Дороги жизни Югры: новации и качество

    По состоянию на текущий момент, на территории ХМАО – Югры протяжённость автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составляет 2767,97 км, протяженность зимних автомобильных дорог – 2488,94 км, в том числе 17,06 км ледовых переправ. О принципах проектирования, проверки качества, безопасности и инновациях в дорожном строительстве рассказывают в Казенном учреждении ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог».

 

    Проектирование автодорог

 

     Проектирование автомобильных дорог в автономной округе направлено на достижение их высоких транспортно-эксплуатационных качеств при минимальной материалоемкости строительства и строительных затрат. Работы осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 августа 2012 г. №297 –  «О порядке утверждения заданий на проектирование и проектной документации на объекты капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляется с привлечением средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а так же порядке утверждения заданий на проектирование и проектной документации по автомобильным дорогам, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт которых осуществляется с привлечением средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

 

      При оценке вариантов проектных решений предпочтение отдают не только самым экономичным инженерным решениям, но и таким, что обеспечивают наиболее гармоничное вписывание полотна дорог в окружающий ландшафт и оказывают наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду. Обязательными элементами проектных решений являются мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

 

      Конкурсы на подрядные работы

 

  Основным направлением технической политики в процессе отбора претендентов на выполнение подрядных работ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иными нормативно правовыми актами в сфере закупок является формулирование требований к техническому уровню основных технологических операций. Не меньшую роль играют и потребительские свойства продукции, качество применяемых дорожно-строительных материалов, полнота процессов подтверждения соответствия выполненных работ, безопасность строительства, представление гарантий на выполненные работы, отбор претендентов и требования к функциональным и качественным характеристикам работ, стимулирующие к повышению технического уровня.

 

     Материалы и технологии

 

  С появлением новых материалов, высокотехнологичной и высокопроизводительной дорожной техники внедрение инновационных, современных материалов и технологий неизбежно. Их применение способствует повышению качества строительства и надежности дорожных конструкций таких как:

 

1. Новые типы асфальтобетонных смесей. В отличии от асфальтобетонных смесей по ГОСТ, новые смеси учитывают региональные особенности автономного округа, обладают повышенной жесткостью, плотностью, меньшим водонасыщением. Данные свойства новых асфальтобетонных смесей достигается за счет увеличение содержания щебёночного материала в составе асфальтобетонных смесей и рационального подбора зернового состава:

 

·         тип А – плотный асфальтобетон с повышенным содержанием щебня в количестве 70-80%.

 

·         пористый асфальтобетон с содержанием щебня 55-80%.

 

·         тип Н – плотный многощебенистый асфальтобетон для нижних слоев покрытий с содержанием щебня 55-80% (остаётся в зиму под движением автомобильного транспорта без перекрытия верхним слоем);

 

·         устройство верхнего слоя покрытия нежестких дорожных одежд из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси, в том числе ЩМА-25.

 

2. Применение в составах ЩМА комплексных добавок – СД-2 Стабилизирующая добавка + ОАПП (окисленный атактический полипропилен). Использование данного материала позволяет увеличить адгезию (сцепление) пленки битума к каменным материалам кислых горных пород.

 

3. Стабилизирующая добавка «Хризотоп», используемая для приготовления щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей.

 

4. Для усиления устойчивости земляного полотна на слабых грунтах, в пойменных и подтопляемых участках насыпи применены геоматрацы, состоящие из двуосной георешетки «Tensar» SS 30 (базовая георешетка) и одноосной георешетки Tensar RE 120.

 

5. QDrain – это геокомпозитный дренажный материал, состоящий из дренажной основы из полипропиленовых нитей и термически прикрепленных к основе одного или двух полотен нетканого геотекстиля (также из полипропилена). QDrain чаще всего используется там, где необходимо обеспечить максимальную дренирующую способность.

 

6. Применение перегружателя Шаттл-Багги, оснащенного антисегрегационным шнеком.

 

7. Использование габионо-матрасных конструкций для укрепления откосов земляного полотна.

 

Также проводится непрерывная работа по поиску и внедрению инновационных композитных материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог. Так, КУ «Управление автомобильных дорог» в 2014 году реализовало работы по применению инновационного материала – добавки для приготовления асфальтобетонных смесей типов А, Б – ИПП ГБЦ. Данная добавка состоит из 50% извести и 50% ОАПП. ИПП ГБЦ разработана для улучшения сцепления каменных материалов с вяжущим и усовершенствования реалогических свойств битума в асфальтобетонных смесях.

 

Инновационный путь развития

 

В целях внедрения инновационных технологий и материалов в сфере дорожного хозяйства и транспорта выполнялись мероприятия подпрограммы VIII «Создание условий для широкого применения композитных материалов в транспортной инфраструктуре» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы».

 

При строительстве автомобильной дороги «Объездная автомобильная дорога г. Сургута (Объездная автомобильная дорога 1 «З». VI пусковой комплекс, съезд на ул. Дзержинского)» выполнен коллектор ливневой канализации из композитных полимерных двухслойных гофрированных труб со структурированной стенкой «Корсис» протяженностью 265 пог.м.

 

Данные трубы являются новым поколением пластиковых труб не только благодаря своему двухслойному строению, но и вследствие применения новых композиционных полимерных материалов и полностью отвечают требованиям, предъявляемым к любым канализационным трубам. По сравнению с аналогами (железобетонными трубами) они обладают следующими преимуществами: трубы изготавливаются из полиэтилена – полимера, характеризующегося высокой ударопрочностью даже в условиях низких температур, высокой химической стойкостью и лучшим сопротивлением истиранию по сравнению с многими другими материалами, используемыми для производства труб;

 

При устройстве нижних слоёв асфальтобетонных покрытий, применен новый состав асфальтобетонной смеси типа Н по СТО 39363581-006-2012. Это плотный многощебенистый асфальтобетон для нижних слоев покрытия. Ожидаемый эффект от применения асфальтобетонной смеси:

 

·         увеличение срока службы дорожной одежды;

·         предотвращение разрушения нижнего слоя покрытия в зимнее и весеннее время под воздействием транспортных нагрузок;

·         предотвращение образования колейности;

·         повышенная сопротивляемость воздействию сдвиговых и других прочностных нагрузок.

 

Данный состав асфальтобетонной смеси типа Н был применен на следующих объектах: «Реконструкция автомобильной дороги г.Советский – Ловинское м/р, III пусковой комплекс», «Реконструкция автомобильной дороги г. Нягань – п. Талинка (в границах широтного коридора)», «Ремонт автомобильной дороги Зеленоборск – Самза». Общий объем применения смеси более 35 000 тонн.

 

В целях внедрения и исследования инновационных композитных материалов, при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, в 2016 году на автомобильных дорогах Октябрьского района горизонтальная дорожная разметка выполнена из композитной армированной краски «Тау Рефлекс» Д 1167(А).

 

Армированная краска – это пластичный материал на основе окрилсополи-меризата, наполненной более твердыми и прочными веществами – мелкими частицами, непрерывными и короткими волокнами.

 

Ожидаемый эффект – увеличение износостойкости горизонтальной дорожной разметки в климатических условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Всего в 2016 году использовано более 48 тонн армированной краски. На автомобильной дороге «Объездная автомобильная дорога г. Ханты-Мансийска» при устройстве горизонтальной дорожной разметки применены инновационные материалы – холодные спрей-пластики производства ООО «Тау-С» г. Смоленск и ОАО «Русские краски» г. Ярославль.

 

Сервисное обустройство автодорог

 

Сервисное обустройство направлено на создание условий для безопасного движения, сохранности грузов, для отдыха пользователей дорог и развития автотуризма. Существующий дорожный сервис в автономном округе представлен объектами: автозаправочные станции, станции технического обслуживания, моечные пункты, пункты общественного питания, предприятия торговли, гостиницы и мотели, площадки отдыха. Все объекты дорожного сервиса, за исключением площадок отдыха, функционируют за счет частных инвесторов. В структуре дорожного сервиса наибольшую долю составляют автозаправочные станции (около 30% от всех объектов дорожного сервиса), при этом около 80% из них сосредоточены на подходах к городам Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск и Ханты-Мансийск.

 

Большая неравномерность густоты региональных и межмуниципальных автомобильных дорог и распределения автотранспорта по территории автономного округа предопределили значительное различие в количестве объектов дорожного сервиса по административным районам: Нижневартовский – 24%, Нефтеюганский – 22%, Сургутский – 21%, Ханты-Мансийский – 17%, Октябрьский – 8%, Советский – 6%, Кондинский – 2%.

 

Перспектива развития объектов дорожного сервиса определяется Схемой развития дорожного сервиса на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 28 ноября 2013 года № 621-рп.

 

Безопасность дорожного движения

 

За последние годы на автомобильных дорогах в автономном округе наблюдается значительное увеличение интенсивности движения и нагрузок на дорожное покрытие, что обусловлено ростом в автономном округе количества транспортных средств, доли в нём крупногабаритного и тяжеловесного транспорта.

 

Отдельные участки существующих автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, особенно вблизи городов, характеризуются высокой интенсивностью движения, превышающей технико-эксплуатационные возможности автомобильных дорог. Для увеличения пропускной способности, повышения комфорта и безопасности участников дорожного движения ведется строительство обходов, устройство развязок и пересечений автомобильных дорог в разных уровнях, реконструкция автомобильных дорог и приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов.

 

Мероприятия, направленные на снижение количества ДТП на автомобильных дорогах и ликвидацию очагов аварийности выполняются в соответствии с государственной программой автономного округа «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы».

 

Безопасность дорожного движения

 

Анализ количества автотранспортных средств и прицепов по автономному округу и России за последние несколько лет указывает на динамичный рост показателей. В тоже время увеличение количества прицепов и полуприцепов 29% и 23% в регионе существенно превысило рост числа грузовых автомобилей, составивших за рассматриваемый период 8% от общего числа машин. Из этого напрашивается вывод:  наращивание в транспортных потоках автомобилей с прицепами и полуприцепами существенно влияет на динамику движения и, как следствие, ведет к снижению средней скорости потоков, ускоренному разрушению прикромочных полос и обочин на съездах и кривых малых радиусов, созданию ситуаций, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям.

 

В настоящее время в ХМАО, по данным статистики, грузовых автомобилей категории N3 (ГОСТ Р 52051 – 2003), предназначенных для перевозки грузов и имеющих максимальную массу более 12т, в структуре транспортных средств автономного округа в три раза больше аналогичного показателя по России и в 2,3 раза чем по УрФО. Транспортных средств М3, предназначенных для перевозки пассажиров, с максимальной массой более 5т, в структуре транспортных средств автономного округа в 2 раза больше аналогичного показателя по России и в 1,6 чем по УрФО. Это объясняется большим количеством транспортных средств, предназначенных для перевозки рабочих вахт.

 

В результате региональные и межмуниципальные автомобильные дороги автономного округа подвержены большему негативному воздействию транспорта, чем аналогичные автомобильные дороги УрФО и России. Особенно если учесть, что в случае буксирующего транспортного средства N3, предназначенного для сочленения с полуприцепом, в качестве расчетной массы берется масса снаряженного тягача с учетом массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой на тягач полуприцепом. Кроме того, большая доля таких машин на региональных и межмуниципальных автомобильных дорогах с двухполосным движением (88 % от общей протяженности, относящихся к III – IV категориям) существенно повышает «конфликтность» ситуации на дорогах, ведущих к увеличению числа и тяжести ДТП.

 

Выводы

 

По территории ХМАО – Югры протекает более двух тысяч больших и малых рек общей протяженностью 172 тысячи км, при этом с юга на север несут воды две крупнейшие реки Западно-Сибирской равнины – Обь и Иртыш. Это явилось причиной строительства на автомобильных дорогах большого количества водопропускных сооружений. Например, количество мостов, приходящихся на один километр автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, здесь в 1,5 раза, а их протяженность в 2,5 раза больше аналогичных показателей по России. Югра самый заболоченный и заозерный регион Земли. Здесь насчитывается более 300 тысяч озер. Болота, в общей площади округа, занимают 44 %. Остальная часть территории, как правило, сложена переувлажненными глинистыми грунтами и пылеватыми песками, часто создающими исключительные сложности в строительстве и содержании автомобильных дорог.

 

     Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги, наряду с федеральной автомобильной дорогой Р-404 «Тюмень – Ханты-Мансийск», являются структурообразующими в сети автомобильных дорог автономного округа. При этом доля федеральных, региональных и межмуниципальных автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог в России составляет 31%, в УрФО – 33%, а в автономном округе всего 9%. Выполняя ярко выраженную системообразующую, опорную роль в общей сети дорог Югры, на один километр этих дорог в автономном округе, относительно аналогичного показателя по России, приходится в 3,4 раза больше частных и местных автомобильных дорог.

 

При общей протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в автономном округе преобладают дороги III категории (68%), в то время как по УрФО и России – IV (соответственно, 63,6% и 61,8%).

 

Югра в 4,4 и 5,9 раза уступает по густоте региональных и межмуниципальных автомобильных дорог аналогичному показателю по УрФО и России. В 1,9 раза в автономном округе меньше и протяженность федеральных, региональных и межмуниципальных автомобильных дорог, приходящихся на 1 тысячу человек, относительно УрФО и России. В то же время густота автозимников и ледовых переправ в автономном округе в 2,2 и в 3,5 раза выше, чем по Уральскому федеральному округу и Россиской Федерации.

 

     По объемам перевозки грузов автотранспортом по автодорогам автономного округа, Югра лидирует среди других субъектов РФ. Составляя более трети грузов, перевезенных в УрФО, автономный округ по этому показателю опережает Дальневосточный и Северокавказский федеральные округа. А учитывая наличие в транспортном потоке значительного числа транспорта других регионов, фактически перевезенных грузов по автомобильным дорогам автономного округа, относительно зарегистрированных Росстатом, следует ожидать значительно больше (рис. 1). Исходя из того, что федеральные, региональные и межмуниципальные дороги являются структурообразующими, то на один километр этих дорог в 2015 году в автономном округе пришлось в 4,5 раза и 5,2 раза больше перевезенных грузов, чем по УрФО и России.

 

      По количеству автотранспорта, приходящемуся на одну тысячу населения, автономный округ в 1,2 раза превышает Россию. При этом автомобилей с максимальной массой более 12т в структуре транспортных средств автономного округа в 3 раза больше аналогичного показателя по стране. В результате на автомобильные дороги автономного округа оказывается большее воздействие от транспортных средств, чем на автомобильные дороги УрФО и России. Следует также учесть, что рост прицепов и полуприцепов с 2011 по 2016 год в автономном округе составил, соответственно, 37% и 27%, что особенно приводит к увеличению массы тягачей для полуприцепов. Существенно и различие в количестве автотранспортных средств, отнесенном на один километр федеральных, региональных и межмуниципальных автомобильных дорог – в автономном округе в 1,9 раза и в 2,3 раза превышающим, соответственно, данный показатель по УрФО и России.

 

Учитывая, что основной объем работ по строительству и ремонтам автомобильных дорог выполнен в период с 1996 по 2007 год, а также небольшие планируемые объемы капитального ремонта (например, в период с 2015 по 2020 год в среднем, предположительно, по 4 км в год) и ремонта автомобильных дорог, предусматриваемых государственной программой «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы», то до 2020 года неизбежно наращивание объемов «недоремонта». В условиях больших нагрузок от транспорта следует ожидать значительное возрастание автомобильных дорог, пришедших в ненормативное состояние.

 

     Особо следует выделить вопрос по ремонту мостов. Больше трети их (35% от общего числа) сегодня находятся в неудовлетворительном состоянии. Древовидная структура сложившейся сети автомобильных дорог, состояние водопропускных сооружений и сложные природные условия сегодня уже начали оказывать свое влияние на транспортное обеспечение не только территории Югры, но Ямало-Ненецкого автономного округа.

 

    Примером этому может служить разрушение водопроводной трубы и земляного полотна на 447 километре федеральной автомобильной дороги Р-404 «Тюмень – Ханты-Мансийск», происшедшее 20 июля 2015г. На период ремонтных работ, транспортная связь с территориями автономных округов обеспечивалась по единственному «входу» со стороны города Ивдель (Свердловская область). При закрытии моста через реку Обь в районе города Сургута правобережная часть территории Югры и полностью Ямало-Ненецкого автономного округа будут «изолированы» от сети автомобильных дорог страны.

Дороги

Похожие записи

Оставить комментарий