Коммунальная техника: дорога от производителя к потребителю

Российская Федерация не может пожаловаться на проблемы, связанные с производством и реализацией коммунальной техники. Имеются предприятия, которые занимают устойчивое место на рынке. Однако часто можно видеть на улицах наших городов технику импортного производства. С чем это связано? Редакция решила выяснить: каково положение на российском рынке со спросом на отечественные коммунальные машины? Как живется нашему производителю, и является ли его продукция востребованной?

 

Рынок новой коммунальной техники, итоги 2016 года (информация предоставлена агентством Russian Automotive Market Research)

 

За 12 месяцев 2016 г. российский рынок новой коммунальной техники сократился на 10,87% и составил 2,3 тыс. ед.

Лидером в 2016 г. остался сегмент дорожных комбинированных машин, несмотря на заметное снижение продаж (– 23,75%). Кроме того, в первую тройку вошли мусоровозы, продемонстрировавшие положительную динамику продаж, и вакуумные машины, напротив, сократившие продажи. Следует также отметить более чем двукратное увеличение спроса на поливомоечные и уборочные машины, объемы продаж которых вместе с тем остались незначительными.

 Первенство в 2016 г., несмотря на снижение спроса, осталось у техники KAMAZ, незначительно
сократившей долю до 71,26% на фоне отрицательной динамики продаж. Также в TOP-3 вошли бренды GAZ и MAZ, которые, в отличие от лидера, увеличили доли. В рейтинге по моделям первое место, как и годом ранее, принадлежало KAMAZ-65115, нарастившему долю до 28,99%, несмотря на снижение продаж. Максимальный прирост отмечался по модели GAZ GAZON NEXT (+242,86%), продажи которой также остались незначительными.

Первенство в 2016 г. сохранила техника с надстройками Арзамасского завода коммунального машиностроения, вместе с тем сократившая долю до 19,8% на фоне заметного снижения продаж. На втором месте оказалась техника с надстройками Завода комплексных дорожных машин им. М.И. Калинина, годом ранее не входившая в TOP-3. Кроме того, на третье место опустилась техника с надстройками Мценского завода коммунального машиностроения. В 2016 г. Из TOP-3 выбыла техника с надстройками «Меркатор Калуга» за счет более чем двукратного сокращения продаж и доли.

Как и годом ранее, техника российских брендов доминирует на рынке: ее доля выросла до 87,07%, несмотря на заметное снижение продаж.

Структура рынка новой коммунальной техники

Новые

2015 (январь-декабрь)

2016 (январь-декабрь)

Прирост/
 убыль
в количестве, %

Прирост/
 убыль
в доле, %

Количество, шт.

Доля, %

Количество, шт.

Доля, %

Дорожная комбинированная

1 444

55,28

1 101

47,30

       -23,75

-7,98

Мусоровоз

617

23,62

696

29,90

       12,80

6,28

Вакуумная (Илососная)

420

16,08

323

13,87

       -23,10

-2,21

Поливомоечная

55

2,11

115

4,94

        109,09

2,83

Уборочная

28

1,07

58

2,49 

       107,14

1,42

Каналопромывочная

48

1,84

35

1,50

       -27,08

-0,34

Всего коммунальной техники

2 612

100,00

2 328

100,00       

        -10,87

0,00

Источник: Russian Automotive Market Research

Источник: Russian Automotive Market Research

 

Структура рынка новой коммунальной техники, ТОР-10 брендов

 

 

Источник: Russian Automotive Market Research

 

Структура рынка новой коммунальной техники, ТОР-10 производителей надстроек

 

Источник: Russian Automotive Market Research

 

Структура рынка новой коммунальной техники по происхождению бренда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Russian Automotive Market Research

 

   В 2017 г. ожидается рост продаж новой коммунальной техники, что обусловлено возможным восстановлением в российской экономике тенденции роста, стабилизацией мировых цен на нефть (согласно базовому сценарию, средняя цена на нефть марки URALS может достигнуть отметки в 49,00 доллара за баррель), положительным эффектом от продаж коммунальной техники по программам обновления автопарка, льготного автомобильного лизинга и программам по переводу техники для ЖКХ на газомоторное топливо, отложенным спросом кризисных лет.

 

 

 

Прогноз рынка новой коммунальной техники до 2022 г., тыс. шт.

 

Источник: Russian Automotive Market Research

                       

                                   Плюсы и минусы

   Если обратиться к другим источникам информации, то некоторые агентства констатируют факт: конкуренции между российскими производителями коммунальной техники не существует. Российские предприятия больше озабочены другим: как противостоять потоку импортной продукции, которая давно заполнила наш рынок. Статистика свидетельствует не в пользу россиян: отечественные агрегаты затратны в эксплуатации (амортизация, стоимость запасных частей, техническое обслуживание, текущий ремонт и другие расходы). Но этого мало: городские коммунальные службы ориентируются на импорт, поскольку наши машины тяжелее зарубежных аналогов, у них выше эксплуатационные затраты, небольшая рабочая мощность и общая производительность труда. Кроме того, ресурс до момента списания, например, дорожно-уборочных машин на 30 % ниже, чем у иностранной техники. И еще: стоимость зарубежной техники компенсируется низким расходом топлива. Поэтому, как правило, коммунальные службы готовы покупать за границей даже технику, бывшую в употреблении, предпочитая ее новым российским образцам. Однако российские производители коммунальной техники эту картину видят несколько иначе, но об этом речь пойдет ниже.

   Тем не менее, доступность спецтехники – главное условие содержания дорог и поддержки чистоты городских улиц. И это условие никто не отменял и не отменит. Однако, и это констатируют аналитики, одна из существенных проблем, которые есть у эксплуатационных предприятий, – ограниченность технопарка, его моральный и технический износ. И это не удивительно, поскольку содержание и обслуживание уборочной техники требуют немалых вложений и расходов.

   К числу самых востребованных относится следующая спецтехника: автовышка, ассенизаторская машина, илосос, мусоровоз, поливомоечные машины, мини-погрузчики, уборочные машины, прицепные уборочные машины, подметательная техника, снегоуборочные машины. В Российской Федерации, несмотря на существующие проблемы экономического характера, предприятия продолжают работу над выпуском новой и совершенствованием уже существующей продуктовой линейки. Например, усовершенствованные модели вакуумных комбинированных автомобилей, тротуарных машин и т.д.

 

                                               Городские улицы

   В городских администрациях ситуация с коммунальной техникой примерно одинакова. Например, в Екатеринбурге парк коммунальной техники достаточно большой, примерно около 300 единиц, преимущественно отечественного производства, в том числе технологические агрегаты – большие вакуумные дорожные пылесосы. Владимир Капустин, заместитель председателя комитета благоустройства Администрации Екатеринбурга, утверждает, что это оборудование импортное, но оно смонтировано на шасси КамАЗа, и по факту российской сборки, то есть считается отечественным.  Конечно, тротуарная техника – «Джонсоны» – импортные, аналог в России – это производство Машиностроительного завода имени Калинина. Нужно подчеркнуть, что на предприятии только в последнее время выпустили обновленную машину. Что касается администрации Екатеринбурга, то в последний раз в ее распоряжение коммунальная техника поступала в 2012 году.  Российская техника по технологиям более ремонтопригодна в наших условиях, но стоимость единицы нашей техники на базе КамАЗа дешевле, чем импортные аналоги. В городе работают китайские погрузчики, их приобрели в 2008 году, и они успешно эксплуатируются до сих пор.

   Что касается обновления парка, то оно зависит от суммы поступающего финансирования. И в администрации города стараются каждый год что-нибудь приобретать для нужд коммунальных служб. Но денег выделяется не слишком много. Что касается крупной закупки, то она, как говорилось выше, случилась уже в далеком 2012 году. А ежегодно парк обновляется только по одной единице техники. В прошлом году приобрели в каждое из предприятий семи районов города по трактору «Беларусь», а также фрезы дорожные. И в других городах примерно такая же ситуация.

    Как же тогда развиваться коммунальной технике? Купить крупные партии могут себе позволить только большие коммерческие предприятия, на что не могут пойти муниципалитеты – все сталкиваются со сложностями финансирования. Коммерческие фирмы заключают договоры с властями и работают на подряде. Что касается столицы Урала, то основной объем уборки приходится на муниципальные учреждения, а в Челябинске, например, – на коммерческие структуры. «В Екатеринбурге просто нет такой большой коммерческой организации, которая смогла бы справиться с проблемой уборки в полном объеме. Мы приглашаем – после торгов – на уборку в основном тротуаров, но остается и ручной труд, который никакими машинами не компенсируешь. Еще одна цель торгов – предоставление дополнительной техники, в основном самосвалов – для вывоза снега. Иметь собственный автопарк не имеет смысла», – констатирует Владимир Капустин.

   В процессе эксплуатации техника ломается. Рабочий ресурс рассчитан на семь лет, и ремонт закладывается в финансирование. И хотя бы в этом отношении коммунальщики могут чувствовать себя увереннее.

   В администрацию города приходит много коммерческих предложений по покупке техники, особенно в весенний период. Но города действуют в рамках существующего финансирования. Городские власти собирают информацию от обслуживающих организаций, что им требуется, обобщают и формируют перечень техники, которую нужно приобрести.

   Самая распространенная техника, что работает на улицах города, – комбинированная дорожная техника, летом – поливальные и подметальные машины, грейдеры, трактора «Беларусь», вакуумная техника, прицепные механизмы для сбора мусора (импортные).

   Рынок современных коммунальных машин находится в неважном состоянии: желание у городских коммунальщиков купить технику есть, но денег не выделяется, несмотря на то, что российские машины значительно дешевле импортных. Однако ситуация меняется в связи со скачками доллара. Исходя из этих колебаний, и стоимость меняется.

 

                                               Производственные проблемы

    Чтобы выяснить ситуацию на заводах-производителях, редакция журнала обратилась к заместителю генерального директора ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина» по гражданской продукции Михаилу Фамильцеву. Оказалось, что машиностроители разрабатывают и готовят к производству примерно одну машину в два года. Но существует и проблема: для российской коммунальной техники негде взять двигатель. На предприятии используют двигатель с УАЗа, но он предназначен для машин совершенно иной категории, а коммунальная техника должна работать на определенных оборотах и с определенной мощностью – у нее иные показатели. Приходится заниматься переработкой блока управления и программного обеспечения. Кроме того, наша техника небольшая по размеру и делается на определенном шасси. Конечно, если взять большую дорожную технику – то это другой вопрос: можно использовать шасси КамАЗа, «повесить» бункер, и машина может пылесосить.  И такая ситуация складывается во всем мире примерно одинаково: одну технику можно сделать быстрее, другую – дольше. Если говорить о российских машинах, то это название к ним применимо с большой натяжкой. Возьмем большие машины. Основные поставщики берут шасси КамАЗа, ставят импортный бункер – вот и получилась «отечественная» машина.  Однако стоимость КамАЗа дороже стоимости бункера. Чтобы разработать собственную технику, нужно учитывать многие особенности: в России нет, как уже говорилось, двигателей для небольших машин.  И это касается тех же погрузчиков.  «К примеру, нужен маленький дизель до 50 лошадиных сил – но их в российском производстве нет. Их когда-то выпускали во Владимире – на воздушном охлаждении. Если их начать делать

Похожие записи

Оставить комментарий