позволяющей выполнять укладку в течение рабочего дня. Установка термобункера возможна на любом грузовике. Устройство термобункера оборудовано изолированным резервуаром для эмульсии с системой подогрева, а также удочкой для распределения. Закрытие и открытие термоса выполняется при помощи гидравлических цилиндров, управление которыми осуществляется из кабины оператора. Чтобы легко и просто добраться до закрывающих створок, на передней стенке термоса-бункера установлена складная лестница.

Термос-бункер Strassmayr AC E на машине

  Термосы-бункеры после установки их на шасси грузовых машин оборудуются специальными блоками управления, компрессорами и баками эмульсии. Бункеры оснащены встроенным гидравлическим и пневматическим блоком для подключения отбойного молота, баком эмульсии с ручным распределителем и компрессором для очистки ям от загрязнений. Все это приводится в действие современными двигателями — бензиновым или дизельным. Все основные узлы, в том числе подающий шнек или насос эмульсии, приводятся в действие гидравлически.

  В результате термосы-бункеры становятся современными комплексами для ямочного ремонта дорог. Их широкая комплектация позволяет выполнять большинство работ, необходимых для устранения ям на дорожном полотне, а также осуществлять рециклинг асфальта, включая возможность длительного хранения и разогрева холодного асфальта для дальнейшего использования. Таким образом, компании, выполняющие дорожно-ремонтные работы, могут существенно снизить расходы путем подобной оптимизации и создания универсальной ремонтной машины.

Подведем итоги

  В этом небольшом обзоре были представлены основные типы дорожно-ремонтных машин и дополнительного оборудования, задействованные при эксплуатации автомобильных дорог. И сразу становится понятно, что уже для содержания автомобильного полотна потребуется целый список различной техники и оборудования, которые будут активно задействованы и на решении задач текущего ремонта. Эксплуатация автодорог заставляет дорожно-обслуживающие компании держать в собственном парке или привлекать на основе аренды большое количество техники и оборудования. Технические регламенты задают нормы и объемы выполняемых работ. Остается только выбрать нужные модели техники из представленных на рынке от самых разных производителей.

  Общая тенденция формирования технопарка дорожно-ремонтных компаний развивается в трех направлениях. Во-первых, производители дорожно-строительной техники не стоят на месте. Появляются новые модели машин, оборудования и технологические подходы к содержанию и текущему ремонту автодорог. Количество предложений со стороны компаний-производителей будет только увеличиваться. Это необходимое явление, которое связано также и с тем, что требования к эксплуатационным характеристикам, показателям и качеству автомобильных дорог возрастают.

  Во-вторых, в российских условиях заказчиком выступает государство, работы оплачиваются из бюджета, а управление развитием ведется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Государственное регулирование всегда ведет к появлению все большего количества нормативно-регулятивных правил, требований и стандартов, соответствовать которым будет со временем все сложнее.

  В третьих, производители дорожно-ремонтной техники пытаются представить на рынке не просто отдельные машины или оборудование, но и создают некоторые ремонтно-эксплуатационные комплексы. Это позволяет сократить количество штатных механизированных единиц в пользу универсальной, включающей в себя несколько различных инструментов машины, способной решать большую часть задач без контроля и управления человеком. Один оператор и автоматическое управление заменяют бригаду специалистов-ремонтников. Как далеко может зайти этот процесс автоматизации и интеграции дорожно-ремонтных операций, нам еще предстоит узнать.

В статье использована техническая информация и фото компаний-производителей и официальных дистрибьюторов техники.

Похожие записи

Оставить комментарий