Вверх
Вниз

Телефон: (343)272-49-00



11 мая 2017

Коммунальная техника: дорога от производителя к потребителю

Размещение своей статьи

Российская Федерация не может пожаловаться на проблемы, связанные с производством и реализацией коммунальной техники. Имеются предприятия, которые занимают устойчивое место на рынке. Однако часто можно видеть на улицах наших городов технику импортного производства. С чем это связано? Редакция решила выяснить: каково положение на российском рынке со спросом на отечественные коммунальные машины? Как живется нашему производителю, и является ли его продукция востребованной?

 

Рынок новой коммунальной техники, итоги 2016 года (информация предоставлена агентством Russian Automotive Market Research)

 

За 12 месяцев 2016 г. российский рынок новой коммунальной техники сократился на 10,87% и составил 2,3 тыс. ед.

Лидером в 2016 г. остался сегмент дорожных комбинированных машин, несмотря на заметное снижение продаж (– 23,75%). Кроме того, в первую тройку вошли мусоровозы, продемонстрировавшие положительную динамику продаж, и вакуумные машины, напротив, сократившие продажи. Следует также отметить более чем двукратное увеличение спроса на поливомоечные и уборочные машины, объемы продаж которых вместе с тем остались незначительными.

 Первенство в 2016 г., несмотря на снижение спроса, осталось у техники KAMAZ, незначительно
сократившей долю до 71,26% на фоне отрицательной динамики продаж. Также в TOP-3 вошли бренды GAZ и MAZ, которые, в отличие от лидера, увеличили доли. В рейтинге по моделям первое место, как и годом ранее, принадлежало KAMAZ-65115, нарастившему долю до 28,99%, несмотря на снижение продаж. Максимальный прирост отмечался по модели GAZ GAZON NEXT (+242,86%), продажи которой также остались незначительными.

Первенство в 2016 г. сохранила техника с надстройками Арзамасского завода коммунального машиностроения, вместе с тем сократившая долю до 19,8% на фоне заметного снижения продаж. На втором месте оказалась техника с надстройками Завода комплексных дорожных машин им. М.И. Калинина, годом ранее не входившая в TOP-3. Кроме того, на третье место опустилась техника с надстройками Мценского завода коммунального машиностроения. В 2016 г. Из TOP-3 выбыла техника с надстройками «Меркатор Калуга» за счет более чем двукратного сокращения продаж и доли.

Как и годом ранее, техника российских брендов доминирует на рынке: ее доля выросла до 87,07%, несмотря на заметное снижение продаж.

Структура рынка новой коммунальной техники

Новые

2015 (январь-декабрь)

2016 (январь-декабрь)

Прирост/
 убыль
в количестве, %

Прирост/
 убыль
в доле, %

Количество, шт.

Доля, %

Количество, шт.

Доля, %

Дорожная комбинированная

1 444

55,28

1 101

47,30

       -23,75

-7,98

Мусоровоз

617

23,62

696

29,90

       12,80

6,28

Вакуумная (Илососная)

420

16,08

323

13,87

       -23,10

-2,21

Поливомоечная

55

2,11

115

4,94

        109,09

2,83

Уборочная

28

1,07

58

2,49 

       107,14

1,42

Каналопромывочная

48

1,84

35

1,50

       -27,08

-0,34

Всего коммунальной техники

2 612

100,00

2 328

100,00       

        -10,87

0,00

Источник: Russian Automotive Market Research

Источник: Russian Automotive Market Research

 

Структура рынка новой коммунальной техники, ТОР-10 брендов

 

 

Источник: Russian Automotive Market Research

 

Структура рынка новой коммунальной техники, ТОР-10 производителей надстроек

 

Источник: Russian Automotive Market Research

 

Структура рынка новой коммунальной техники по происхождению бренда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Russian Automotive Market Research

 

   В 2017 г. ожидается рост продаж новой коммунальной техники, что обусловлено возможным восстановлением в российской экономике тенденции роста, стабилизацией мировых цен на нефть (согласно базовому сценарию, средняя цена на нефть марки URALS может достигнуть отметки в 49,00 доллара за баррель), положительным эффектом от продаж коммунальной техники по программам обновления автопарка, льготного автомобильного лизинга и программам по переводу техники для ЖКХ на газомоторное топливо, отложенным спросом кризисных лет.

 

 

 

Прогноз рынка новой коммунальной техники до 2022 г., тыс. шт.

 

Источник: Russian Automotive Market Research

                       

                                   Плюсы и минусы

   Если обратиться к другим источникам информации, то некоторые агентства констатируют факт: конкуренции между российскими производителями коммунальной техники не существует. Российские предприятия больше озабочены другим: как противостоять потоку импортной продукции, которая давно заполнила наш рынок. Статистика свидетельствует не в пользу россиян: отечественные агрегаты затратны в эксплуатации (амортизация, стоимость запасных частей, техническое обслуживание, текущий ремонт и другие расходы). Но этого мало: городские коммунальные службы ориентируются на импорт, поскольку наши машины тяжелее зарубежных аналогов, у них выше эксплуатационные затраты, небольшая рабочая мощность и общая производительность труда. Кроме того, ресурс до момента списания, например, дорожно-уборочных машин на 30 % ниже, чем у иностранной техники. И еще: стоимость зарубежной техники компенсируется низким расходом топлива. Поэтому, как правило, коммунальные службы готовы покупать за границей даже технику, бывшую в употреблении, предпочитая ее новым российским образцам. Однако российские производители коммунальной техники эту картину видят несколько иначе, но об этом речь пойдет ниже.

   Тем не менее, доступность спецтехники – главное условие содержания дорог и поддержки чистоты городских улиц. И это условие никто не отменял и не отменит. Однако, и это констатируют аналитики, одна из существенных проблем, которые есть у эксплуатационных предприятий, – ограниченность технопарка, его моральный и технический износ. И это не удивительно, поскольку содержание и обслуживание уборочной техники требуют немалых вложений и расходов.

   К числу самых востребованных относится следующая спецтехника: автовышка, ассенизаторская машина, илосос, мусоровоз, поливомоечные машины, мини-погрузчики, уборочные машины, прицепные уборочные машины, подметательная техника, снегоуборочные машины. В Российской Федерации, несмотря на существующие проблемы экономического характера, предприятия продолжают работу над выпуском новой и совершенствованием уже существующей продуктовой линейки. Например, усовершенствованные модели вакуумных комбинированных автомобилей, тротуарных машин и т.д.

 

                                               Городские улицы

   В городских администрациях ситуация с коммунальной техникой примерно одинакова. Например, в Екатеринбурге парк коммунальной техники достаточно большой, примерно около 300 единиц, преимущественно отечественного производства, в том числе технологические агрегаты – большие вакуумные дорожные пылесосы. Владимир Капустин, заместитель председателя комитета благоустройства Администрации Екатеринбурга, утверждает, что это оборудование импортное, но оно смонтировано на шасси КамАЗа, и по факту российской сборки, то есть считается отечественным.  Конечно, тротуарная техника – «Джонсоны» – импортные, аналог в России – это производство Машиностроительного завода имени Калинина. Нужно подчеркнуть, что на предприятии только в последнее время выпустили обновленную машину. Что касается администрации Екатеринбурга, то в последний раз в ее распоряжение коммунальная техника поступала в 2012 году.  Российская техника по технологиям более ремонтопригодна в наших условиях, но стоимость единицы нашей техники на базе КамАЗа дешевле, чем импортные аналоги. В городе работают китайские погрузчики, их приобрели в 2008 году, и они успешно эксплуатируются до сих пор.

   Что касается обновления парка, то оно зависит от суммы поступающего финансирования. И в администрации города стараются каждый год что-нибудь приобретать для нужд коммунальных служб. Но денег выделяется не слишком много. Что касается крупной закупки, то она, как говорилось выше, случилась уже в далеком 2012 году. А ежегодно парк обновляется только по одной единице техники. В прошлом году приобрели в каждое из предприятий семи районов города по трактору «Беларусь», а также фрезы дорожные. И в других городах примерно такая же ситуация.

    Как же тогда развиваться коммунальной технике? Купить крупные партии могут себе позволить только большие коммерческие предприятия, на что не могут пойти муниципалитеты – все сталкиваются со сложностями финансирования. Коммерческие фирмы заключают договоры с властями и работают на подряде. Что касается столицы Урала, то основной объем уборки приходится на муниципальные учреждения, а в Челябинске, например, – на коммерческие структуры. «В Екатеринбурге просто нет такой большой коммерческой организации, которая смогла бы справиться с проблемой уборки в полном объеме. Мы приглашаем – после торгов – на уборку в основном тротуаров, но остается и ручной труд, который никакими машинами не компенсируешь. Еще одна цель торгов – предоставление дополнительной техники, в основном самосвалов – для вывоза снега. Иметь собственный автопарк не имеет смысла», – констатирует Владимир Капустин.

   В процессе эксплуатации техника ломается. Рабочий ресурс рассчитан на семь лет, и ремонт закладывается в финансирование. И хотя бы в этом отношении коммунальщики могут чувствовать себя увереннее.

   В администрацию города приходит много коммерческих предложений по покупке техники, особенно в весенний период. Но города действуют в рамках существующего финансирования. Городские власти собирают информацию от обслуживающих организаций, что им требуется, обобщают и формируют перечень техники, которую нужно приобрести.

   Самая распространенная техника, что работает на улицах города, – комбинированная дорожная техника, летом – поливальные и подметальные машины, грейдеры, трактора «Беларусь», вакуумная техника, прицепные механизмы для сбора мусора (импортные).

   Рынок современных коммунальных машин находится в неважном состоянии: желание у городских коммунальщиков купить технику есть, но денег не выделяется, несмотря на то, что российские машины значительно дешевле импортных. Однако ситуация меняется в связи со скачками доллара. Исходя из этих колебаний, и стоимость меняется.

 

                                               Производственные проблемы

    Чтобы выяснить ситуацию на заводах-производителях, редакция журнала обратилась к заместителю генерального директора ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина» по гражданской продукции Михаилу Фамильцеву. Оказалось, что машиностроители разрабатывают и готовят к производству примерно одну машину в два года. Но существует и проблема: для российской коммунальной техники негде взять двигатель. На предприятии используют двигатель с УАЗа, но он предназначен для машин совершенно иной категории, а коммунальная техника должна работать на определенных оборотах и с определенной мощностью – у нее иные показатели. Приходится заниматься переработкой блока управления и программного обеспечения. Кроме того, наша техника небольшая по размеру и делается на определенном шасси. Конечно, если взять большую дорожную технику – то это другой вопрос: можно использовать шасси КамАЗа, «повесить» бункер, и машина может пылесосить.  И такая ситуация складывается во всем мире примерно одинаково: одну технику можно сделать быстрее, другую – дольше. Если говорить о российских машинах, то это название к ним применимо с большой натяжкой. Возьмем большие машины. Основные поставщики берут шасси КамАЗа, ставят импортный бункер – вот и получилась «отечественная» машина.  Однако стоимость КамАЗа дороже стоимости бункера. Чтобы разработать собственную технику, нужно учитывать многие особенности: в России нет, как уже говорилось, двигателей для небольших машин.  И это касается тех же погрузчиков.  «К примеру, нужен маленький дизель до 50 лошадиных сил – но их в российском производстве нет. Их когда-то выпускали во Владимире – на воздушном охлаждении. Если их начать делать сейчас, то мы не будем отставать от импорта», – сообщил редакции Михаил Фамильцев.

   Если появятся заказы, то производство коммунальной техники в России сразу оживится. Нужны государственные программы. Положительная динамика должна быть. В прошлом году на аукционах по всей России машин нашего класса было реализовано всего 42 единицы. А это количество можно «загнать» в один большой город, и оно сразу растворится в существующих потребностях.  Нужно всегда помнить, что городские улицы убирались и будут убираться при помощи техники. Время тракторов, которые ездят с валковой щеткой и пылят на всю улицу, уже проходит, как и дворника с метлой.  Такие трактора могут еще применяться для расчистки снега, но не более. Уличный пылесос нельзя даже сравнивать с устаревшими тракторами. И это другой уровень уборки. И власти это хорошо понимают. На ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина» недавно разработали одну машину и отдали ее для опытной эксплуатации – так что движение вперед все-таки есть.

   Заместитель директора Челябинского завода коммунального машиностроения нарисовал довольно печальную картину. По его свидетельству, за последнее время рынок коммунальной техники провалился на 80 %. Коммунальные службы Челябинска почти не имеют собственного парка и используют наемную технику, причем старую, морально устаревшую. Муниципальных коммунальных закупок почти нет. Кроме того, в прошлом году на такую технику был введен утилизационный сбор, что привело к серьезному удорожанию коммунальных машин. И многие частники просто перестали покупать машины, делая ставку на ремонт уже имеющейся. А муниципальные органы ориентируются на цены 2014 года, так как у них план закупок сформировался еще тогда, и производители остаются крайними – их продукцию никто не покупает.

   На сегодняшний день официального учета выпуска и реализации коммунальной техники в стране почти не существует. Об этом, в частности, свидетельствуют специалисты компании «Ленкомтех», чья продукция известна в России и пользуется спросом. Чтобы получить информацию, можно воспользоваться только одним способом: заходить на сайты городских администраций в разделы закупок. Однако на систематизацию сведений уйдет много времени.  

   В компании нас уверили, что, несмотря на существующую конкуренцию, предприятие стабильно развивается. В частности, количество заказов в прошлом году уменьшилось, однако выход из положения все-таки был найден за счет расширения номенклатуры. Так что обновление парка происходит. Что касается «Ленкомтеха», то их основная продукция – это тракторные прицепы и вакуумное оборудование. Тракторные прицепы используются коммунальными службами для вывоза жидких бытовых отходов, уборки улиц и полива газонов и зеленых насаждений. Основные потребители – коммунальные службы. Однако в последнее время на подобные предприятия стали обращаться сельхозпроизводители.

    Как и принято в современных производствах, на предприятиях стараются ориентироваться на интересы конкретных заказчиков.

   Теперь о комплектующих. Как правило, они как импортного, так и отечественного производства. Из-за границы привозят оси, колеса, насосы (европейские производители), российское – сырье, из которого делаются комплектующие. Например, металл для производства рамы и цистерны.   Другими словами, зарубежные производители снабжают нас узлами, которые требуют особой надежности.

   В России коммунальной техники производят сравнительно немного, и среди предприятий данного профиля серьезная конкуренция не наблюдается. Нет давления и со стороны китайского бизнеса. Это можно сказать и о западных поставщиках, поскольку их цены несопоставимы с российскими. Коммунальные службы, как известно, финансируются недостаточно, поэтому о серьезных закупках импортной техники говорить не приходится – они носят локальный характер.

   О кризисе рынка коммунальной техники тоже говорить нельзя: падение закупок – свидетельство недостаточного финансирования государством муниципальных коммунальных служб. У них урезаны бюджеты, и производители техники это ощутили на себе.  Однако в сегодняшней ситуации есть и свои положительные стороны: в связи с курсом рубля в Россию все чаще стали обращаться иностранные клиенты: покупать у нас выгодно.  Нельзя сказать, что данное явление носит массовый характер, но о появлении тенденции судить уже можно.

                                 Завод о времени и о себе (Арзамасский завод коммунального машиностроения)

Рынок коммунальной техники находится в фазе «стабильной зрелости».

Развитие потребительской активности обуславливается факторами:

1.    Устаревание парка. Практически каждая вторая машина на данный момент является старой, потребность компаний в коммунальной технике крайне высокая

2.      Отложенный спрос, который образовался  в 2015-2016 гг в связи с кризисом, может достигать 30% емкости рынка

3.    Государственные программы стимулирования развития отрасли – Государственная программа льготного лизинга, программа утилизации, Программа импортозамещения в автомобилестроении, подпрограмма «Автомобильные дороги», Программа стимулирования закупки и переоборудования техники на компримированного природного газа (КПГ, метан) в качестве моторного топлива, введение регионального оператора ЖКХ,  и .т.д

ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» является лидером по продажам техники для ВКХ – илососных и вакуумных машин, а также мусоровозов с боковой и задней загрузкой.

Набирают популярность мусоровозы с задней загрузкой с большим коэффициентом прессования по сравнению с боковой загрузкой, а значит, более эффективные. Необходимость перевозки крупно-габаритного мусора привела к распространению мусоровозов с задней загрузкой с портальным захватом для разгрузки контейнеров – лодочек до 8м3.

Небывалый объем КДМ на базе самосвалов КАМАЗ 65115, КАМАЗ 6520.

Прорыв в малотоннажной коммунальной технике – значимый объем производства приходится на технику на шасси Газон NEXT (мусоровозы с задней загрузкой, КДМ).

Усовершенствование технологических характеристик продукции и технологий производства необходимо для создание качественного продукта, отвечающего потребностям клиента.

К таким характеристикам в ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» относятся:

-усовершенствование окраски кузова техники, применение дробеструйной обработки для долговечной работы оборудования, 

-современные комплексы плазменной и лазерной резки металла

-роботизированные сварочные комплексы и т.д.

К основным, традиционным заказчикам  ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» относятся предприятия ЖК, Благоустройства, Водоканалы, коммерческие организации, сфера деятельности которых является обслуживание ЖКХ.

Среди крупных заказчиков в последнее время можно выделить аэропорты, торговые центры, крупные предприятия, МВД и армия.

   ОАО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» производит широкий ассортимент техники для городского и коммунального хозяйства:

Мусоровозы: с задней и боковой загрузкой, контейнеровозы

Машины для водно-канализационного хозяйства: вакуумные, илососные, каналопромывочные, комбинированные машины

Машины для содержания дорог: комбинированные дорожные машины для городского и магистрального использования.

 Комплектующие отечественные, но гидравлика импортная, достойной замены на российском рынке пока нет. 

Насосное оборудование как отечественного, так и импортного производства.

   Итак, можно подвести некоторые итоги.  Ситуация на рынке коммунальной техники зависит от того, как складываются взаимосвязи между производителем и потребителем.  Рыночные отношения требуют гибкости, умения находить места приложения как знаний и умений, хотя, конечно,  государство не должно оставаться в стороне от участников рыночного процесса. Без регулятора все-таки нельзя.

 

Георгий Жаркой

Голосовать (0)

 

Размещение своей статьи
Разместить объявление Объявления
Поиск:
Рубрики:
Подрубрики:
Тип объявления:
Цена: Техника:
Город:
Рубрика: Дороги Транспортно-логистический форум: решения для весового контроля ТС Санкт-Петербург
 15.11.2017 года ГК «Невские весы» приняла участие в Транспортно-логистическом форуме, организованном Торгово-промышленной палатой Нижегородской области.

 

 

Телефон: 8-800-775-84-02

E-mail: y.zalmina@vesservice.com

Название организации: ГК "Невские весы"

Ссылка на сайт: www.vesservice.com

Рубрика: Логистика и инфраструктура / Тип объявления: Продажа Очиститель крыш прицепов/кузовов от снега

Преимущества данного устройства: -Сокращает расходы на топливо; -Уменьшает время простоя автопарка; -Предотвращает травмы сотрудников; -Уменьшает риск повреждение прицепа; -Сокращает риск повреждения других транспортных средств ;
Тип размещения: продажа

 

Телефон: 8-927-636-80-90 / 8-919-614-40-80

E-mail: scraper.co@protonmail.com

Название организации: Scraper.co

Ссылка на сайт:

Рубрика: Услуги ремонта и техобслуживания / Тип объявления: Продажа Находим клиентов за % от заказов (оборудование и услуги по ремонту) Москва

Занимаемся привлечением клиентов по всей России и СНГ за % от заказов. Готовы обсудить возможность сотрудничества с Вами. Работаем с направлением: Услуги по ремонту, обслуживанию, модернизации оборудования (включая продажу запчастей и расходников)

 

Телефон: 8-927-255-55-81

E-mail: alexdudin@bk.ru

Название организации: ИП Дудин Александр Леонидович

Ссылка на сайт: www.alexdudin.ru

Рубрика: Комплектующие / Тип объявления: Продажа / Техника: Новая Уплотнение CIFA IGM 02859 Волгоград

 Предлагаем к продаже Уплотнение CIFA IGM 02859 и другие запчасти для бетононасосов.

 

Телефон: +79385010050

E-mail: 9385010050@mail.ru

Название организации: Иван

Ссылка на сайт: http://specavto01.com/vsya-spectexnika.html

Рубрика: Запчасти, комплектующие / Тип объявления: Продажа / Техника: Новая Продаём запчасти, узлы и агрегаты на ДЗ-98 и Б10 Челябинск

Все виды запчастей. Рабочее оборудование, Системы двигателя, Ходовая часть, Трансмиссии, Отвалы, Гидроциллиндры, Кабины, Рулевая колонка и т.д. Оперативная отгрузка в любой регион. Цена договорная.

 

Телефон: +7(351)7299039

E-mail: mils555@yandex.ru

Название организации: АРТХИМ

Ссылка на сайт: www.arthim.ru

Рубрика: Экскаваторы-погрузчики / Тип объявления: Аренда / Техника: Б/У Услуги аренды экскаватора-погрузчика JCB 3CX/ гидромолот Москва

Гидромолот, узкие задние ковши (600,400,300), зуб-рыхлитель.Земляные работы с нулевого цикла.Рытье котлованов под фундамент.

 

Телефон: +79161095720

E-mail: atlant.zzz@mail.ru

Название организации: Атлант

Ссылка на сайт: http://www.excavator-ramenskoe.ru

Рубрика: Бурение / Тип объявления: Продажа / Техника: Б/У Мобильная буровая установка МБУ-125 МЗКТ-7003-011

2007 г.в. Работала только на КРС. С 2014 не эксплуатировалась. Нужен ремонт ле   едки, угл редуктора, тали. 45 млн. руб. вкл НДС. Разумный торг. Самовывоз Новый Уренгой. 8 (922) 283-22-85 Илья; 8 (916) 661-16-66 Мурад; 8 (922) 052-92-32 Марина.

Город Новый Уренгой

 

Телефон: 89222832285

E-mail: jamal-gr@bk.ru

Название организации: ЯмалГазРемонт ООО

Ссылка на сайт: http://yamal-gr.ru/

Рубрика: Прицепы и полуприцепы / Тип объявления: Продажа Прицепная техника Челябинск

Изготовление прицепов/полуприцепов под заказ. Техника отвечает действующим требованиям ГОСТ, правилам и нормам ГИБДД. Заводская гарантия 2 года. Скидки Срок изготовления от 7 дней.

 

Телефон: +7-982-271-2054

E-mail: sales9@texoms.ru

Название организации: Технодом

Ссылка на сайт:

Рубрика: Запчасти, комплектующие / Тип объявления: Продажа Оригинальные комплектующие и запчасти Сlaas, John Deere, New Holland, Case, Lemken, Amazone Краснодар

Компания «Абн» является поставщиком запасных част ей и расходников для сельхозтехники Claas, John Deere, New Holland, Case, Lemken, Amazone.

 

Телефон: 89892664888

E-mail: abn.1585@mail.ru

Название организации: ООО АБН

Ссылка на сайт: oooabn.ru

Рубрика: Запчасти, комплектующие / Тип объявления: Продажа Фильтры New Holland, John Deere, CLAAS, Case, Lemken, Amazone Краснодар

В наличии и под заказ рекомендуемые наборы оригинальных и не оригинальных запчастей, расходных материалов, инструментов.

 

Телефон: 89892664888

E-mail: abn.1585@mail.ru

Название организации: ООО АБН

Ссылка на сайт: oooabn.ru