Рынок крановой техники

  Рынок крановой техники в России в текущем году развивается довольно интересно: с одной стороны, ситуация в строительстве практически стабилизировалась, с другой – информационная повестка оставляет место для неожиданных рывков. В этом материале мы проанализируем сложившиеся тенденции и сделаем прогноз развития рынка. Подъемная техника включает в себя несколько видов специальных машин: башенные и автомобильные краны, КМУ, гусеничные и короткообразные краны. Первые три группы являются наиболее емкими, о них мы и поговорим подробнее.

 

Автокраны: русские не сдаются

Автокраны – очень востребованная техника. Этот сегмент является наиболее емким, быстрорастущим и конкурентным не только среди подъемных машин, но и по сравнению с другими группами самоходной спецтехники в целом.

По данным Russian Automotive Market Research, на российском рынке новой строительной техники на грузовом шасси в январе-апреле 2021 года наблюдалась положительная динамика: продажи автокранов увеличились на 21,9%, с 0,62 тысячи до 0,92 тысячи единиц, что даже выше результатов благоприятного 2019 года. Эксперты связывают это в том числе с реализацией национальной программы «Безопасные качественные дороги» и строительством крупных инфраструктурных объектов.

Краны на автомобильном шасси – уникальный вид техники уже по той причине, что, по данным различных маркетинговых агентств, от 80 до 95% продаваемых в РФ новых автокранов производится внутри страны. При этом потребители выбирают российскую технику не только из-за доступной цены: наиболее востребованные машины действительно не уступают импортным аналогам по техническим характеристикам и качеству. В результате отечественное производство опережает импорт. Если говорить в цифрах, национальное производство составляет около 2000 единиц в год, а импортных – 500 – 600 штук.

В 2020-м и первой половине 2021 года доля российских приходится на пять марок: «Клинцы» «Галичанин», «Ивановец», «Челябинец»  и «Ульяновец» на шасси Volvo FM, МЗКТ, «Камаз», «Урал» и других. Если говорить о конкуренции внутри страны, лидирующую позицию в производстве автокранов занимает Центральный федеральный округ: по данным VVS-Info, его доля порядка 72%.

Агентство также отмечает, что на протяжении последних 2017–2020 годов в России наблюдалось сокращение производства автокранов. Так, в 2020 году объем производства товара составил 2 728 штук, спад составил -8,0% в сравнении с объемами производства автокранов в предыдущем году. Однако сейчас вектор меняется. По итогам двух кварталов 2021 года, в России было выпущено на 14,5% автокранов больше, чем в аналогичном периоде 2020 года. Это преимущественно машины грузоподъемностью от 16 до 100 тонн.

Если говорить о наиболее востребованных моделях,  представители строительной отрасли выделяют 70-тонный «Галичанин» с  усиленной подвеской и овоидной стелой, «Клинцы» КС -65719-3К, который поднимает груз весом до 40 тонн, и КС-55713-1К-1 (25 тонн), 25-тонный «Ивановец» КС-45717-2Р, легкие краны Челябинского механического завода.

Что касается импорта, основную долю сейчас занимают краны грузоподъемностью 25–30 тонн китайских брендов XCMG, ZOOMLION и SANY, а также машины многолетнего лидера отрасли – компании Liebherr, которая преимущественно ввозит машины, поднимающие более 100 тонн. Любопытно, что в количественном выражении немецкое предприятие проигрывает китайским заводам, но в стоимостном занимает порядка 40% импорта.

Рынок башенных кранов принципиально отличается от рынка техники на автомобильном шасси. Несмотря на активную эксплуатацию в городском и инфраструктурном строительстве, здесь нет такого быстрого развития, смены лидеров, равно как нет и преимущества российских предприятий.

После ощутимого снижения в минувшем году в 2021 рынок башенных кранов демонстрирует небольшой рост. Во втором квартале этого года было отгружено 58 башенных кранов на сумму 11 745 127 долларов, что на 52,6% больше, чем в прошлом году в единицах и на 93,7% – в деньгах. По оценкам BusinesStat, негативными драйверами развития рынка башенных кранов являются  пандемия коронавируса, ослабление курса рубля, обусловившее рост стоимости импортной техники и снижение ее доступности при падении доходов. Аналитики полагают, что в 2021 году отрасль сработает в ноль.

Сейчас, по оценкам экспертов, доля отечественной продукции на рынке башенных кранов составляет 20–30%. В этом сегменте работают Нязепетровский краностроительный завод (ЛМЗ), Одинцовский машиностроительный завод и Ржевский краностроительный завод. В лучшие годы эти заводы выпускали порядка 200 кранов в год. Хотя, по данным VVS-Info, на протяжении последних трех лет в России наблюдается подъем производства башенных кранов. Так, в 2020 году объем производства товара составил 44 штуки, при этом прирост составил 91,3% в сравнении с объемами годом ранее. Лидирующую позицию в производстве башенных кранов занимает Уральский федеральный округ: его доля составляет более 90%. Росстат так оценивает структуру рынка в стоимостном выражении:

Из российских башенных кранов востребованы: КБ-474А с верхним поворотом ржевского завода, который предназначен для работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений повышенной этажности, одинцовский КБ-160, а также GIRAFFE TDK-40.1250 производства ЛМЗ.

Их конкурентами выступают не только европейские марки Liebherr, Potain, Soima, Raimondi, Comansa, но также бренды из Турции (например, TGR) и Китая (Zoomlion, XCMG). По данным ФТС, импорт башенных кранов в доковидном 2019 году составил 69,1 млн долларов. Из этой суммы на Китай пришлось 78%. В 2020 году ввоз снизился до 33,6 млн долларов, а за семь месяцев текущего года в Россию ввезено башенных кранов на сумму 43,2 млн долларов. Доля Китая в общем объеме импортной техники составила 70,1%, Италии — 13,8%, Германии — 10,3%. По данным ID-Marketing, импортному сегменту пока далеко до докризисных показателей  и между брендами идет жесткая конкуренция. Тем не менее в первом и втором кварталах 2021 года объемы импорта сохранились на уровне 2020 года при неизменном лидере.

В третьем квартале рост показателей составил 97,4% (до 75 кранов) и 133,1% (до 14 816 874 долларов). Первое место по объемам поставок занял Китай (69,3%), за ним следуют  Испания и Италия (по 10,7%).

Однако, с большой долей вероятности, структура рынка изменится в пользу российских. Связано это с тем, что Минпромторг прорабатывает вопрос введения утилизационного сбора в отношении башенных кранов. Игроки рынка уверены, что это позволит  ограничить ввоз подержанной импортной техники и поддержать отечественные предприятия, хотя пока неизвестно, планируется ли при введении утильсбора учреждение промсубсидий.

Рынок башенных кранов является довольно консервативным: длительный срок службы (средний срок эксплуатации Бк составляет 17 лет), низкая амортизация, штучное производство делают его инертным с точки зрения структуры. Но по объему у него хорошие перспективы: маркетинговые агентства прогнозируют, что в 2022–2024 годах спрос будет находиться на довольно высоком уровне, а поставки будут держаться на уровне не менее  115–130 единиц техники в год.

Более того, эксперты предсказывают и изменение приоритетов внутри рынка: смену основного типа техники за счет изменения вектора строительства. В настоящее время большая часть жилья возводится с помощью передвижных башенных кранов с нижним поворотом грузоподъемностью 10–12 тонн, которые эффективны при монтаже панелей. Однако в связи с развитием монолитного домостроения ожидается, что распространение получат стационарные башенные краны с верхним поворотом небольшой грузоподъемности и с удлиненными стрелами. Предполагается, что рост интереса к этой группе техники также внесет свой вклад в увеличение емкости рынка.

КМУ: поступательное движение

Потребность в кранах-манипуляторах в России остается стабильно высокой не первый год. На выставке bauma CTT эксперты отмечали, что спрос держится и на тросовые манипуляторы, и на гидроманипуляторы. Кроме того, востребованы машины в различных весовых категориях: интерес к манипуляторам грузоподъемность 2–3 тонны остается высоким, и при этом растет сегмент КМУ большой грузоподъемности, свыше 7 тонн.

Солидную долю рынка занимают отечественные производители: на них приходится порядка 40% рынка. Остальной кусок пирога делят зарубежные производители, преимущественно азиатские.

В первом квартале объем импорта кранов-манипуляторов снизился на 25%: в страну было ввезено 619 установок, их суммарная стоимость составила 12 708 114 долларов. По данным компании ID-Marketing, во втором квартале рынок отыграл падение: на территорию России было ввезено 923 новых крана-манипулятора, а в третьем в Россию из-за рубежа было поставлено более 1 000 новых КМУ. Суммарная стоимость техники за апрель-сентябрь составила почти 40 000 000 долларов. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, произошел рост более чем на 50,6%. Большая часть новых машин была поставлена из Южной Кореи (68,3%), Италии (16,5%), Таиланда и Японии.

Что касается прогнозов, маркетологи ожидают, что тынок кранов-манипуляторов будет развиваться сдержанными темпами в ближайшие три-пять лет. На это повлияет ликвидность техники и большой объем продаж бывших в употреблении машин, развитие новых сегментов грузоподъемности и попытки отечественных брендов увеличить свою долю. Однако если в Западной Европе КМУ являются наиболее емким сегментом подъемной техники, то в России это место прочно закрепилось за автокранами, даже когда речь идет о небольшой грузоподъемности. Специалисты сходятся во мнении, что у этого сегмента рынка есть потолок, по достижении которого его ожидает стагнация.

Телескопические, короткообразные, гусеничные краны: атака Китая

По рынку короткобазных кранов компания ID-Marketing представляет данные за прошлый год и первый квартал текущего. В России производством этого типа техники  занимается Юргинский машиностроительный завод, но последний экземпляр был изготовлен в 2018 году. Сейчас, по словам сотрудников завода, ведутся только ремонтные работы кранов. Соответственно, единственным источником пополнения российского рынка короткобазных кранов на данный момент является импорт.

Закономерно сегмент короткобазных кранов является планомерно растущим. Тенденция, по данным аналитиков, сохраняется уже четыре года. Цифры по итогам первого квартала 2021 года показывают полуторакратный рост поставок кранов всех марок Однако это не означает, что рынок не меняется. Так, еще несколько лет назад было тотальное превосходство японской техники, доля которой достигала 85%, и представлена она была в основном подержанными машинами. Сейчас в этот сегмент заходят представители китайских заводов-производителей, в частности SANY. В группе новой техники на долю китайских КМУ уже приходится 36%.

Рынок телескопических погрузчиков также полностью состоит из импорта. По данным компании ID-Marketing и «Экскаватор. Ру», в апреле-июне текущего года объем поставок телескопических погрузчиков на территорию страны увеличился на 137,6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 601 единицу. В третьем квартале в Россию было ввезено 498 штук данной техники общей стоимостью 30 032 397 долларов. Это близко к значениям прошлого года: рост составил только 3,1% в количественном выражении и 9,6% – в денежном. В топ-3 стран-импортеров вошли Великобритания (44%), Франция (38%) и Италия (12,1%), если говорить о брендах, это JCB, Manitou и Deici.

Что касается рынка гусеничных кранов, он является наименее емким. Здесь прирост также идет за счет импорта, который в натуральном выражении увеличился в минувшем году на 42% и продолжает расти в 2021-м. Как и в сегменте короткообразников, здесь активно играют китайские производители. Так, несмотря на колебания курса валют, ведущим поставщиком на российский рынок много лет являлась компания Liebherr. В 2020 году за ней по пятам следовали китайские марки: Zoomlion, SANY и XCMG. В 1 квартале 2021 года импорт гусеничных кранов грузоподъемностью свыше 60 тонн увеличился вдвое, а на первые позиции вышли уже китайские производители XCMG и SANY.

По оценкам экспертов, в узких сегментах подъемной техники неизбежна экспансия Китая. Заводы из этой страны имеют колоссальные мощности, очень широкие линейки и конкурентные цены. Это делает их не только доступными, но и привлекательными с точки зрения подбора под конкретные задачи. Попытки российских предприятий начать или возобновить производство пока не выглядят перспективными.

Рынок услуг: аренда крановой техники

Говоря о развитии рынка подъемной техники, невозможно обойти тему аренды спецмашин, поскольку многие даже крупные строительные организации отказываются от покупки оборудования в пользу аренды: стоимость владения выходит на первый план. Подтверждает стремительное развитие этого рынка и рост количества арендных компаний с 1569 в 2011 году до 4683 в 2020 году. При этом каждая вторая фирма ежегодно наращивает парк на 35–40%.

Значительную долю на этом рынке занимает аренда крановой техники. По результатам опроса Национальной ассоциации арендодателей строительной техники, 68,9% парка компаний, предоставляющих наем техники для работы на высоте, составляют ножничные подъемники, башенные строительные краны занимают 20,7%, автокраны и КМУ – по 13,8%. Говоря о загруженности машин, представители арендного бизнеса называют цифры от 60 до 80 в зависимости от сезона. Есть также оценки, согласно которым порядка 25% башенных, автомобильных и гусеничных кранов приобретается именно арендными компаниями, а не кончеными потребителями.

Все эти данные указывают на активный рост рынка аренды подъемных машин. Однако прогнозы экспертов не так радужны: они полагают, что рынок уже насыщен и в ближайшие годы стабилизируется. К тому же с ростом курса доллара, стоимости металла и в конечном счете техники входной билет в арендный бизнес становится все дороже. Даже бывший в употреблении автокран потребует не меньше полутора миллионов рублей вложений. При этом, чтобы автокран окупил себя за год, необходимо, чтобы он работал по 12 часов в сутки в течение 4–5 месяцев. На деле в условиях высокой конкуренции срок окупаемости составляет около четырех лет для автокрана и семи – для башенного и гусеничного. Аналитики уверены: в 2022–2025 годах рынок аренды подъемной техники приобретет характеристики так называемого рынка покупателя, когда спрос превысит или станет равен предложению.

На рынок подъемного оборудования, безусловно, влияют глобальные тенденции: динамика строительства жилья, дорог и объектов инфраструктуры, развитие добывающих отраслей, которые составляют основу российской экономики, а также состояние имеющегося парка машин. Однако в различных сегментах ситуация складывается особым образом.

На рынке автокранов заслуженно преобладает российская техника. В сегменте башенных единичные отечественные предприятия находятся под прессом конкурентов из-за рубежа и рассчитывают на господдержку. Похожая ситуации складывается и с кранами-манипуляторами, с той лишь разницей, что здесь лидируют корейские и японские бренды. Телескопические погрузчики, гусеничные и короткообразные краны – сферы, в которых российские заводы не предлагают практически ничего, а эксплуатирующие организации оказываются полностью зависимы от импорта и активно покупают не только новую, но и бывшую в употреблении технику.

Мы оставили без внимания сегменты мостовых и козловых кранов, которые не эксплуатируются в строительной сфере. Отметим лишь, что здесь сильны позиции отечественных предприятий и есть тенденция небольшого роста.

В целом можно сказать, что краны являются передовой спецтехникой. Здесь имеют место серьезные инновации, устанавливаются рекорды и открываются совершенно немыслимые ранее возможности.

При подготовке материала использованы данные Russian Automotive Market Research, ID-Marketing, VVS-Info, BusinesStat, АЕБ, «Техноверх. Ру»,  «Экскаватор. Ру» из открытых источников.

Похожие записи

Оставить комментарий