Российский рынок вездеходной техники: свой путь в мировом подъеме

Как и сами вездеходы, российский рынок техники повышенной проходимости идет своей собственной нетореной дорогой, которая значительно отличается от мировых тенденций. И, пожалуй, главным драйвером этого рынка является минимальная зависимость от иностранных брендов и стабильно высокий интерес к тяжелым гусеничным и колесным вездеходам. В сегменте «проходимцев» на мотоходу конкуренция с зарубежными марками пока высока, но российские предприятия, похоже, всерьез намерены завоевать и его. Выясняем, как выглядит российский рынок вездеходов сейчас и что ждет его в обозримом будущем.

В мире и в России

По данным Industry Research, на мировом уровне индустрия вездеходов уже восьмой год серьезно прирастает. Даже 2020 год на глобальном рынке показал прекрасные цифры продаж, которые превысили 700 000 единиц. При этом эксперты отмечают, что если в сфере продаж техники с мотоциклетным типом управления наблюдается относительная стабильность с небольшим знаком плюс, то в сфере вездеходов с автомобильным типом управления (рекреационных и утилитарных) наблюдается интенсивный рост – продажи 2020 года вдвое превысили уровень 2012-го.

Российский рынок в отличие от мирового развивается не такими стремительными темпами: с учетом географии нашей страны потребность в машинах повышенной проходимости здесь существовала всегда, и рынок к настоящему времени довольно насыщен. Ведь наша страна уже не первое десятилетие номер 1 по производству вездеходов. К тому же идет постоянное обновление парка машин, появляются новые производители и модели.

Российский рынок вездеходной техники характеризует разделение на сегменты: гусеничные вездеходы, колесные вездеходы на шинах низкого давления, мототехника. При этом все типы машин используются и в утилитарных, и в рекреационных целях. Более того, в 2021 году ярко прослеживается тенденция, когда военные вездеходы превращают в абсолютно гражданские, а традиционные модернизируют для выполнения армейских задач. Так, например, Военно-промышленная компания разработала гражданскую многоцелевую машину повышенной проходимости на базе военных тягачей МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. В свою очередь, компания «Русская механика» создала опытный образец снегоболотохода «Термит», который предназначен для перевозки личного состава или грузов в труднодоступных местах, в условиях бездорожья. Это первая его особенность.

Вторая заключается в обилии российских производителей. В сегментах вездеходов на колесном и гусеничном ходу их доля стремится к 99%, в мотосегменте процент ниже, но есть перспективы для его увеличения, о которых мы подробно расскажем ниже.

Гусеничные вездеходы

На мировом рынке гусеничных вездеходов присутствуют производители из США, Канады, Швеции, Финляндии, Франции, Великобритании, Германии и Китая. Эти же страны являются потребителями техники. Однако они в совокупности занимают долю, которую разные аналитики оценивают от 25 до 50%. Весь остальной рынок – это Россия.

В нашей стране исторически именно машины на гусеничном ходу впервые стали использоваться в качестве вездеходов, и это была техника с большой мощностью. Несмотря на возросшую популярность колесной внедорожной техники, они заняли довольно четкую нишу и успешно продаются почти по всей стране.

Сегодня тяжелые гусеничные вездеходы благодаря максимальной проходимости и грузоподъемности востребованы в определенных секторах экономики. Их активно используют военные, нефтяники, газовики. Такие машины эффективны для работ на пересеченной местности, большой высоте, склонах, заснеженных территориях благодаря надежности, простоте управления и обслуживания, нетребовательности к качеству топлива, стабильной работе при низких температурах.

Среди крупнейших производителей следует отметить Заволжский завод гусеничных тягачей, Иркутский завод гусеничных тягачей, Ишимбайский завод транспортного машиностроения «Витязь», Опытный завод гусеничных тягачей, ЧЕТРА, Екатеринбургский завод самоходных машин, «Геомаш», «Трансмаш и К», Завод «Гусеничные машины». Этот сегмент на 100% представлен российскими машинами.

К сожалению, нам не удалось найти достоверной информации о распределении рынка между предприятиями, однако, по мнению специалистов, работающих с данной техникой, сложно выделить лидера. В тендерах госкомпаний примерно с одинаковой частотой побеждают ЗЗГТ, ЧЕТРА, «Трансмаш» и ИЗГТ. Чаще всего значение имеет географическая близость производителя к покупателю: возможность сэкономить на доставке и обеспечить быструю поставку запчастей.

Кроме того, традиционно спросом пользуется конверсионная военная техника: МТЛБ, БРДМ, ГТ. По разным оценкам, доля демилитаризованной гусеничной техники на российском рынке вездеходов достигает 30–40%. Эти представители гусеничной техники приобретают не только компании, но также охотники и рыбаки. Однако для них на рынке есть и более легкие, и – что немаловажно – бюджетные мотовездеходы, о которых мы поговорим чуть ниже.

Таким образом, ключевая особенность сегмента гусеничных вездеходов – преобладание тяжелой техники, в том числе двузвенной. Это направление представлено техникой с высокой стоимостью и на 90% ориентировано на корпоративных и государственных заказчиков.

Колесные вездеходы

Колесные вездеходы в отличие от гусеничных производятся и покупаются с более широкой географией. Одним из крупнейших рынков, конечно, являются США. Большую долю занимают Канада, скандинавские страны, также хорошо представлены Африка и Азия. Американские, финские, немецкие, французские, итальянские, китайские машины борются за потребителя во всем мире. Многие вездеходы создавались как армейские, а затем были доработаны для мирных задач.

Российский рынок практически закрыт для иностранных брендов: отечественные производители предлагают технику во всех сегментах с солидным ценовым преимуществом. Главным стимулом для нового витка развития российского рынка колесной вездеходной техники стала попытка полного запрета использования гусениц в тундре. И сегодня термин «колесный вездеход» практически полностью сравнялся с термином «колесный вездеход на шинах сверхнизкого давления». Безусловно, есть предложения техники на базе обычных колес, но такие машины наименее востребованы.

Техника на шинах низкого давления имеет ряд преимуществ: она безопасна для растительного покрова, может передвигаться по асфальту, менее прожорлива и гораздо более комфортна. Это делает колесные снегоболотоходы привлекательными для частного бизнеса, а более низкая средняя стоимость позволяет приобретать их любителям активного отдыха. Доля охотников и рыбаков в числе покупателей такой техники составляет порядка 20% против 5–7% в сегменте гусеничных тягачей.

Что объединяет эти конкурирующие сегменты рынка? Тотальное преобладание российской техники. Наиболее успешными предприятиями являются компании «Авторос» (Тверь), «Трэкол» «Шерп» (Санкт-Петербург), «Вездеходы Макарова» (Екатеринбург), Арзамасский машиностроительный завод. Кроме того, несколько десятков предприятий создают вездеходы на шасси ГАЗ, КАМАЗ, «Урал».

Если говорить о наиболее покупаемых моделях, то у «Автороса» это «Шаман». Машина с колесной формулой 8х8 предназначена для эксплуатации в труднодоступных районах Крайнего Севера. Его отличают поворотные колеса с шинами сверхнизкого давления, алюминиевая рама-лодка, независимая подвеску и трехлитровый дизельный мотор Iveco, который работает в паре с 6-ступенчатой механической коробкой передач.

Питерский «Шерп» производится серийно с четырьмя или десятью колесами. У компактного вездехода под капотом дизельный ДВС Kubota объемом 1,5 литра, который агрегатируется с 6-ступенчатой механической КП.

Екатеринбургский «Бурлак» изготавливается в экспедиционной версии с формулой 4х4, а также в грузопассажирском и промышленном варианте с шестью ведущими колесами. Стандартный набор из легкой алюминиевой рамы-лодки и шин сверхнизкого давления дополняет дизель Cummins ISF 2,8 мощностью 149 л. с. и 5-ступенчатой МКПП.

Все эти вездеходы хорошо продаются как в России, так и за рубежом, а вот арзамасский «Водник» – внутренняя разработка. Это многоцелевой армейский автомобиль с колесной формулой 4×4, несущим открытым корпусом модульного типа и скоростью до 120 километров в час.

В целом на рынке представлены машины во всех сегментах по грузоподъемности и мощности. Одни удовлетворяют потребности военных, нефтяников и газовиков, другие ориентированы на частников.

Мототехника

Наибольшую динамику показывает рынок Северной Америки. Причем в США, например, рынок демонстрирует быстрый рост даже на фоне спада продаж автомобилей, а в Канаде рост продаж выражается двузначным числом. Второй по масштабу продаж рынок – это Китай, где довольно сильны местные бренды. Вездеходная техника востребована в Австралии, в Африке и на Среднем Востоке. С другой стороны, Европа продолжает тренд сокращения продаж: за последние 4 года продажи вездеходов здесь упали вполовину, а в Юго-Восточной Азии и в Индии продажи традиционно минимальны.

Что касается брендов, в топ-10 на мировом рынке входят американцы Polaris, Can-Am, Arctic Cat, китайские производители Linhai, CFMoto, Runtong Power, Hisun. И японские Kawasaki и Yamaha, Honda. В России с ними успешно конкурируют «Балтмоторс», «Веломоторс», «Русская механика». Если говорить о квадроциклах, здесь Россию представляют ABM, Тухачевский моторный завод, Avantis, а также совместные с иностранцами бренды RM-Gamax и Lifan. Усиление позиций российских компаний констатируют и дилеры, и производители. Соотношение цены и качества российской техники устраивает среднего потребителя, а с учетом скачков курса валют и проблем с логистикой (в том числе и с поставками запчастей) у отечественных марок все козыри на рыках.

Кроме того, в квадроциклах, мотовездеходах и мотобуксировщиках российских заводов заинтересованы силовые структуры – МВД, МЧС, Росгвардия и другие, нефтегазодобывающие предприятия. Доля таких заказчиков составляет у разных производителей от 10 до 20%. В ТОП-5 самых продаваемых моделей вездеходов входят «Охотец», Tinger Scout, Caiman, «Пелец», PatrolTrack. Эти машины практически лишены традиционных недостатков больших гусеничных вездеходов: высокого расхода топлива, пагубного влияния на слабые грунты, но практически непригодны для утилитарного использования.

Российский рынок вездеходной мототехники имеет свои особенности, которые значительно отличают его от «старших» сегментов.

Во-первых, здесь тон задают иностранцы, российские предприятия чаще выступают в роли догоняющих. Хотя исторически традиции в этой области в стране были, этот сегмент долго считался несерьезным. Крупным машиностроительным заводам он и сейчас не слишком интересен, а вот частный бизнес успешно осваивает производство мотособак, колесных и гусеничных вездеходов на мотоходу, квадроциклов.

Во-вторых, рынок самоходной внедорожной мототехники активно развивается через онлайн-продажи. Остальных сегментов эта глобальная тенденция диджитализации пока не коснулась, они оказались более инертными для внедрения новинок, да и доля госзаказов там велика, то есть потребность в проведении тендеров и традиционных продажах.

В-третьих, из всех сегментов мототехники выделяются квадроциклы. Согласно данным маркетингового агентства ROIF Expert, в 2021 году стоимостный объем российского рынка «квадриков» уже увеличился на 70%. Огромная плюсовая динамика наблюдается и в натуральных показателях, и в стоимостных. При этом явным трендом стало существенное увеличение закупок квадроциклов иностранного производства: в натуральных показателях импортные поставки увеличились на 60%, а совокупная объемность импорта по стоимости на 16 миллионов долларов. Эти цифры значительно превышают рост в других сегментах мототехники, которые, впрочем, тоже остаются в плюсе.

Драйверы рынка

Говоря о перспективах развития рынка вездеходов в целом, можно выделить два основных фактора: один из них тянет рынок вверх, другой – вниз.

Главный драйвер, который обусловливает развитие и рост российского вездеходного рынка, – это сама Россия. Во многих отраслях промышленности, в том числе стратегически важных, без вездеходов не обойтись. Так, нефтегазовый комплекс играет важнейшую роль в экономике страны, и многие месторождения находятся в таких регионах, где прокладывать дорогу нецелесообразно. Лесное и сельское хозяйство, инфраструктурные проекты, дорожное строительство – во всех этих сферах техника высокой проходимости востребована постоянно.

Негативный тренд создает тот факт, что 2 февраля 2021 года правительство должно рассмотреть проект постановления, подготовленный Минпромторгом, об утилизационном сборе, который коснется и всех типов вездеходов, и квадроциклов. В условиях большого количества предложений отечественных производителей возить вездеходы из-за границы станет крайне невыгодно. Однако и российские предприятия столкнутся с трудностями, поскольку используют иностранные комплектующие и узлы.

Тем не менее, по оценкам Global Market Vision, позитивный тренд все-таки сильнее: российский рынок вездеходов будет расширяться на протяжении 2021–2028 годов. Если говорить об отдельных сегментах, прогноз предполагает, что рынок тяжелой гусеничной техники – самый инертный – сохранит количественные показатели, но будет расти в денежном эквиваленте. На рынке колесных вездеходов на шинах сверхнизкого давления в ближайшие годы будут по-прежнему появляться новые модели в разных сегментах по грузоподъемности и цене. В свою очередь, рынок мототехники как наименее насыщенный будет прирастать не только новинками, но и новыми игроками, по большей части отечественными.

Мировому рынку эксперты также прогнозируют рост. Так что будет интересно.

Похожие записи

Оставить комментарий