И вместо сердца пламенный мотор: технические жидкости для работы двигателя в морозы

     Для многих из нас транспортные средства – не только не роскошь, но и не просто средство передвижения или выполнения рабочих задач. Это верный друг, надежный партнер, незаменимый во многих сферах жизни. Особенно это касается спецтехники, в наше время играющей ключевую роль в большинстве отраслей промышленности и хозяйств. И как у живого существа, у каждой машины, будь то легковое авто или же, к примеру, экскаватор, есть сердце – двигатель. Зимой, в условиях низких температур, повышенной влажности и морозов, он страдает намного больше остальных агрегатов и узлов. Роль кардиологов выполняют механики, а лекарственных средств – смазочные материалы.

 

       Основная проблема, с которой сталкивается любой владелец и оператор транспортного средства в холодное время года, – запуск двигателя. Согласно инструкции по эксплуатации от производителей, в большинстве случаев легкий пуск возможен при температуре окружающей среды примерно до -15 °С. Но на деле ожидания далеко не всегда соответствуют реальности. Зачастую уже при -5 °С дизель запускается с трудом. Зависит это, во-первых, от конкретной модели мотора, а также от условий эксплуатации: климата, интенсивности нагрузок, характера работы. 

    Одно можно сказать определенно: при пуске в мороз двигатель изнашивается значительно быстрее, чем в теплое время. Чтобы продлить ресурс силового агрегата, производители техники настоятельно рекомендуют особое внимание уделять используемым техническим жидкостям и в первую очередь моторному маслу. Среди его основных задач – снижение износа двигателя, минимизация силы трения между разными деталями, защита механизма от коррозии, а также вымывание и удерживание продуктов сгорания. Маленькая, но от этого не менее важная оговорка: это все возможно только в том случае, если масло КАЧЕСТВЕННОЕ и соответствует сезону.

 

     Предложение на рынке сейчас такое, что глаза разбегаются. На полках магазинов – сотни марок и сортов масел российского и зарубежного производства, различающихся по назначению, температурному режиму, свойствам, стоимости. В обиходе масла различных брендов, типов, качества и широкого ценового диапазона. Среди наиболее востребованных и популярных – материалы производства концерна ЛУКОЙЛ, Тюменской нефтяной компании, немецкого бренда Liqui Moly, английского Castrol, американского Mobil, Shell от англо-голландской нефтегазовой компании Royal Dutch Shell, западные Total, ESSO, ELF, Valvoline, Agip, Luxoil, Texaco, Chevron, Neste Oil, Addinol, Spectrol и многие другие. Многие бренды разрабатывают собственные линейки масел, максимально подходящие для их техники.

 

    Но информации из красивых рекламных видеороликов будет недостаточно. Тут от автовладельца требуется как минимум понимать, что означают цифры и буквы маркировки на канистре лубриканта.

 

     Ключевой показатель при выборе моторного масла – его вязкость. В зависимости от нее масла подразделяются на три класса – «летние», «зимние», всесезонные. В настоящее время используется классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE. Согласно ей, есть 11 классов, из которых шесть относятся к зимним маслам (например, SAE 20W и 25W) и пять – к летним (например, SAE 20, 30). К всесезонным маслам применяется двойное обозначение, где первое означает зимнюю характеристику, а второе – летнюю.

 

      Всесезонное масло, как можно понять из названия, подходит для круглогодичной эксплуатации за счет наличия в составе полимерных присадок, меняющих вязкость масла в зависимости от температуры, а также в зависимости от градиента скорости сдвига – отношения скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине заполненного маслом зазора между ними. В результате заметно облегчается пуск остывшего двигателя и его дальнейшая работа. К преимуществам всесезонных масел можно отнести и их энергосберегающие свойства: летом экономичность двигателя, работающего на всесезонном масле, выше, чем при использовании летнего масла.

 

     Среди минусов всесезонных масел – их стоимость. Зимние же масла, будучи значительно дешевле, при этом обладают изначальной вязкостью, не зависящей от изменения градиента скорости сдвига. Поэтому в средней полосе России, где температура варьируется от +15 до -15 °С, применимо всесезонное масло, которое после летнего периода можно не менять. Но если техника работает в экстремальных климатических условиях, когда в течение дня не только морозно, но и наблюдаются большие перепады температур (начиная от ±20 °С), зимнее масло, которое ко всему прочему еще и отличается стойкостью к деструкции, предпочтительнее.

 

      Еще один важный параметр – тип масла: минеральное, синтетическое, полусинтетическое. Производители обычно предусмотрительно указывают в инструкции по эксплуатации рекомендованный тип материалов, в том числе смазки и масел для двигателя. Когда речь идет о регулярных пусках мотора в мороз, от минерального моторного масла следует отказаться полностью в пользу «синтетики» и «полусинтетики», поскольку они обладают лучшими вязкостно-температурными свойствами, экологичностью, а также снижают потерю энергии на преодоление трения, что способствует более экономному расходу топлива. Последняя, как правило, дешевле, но при этом синтетическое масло обычно отличается лучшей текучестью, а это – основная характеристика, определяющая эффективность масла при пуске холодного двигателя.

 

     Шпаргалкой для пользователей станет вся та же инструкции по эксплуатации. Производителем предписывается применение масел тех или иных классов SAE в реальном рабочем диапазоне температур окружающей среды. Несоблюдение этих условий приводит к высокому износу двигателя из-за недостаточной вязкости «зимних» масел при высокой температуре и затруднениям при холодном пуске двигателя на «летних» маслах, слишком вязких и недостаточно прокачиваемых при низких температурах.

 

     Морозная свежесть

 

      Эксперты, несмотря на частые расхождения в вопросах ухода за техникой и причин поломок двигателя, единогласно сходятся в одном: практически половина всех неисправностей связана с неполадками в системе охлаждения. Естественно, зимой эта цифра удваивается. Использование хороших технических жидкостей, своевременное обслуживание и слежение за герметичностью и качеством работы охлаждения – вот еще один залог безотказной работы мотора.

 

     Летом в систему охлаждения заливают обычную воду, но, если техника эксплуатируется при минусовых температурах, а также надолго оставляется на открытом воздухе, вода может замерзнуть в радиаторе, даже если она зали­валась в горячем состоянии, что может привести к существенным проблемам. Чтобы этого не про­исходило, рекомендуется применять специальные жидкости с низ­кой температурой замерзания, получившие в России общее название «антифриз».

 

     Впрочем, даже здесь происходит путаница. Кто-то антифризом называет все охлаждающие жидкости, а кто-то их них выделяет отдельную группу – «Тосол». Впрочем, такая градация есть только в странах СНГ. Есть ли отличия и в чем они?

 

    Во-первых, автомобильный антифриз делится на четыре типа в зависимости от состава функциональных присадок: лобрид (Lobrid), карбоксилатный (ОАТ), гибридный (Hybrid) и традиционный (Traditional). «Тосол» – общепризнанное торговое название автомобильного антифриза отечественного производства на основе этиленгликоля, которое применяется еще со времен СССР.

 

    Наиболее востребованной является смесь по ГОСТу 159-52, представляющая собой рас­твор этиленгликоля в воде с примесью незначительных количеств пропиленгликоля и полигликолей с добавкой антикоррозионной присадки, исключающей коррозию металлических деталей системы охлаждения. Отечественная промышленность выпускает «Тосол» по ГОСТу 159-52 следующих марок:

1.      Марка 65 – слабомутная оранжевая жидкость с удельным весом, при 20 °С равным 1,085-1,090, имеет температуру замер­зания не выше -65 °С ;

2.      Марка 40 – слабомутная желтоватая жидкость с удельным весом, при 20 °С  равным 1,0675 -1,0725, имеет температуру замер­зания не выше -40 °С .

 

     То есть «Тосол» – это лишь бренд антифриза, все еще наиболее доступный и распространенный вариант «охлаждайки», особенно среди механиков и операторов техники старой закалки. Впрочем, сейчас ему достойную конкуренцию составляют современные жидкости, в том числе зарубежного производства, изготовленные по новым технологиям и из более качественного сырья с применением антикоррозийных присадок. На данный момент ведущим мировым производителем антифризов является компания Arteco (Бельгия), совместного предприятия Chevron (США) и Total (Франция).

 

    Многие считают, что особой разницы в двух типах охлаждающей жидкости – «Тосол» или антифриз – нет, но это мнение ошибочно. Качественный антифриз обладает следующими свойствами:

  • Оказывает гораздо более заметный смазывающий эффект;
  • Отличается долговечной эксплуатацией самой жидкости и системы охлаждения;
  • Обеспечивает способность к работе при более низких температурах;
  • Не оставляет осадка в водяном насосе и радиаторе;
  • Жидкость – стабильная, стойкая к изменениям состояния.

 

      Очень важно следить за нормальным уровнем охлаждающей жидкости. В зимнее или летнее время расширительный бачок автомобиля должен быть всегда заполнен в нужных пропорциях. Поддерживайте уровень охлаждающей жидкости посередине между показателями минимального и максимального количества.

    Производители и здесь позаботились о пользователях, чтобы они не нарушили главный принцип – «Не навреди».

    Во-первых, в сопроводительной технической документации всегда указывается маркировка рабочих жидкостей, которые рекомендуется заливать в двигатель. Именно в ней и можно узнать, какие антифризы допускаются к использованию.

    Второй определяющий параметр – климатические условия региона эксплуатации. Если зимой температура может опуститься до -40 °C, то стоит приобрести антифриз с порогом замерзания ниже указанной цифры: у жидкости всегда должен быть «запас» по данному параметру. Не надо забывать и о вязкости антифриза.

 

     Некоторые производители применяют на своих моделях оригинальные охлаждающие жидкости собственного производства. Такая жидкость будет самым лучшим вариантом для замены, хотя и самым дорогим. К примеру, такой подход практикует японский бренд строительной техники Komatsu. Компания на протяжении многих лет разрабатывала огромное количество марок и разновидностей антифризов, которые подойдут различным типам специализированной техники.

 

     Помимо плановых замен антифриза, при наступлении зимнего сезона существует ряд ситуаций, когда следует перезалить «охлаждайку». «Звоночками», сигнализирующими о необходимости проведения такой операции, являются:

  • появление масляных пятен на поверхности антифриза в расширительном бачке
  • изменение цвета охлаждающей жидкости;
  • появление горелого запаха;
  • появление в бачке осадка при незначительном понижении наружной температуры, желеобразное состояние антифриза;
  • температура двигателя повышается выше нормы, постоянно работает вентилятор системы охлаждения, мотор находится на грани перегрева;
  • антифриз приобрел коричневато-бурый цвет, стал мутным.

 

    Все эти факторы сообщают о том, что жидкость отработала свой ресурс, присадки не выполняют свою функцию, а внутри системы охлаждения протекает активная коррозия элементов и деталей.

 

     Само собой, никто не застрахован от форс-мажорных ситуаций, и может произойти авария. В таком случае зачастую приходится экстренно доливать в антифриз ОЖ другого производителя, дистиллированную воду сомнительного качества или же обычную проточную. Эксперты рекомендуют как можно быстрее добраться до места ремонта, выполнить все необходимые манипуляции, после чего в обязательном порядке промыть систему охлаждения и только после этого полностью заменить антифриз на рекомендованный.

 

    Завестись с пол-оборота

 

     Впрочем, хоть качество и сезонное соответствие технических жидкостей и оказывают ключевое влияние на здоровье двигателя, полностью избавить оператора машины от проблем с «пробуждением» холодного мотора при низких температурах они не способны. В большинстве случаев запустить силовой агрегат зимой без оборудования для предпускового подогрева проблематично.

 

    Конечно, если транспортное средство укомплектовано пусковым подогревателем, электрофакельным устройством, системой охлаждения, заполненной антифризом, да еще и сошел с конвейера недавно, то пуск двигателя не вызовет проблем даже при низкой температуре. А вот с машиной, эксплуатирующейся длительное время, могут возникнуть определенные сложности.

 

     Главное правило – при холодном пуске двигателя любой спецтехники первым делом подогревать нужно масло в картере и лишь потом воздух, поступающий в цилиндры. А также во время работы пускового подогревателя его ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра, как бы холодно не было вам находиться на морозе. Известна масса случаев, когда неисправный подогреватель становился причиной пожара и даже взрыва.

 

    Резюмируя, отметим следующее. Подбирать моторные масла, охлаждающие и другие технические жидкости «на глаз» либо по совету знакомого механика, пренебрегая рекомендациями производителей, строго противопоказано. То, что оказалось полезным для двигателя экскаватора Komatsu, может стать ядом для бренда JСB. В допусках и стандартах, указанных в паспорте транспортного средства, учтено все, что необходимо для этой техники и зимой, и летом. Если безотказно следовать требованиям производителя, то техника будет работать столько, сколько указано в гарантии, а вам не придется бегать с бубном вокруг машины посреди трассы или на строительной площадке, часами пытаясь завести двигатель и в уме подсчитывая убытки.

Похожие записи

Оставить комментарий